Курсовая с практикой на тему Общение детей в процессе игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические особенности исследования навыков общения и игровой деятельности дошкольников 6
1.1 Особенности коммуникативной сферы старших дошкольников 6
1.2 Характеристика игровой деятельности, ее значение в развитии личности дошкольника 13
2. Эмпирическое исследования игровых и коммуникативных навыков старших дошкольников 17
2.1 Организация исследования: методики, выборка 17
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
Введение:
Сфера общения является крайне важным направлением развития дошкольников. Можно говорить о том, что на долю общения приходится значительная часть развивающего воздействия в дошкольном возрасте.
Необходимость общения является фактором, стимулирующим речевую активность ребенка, значительное количество представлений и знаний об окружающем мире ребенок получает в процессе общения с окружающими.
Умение налаживать продуктивную коммуникацию со сверстниками рассматривается как важный аспект игровой деятельности. Кроме того, именно в общении происходит процесс социализации ребенка, его успешное вхождение в социум на правах его полноправного члена. Со временем общение начинает выполнять роль не только средства взаимодействия с окружающим миром, получения от него информации, но и превращается в самостоятельную ценность.
Все это обуславливает необходимость пристального внимания к процессу развития общения и коммуникативных навыков дошкольников. Здесь необходимо выделить общение ребенка со взрослым. Именно взрослый является для ребенка источником образцов стратегии коммуникации, в своем окружении ребенок заимствует способы налаживания контакта, поведения в конфликте, умение пользоваться вербальными и невербальными средствами общения.
Соответственно, проблема организации дошкольника со взрослым, аспекты его исследования и развития являются значимым направлением исследования в психологии. Возникают вопросы диагностики, эффективных методов развития общения ребенка со взрослым, стратегий организации развивающей деятельности в данном направлении.
В этом плане огромным потенциалом обладает игровая деятельность дошкольника.
Во-первых, это ведущий вид деятельности ребенка, который является для него естественным, соответствует его интересам, желаниям и потребностям.
Во-вторых, при грамотной организации игровой деятельности, появляется возможность проживания разнообразных социальных ситуаций, моделирования разнообразных действий, начиная от профессиональных и заканчивая моделям поведения в общении. Ребенок может проиграть различные варианты и исходы одной и той же ситуации, получив соответствующую ответную реакцию от своих партнеров по игре и понять, какой способ действия более адекватный в подобном положении. Кроме того, ребенок осваивает действия с предметами, нравственные ценности того социума, в котором он живет, что также является необходимым условием эффективной коммуникации.
Проблемой развития игровой деятельности дошкольников занимались такие исследователи, как В. Г. Бочарова, Б.3. Вульфов, М.А. Галагузова, В. Т. Лисовский, Р. А. Литвак, Ф. А. Мустаева, B. А. Никитин, В. Д. Семёнов и др.
Особенности детского общения с окружающими изучали такие исследователи как, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Е. И. Рогов, В. С. Мухина, Г.М. Коджаспирова и др.
Цель исследования: изучить особенности общения дошкольников в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс общения старших дошкольников.
Предмет исследования: специфика общения старших дошкольников в игровой деятельности (сюжетно-ролевой игре).
Задачи исследования:
1) Описать специфику коммуникативной сферы старших дошкольников;
2) Проанализировать особенности развития игровой деятельности и ее значение для дошкольников;
3) Реализовать эмпирическое исследования особенностей общения и игровой деятельности старших дошкольников.
Гипотеза: высокий уровень овладения навыками игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре соотносится с высоким уровнем развития коммуникативных навыков старших дошкольников.
Методы исследования: анализ научной литературы.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, систематизация и обобщение полученной информации, методика О. В. Дыбиной для установления степени развитости социально-коммуникативных умений дошкольников, методика исследования сюжетно-ролевой игры Афонькиной Ю. А., Урунтаевой Г. А., качественный и количественный анализ полученных данных.
Заключение:
Общение сопровождает практически все виды деятельности и взаимодействия людей. Кроме того, общение представляет собой необходимое условие человека, его речевой активности, деятельности, умения существовать в социуме, что определяет его значимость в человеческой жизни.
