Лексикология (английский язык) Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Обучение аудированию в русле коммуникативной методики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.
Научно-теоретические подходы к обучению аудированию в рамках коммуникативного
подхода
. 5

1.1.
Аудирование как рецептивный вид речевой деятельности
. 5

1.2. Коммуникативная методика при обучении
аудированию.. 7

2. Методика обучения аудированию в русле
коммуникативной методики. 15

2.1. Методология развития навыков аудирования. 15

2.2. Разработка упражнений с использованием
коммуникативной методики в обучении аудированию.. 19

Заключение. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
.. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ. 42

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Новые
политические и социально- экономические реалии, а также вступление России в
Болонский процесс привели к качественно новым взаимоотношениям России со
странами мирового сообщества, расширению и углублению контактов, созданию
совместных предприятий, что, несомненно, повысило статус иностранного языка как
учебного
предмета, вызвало практический интерес к его изучению и способствовало созданию
для этого благоприятных возможностей. В настоящее время знание иностранного
языка является не только атрибутом культурного развития человека, но и
немаловажным условием его успешной деятельности в самых разных сферах
производства.

К тому же, в связи с развитием технических источников информации
обостряется проблема эффективности обучения восприятию и пониманию иноязычной
речи на слух как средству межкультурной коммуникации. В современной методике
доказано, что, предопределяя успешность чтения, говорения и письма, восприятие
и понимание речи на слух является самым сложным видом речевой деятельности,
поскольку характеризуется однократностью предъявления, низкой пропускной
способностью слухового канала и невозможностью изменить темп речи говорящего в
соответствии со скоростью её переработки реципиентом. Недооценка обучения аудированию
может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке учащихся.

Главная цель обучения аудированию – выход в коммуникацию. Слушатель не
только должен понимать звучащую речь, воспроизводить данную речь, но и ответить
на вопросы о том, что он услышал, как он понял прослушанное.

Учёными были изучены проблемы обучения восприятию и пониманию иноязычной
речи на слух: формирование общефункциональных и речевых механизмов (А. И.
Кохановская, Н. С. Харламова), формирование фонетических навыков восприятия
речи на слух (И. Ю. Борозинец) и рецептивных лексических навыков (М. П. Базина,
В. Е. Горбачёв), взаимосвязанное обучение восприятию и пониманию речи на слух и
другим видам речевой деятельности (И. А. Дехерт, Ж.А. Короткевич),
использование зрительно — слуховой наглядности и технических средств обучения
(Г. Ш. Кадырова, Е. П. Москалёв, М. Ю.Новиков).

Отсюда
очевидна важность и актуальность проблемы обучения аудированию в русле
коммуникативной методики.

Объектом исследования выступила методика обучения аудированию.

Предмет исследования — особенности коммуникативной методики в обучении
аудированию на уроках иностранного языка.

Цель исследования — проанализировать роль и значение коммуникативной
методики в обучении аудированию.

Задачи исследования:

1. изучить теоретические подходы к развитию навыков аудирования,

2. определить особенности коммуникативной методики при изучении
иностранного языка,

3. выявить роль и значение коммуникативной методики при обучении
аудированию.

Методы исследования: анализ научных исследований по теме работы,
описание, обобщение, систематизация, классификация, анализ передового
педагогического опыта, проектирование упражнений.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенная
методика может быть положена в основу учебного пособия по обучению аудированию.
Так же различные упражнения и задания с использованием современных технологий
могут быть использованы в практической деятельности учителей в развитии навыков
аудирования.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Таким образом, обучение
аудированию – довольно актуальная проблема в методике преподавания иностранного
языка.

1. Аудирование является сложной рецептивной мыслительно- мнемической
деятельностью, которая связанна с пониманием, восприятием и активной
переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Аудирование
играет важную роль в изучении иностранного языка. Умение слушать является
важным составляющим процесса изучения иностранного языка. Данный навык можно
достигнуть с помощью умения внимательно слушать учителя, одноклассника,
диктора; пытаться удержать в памяти воспринимаемую речь; понять воспринимаемую
звуковую цепь, опираясь на ситуацию, в которой проходит слушание и т.д.

2. Электронный образовательный
ресурс представляет собой образовательный ресурс, представленный в
электронно-цифровой форме и включающий структуру, предметный контент и
метаданные о них. Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать
индивидуально-ориентированный подход к обучению, дифференцировать, создавать
условия для обучения в сотрудничестве, развивать автономию студентов при
изучении иностранных языков. Критерии отбора ЭОР при изучении иностранного
языка включают лингвистическую, культурную сложность материала; Источник
информации; надежность; актуальность; культурогенезис; объективность
информации.

3. Психологические и
педагогические критерии включают набор психолого-педагогических норм и условий,
обеспечивающих оптимальный порядок структурирования образовательной информации
и ее представления с использованием мобильных и компьютерных средств. Основные
психолого-педагогические требования: механизм добровольного привлечения
студентов; механизм работы памяти человека в процессе передачи визуально-аудиторской
информации; особенности человеческой сенсорной системы, ее психофизический тип
и т. д.

4. Подготовка учеников 7-8
классов для успешного проведения прослушивания включает следующие направления
работы: выполнение упражнений на прослушивание и прямое назначение уроков для
занятий, дополнительных занятий и консультаций, которые проводятся еженедельно,
а также в классах с одаренными детьми. В процессе обучения в школе слушание —
это слушание и понимание речи: в классе, сообщения от одноклассников, учителей.
Вне школы слушание и понимание носителей языка, прослушивание радио- и
телевизионных программ и лекции на иностранном языке не исключаются.

Основные этапы:
подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе выполняются
соответствующие упражнения. В качестве учебных упражнений для преодоления
лексических трудностей слушания, грамматики, фонетики.

5. Существует система
упражнений, направленных на обучение аудированию. В составные части обучения
включены следующие компоненты: лингвистические; психологические;
методологические. Чтобы развивать навыки слушания, учителя должны использовать
определенные коммуникационные упражнения, которые могут быть использованы для
приобретения навыков других видов речевой деятельности: речь и письмо.
Осуществление этих упражнений можно использовать для мониторинга и контроля.

Для развития и совершенствования
навыков, развития навыков аудирования предлагаются следующие упражнения для
повышения уровня понимания содержания слушания, творческой обработки
воспринимаемой информации, использования информации, полученной в общении и
других действиях.

Итак, цель данной
работы достигнута, все поставленные задачи решены.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Научно-теоретические подходы к обучению аудированию в рамках коммуникативного
подхода

 

1.1. Аудирование
как рецептивный вид речевой деятельности

 

Аудирование является сложной рецептивной мыслительно- мнемической
деятельностью, которая связанна с пониманием, восприятием и активной
переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении.

Впервые термин «аудирование» был введен в литературу американским
психологом Брауном. А в России этот термин был введен З.А. Кочкиной в статье
«Что такое аудирование?» в 60-х гг. ХХ в. До этого использовался термин
«понимание речи на слух» [8].

По определению
А.Н. Щукиной «аудирование» — это понимание воспринимаемой на слух речи, которая
представляет собой перцептивную, умственную и мнемоническую деятельность,
которая реализуется в процессе выполнения целой системы сложных логических
операций [39]. Перцептивная деятельность осуществляется через восприятие, прием
и восприятие. Когнитивная деятельность осуществляется посредством таких
операций, как: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстракция и
конкретизация. Мнемоническая деятельность осуществляется в результате выявления
и усвоения познавательных признаков, формирования образа, распознавания и
распознавания путем сравнения со стандартом, уже имеющимся в памяти.

Н.Д. Гальскова и
Н.И. Гез считают, что «аудирование» характеризуется как сложная восприимчивая
умственно-мнемоническая деятельность, тесно связанная с восприятием, пониманием
и интенсивной обработкой информации, содержащейся в устном сообщении [7].

Аудирование
является основой общения, с которого начинается формирование ассимиляции
устного общения. Эта основа формируется из способности распознавать слышимые
звуки, преобразовывать их в комбинации, которые имеют семантическую природу,
сохранять их в памяти во время прослушивания, предвосхищать смысл предстоящей
воспринимаемой информации и, в зависимости от ситуации общения, изучать
воспринимаемое звуковое сообщение. Стоит также обратить внимание на тот факт,
что процесс восприятия речи протекает в темпе, характерном для данного языка, с
характерными помехами как речевого, так и неречевого происхождения, и
отличается от родного языка. Овладев навыками аудирования, становится возможным
внимательно слушать поток речи, развивать способность предвидеть это сообщение
и, на этой основе, развивать способность слушать как на иностранных, так и на
родных языках.

Восприятие
иностранной речи является эффективным средством обучения иностранному языку.
Это позволяет усвоить звуковую сторону изучаемого иностранного языка, его
характерные признаки фонетики и интонации, в том числе ритм, стресс и мелодию.
В процессе формирования навыков аудирования усваиваются лексические единицы
изучаемого языка и его грамматическая структура. Понимание значения речи в
процессе общения происходит посредством реализации ряда сложных логических
операций, в том числе: анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения,
абстракции, конкретизации и т.д. [14].

Прослушивание
включает в себя сложный процесс поиска и выбора информативных функций из ряда
возможных. Этот аспект зависит от ассоциативных отношений аудитора, которые
сформировались на основе языкового опыта.

Восприятие речи на слух находится в тесной взаимосвязи с говорением —
выражением мыслей посредством иностранного языка. Говорение и аудирование — два
взаимосвязанных компонента устной речи. Аудирование предполагает не только
восприятие информации, но и подготовку ответной реакции на услышанное во
внутренней речи. Таким образом, оно подготавливает говорение, которое помогает
формировать навык восприятия речи на слух.

В современной методике обучения иностранным языкам подчеркивается
необходимость формирования этого вида речевой деятельности как очень важного
умения, без овладения которым немыслимо общение на языке. Оно должно занимать
важное место уже на начальном этапе обучения иностранному языку. И недооценка аудирования
может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников.

Ученикам следует объяснять, какую роль играет внимательное,
сконцентрированное вслушивание в то, что говорится на иностранном языке, а
также важно разъяснить, как важно соотносить то, что они слышат, с конкретной
ситуацией и с зрительным восприятием этой ситуации. Здесь имеется в виду
предметная наглядность, жесты учителя, мимика и т.д., т.е. все то, что
свойственно пониманию и восприятию речи.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы