Курсовая с практикой на тему Обучение детей с ОВЗ в условиях школы. (в принципе можно любую тему, на выбор)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы психолого-педагогического сопрововждения школьной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 7
1.1 Понятие об адаптации в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Специфика адаптации первоклассников к школе 13
1.3 Особенности познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 19
Выводы по главе 1 27
Глава 2 Опытно-практическая работа по изучению процесса адаптации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 29
2.1 Методы диагностики уровня адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями 29
2.2 Анализ адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 30
2.3 Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников с умственной отсталостью 33
Выводы по главе 2 33
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 42
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что процесс адаптации ребёнка в образовательном учреждении достаточно труден как в психологическом аспекте, так и в физическом. Адаптацию рассматривают как приспособительную реакцию самоорганизующейся системы к постоянно изменяющимся условиям. Многие психологи утверждают, что психическая адаптация школьника определяется в виде сложного процесса, в ходе которого устанавливаются соответствующие особенности детской личности и окружающей среды в процессе организации деятельности, которая присуще каждому человеку. В результате адаптации происходит удовлетворение насущных потребностей личности, реализуются жизненные цели, при этом обеспечивается соответствие человеческой деятельности и поведения правилам окружающей его среды. Как известно, умственная отсталость способствует нарушению практически всех способностей человека к адаптации, поскольку расстройства функций головного мозга во многом определяет социальное поведение человека.
В отечественной науке выделяют ряд направлений, которые изучают проблемы, взаимосвязанные с школьной адаптацией детей.
Большинство педагогических и социологических исследований рассматривает различные аспекты данной проблемы. В частности, фундаментальные основы развития теории личности раскрыты в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.; понятие «социальная адаптация» рассматривали отечественные учёные Г.А. Гусев, А.В. Петровский, А.А. Налчаджян, зарубежные психологи А. Маслоу, К. Роджерс. Теоретические идеи личностного развития, адаптации и реабилитации раскрыли Л.С. Выготский, И.С. Кон, Л.П. Лазарев, В.С. Мухина и другие. Вопросам адаптации первоклассников к совершенно новым условиям школьного образования в группе ровесников посвящены работы М.М. Безруких, С.А. Беличевой, Л.И. Божович, М.Р. Битяновой, А.Л. Венгера Д.Б. Эльконина и др. В своих трудах Н.Ф. Алиев, С.В. Гаврилин, Н.И. Гуткина, И.А. Домашенко и др. были выявлены разнообразные элементы готовности к школе, установлены преемственные черты дошкольного и школьного образования.
Объект исследования: школьная адаптация школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение школьной адаптации школьников с умственной отсталостью.
Цель исследования: выявить условия психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации школьников с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение школьной адаптации младших школьников с умственной отсталостью будет эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: своевременное выявление школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью; снятие тревожности формирование положительной мотивации к учебной деятельности у школьников младших классов с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации учащихся с ограниченными возможностями на примере младших школьников с умственной отсталостью.
2. Раскрыть специфику адатации первоклассников в школе.
3. Рассмотреть особенности познавательного и личностного развития детей начальной школы с умсьвенной отсталостью.
4. Выявить уровень адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Разработать рекомендации для педагога, направленные на психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников с умственной отсталостью.
В процессе работы были использованы методы исследования:
— теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме формирования умений сотрудничества у младших школьников, анализ понятийно — терминологической системы, обобщение;
— эмпирические: наблюдение, анкетирование, изучение педагогического опыта.
Использовались следующие методики: методика по определению проявлений школьной дезадаптации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (авторы: Н.Г. Лусканова); методика по выявлению социально-психологической адаптации детей к школе (автор: Э.М. Александровская);
Также применялись количественного (шкалирование, ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
База исследования: Психолого-педагогический эксперимент был проведён на базе МБОУ … В исследовании была задействована группа из 16 обучающихся 1 класса, возраст испытуемых 7-8 лет
Этапы исследования:
I. Аналитический (… месяц и год). На данном этапе проводилось теоретическое осмысление темы, формировались элементы научного аппарата, разрабатывалась стратегия исследования и его программы, осуществлялся подбор методов и поиск базы исследования.
II. Эмпирический (месяц и год). На втором этапе проводилось изучение особенностей психолого-педагогического сопровожждения учащихся в начальной школе, уровень школьной адаптации младших школьников, а также последующая обработка и анализ результатов.
III. Обобщающий (месяц и год). На завершающем этапе подводились итоги опытно-эмпирического исследования, формулировались выводы и заключения, разрабатывались рекомендации, завершалось литературное оформление курсовой работы.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что исследования могут быть использованы студентами для повышения образовательного уровня при изучении проблемы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей с интеллектуальными нарушениями к школьному обучению.
Работа состоит из введения, двух глав, выводам к главам, заключения, библиографического списка использованных источников литературы и приложений.
Заключение:
Как известно поступление в школу для любого ребёнка является важным и совершенно новым жизненным этапом, в особенности это касается детей, имеющие какие-либо отклонения. Дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно имеющие отклонения в умственной области, очень сложно приспособиться к новым условиям. Приходя в первый класс, школьнику с умственной отсталостью приходится адаптироваться к обстановке, когда он находится вдали от семьи и дома, сталкивается с совершенно новыми, порою незнакомыми для себя видами и формами работы. Кроме этого, ему предстоит познакомиться с ровесниками и научиться общаться с ними, выстраивать взаимоотношения в новом окружении, при этом это необходимо сделать за преимущественно короткое время.
Процесс адаптации у детей с умственной отсталостью очень часто сопровождается психологическими травмами и переживаниями. Порою возможны такие эмоциональные состояния, как различного рода страхи, возникновение тревожности, проявление агрессии, апатии, у таких школьников часто случаются неврозы. По мнению специалистов, период адаптации к школьным условиям у первоклассников, имеющих интеллектуальные нарушения, в целом проходят те же стадии, что и у обычных ровесников. Только аномальные стадии формирования когнитивной сферы у таких детей характеризуют уровень недоразвития всей детской психической системы, а также его личности и адаптационных возможностей.
Статистические данные свидетельствуют о том, что ежегодно происходит рост количества школьников, которые испытывают сложности адаптации к школе. У таких детей возникают трудности в освоении школьной программы. А в отношении школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данная проблема более очевидна, ведь такие дети имеют органическое поражение коры головного мозга, которое приводит к устойчивым нарушениям умственной деятельности, и необходимости создания для них специальных условий для развития, воспитания и обучения.
Поэтому на сегодняшний день остро встаёт проблема эффективной адаптации школьников с умственными нарушениями к образовательной деятельности. Согласно основным идеям Л.С. Выготского, В.Г. Петровой о том, что существуют единые законы, характеризующие нормальное и аномальное развитие, выделяется, что в процессе формирования общения с другими людьми у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действуют те же закономерности, определяющие развитие обычного ребёнка. Однако необходимо отметить, умственные нарушения и определённые характерные черты в поведении и развитии ученика с умственной отсталостью влияют на процесс качественного протекания данного процесса и необходимость соблюдения конкретных мер по специальной организации образовательного процесса.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу была проведена опытно-практическая работа в виде исследования, в которой участвовали младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень школьной мотивации в большинстве случаев низок, или же, школа привлекательна для обучающих с умственной отсталостью за пределами школьной жизни. Трудности адаптации на этапе поступления в школу выражаются: в нежелании посещать образовательное учреждение, низком уровне учебной мотивации, трудностях с усвоением учебного материала.
По результатам исследования были разработаны рекомендации, которые подтврждают выдвинутую нами гипотезу, что психолого-педагогическое сопровождение школьной адаптации младших школьников с умственной отсталостью будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: своевременное выявление школьной дезадаптации у младших школьников с умственной отсталостью; снятие тревожности у младших школьников с умственной отсталостью.
Фрагмент текста работы:
Понятие об адаптации в психолого-педагогической литературе
Изучению адаптации посвящено множество исследований и теоретического (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Г.А. Балл, Ж. Пиаже, Г. Селье, А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн и др.) и практического направления (В.А. Энгельгардт, Н.Г. Кджанян, Б.Д. Парыгин, Л.Г. Почебут, В.А. Чикер и др.).
Адаптация — одна из важнейших научных проблем. Это подтверждает, что еще в 1865 году вопрос об адаптации впервые возник в научном мире. Тогда Г. Аубертом было введено понятие «адаптация», которое стало активно использоваться в литературе. Первоначально под адаптацией понимали изменение чувствительности анализаторов под влиянием адаптации органов чувств к действующим раздражителям [15, с.45]. Это является доказательством того, что к зарождению научной психологии, вопрос об актуальности адаптации изучался ведущими физиологами того времени. И неудивительно, что в результате почти 150-летней истории исследования этот вопрос получил обширное и тщательное изучение. Большинство исследователей адаптации сходятся во мнении, что адаптация — это довольно сложное явление.
Таким образом, адаптация трактуется в широком смысле:
— как процесс адаптации индивидуальных и личностных способностей к жизни и деятельности человека в изменяющихся условиях;
— как активное взаимодействие индивида и среды в зависимости от степени её активности;
— как преобразование среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами индивида, или как преимущества зависимости индивида от среды;
— как изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции, формирования (и восстановления), сохранения динамического равновесия индивида [8; 12; 14].
В то же время широта исследований приобрела такой размах, что сформировались принципиально иные подходы к изучению данного вопроса. Таким образом, недавние теоретические исследования указывают на значительное расхождение во взглядах относительно выделения научных подходов.
С.М. Кулик, проводившая анализ подходов исследования адаптации, выделяет следующие основные подходы: биофизиологические, психологический, информационно-коммуникативный [7, с. 98].
Биолого-физиологический подход. Приспособление и активное поддержание необходимого уровня организма к внутренним и внешним изменениям, возникающим под воздействием биологических, химических, экологических, физиологических (температуре, атмосферном давлении, освещению и др.) факторов.
Психологический подход. Формирование индивидуального стиля деятельности. Диалектическое единство деятельности и социально-психологических отношений субъектов адаптации и социальной среды. Вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и адаптация к ним. Каким образом происходит формирование мыслительных процессов и поведенческих качеств, создающих систему человеческих ценностей и всего коллектива в целом, а также формирование и развитие умений и навыков межличностного общения.
Информационно-коммуникативный подход предполагает структурные преобразования в информационном пространстве с целью достижения оптимального состояния в случае недостатка априорной информации или модернизированных условиях работы. Поиск, восприятие и перерабатывающих ка информации в контактах. Взаимная адаптация психосемантических систем.
Подход В.Д. Кислого очень схож с позицией А.А. Теличкина, который различает три основных направления исследования по проблеме адаптации, каждое из которых лежит в области психофизиологии.