В дошкольном возрасте общение необходимо для развития ребенка. На данном этапе развития общение представляет собой процесс взаимодействия, в котором у ребенка формируются основные стратеги поведения, осуществления разных видов деятельности. Для формирования навыков продуктивного общения дошкольников важное значение отводится игровой деятельности.
Игровая деятельность представляет собой ведущий вид деятельности дошкольника. В игровой деятельности формируются трудовые навыки ребенка, умение обращаться с предметами, созданными человеком, навыки общения и ведения диалога, происходит развитие мышления, связной речи, внимания, памяти и др.
Важное значение имеет сюжетно-ролевая игра. Это именно тот вид игры, который имеет ключевое значение в процессе социализации ребенка, в том числе и становлении его коммуникативных навыков и навыков взаимодействия с окружающими: именно в данном типе игровой деятельности ребенок не просто осваивает манипуляции с предметами, но учится выполнять те или иные социальные роли, взаимодействовать и договариваться с окружающими, конструктивно разрешать конфликты. Таким образом, можно предположить, что коммуникативные и игровые навыки дошкольников связаны между собой.
Для проверки выдвинутого предположения нами было проведено эмпирическое исследование, в рамках которого изучены особенности развития социально-коммуникативных навыков старших дошкольников (методика О. В. Дыбиной), а также навыки игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре (методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г. А.). В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.
Анализ данных, полученных в результате применения методики О. В. Дыбиной, показал, что у дошкольников, посещающих старшую группу в возрасте 5.6 лет, коммуникативные навыки находятся в основном на среднем и высоком уровне развития: дети умеют договариваться, обращаться за помощью к окружающим, умеют распознавать эмоциональные состояния другого человека, готовы слушать своего партнера по взаимодействию и уважать его точку зрения, находить определенные компромиссы и т.д.
Анализ уровня сформированности игровых навыков в сюжетно-ролевой игре в результате использования методики Афонькиной Ю. А., Урунтаевой Г. А., показал, что данные навыки также находятся на достаточно высоком уровне: дети умеют организовывать игру, распределять и принимать на себя роли, выполнять соответствующие ролевые действия и участвовать в ролевых диалогах, выполнять необходимые действия с предметами и игровым инвентарем. Кроме того, наблюдение за игровым взаимодействием ребенка также подтверждает выводы, сделанные на основании предыдущей методики исследования, о том, что уровень развития коммуникативных навыков старших дошкольников находится на достаточно высоком уровне.
Сравнительный анализ уровня развития коммуникативных и игровых навыков у исследуемой категории дошкольников показал, что, как правило, уровень развития и тех, и других навыков у одного и того же ребенка, как правило, совпадает. Таким образом, данные проведенного исследования позволяют говорить о том, что гипотеза, выдвинутая нами — высокий уровень овладения навыками игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре соотносится с высоким уровнем развития коммуникативных навыков старших дошкольников, — подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Теоретические особенности исследования навыков общения и игровой деятельности дошкольников
1.1 Особенности коммуникативной сферы старших дошкольников
Психологические особенности старших дошкольников во всех аспектах изучались отечественными педагогами и психологами и были отражены в трудах З. Икуниной, Н. Поддьякова, Л. Венгера, А. Леонтьева и др.
Дети в старшем дошкольном возрасте обладают достаточно развитым физическим и психическим потенциалом. Они осваивают все виды основных движений. Формирование физической сферы неразрывно связано с развитием интеллектуальных качеств. Оно представляет собой необходимую основу, фактор, с помощью которого происходит эффективное формирование всех характеристик дошкольника.
Познавательное, эстетическое, моральное, иными словами, социальное, происходит достаточно стремительно. В данном возрастном периоде происходит совершенствование всех характеристик речевой деятельности дошкольника. Он правильно воспроизводит все фонемы родного языка, корректно и понятно произносит слова, обладает достаточным для свободной коммуникации словарным запасом, правильно применяет большинство грамматических норм и категорий, все большую содержательность, выразительность и точность приобретают фразы, которые он говорит. Развивается коммуникация как одна из форм деятельности. К этому возрастному периоду формируется внеситуативно-личностная форма коммуникации, для которой характерны потребности во взаимопонимании и эмпатии и личностные мотивы общения. Коммуникация с другими детьми получает характеристики внеситуативности, коммуникация обретает внеситуативно-деловой характер; формируются постоянные избирательные предпочтения [12].