Курсовая с практикой на тему Общественные блага и их виды. Спрос и предложения на общественные блага
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения общественных благ и определение спроса и предложения на них 6
1.1. Предметно-сущностное содержание общественного блага и его виды 6
1.2. Методология определения спроса и предложения на общественные блага 12
Глава 2. Динамические характеристики общественных благ в России 16
2.1. Измерение общественного блага в России: показатели и экономическая модель комплексной оценки 16
2.2. Политика перераспределения расходов и динамика общественного блага в России 25
Глава 3. Основные проблемы и пути обеспечения благосостояния общества в Российской Федерации 31
Заключение 37
Библиографический список 40
Введение:
Актуальность темы, обусловлена тем, что повышение общественного благосостояния общества регламентируется, а качестве основной задачи государственной политики, в условиях обострившейся ситуации. Так же обеспечение благосостояния общества является одной из установок Программы развития ООН, Стратегии долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
В современной России существуют две тенденции: увеличение уровня номинального среднедушевого дохода, который сопровождается социальным неравенством, и рост доли населения с доходом, ниже прожиточного минимума.
Теория общественных благ часто используется для обоснования функции государства, а также необходимости налогообложения. В обеих ситуациях применяется аргумент провала рынка. Эта теория является частью длительной дискуссии об экономической эффективности. Хотя слово «провал рынка» использовалось только с 1950-х годов, теоретики указывали на гипотетические функции государственного исправления рыночных недостатков уже во времена Адама Смита, признанного отцом экономики, и даже раньше, во времена Ричарда Кантильона, основателя первого экономического договора. Они упомянули ситуации, когда результат «частных интересов» не будет «общественным благом». Несмотря на заявления о том, что истинная наука должна быть свободна от оценки, они рекомендовали — и за плечами поколений экономистов до сегодняшнего дня — конкретные решения для правительств, которые должны были реализовать мировоззрение, соответствующее их предпочтениям в отношении институциональных решений, которых рынок не мог достичь в соответствии с ними.
Даже самые принципиальные классические либералы обычно склонны утверждать, что теория общественных благ является поддержкой государственной модели в качестве ночного сторожа, предоставляющего такие услуги, как внешняя и внутренняя безопасность. Аргументы в пользу общественного производства общественных благ присутствуют во всех учебниках по микроэкономике, экономике государственного сектора, экономической политике, а иногда это также упоминается в анализе государственных финансов. Тезис о том, что государство должно предоставлять общественные блага, кажется, подтверждается историей: каждое государство — даже минимальное государство — предоставило те самые товары, которые экономисты классифицируют как общественные.
Объектом исследования является общественное благо в контексте современны подходов по его обеспечению.
Предметом исследования является влияние структурных составляющих общественного блага и их системное воздействие на его динамику.
Целью исследования является изучение методологических аспектов особенностей развития и формирования общественного блага, затем на данной основе провести анализ динамики общественного благосостояния в РФ.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
— Охарактеризовать предметно-сущностное содержание общественного блага;
— Определить методологию определения спроса и предложения на общественные блага;
— Измерить благосостояние общества в России;
-Охарактеризовать влияние структурных составляющих общественного благосостояния;
— Оценить уровень общественного состояния через компоненты дохода и потребительских расходов;
— Проанализировать политику перераспределение доходов и динамику общественного благосостояния.
Исследованию проблем общественных благ, спроса и предложения на них были посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученных. Так среди отечественных ученых в данном направлении можно выделить работы следующих: Баженов, С.А., Васильев, В.П. , Васильева, Э.К., Гусаров, В.М., Длугопольский А.В., Елисеева, И.И. Соция, Ефимов Б.А. Амартьян С., Злобина, Г.Ю. , Мироедов, А.А. и др.
