Курсовая с практикой на тему Обучение грамматике на базе системно-деятельностного подхода на среднем этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические положения
системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку. 5
1.1 Системно-деятельностный подход в
образовании. 5
1.2 Системно-деятельностный подход в
обучении иностранному языку. 8
Выводе по главе 1………………………………………………………………………………………12
Глава 2. Методика обучения грамматике
на основе системно-деятельностного подхода 13
2.1 Цели и содержание обучения грамматической стороне речи в основной
школе………………………………………………………………………………………………………..13
2.2 Приемы применения системно-деятельностного подхода на уроках
английского языка. 17
2.3 Анализ УМК “Spotlight 7”. 23
Выводе по главе 2……………………………………………………………………………………..27
Заключение. 28
Список
литературы. 30
Приложение………………………………………………………………………………………………33
Введение:
Актуальность темы исследования заключается в
том, что современный учитель иностранного языка должен помочь учащимся овладеть
иноязычными языковыми средствами, важное место среди которых занимает
грамматика. Обучение грамматике английского языка можно назвать одним из
основных условий практического овладения языка. Обучить грамматике нужно так,
чтобы учащиеся действительно понимали суть грамматических явлений. Научить
этому пониманию можно только на практике, то есть в деятельности. Выполнение
учащимися конкретной речевой задачи покажет учителю, понимает ли тот
грамматическое правило, или нет. Но в условиях урока трудно придумать такую
задачу, которая будет выглядеть естественно, и будет мотивировать учащегося
говорить по-английски.
В методике давно
идут поиски эффективных методов обучения учащихся школы грамматике. Есть структурно-функциональный
подход, разработанный А.П. Старковым. Однако при таком подходе недостаточное
внимание уделяется коммуникативным упражнениям. Многие исследователи в своих
работах уделяли и уделяют большое внимание коммуникативной задаче в процессе
обучения. Были разработаны методики обучения грамматике на
функционально-содержательной, коммуникативной основе.
Однако опыт
исследователей показывают, что введение, закрепление и активизация
грамматического материала лишь на коммуникативной основе не обеспечивают
прочных знаний правил. В связи с этим исследователи обратились к когнитивным
методикам. А в конце прошлого века появились другие подходы.
Системно-деятельностный подход в настоящее время стал одним из самых
признанных. В частности, на его основе построены стандарты обучения ФГОС.
Объектом данного исследования является процесс
обучения грамматической стороне речи в основной школе.
Предмет исследования составляет методика обучения
грамматике английского языка на основе системно-деятельностного подхода в
средней общеобразовательной школе.
Цель исследования состоит в подборе
приемов обучения грамматике английского языка в средней общеобразовательной
школе на основе системно-деятельностного подхода.
Задачи исследования:
1) рассмотреть системно-деятельностный подход в обучении
иностранному языку;
2)
выявить цель и задачи обучения грамматической стороне речи в основной школе;
3)
рассмотреть приемы применения системно-деятельностного подхода на уроках
английского языка;
4)
провести анализ УМК по английскому языку для 7 класса основной школы;
5)
разработать технологическую карту урока для 7 класса с использованием
системно-деятельностного подхода.
Для решения
поставленных задач были использованы следующие методы исследования: метод обобщения результатов исследований в
области изучения проблемы обучения грамматике; метод теоретического анализа;
изучение опыта преподавания грамматики.
Практическая значимость работы заключается в подборе
приемов обучения грамматике английского языка в средней общеобразовательной
школе на основе системно-деятельностного подхода.
Структура работы. Работа включает
введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Заключение:
Системно-деятельностный
подход к результатам образования означает, что изменяется представление о
содержании образования. Содержание обучения дополняется организацией учебной
деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в
осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения
новыми знаниями. Учащиеся должны понимать, зачем и для чего они изучают
какую-либо тему.
Системно-деятельностный
подход в изучении иностранного языка связан с важность формирования у учащихся
общеобразовательной школы коммуникативной компетентности. Научить английскому
языку – это значит научить говорить и писать на нем, а также слушать и читать.
Обучить видам речевой деятельности можно только за счет вовлечения учащихся в
какую-то деятельность, чтобы английский язык из предмета превратился в средство
решения жизненной задачи. Одним из условий реализации системно-деятельностного
подхода можно назвать направленность урока на понимание грамматического
материала, а не на его запоминание. Проверить понимание грамматических явлений
можно только в деятельности.
Обучение грамматике –
обязательная часть обучения иностранному языку, так как без знания
грамматических правил невозможно составить ни одного связного высказывания.
Знание грамматики состоит из знания морфологии и синтаксиса. Знание морфологии
позволяет менять форму слова (ставить глагол в прошедшее время, ставить
существительное в форму множественного числа и т.д.). Синтаксис отвечает за
строй предложения. Зная грамматические правила, учащиеся смогут строить
предложения, в том числе сложносочиненные и сложноподчиненные, говорить о
прошлом и будущем, точно выражать свои мысли. Этапами работы над грамматикой
является ознакомление, объяснение, отработка и закрепление. Фактически, всю
информацию о грамматике учащиеся могут легко найти в интернете, поэтому задача
современного учителя не в том, чтобы объяснить материал, а в том, чтобы
мотивировать ученика к речевой деятельности на иностранном языке, для этого
нужны новые приемы работы.
Системно-деятельностный
подход означает использование приемов работы, которые связаны с
самостоятельностью и активность учащихся. Приемы применения такого подхода –
это дискуссии, групповая работа, использование картин, использование
аутентичных материалов, ролевые игры, квесты, создание комиксов.
Далее в работе был
проанализирован УМК “Spotlight 7”. УМК состоит из нескольких частей, в том
числе из учебника и рабочей тетради. В учебнике 7 класса изучаются, прежде
всего, видовременные формы английских глаголов, хотя есть и другие правили английской
грамматики. Весь грамматический материал сначала объясняется на примерах, затем
закрепляется в упражнениях и заданиях. Полученные грамматические знания потом
используются при чтении текстов, аудировании, в говорении. В целом, УМК “Spotlight
7” позволяет учащимся изучить грамматику английского языка, но для
совершенствования работы учителя можно добавлять в работу и другие приемы,
которые заставят учащихся творчески использовать грамматические правила
английского языка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические положения системно-деятельностного
подхода в обучении иностранному языку
1.1 Системно-деятельностный подход в
образовании
Понятие
системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого
рода понятие. «Деятельность» – это система, которая нацелена на результат. Результат
может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. В
деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности
развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности [Щедровицкий
2016].
Развитие представлений о
категории деятельности дало импульс для возникновения в российском образовании
так называемого «развивающего обучения». В результате возникли теория
поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теория проблемного
обучения А.М. Матюшкина, теория учебной деятельности В.В. Давыдова и
многие-многие другие.
Деятельностный подход
послужил методологической основой многих технологий обучения, разработанных в
1980-1990-х гг. Это проблемное обучение, развивающее обучение,
дифференцированное обучение, концентрированное обучение, модульное обучение,
дидактическая игра, активное (контекстное) обучение. «Общим для всех этих
технологий является то, что они делают акцент не столько на освоении
обучающимся отвлеченных знаний, сколько на овладении при этом ориентировочными
основами деятельности» [Тоистева 2013: 199].
Далее на базе этого
подхода возник системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход
отличается тем, что имеет методологическую версию, которую стали называть общей
теорией деятельности [Петерсон, Кубышева 2016].
Системно-деятельностный
подход был положен разработчиками в основу образовательных стандартов общего
образования второго поколения. В предложенной ими трактовке этот подход
постулирует в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе
освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не
только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих
инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития
личности, обретения социального опыта [Хуторской 2012].
Учитель сегодня перестает
быть транслятором знаний, он становится наставником, помощником ученика в
освоении новых знаний. Работа ученика и учителя – это совместная деятельность, в
этом и заключается суть системно-деятельностного подхода, который лег в основу
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [ФГОС].