Курсовая с практикой на тему Обучение математике в ДОУ как целенаправленный процесс
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретическое
обоснование проблемы обучения математике в ДОУ.. 6
1.1 Характеристика
процессов овладения математическими навыками у детей дошкольного возраста. 6
1.2 Формы организации
работы по обучению математике дошкольников. 8
1.3 Дидактическая игра
как средство развития математических представлений у детей дошкольного
возраста. 11
Выводы по главе. 15
Глава 2. Эмпирическое
исследование по развитию математических способностей детей старшего
дошкольного возраста. 17
2.1 Методы и организация
исследования. 17
2.2 Анализ результатов
диагностического обследования. 19
2.3 Методические
рекомендации по использованию дидактических игр в процессе обучения математике
детей дошкольного возраста. 23
Выводы по главе. 28
Заключение. 29
Список литературы. 31
Введение:
В первые семь лет жизни дети учатся многому. За это
время дети получают огромное количество информации. Свой кругозор они расширяют
благодаря своей усидчивости. Развитие детей 3-7 лет очень важно для получения
навыков последующей долгосрочной учебы.
Для любого ребенка большое значение имеет обучение
математике. Это обусловлено тем, что в период развития информационных
технологий, дети получают огромное количество новостей. Они хотят как можно
быстрее узнать больше всего нового. Развитие современных детей дошкольного
возраста происходит намного быстрее, чем несколько десятилетий назад.
Задача математики состоит в организации правильности
рассуждения, развитие логического мышления, сообразительности, то есть умения
сделать элементарные выводы, грамотно учиться разговаривать. Сначала
ребенок учиться считать до 10, умение делить предметы на одинаковое
количество. Для этого очень хорошо подойдет наглядный материал. К нему
относятся: кубики различных форм, емкости для жидкости и многое другое, что
способствует развитию ребенка в разных областях познания. Так же огромное
значение для математического развития имеет использование различных игр.
В процессе НОД математика рассматривается
не только как точная наука, но и как воспитательная. Воспитатель учит
дошкольников терпению, правильно выражать свои мысли, аккуратность.
Развитие детей дошкольного возраста проходит не
только в стенах дошкольного учреждения, оно проходит в свободной
деятельности и на других занятиях, в виде игр. Это очень хорошо
способствует закреплению материала, данного на занятии. Например, на уроках рисования и труда, дети
укрепляют знания о геометрических фигурах, количестве и величине предметов,
порядковый счет — на уроках музыки и физкультуры, во время соревнований. Для
каждой группы различного возраста существует определенный материал для
обучения.
Целью нашей работы является изучение процесса
обучения математике в дошкольном учреждении как целенаправленный процесс. Объектом
нашего исследования является процесс обучения математике в дошкольном
учреждении.
Предметом
нашего исследования являются математические представления детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить характеристику овладения математическими навыками детьми
дошкольного возраста.
2.
Раскрыть формы организации работы по обучению математике дошкольников. 3. Рассмотреть дидактическую игру как средство развития математических
способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести экспериментальное исследование процесса овладения
математическими навыкам детьми дошкольного возраста.
5. На основании теоретического анализа и проведенного эксперимента
предложить методические рекомендации по использованию дидактических игр при
обучении математике в ДОУ.
Методологической
основой нашей работы являются основные положения, разработанные классиками
русской и советской педагогики К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и
также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах А.П.Усовой,
Е.И.Радиной, З.М. Богуславской, А.И.Сорокиной.
Для решения поставленных цели и задач нами были
использованы следующие методы работы: теоретический и практический анализ и
синтез, обобщение и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной
литературы.
Новизна работы заключается в следующих
позициях:
– анализ и обобщение отечественных и зарубежных
работ последнего
десятилетия по вопросам математического
развития дошкольников;
– проведение исследования по теме и определение
рекомендаций по работе с детьми дошкольного возраста.