Методологической основной послужили анализ литературы в области микроэкономики и экономической теории, а также работы вышеприведенных ученых, статьи, монографии и прочая литература по рассматриваемой теме. Для написания данного курсового проекта были использованы как специальные, так и общие методы исследований.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа расположена на 42 страницах печатного текста, и состоит из введения, трех глава, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, в ходе данного курсового проекта были рассмотрены следующие аспекты:
Общественное благо — чрезвычайно сложное понятие. Его природа изучалась веками как экономистами, так и философами, чьи теории требуют сравнений. Измерение благосостояния в экономическом плане не может состоять только в измерении экономического развития государства, поскольку гарантия высокого качества жизни граждан основана не только на приумножении активов.
Общественное благо — это концепция, которая выражает отношения между экономикой и обществом, а также между деятельностью, направленной на производство богатства и его использованием. Уже в 1934 году лауреат Нобелевской премии С.С. Кузнец обратил внимание конгресса США на то, что «благо нации может иметь слабую связь с национальным доходом». Поэтому на протяжении десятилетий искали альтернативные методы измерения того, что действительно ценно.
Попытки сформулировать определение благополучия показывают появление многочисленных противоречий, и предметом постоянного обсуждения является то, что должно быть включено в законопроект о процветании. Счастье, удовлетворенность жизнью или качество жизни и социальный капитал являются одними из проблем, которые чаще всего появляются в этом контексте. Широкий охват вопросов исследования указывает на то, что существуют серьезные трудности в определении и определении всех показателей и переменных, касающихся благосостояния. Однако различные методы изучения благополучия позволяют выявить проблемы, которые должны стать предметом теоретического анализа, а затем практических действий.
Вопросы социального обеспечения возникли в экономике еще в 17 веке с рождением этой области знаний. С развитием экономической и социальной мысли интерес к этим вопросам начал расти, находя наиболее полное выражение в создании и развитии экономики процветания.
В области экономических наук предпринимаются многочисленные попытки определить уровень благосостояния отдельных стран или регионов, тем не менее определение благосостояния является неточным понятием, а также многомерным и чрезвычайно субъективным явлением. Несмотря на постоянно растущий интерес к понятию благополучия в литературе по предмету, нет однозначного описания, характеризующего эту категорию. Это связано, среди прочего, с его сложностью. Экономика благосостояния является отраслью экономики, занимающейся нормативными вопросами, в частности, тем, как организована экономика. Это теоретическая тенденция, согласно которой в рыночной экономике необходимо вмешиваться в состояние, которое формирует разделение таким образом, чтобы каждый человек мог получить соответствующую долю в процветании. Первым теоретическим трудом в области экономики богатства был А.С. Пигу Богатство и процветание, которые затем были дополнены и расширены в 1920 году и опубликованы под названием
Следует подчеркнуть, что до середины 20-го века качество жизни рассматривалось как социологическая и психологическая категория, однако экономическое развитие стран после Второй мировой войны привело к трактовке концепции благосостояния с экономической точки зрения. Предположения Пигу оказались слишком узкими, чтобы определить рамки социального благополучия. Последовательные поколения экономистов создали новую экономику благосостояния, которая отвергла измеримую концепцию полезности для концепции порядковой полезности и ввела концепцию функции социального обеспечения. Нормативный характер экономики благосостояния сводится к оценке эффективности распределения ресурсов и справедливости распределения товаров между отдельными субъектами хозяйствования.
Несмотря на несомненную популярность и значение этого термина в социальных науках, до сих пор нет единого мнения по поводу определения этого явления. Кроме того, используемые меры часто неадекватны и содержат существенные недостатки. Возможные попытки унифицировать позицию и сформулировать одно согласованное определение вместе с соответствующей методологией измерения, похоже, обречены на провал
Итальянский экономист и социолог В. Парето создал концепцию, называемую эффективностью Парето, включенную в важнейшие концепции экономики, интерпретируя эффективность как ситуацию, в которой положение любого человека не может быть улучшено без влияния на положение кого-то другого. Такие типы распределения ресурсов, в случае которых положение данного блока не может быть улучшено без одновременного ухудшения другого, описываются как эффективные в смысле Парето или оптимальные в смысле Парето6.
