Курсовая с практикой Гуманитарные науки Социология

Курсовая с практикой на тему Общественное мнение: его природа, социальная сущность и особенности измерения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. Введение 3
2. Теоретические основы исследования общественного мнения 6
2.1 Социологические концепции общественного мнения 6
2.2. Общественное мнение как объект социального исследования 10
3. Модель измерения общественного мнения 15
3.1. Особенности измерения общественного мнения 15
3.2. Индикаторы измерения общественного мнения 16
4. Специфика изучения общественного мнения в России 19
4.1. Проблемы изучения и измерения общественного мнения в России и их предпосылки 19
4.2. Рекомендации по улучшению измерения и изучения общественного мнения в России 24
5. Заключение 29
6. Список литературы 31
7. Приложение 34

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Общественное мнение уже длительное время остается в фокусе внимания гуманитарных наук. В разное время многие мыслители и ученые занимались исследованием данного явления, предлагая свое видение функционала и значения общественного мнения в различных сферах жизни социума.
Существует значительное количество теорий и концепций, объясняющих отдельные вопросы общественного мнения: его противоречивый характер, способность оказывать воздействие на поступки людей, подверженность манипулятивному влиянию и многие другие.
Само по себе изучение общественного мнения – способ выяснения отношения больших групп людей к определённым, как правило, актуальным проблемам и вопросам среди населения в том или ином масштабе (город, регион, страна, мир).
Общественное мнение — это состояние массового сознания, в котором выражается отношение (скрытое или явное) различных совокупностей людей, именуемых общественностью, к явлениям, событиям и фактам социальной действительности, затрагивающим их потребности и интересы. В обыденном употреблении понятие «общественное мнение» чаще всего подразумевает точку зрения общества (см. Общество) по тому или иному общественно значимому вопросу. Исследования общественного мнения проводятся при помощи так называемых социологических опросов общественного мнения.
При проведении большинства маркетинговых исследований общественное мнение используется как правило, в качестве вторичной информации. Специалисты изучают уже имеющуюся информацию на эту тему из открытых источников – статистику, данные опросов и т д.
Маркетологи, использующие в своих исследованиях общественное мнение, как правило, обращаются к данным ведущих социологических институтов, которые зарекомендовали себя как проверенные качественные источники, и на их данные можно уверенно полагаться.
Степень научной разработанности проблемы. У истоков научного анализа различных проблем, прямо или косвенно сопряженных с вопросами общественного мнения, находились различные концепции и теории, основными объектами исследования которых были: государство, общественное сознание, социальный контроль и т.д. Глубокие мысли и новаторские для своего времени идеи о возможностях государственного устройства, взаимоотношениях власти и общественного мнения, социальной природе общественного мнения и свободы его выражения можно найти в трудах Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.–Ж. Руссо, О. Конта, Г. Гегеля и др.
Таким образом, можно констатировать, что в научной литературе нашли свое отражение отдельные аспекты, связанные с проблематикой диссертации, однако, целостной концепции общественного мнения в контексте социально–исторического процесса, еще не было дано в современном гуманитарном здании.
Объектом исследования является общественное мнение как структурно сопряженная с социумом система.
Предмет исследования – субъектность и функциональная специфика общественного мнения в динамике социума.
Цель исследования – выявить особенности и значение общественного мнения в контексте социально–исторического процесса,
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научные задачи:
 раскрыть теоретико–методологические основы анализа природы общественного мнения;
 уточнить содержание общественного мнения как объекта социального исследования;
 выявить особенности измерения общественного мнения;
 аргументировать индикаторы измерения общественного мнения;
 проанализировать проблемы изучения и измерения общественного мнения в России и их предпосылки;
 разработать рекомендации по улучшению измерения и изучения общественного мнения в России;
Теоретико – методологические основы работы. В качестве теоретической основы исследования выступают труды зарубежных и отечественных философов и социологов, занимавшихся теоретической разработкой проблематики общественного мнения, таких как Э. Ноэль– Нойман, П. Бурдье, П. Шампань, Ю. Левада и некоторых других.
Кроме этого ядро теоретической базы составили работы в области теории самоорганизации, разработанные И.Р. Пригожиным, Г.Хакеном, Г.Николисом, И.Стенгерс.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При управлении общественным мнением также необходимо принимать во внимание мотивации для того, чтобы легче ориентироваться в том, каким образом может быть преподнесена информация, а также прогнозировать результаты по итогам ее распространения. Кроме того, требуется учитывать, что новость или информация, связанная с изменением прочно сложившейся системы или уклада жизни, может вызвать волну недовольства со стороны общественности, и в результате привести к негативному отношению к принимаемым решениям.
Для того, чтобы этого не произошло, кроме потребностей, изложенных в «пирамиде Маслоу», которую критикуют за неучтенный фактор возраста граждан, следует учитывать и мотивацию общественной активности, сформулированную в концепции Рональда Инглхарта.
Несмотря на то, что данная концепция разрабатывалась для изучения степени активности электората, ее также можно использовать для оценки активности общественности в широком смысле этого слова. Как и Маслоу, Инглхарт выделяет материальные потребности (пища и безопасность), неудовлетворение которых стимулирует массы к проявлению активности. Если материальные потребности не удовлетворены, это мотивирует общество на проявление гражданской позиции по вопросам, затрагивающим социальную сферу жизни общества.
Информация, которую получают граждане из СМИ, особенно из авторитетных газет, журналов, федеральных телевизионных каналов, «усыпляют» бдительность и зачастую принимаются за непреложную истину. Кроме того, существует такое понятие, как «информационные шумы», под влиянием которых информация приобретает не свойственные ей изначально факты, или же информация сознательно запускается в определенном виде, не отражающем действительность. Часто этот прием используется сознательно для дезинформирования общества и формирования определенного мнения, выгодного отдельным группам.
Для эффективного управления общественным мнением необходимо также учитывать, что можно использовать каналы апробации информации. Сначала в форме слухов внедряется какая-либо новость.
Затем считывается реакция граждан на данные слухи. Учитываются положительные и отрицательные отзывы, которые позволяют корректировать информацию. И только после этого новость распространяется официально.
Несмотря на то, что общественное мнение – это в большей степени часть социологических исследований, нежели маркетинговых, оно занимает в последних важное, едва ли не главенствующее место. При определении роли компании на рынке тех или иных услуг, при выяснении отношения потребителей к той или иной категории товаров и т. д. общественное мнение – необходимая составляющая.
Таким образом, зная потребности общественности, структуру общественного мнения, можно управлять им, вносить определенную корректировку. Однако всегда следует помнить, что влияние на общественное мнение не должно подменятся пропагандой, манипуляциями общественным сознанием и т.п. Главная цель – положительный результат не только для объекта общественного мнения, но и для субъектов, которые вовлечены в данный процесс.

