Курсовая с практикой на тему Общепедагогические принципы обучения дирижера-хормейстера
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Общепедагогические принципы 4
1. Принципы обучения 5
1.2. Общие педагогические принципы 8
Выводы по главе 1 12
Глава 2. Педагогические аспекты обучения дирижёрской технике 12
Выводы по 2 главе 22
Заключение 23
Литература 25
Введение:
Музыкально-исполнительское искусство всегда привлекает к себе особое внимание. В настоящее время в области мировой музыкальной культуры во всех ее формах и направлениях накоплен огромный исторический и практический опыт. Предмет исследования — область исполнительской специальности — дирижирование, одна из самых сложных и многообразных.
Актуальность исследования. В условиях модернизации высшей школы особую значимость приобретает организация такого процесса подготовки профессиональных кадров, основными направлениями которого являются создание максимальных возможностей для самореализации личности будущего специалиста, выявление его творческой индивидуальности, формирование творческих способностей, нового типа профессионального мышления.
Высокие требования к подготовке в вузах специалистов хорового искусства, в частности, предъявляет многопрофильность дирижерско-хоровой специальности. Сложившиеся в хоровой педагогике традиционно используемые преподавателями подходы к процессу обучения дирижированию должны соответствовать требованиям личностно-ориентированного образования и принципам социально-культурной деятельности, определяя, таким образом, необходимость внесения ценностно-методических изменений в процесс профессиональной подготовки хормейстеров, обеспечивая подготовку хормейстеров, обладающих глубокими профессиональными знаниями, владеющих передовыми методами обучения.
Цель исследования: изучить общепедагогические принципы обучения дирижера-хормейстера.
Объект исследования: профессиональная подготовка хормейстеров и дирижеров.
Предмет исследования: принципы обучения дирижерской технике.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику хорового испонительства.
2. Выделить значение профессиональных компетенций в деятельности будущих дирижеров-хормейстеров.
3. Изучить педагогические аспекты обучения дирижерской технике.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Заключение:
При подготовке студентов-хормейстеров к педагогической деятельности, используется комплексный подход. Он включает изучение не только предметов по специальности, но и психолого-педагогических дисциплин, прохождение педагогической (производственной) практики. Хоровое образование включает педагогический аспект: целенаправленную подготовку студентов к преподаванию основных предметов профессионального цикла в различных средних специальных учебных заведениях.
В музыкальной педагогике содержатся основные элементарные закономерности дирижерской техники. Во время обучения, студент получает знания, основанные на объективных закономерностях дирижерского искусства, и составляющие фундамент для педагогической деятельности, в частности моделирования различных форм проведения уроков, в том числе по индивидуальной методике.
Завершив обучение в ВУЗе, студент должен освоить теоретические основы преподавании, и пути их практического воплощения, уметь преподнести методику курса основных дисциплин специального цикла.
Кроме того, молодой специалист должен иметь обширную культурологическую базу: знать основы теории музыкальной педагогики, и пути ее практического применения, уметь обобщать и научно осмысливать сделанное, владеть педагогическими технологиями, освоить концептуальные теории и их воплощение в творческую жизнь. Все это современному педагогу-хормейстеру необходимо изучить и освоить для своего становления и профессионального роста.
Задача педагога состоит не только в передаче знаний. Он должен обучить учащегося ориентироваться в сложном потоке информации, успешно искать правильные, необходимые аргументы, отметать не существенное, запоминая важное. Очень важно обладать способностью к адекватной самооценке и практическому анализу работы своих коллег.
Умение решать такие вопросы, необходимо будущему специалисту для формирования не только профессиональных, но и деловых, общественных качеств. Это помогает специалисту стать инициативным участником педагогического коллектива.
Суть подготовки к музыкально-просветительской деятельности, заключается в воспитании профессионального, грамотного специалиста, понимающего ключевые процессы развития музыкального искусства, значение и роль музыки в системе культуры.
При подготовке будущих руководителей хоровых коллективов, приоритетным является обучение специалиста, владеющего не только специальными, но и психолого-педагогическими, искусствоведческими, общекультурологическими, менеджерскими знаниями, быстро и адекватно реагирующего на изменения в профессиональной деятельности, готового к творчеству и новаторству.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общепедагогические принципы
1. Принципы обучения
Принципы обучения – это система основных дидактических требований, основные положения, которые включающие в себя содержание, организационные формы и методы учебного процесса. Они принадлежат к базисным категориям методики, осуществление которых обеспечивает эффективность и качество учебного процесса. Принципы обучения являются отражением и обобщением существующих в природе закономерностей. Как много в природе существует принципов обучения? Окончательного и точного ответа на данный вопрос нет. Также как отсутствует определенная классификация. Один из предполагаемых подходов к классификации принципов обучения является содержание базисных наук для методики, на которые ориентируется преподаватель.
Педагогические принципы – это идеи, соблюдение которых помогает лучше достичь поставленные педагогические цели. В педагогической науке принципы обучения делятся на общедидактические и методические. Общедидактические принципы – это принципы, являющиеся обязательными при изучении любого предмета. Они представляются тремя основными принципами: общие, далее те, которые относятся к целям и содержанию обучения, далее принципы, охватывающие дидактический процесс и всю педагогическую систему со своими элементами. Методические принципы – это принципы, применимые к одному определенному предмету. Они делятся на общеметодические и частнометодические. К общеметодическим относятся такие принципы как – дифференцированный подход, использование разнообразных упражнений, методов и приемов обучения. А к частнометодическим – принцип устного опережения, устной основы, коммуникативной направленности и параллельного обучения. [11, c.123-126]
Принципы обучения носят объективный характер и таким образом они регулируют деятельность в процессе обучения, охватывая все аспекты. Если не учитывать данные положения и неправильно понимать их, то процесс обучения становится неэффективным, противоречивым и ненаучным. Именно соблюдение принципов обучения есть основа и базис, важнейшее условие эффективности и культуры преподавателя. Педагогические принципы являются, отражающими правила и значит, имеющие практическое значение, потому что с помощью них более подробно раскрываются цели. Эти принципы важны для построения педагогического процесса, а именно для выявления его методов, форм, содержания, средств и связи между ними. Они используются как закономерности развития самого педагогического процесса. Педагогические принципы различны, так же как и цели. Потому что в них включены принципы учащихся и принципы, которые соблюдает педагог. В чем заключается их значение? Принципы педагогов содержатся из научно обоснованных педагогических принципов, и из тех, которые педагог имеет индивидуально. А принципы учащихся – это в своем роде зачаточные формы взглядов, убеждений, установок учащихся. Типология педагогических принципов реализована на выделении главных, важнейших факторов, которые определяют эффективность воспитательных отношений. Это такие факторы как – воспитанник, педагогический процесс, проецируемый для развития учащегося, и соединение педагогического процесса со средой.
Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей. И в то же время именно принципы становятся завершением научного осмысления достижений педагогической мысли. Они являются основой, выражая связь между педагогом и учащимся.
Необходимо отметить важность принципов обучения. На протяжении многих веков ученые и методисты выходили на философское осмысление целей, ценностей в сфере образования. Именно философское осмысление многих научных проблем важно для разработки и реализации принципов обучения. Оно также очень значимо для педагогов, для их профессионального становления.
Оптимальное количество принципов, используемое педагогом в процессе учебной деятельности, в своей сумме должны целостно включать основные звенья процесса обучения.
История развития, изучения и обоснования принципов обучения относится к XVI веку. Их разработка включала в себя определенные трудности. Одни педагоги выводили их из опыта обучения, другие же – из философии, третьи считали, что базой принципов может служить лишь закономерность психики учащихся. Первые попытки были предприняты Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци. [3, c.34] Рассмотрим их.
Ян Амос Каменский впервые в истории дидактики раскрыл суть принципов, к ним относятся: принцип наглядности – усвоение знаний путем наблюдения, восприятия. Именно наглядность по Каменскому является золотым правилом обучения. Чешский гуманист так определял наглядность: ««Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство». Также сюда относится принцип сознательности и активности – данный принцип предполагает изучение материала не методом заучивания, специальных упражнений, а лишь основательно и глубокое понимание предмета. Это главное условие успешного обучения. Далее рассмотрим принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Только систематически проводимые упражнения являются показателем полноценности знаний. Ни в коем случае их не нужно путать с механическим заучиванием, а упражнение должно служить глубокому понимаю содержания предмета, их сознательному усвоению. Также Ян Амос Каменский определил определенные требования к данному принципу: «Правила должны поддерживать и закреплять практику», «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу» [8, c.101-105]. И последний принцип — принцип постепенности и систематичности знаний. В чем же выражается последовательность и систематичность? Необходимо составить порядок обучения во времени, материал должен изучаться последовательно от начала до конца. Но, например, такой принцип как: принцип природосообразности потерял своё значение в обучении уже в XIX веке. [8, c.101-105]