Основные теоремы экономики процветания две, охватывающие отношения рынков свободной торговли с эффективностью по Парето. Первый указывает на то, что если экономика конкурентоспособна, то она эффективна в смысле Парето. Вторая теорема, с другой стороны, подчеркивает существование многих вариантов распределения доходов, которые эффективны в смысле Парето. Согласно Парето, любое эффективное распределение может быть достигнуто путем использования децентрализованного рыночного механизма, в котором решения о производстве и потреблении принимаются отдельными субъектами, составляющими экономику.
Развитие человеческого потенциала сейчас является национальным приоритетом. Однако Россия не сможет реализовать свой человеческий потенциал, просто увеличив финансирование образования, здравоохранения и пенсий. Вместо этого, только посредством структурных реформ в этих секторах Россия сможет удовлетворить потребности и вызовы XXI века.
Представляется важным обратить внимание на то, что теория экономики благосостояния была создана в условиях совершенной конкуренции. Однако в случае других рыночных структур существуют совершенно иные зависимости. Таким образом, две тенденции возникли из критики идеи теории процветания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения общественных благ и определение спроса и предложения на них
1.1. Предметно-сущностное содержание общественного блага и его виды
Экономическое развитие страны, как основная цель любой государственной политики, в широком смысле определяется как длительный процесс преобразований в экономике, который охватывает как количественные (экономический рост), так и качественные изменения (социально-экономический прогресс), в результате которых растет благосостояние общества. В условиях социально-экономического прогресса происходит расширение понятия благосостояния общества, к которому кроме экономических характеристик включаются такие факторы благосостояния, которые выходят за пределы потребления благ и услуг, приобретаемых потребителями на рынке. Понятие общественного благосостояния значительно шире экономического, и для его расчета, в первую очередь, нужно уметь оценивать величину экономического благосостояния, а также социального благосостояния домашних хозяйств страны [5].
Вопрос измерения уровня экономического и общественного благосостояния населения страны в течение долгих лет интересовали многих ученых, ведь всесторонне исследовать благосостояние невозможно без разработки практического инструментария оценки его величины. На сегодня до сих пор остаются не решенными некоторые вопросы в рамках проблематики оценки благосостояния нации, решение которых можно объединить в три основные задачи, сейчас стоят перед учеными: очертить показатели, которые целесообразно включать в расчеты общественного благосостояния, определить подходы к измерению величины этих показателей и разработать алгоритмы расчета величин показателей благосостояния.
Общественные блага — товары, характеризующиеся тем, что невозможно исключить их из потребления и в то же время не являются конкурентоспособными по потреблению [1].
Первое условие в определении общественного блага означает, что хороший поставщик не может юридически предотвратить использование блага другими. Второе условие означает, что потребление блага одним человеком не лишает других людей возможности потреблять то же самое, и поэтому без каких-либо последствий блага могут потребляться многими людьми одновременно.
Вышеприведенное определение не является единственным широко используемым [1]. Экономист Пол Самуэльсон, который впервые в 1954 году официально рассмотрел общественные блага в своей статье «Чистая теория государственных расходов», рассматривал товары, которые не только конкурентоспособны в потреблении [1]. Это более широкое определение используется некоторыми до настоящего времени. Более того, иногда, в еще более широком смысле, общественные блага также включают товары, которые удовлетворяют только одному из двух условий [1]. Тогда общественные блага в более узком смысле, приведенном выше, определяются как чисто общественные блага.
Это формальное определение, используемое сегодня экономистами, не совсем соответствует словарному определению общественного блага как доступного и предназначенного для всех и связанного с офисным или не частным учреждением [1]. Это словарное определение использовалось в экономике в первой половине двадцатого века и остается используемым сегодня в политическом дискурсе. Общественные блага в этом словаре обычно определяются экономистами как общественные блага. Это товары, которые обычно могут быть частными, но по разным причинам, как правило, в результате государственной политики, осуществляемой государственными органами, они доступны каждому гражданину и финансируются из государственных средств.