   

Фрагмент текста работы:

 

2. Теоретические основы исследования общественного мнения
2.1 Социологические концепции общественного мнения

Изучению общественного мнения и факторам, влияющим на его формирование, посвящено множество научных трудов и публикаций. «Интерес к общественному мнению как к публичному существовал еще в Античности. Уже в трудах Платона, Сократа, Протагора, Аристотеля мы находим интерпретации понятия общественного мнения, первые попытки осознания его роли и значения в общественной жизни». Большая часть трактовок была связана с толкованием данного понятия через анализ взаимоотношений индивида и государства, различных социальных групп и правящей элиты .
Разница толпы и публики по Тарду:
Толпа – объединена прежде всего в физическом плане.
Публика – духовное объединение людей, основанное на психологической близости.
Общественное мнение формируется из следующих составляющих:
1. Стереотипы.
2. Факты.
3. Иллюзии (самозащиты, престижа, нравственности, пространства).
Единого определения термина не существует, так как различными отраслями знаний феномен общественного мнения определяется в зависимости от объекта и предмета изучения. «В научной литературе существует около 30 разнообразных определений понятия «общественное мнение», что отражает сложность и многоаспектность этого явления. Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении общественного мнения и связана с определенным подходом к ее анализу». В обобщенном виде можно определить общественное мнение как совокупность взглядов, убеждений, установок на определенную проблему конкретными группами или общностями. «Содержание общественного мнения — все общественно важные вопросы, вопросы общественного бытия; носители общественного мнения — это люди, готовые и способные со всей ответственностью вы сказаться по общественно значимым вопросам и осуществлять критику и контроль правительства снизу; формы общественного мнения — это такие мнения, которые высказываются публично, т.е. общедоступно, это опубликованные мнения, особенно мнение средств массовой информации» .
Гражданское общество представляет собой многоуровневую структуру общественных отношений, включающую в себя экономические, социальные и политические, лежащие вне государства отношения. На каждом уровне гражданского общества возникают свойственные их природе политические и неполитические институты, объединения и организации, которые выражают интересы и потребности различных слоев и групп населения .
Первый уровень связан с экономическими отношениями. В силу разделения труда субъекты экономической деятельности устанавливают между собой разнообразные договорные отношения для обеспечения процессов производства, распределения, обмена и потребления. Особенностью рыноночной экономики является то, что в ней существенно сужаются возможность и необходимость государственного вмешательства в экономические процессы. В то же время рыночная экономика основана на жесткой конкуренции, и выживание в этой конкурентной борьбе, защита собственных интересов являются частным делом самих участников экономического процесса и их организаций. Самодеятельные организации как институты гражданского общества в экономической сфере создаются и предпринимателями, и наемными работниками. Объединения предпринимателей ориентированы, главным образом, на отношения с государственной властью, на лоббирование своих интересов в государственных органах, на обеспечение своего участия в правительственных программах. Наемные работники объединяются в профессиональные союзы для защиты своих экономических интересов в отношениях с предпринимателями. В отношениях с государством они добиваются проведения политики социальной защиты населения, реализации и защиты социально-экономических прав. Профсоюзы ограничивают власть предпринимателя, вносят элементы демократии в производственную жизнь.
Второй уровень составляют социальные отношения, определяющие социокультурное и духовное воспроизводство общественной жизни. В первую очередь здесь выделяются такие традиционные институты, как семья и церковь. Многочисленные общественные организации в этой сфере отличает крайнее разнообразие направлений деятельности. Значительная часть этих организаций ориентирована на цели улучшения социально-бытовых условий жизни населения и оказывает благотворительную, финансовую, правовую, техническую и иную помощь населению (благотворительные фонды и организации, общества потребителей, центры помощи пожилым, индивидам, беженцам и т. д.). Другую группу составляют организации и объединения в сфере образования и культуры, охватывающие все стороны обучения и удовлетворения культурных потребностей населения . Это могут быть школьные и попечительские советы, литературные, научные и иные ассоциации, организации по профессиональной подготовке и переподготовки взрослых и молодежи, независимые информационные центры, обеспечивающие свободу прессы, теле- и радиовещания и т. д. Наконец, это многочисленные массовые организации, вроде женских, молодежных крестьянских союзов и т. п.; в составе таких организаций действуют как локальные, так и национальные организации (такие, как Красный Крест, Армия спасения и т. д). Одни из них функционируют самостоятельно, опираясь на собственные ресурсы и инициативы; другие создаются для оказания поддержки реализации государственных программ и функционируют при содействии государственных органов, используя их материальную базу, (например, благотворительные организации, способствующие распределению материальной помощи со стороны государства) .
Возникновение и функционирование подобного рода самодеятельных организаций в данной сфере вызвано стремлением граждан компенсировать ограниченные возможности государственной деятельности в решении социальных проблем населения. Компенсирующая роль общественных организаций поддерживаются государством и используются им как средство смягчения социальной напряженности, повышения качества социальных услуг и осуществления необходимой социальной политики. Вмешательство государства в данную сферу сводится к законодательному регламентированию, финансовым и налоговым мерам поддержки системы общественных объединений и организаций.
Третий уровень гражданского общества–уровень политических отношений, осуществляемых государством, в системе которых реализуются в различных формах участие населения, определяются цели и направления его деятельности. Такое участие выступает не только как влияние граждан на процесс принятия государственных решений, но и как воздействие на характер и ход реализации практических программ, принимаемых государственными органами.
Философия, социология — науки многогранные. Они рассматривают большое количество вопросов, которые бывают даже не связаны между собой. Она разрешает различные проблемы, поэтому это наука, имеющая определенную структуру.
Организациями, которые упорядочивают и направляют политическое участие население в жизни общества, прежде всего, являются политические партии (не правящие). Политические партии помогают выделить и определить существующие в обществе интересы и противоречия между различными социальными слоями, группами и классами. От всех иных добровольных общественных организаций гражданского общества партии отличаются, прежде всего, тем, что основной своей целью ставят приход к власти и таким образом стремятся обеспечить условия для реализации своих социально-политических программ и целей. Партии отличаются от политических движений, которые не имеют характерной для партий строгой организационной структуры и детально разработанной программы политического курса, а также от групп давления, которые стремятся лишь к обладанию влиянием на принятие государственных решений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы