Курсовая с практикой на тему Обследование ритмоинтонационной стороны речи у детей с дизартрией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РИТМОИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ.. 5
1.1 Голосовая и
ритмоинтонационная сторона речи. Становление ритмоинтонационной стороны речи в
онтогенезе. 5
1.2
Психолого-педагогическая характеристика дизартрии. Особенности формирования
ритмоинтонационной стороны речи у детей с дизартрией. 13
Вывод по 1 главе. 19
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ
ОБСЛЕДОВАНИЯ РИТМОИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. 19
2.1 Направление
обследования детей с дизартрией. 19
2.2 Анализ методик
обследования интонации у детей с дизартрией. 22
Выводы по 2 главе. 25
Заключение. 26
Список литературы. 27
Введение:
Дизартрия как одно из сложных речевых нарушений
изучается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной литературе.
Научной разработкой проблемы и устранения дизартрии занимались такие авторы
как, Е.Н. Винарская, И.Ю. Левченко, Л.В. Лопатина, Л.М. Мамайчук, Е.М. Мастюкова,
И.И. Панченко, О.Г. Приходько И.И. Шипицына, и др.
Согласно их исследованиям дизартрия определяется как
расстройство произносительной стороны речи, при которой страдает просодическая
сторона речи, ее фонетическое оформление, нарушается фонематический слух.
При дизартрии важно развивать одновременно и
интонационную сторону речи, речевое дыхание и тембр голоса, артикуляционную,
мелкую и общую моторику.
Актуальность нашей работы
заключается в том, что проблема формирования интонационной стороны речи у детей
с дизартрией связана, с тем, что данный компонент очень важен на этапе
формирования общения, так как интонация это основная составляющая устной речи.
Несформированность интонационной выразительности
речи, со временем приводит к вторичным и третичным последствиям. У таких детей
чаще всего наблюдается нарушение чтение и письма, что существенно ухудшает их
обучение в школе.
Объект исследовавния: дети младшего школьного возраста
с дизартрией.
Предмет исследования:
особенности интонационной стороны речи детей младшего школьного возраста с
дизартрией.
Цель исследования: теоретически изучить особенности интонационной стороны
речи детей младшего школьного возраста.
Задачи
работы:
1.Проанализировать психолого-педагогическую,
методическую специальную литературу по данной проблеме изучения интонационной
стороны речи;
2. Изучить существующие методики обследования интонационной
стороны речи у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Методы
исследования:
Теоретические методы: анализ
психолого-педагогической, коррекционной, логопедической и методической
литературы, сравнение, обобщение.
Заключение:
Нами была изучена психолого-педагогическая и методическая
литература по проблеме исследования интонационной стороны речи у детей дошкольного
возраста с дизартрией. В ходе изучения теоретической части было определено, что
у детей с дизартрией нарушена вся просодическая сторона речи.
Изучено, что речь дошкольников с дизартрией интонационно обеднена,
монотонна, невыразительна, так же у таких детей наблюдается нарушение темпа и
ритма речи, они испытывают трудности изменения голоса по силе, высоте, тембру,
у них страдает мелодика речи и логического ударения.
В ходе углубленного
обследования, у детей определяют сформированность или нарушение интонационной
стороны речи.
Если вовремя не выявить это нарушение, то оно может привести и к
более существенным проблемам, таким как нарушение чтения,
нарушение письма, сложность овладением навыкам межличностного взаимодействия, сложность формирования эмоционально-волевых
процессов, расстройства коммуникативной деятельности.
В школе у таких детей возникают определенные трудности одни из них
это пересказ текста, в виду того что интонация у них не развита
они могут потерять смысл текста. Так как многие дети с нарушением дизартрия не
могут уловить смысл текста. Вследствие этого дети неохотно выполняют задания
какого-либо характера. Стараются держаться в стороне. Чаще всего выполнять
задания отказываются.
Таким образом, было определено, что интонационная сторона речи это основное
фонетическое средство оформления речевого высказывания, совокупность
просодических компонентов (тон, интенсивность, логическое ударение,
паузирование, тембр темп, ритм), нарушение просодики
оказывают значительное влияние на речевую активность детей с дизартрией,
отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
РИТМОИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Голосовая и ритмоинтонационная сторона речи. Становление
ритмоинтонационной стороны речи в онтогенезе
Интонационная сторона речи начинает интенсивно
развиваться уже в раннем возрасте и является фундаментом для дальнейшего
речевого развития в дошкольном возрасте. Речевые нарушения мешают в общении с
взрослыми, затормаживают развитие познавательных процессов, отрицательно влияют
на развитие осознанности.
А.Н. Гвоздев утверждает, «что интонации, фразовые
ударения, паузы также важны для фонетической системы русского языка, как
фонемы. Ребенок, усваивая русский язык, должен владеть и этими средствами, в
первую очередь научиться по ним, как по звукам распознавать разные по значению
высказывания других, а также овладеть умением применять их с теми же целями,
т.е. использовать их как фонологические средства языка»[7].
Интонация – непростое явление, которое включает в
себя несколько звуковых элементов. Это тон голоса, интенсивность, тембр голоса,
темп и ритм речи, паузы, логическое ударение.
Тон голоса это эмоциональная, выразительная окраска голоса,
которая содействует выражению в речи говорящего, его чувств, он может быть
различным спокойным, резким, восторженным, дружеским, деловым, повелительным и
т.д. Тон создаётся с помощью увеличения или ослабления силы голоса, паузы,
ускорения или замедления темпа речи.
Модуляция
тона это изменение силы голоса и тембра голоса, изменение акцента, а также
интонации, при этом происходит усиливание выразительности речи, вследствие чего
пополняется содержание речи.
Частота
тона измеряется в Герцах и может варьироваться в обычной разговорной речи для
мужчин в диапазоне от 85 до 200 Гц, а для женщин – от 160 до 340 Гц. Изменение
высоты ведущего тона создает выразительность голоса. Неотъемлемой частью
интонации является мелодика — относительное изменение высоты основного тона
голоса.
Сила
голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний
голосовых складок и измеряются в децибелах. Интенсивность звучания зависит от
напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда
колебания, тем интенсивнее звук. Уровень интенсивности бывает низкий, средний и высокий.
При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением
голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и
изменить тембр. Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.
Главным артикуляционно-акустическим элементом голоса
значится тембр. В отличие от тона голоса, тембр у каждого человека свой.
Тембр – одна из существенных характеристик
качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от
частоты и силы колебаний, характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами,
призвуками.
Тембр голоса образуется
за счет суммарного звучания главного тона и частичных тонов (обертонов).
Голосовые связки при звукообразовании колеблются всей длиной и толщиной, как в
горизонтальном (длина), так и в вертикальном (глубина) направлении.
Темп организует ритмические группы, т.е. показывает
скорость темпа. Состояние человека полностью зависит от темпо-ритмических
связей с процессом высших психических функций, локализованных в центральной
нервной системе. Высшие психические функции отличаются изменчивостью,
активностью, и пластичностью.