Практическая
значимость: данная работа, результаты исследования, предложенные рекомендации
предназначены для математического развития детей дошкольного возраста. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, изучив
литературу по теме нашей работы, мы выяснили, что
в дошкольном возрасте закладываются
основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой
сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного
обучения.
К
тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом
ума. И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор
интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и
творческих способностей.
Самое
главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны
проходить в увлекательной игровой форме.
Повысить эффективность усвоения ребёнком
математических знаний из этой области помогут задания, активно развивающие
логику, т.е. задания, носящие логико-конструктивный характер.
Развитие логического мышления у ребёнка предполагает
заботу о формировании умений по пониманию и прослеживанию причинно-
следственных связей того или иного явления.
Существует огромное количество игр и заданий для
дошкольников, которые призваны помочь упражняться в этих умениях.
Одними из таких игр являются дидактические игры для
детей дошкольного возраста.
Во второй главе нашей работы мы осуществили
эмпирическое изучение математических способностей у детей старшего дошкольного
возраста.
После
проведения исследования уровня развития математических способностей у детей
старшего дошкольного возраста мы выяснили, что большинство детей имеют высокий
уровень развития математических навыков и умений. Данные дети оперируют
практическими действиями (способами познания) свойств и отношений как отдельных
предметов, так и групп по форме, величине, количеству, массе.
Некоторая часть детей получила результаты,
характеризующие средний уровень умений и навыков. Это проявилось в том, что
детям требовалась подсказка педагога, или же дети выполняли задание верно, но
объяснить ловами вои действия, связи, выводы не могли.
Несколько человек показали низкий уровень в одном из
заданий, это проявилось в наличии большого количества ошибок, непонимании сути
задания.
Исходя из полученных результатов, мы можем сказать,
что педагогу следует проводить определенную работу по повышению
результативности обучения, а именно использовать различные методы обучения
воспитания, расширять материал, который дается детям, обогащать его.
В пункте
2.3 мы представили методические рекомендации по использованию дидактических игр
для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретическое обоснование проблемы обучения математике в ДОУ 1.1 Характеристика
процессов овладения математическими навыками у детей дошкольного возраста Период
от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего
мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития
ребенка. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно
общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых
специальных знаний и навыков [8, с.47].
Под математическим
развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной
деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических
представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения,
конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации,
аналогии, сериации [10, с. 4].
Математические
навыки сводятся
к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство,
их свойствам отношениям [25, с. 7].
Формирование
математических навыков – это
целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и
способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой, но
и всестороннее развитие личности.
Развитие
дошкольника происходит благодаря его участию в соответствующих возрасту видах
деятельности.
Все
математические представления, доступные ребенку, он извлекает из жизни, в
которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его
вещественным миром. Такие понятия, как форма и величина, время суток и
направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то
время как количественные представления требуют методичного обучения [24, с.98].
По
словам Белошистой А.В. математические способности – это и аналитические, и
дедуктивные, и критические, и прогностические способности. Занимаясь
математикой, ребенок научится обобщать и находить роль частного, в общем.
Научится анализировать разные ситуации и делать выводы. Научится находить
закономерности, грамотно и четко формулировать мысли. Так же разовьёт навыки
планирования, научится просчитывать на несколько шагов вперед. Кроме того,
решая задачи и примеры, мы заставляем наш мозг работать, мыслить в конкретном
направлении, поэтому математику и называют гимнастикой ума [1, с. 67].
Демьянова
Ю.Г. отмечает, что математика отнюдь не сводится к умению складывать, вычитать,
умножать. Это всего лишь маленькая ее составляющая – арифметика.
Математика же гораздо шире. Она включает в себя и способность ориентироваться в
пространстве, и представление о геометрических фигурах, и умение сравнивать,
анализировать, и еще множество других элементов, которые необходимо освоить
ребенку в самом раннем возрасте. И все это совершенно не скучно для малыша,
если подойти к процессу творчески [7, с. 45].