Определение общественного блага можно проиллюстрировать на примере фейерверка. Невозможно исключить их из потребления, потому что если кто-то находится в месте, где шоу хорошо видно, то компания, организующая его, не может запретить ему смотреть его. С другой стороны, фейерверки не конкурентоспособны в потреблении, потому что просмотр их одним человеком не лишает других людей возможности смотреть одно и то же шоу.
Более классическим примером общественного блага является национальная оборона. Принимая на себя расходы по национальной обороне, государство обеспечивает безопасность всех граждан вместе. Другим типичным примером является бесплатное телевизионное или радиовещание в системе бесплатного эфира. Отправитель сигнала не может предотвратить его прием лицом, обладающим подходящим устройством, и прием сигнала одним человеком не влияет на возможность его приема другими лицами.
В некоторых случаях определение того, является ли товар публичным или нет, может быть спорным. Дорожная инфраструктура часто приводится в качестве примера общественного блага. Теоретически, он удовлетворяет обоим условиям, необходимым для определения общественного блага. Тем не менее, в случае очень высокого трафика, существует конкуренция в потреблении на дорогах. Чем больше водителей на дороге, тем больше пробок, больше времени в пути и потенциально больше аварий. По этой причине дорожную инфраструктуру можно считать общественным благом с небольшим трафиком, но с высоким трафиком только для одного из общих ресурсов.
Теория общественных благ была создана для обоснования того, почему государство предоставляет определенные виды товаров. Первая проблема была сформулирована Полом Самуэльсоном. В своих статьях он указал, что есть товары, которые когда-то произведены, дают потребителям одинаковый уровень удовлетворенности независимо от количества пользователей.
Если появляется потребитель, который запрашивает этот вид товара, а предприниматель его производит, ни один другой потребитель не будет мотивирован участвовать в расходах. Это вытекает из самой сущности общественных благ, определенных Самуэльсоном, то есть из того факта, что потребление общественного блага не подвергается тщательному. Более того, даже если бы творческому предпринимателю удалось ограничить доступ других потребителей к такому товару, это было бы неэффективно в смысле Парето. Эффективность в значении Парето достигается, если у нас больше нет возможности улучшить положение людей, не ухудшая положение хотя бы одного из них. Таким образом, исключение кого-либо из потребления ограничит его выгоду, хотя полезность не упадет, если он включит его в потребление этого общественного блага. Социальное богатство будет меньше, чем возможно.
Стоит посмотреть на проблему с точки зрения так называемых внешних эффектов, то есть влияние на благосостояние субъектов, которые, хотя и не принимают непосредственного участия в данных рыночных сделках, ощущают их влияние. Такие эффекты можно разделить на негативные, такие как загрязнение, производимое фабрикой, или шум, достигающий соседних домов, и положительные, например, вызванные внешним видом зданий, которые привлекают туристов в город, создавая тем самым клиентов для отелей и ресторанов.
Несмотря на популярность термина «социальное благополучие», как в академических работах, так и в журналистике, этот термин до сих пор не имеет единого, точного, общепринятого определения. Кроме того, история экономической мысли доказывает, что основной спорный вопрос в экономических доктринах был не столько о процветании, сколько о том, что его определяет. В нормативной этике и экономике благополучие определяется этической оценкой жизни или состояния, в котором находится субъект. Таким образом, индивидуальное благополучие представляет собой совокупность свойств, определяющих степень благополучия жизни. Философские теории благополучия можно разделить на три группы: теории ментальных состояний, теории желаний (предпочтений) и теории объективных списков. Согласно теории первого типа, человеку полезно испытывать определенные психические состояния. Теории желаний (предпочтений) признают, что человеческое благополучие заключается в удовлетворении желаний (выполнении предпочтений). Теории объективных списков обычно напрямую определяют список вещей, которые в определенных пропорциях полезны для человека, независимо от того, являются ли они объектом своих желаний или дают ли они счастье.
В восемнадцатом веке А. Смит, как первый в истории экономики, рассмотрел природу богатства наций. В своей известной работе «Исследование природы и богатства народов 1776 года» он указал на факторы богатства, утверждая, что разделение труда, технический капитал и человеческие навыки являются факторами, создающими богатство наций, а свободная конкуренция является фундаментальным механизмом экономического роста
Первой доктриной, которая касалась вопросов благосостояния, был утилитаризм, согласно которому процветание зависит исключительно от полезности доходов отдельных лиц, тогда как социальное благополучие представляет собой сумму полезности индивидуальных доходов всех людей в обществе. В области экономики благосостояния достижения А.С. Пигу, в основном в двух фундаментальных работах: Богатство и благосостояние и Экономика благосостояния. В своей теории он утверждал, что общество ближе к оптимальному уровню благосостояния, когда национальный доход высок, стабилен и справедливо разделен, и такое разделение должно быть связано в первую очередь с соответствующей налоговой политикой государства. Он создал основу неоклассического анализа в рамках оправдания вмешательства государства из-за так называемого внешние эффекты и показали, что надлежащее усиление или ослабление производительности отдельных факторов (через субсидии или налоги) способствует росту благосостояния в социальном масштабе.
В современной основной экономике индивидуальное благосостояние определяется как полезность, получаемая от потребления товаров и услуг, а удобство использования интерпретируется как численное представление выбора потребителя в соответствии с раскрытой теорией. На практике изменения юзабилити обычно измеряются путем оценки монетарных показателей полезности, которые уже точны и обычно эквивалентны изменениям юзабилити.
Некоторые экономисты интерпретируют процветание как психическое состояние. Они используют опросы, в которых респондентам задают вопросы о субъективных оценках их собственного благополучия, позволяющих оценить полезность дохода или уровень счастья.
Еще одна концепция индивидуального благополучия — А. Сен (1985). По его словам, полезность в том смысле, что она представляет выбор потребителя, не обязательно отражает его благополучие, поскольку люди, делающие выбор, руководствуются и другими мотивами, нежели забота о собственном благополучии. Согласно Сену, доход или потребление не являются хорошим показателем благосостояния, поскольку доход определенного размера может соответствовать существенно различным уровням благосостояния, принимая во внимание наблюдаемые различия в частных и социальных характеристиках людей. В свою очередь, счастье или удовлетворение желаний — это неадекватная мера благосостояния, потому что это совершенно субъективная мера: «избиение раба, разбитая безработная, безнадежная нищая, избитая домохозяйка может делать маленькие желания, но выполнение этих преступных желаний не будет признаком большого успеха и не к нему можно относиться так же, как к удовлетворению смелых и требовательных людей, которые находятся в лучшем положении».
В настоящее время неэкономические науки, в том числе социальные, социологические и психологические науки, начали быстро развиваться вокруг вопросов благосостояния. Понятие благосостояния было определенно расширено измерениями, не связанными с доходами. Благосостояние рассматривается более широко, а не только как уровень денежных доходов или уровень потребления (расходов) единицы, принимая так называемые понятие общего благосостояния, качества жизни, образа жизни или качества жизни. Экономическое благосостояние (понимаемое как благосостояние) стало восприниматься как средство благополучия в полном смысле этого слова, включая так называемые благополучие и качество жизни. В настоящее время к благополучию человека относятся, среди прочего В качестве уровня реальных доходов выступают активы (принимается уровень общих расходов, т. е. потребление товаров и услуг). Процветание также включает в себя другие компоненты, такие как: чувство экономической и социальной безопасности (включая гарантию занятости, стабильность цен, обеспечение охраны здоровья, социальное обеспечение), уровень знаний и образования, образ жизни, который определяет его качество. В этом отношении также должны быть приняты во внимание другие элементы, относящиеся к социальному, политическому, гражданскому и семейному функционированию.
Таким образом, вопрос определения социального обеспечения, несмотря на конкретную «карьеру» этой концепции, является проблематичным, и с экономической точки зрения, кажется, что взгляды, сочетающие процветание с юзабилити, преобладают. Возможные расширения касаются включения в анализ неэкономических факторов, включая субъективное чувство счастья.