Курсовая с практикой на тему Общечеловеческие ценности как системообразующий элемент в содержании современного образования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты общечеловеческих ценностей как системообразующий элемент в содержании современного образования 5
1.1. Образование как общечеловеческая ценность 5
1.2. Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям в трудах педагогов-новаторов. 13
Глава 2. Практические аспекты общечеловеческих ценностей как системообразующий элемент в содержании современного образования 19
2.1. Основные средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям 19
2.2. Рекомендации по формированию общечеловеческих ценностей на уроках ИЗО 25
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время важнейшей сферой общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняется.
Общество стало меняться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений определяла будущую жизнь, детям предстояло во многом повторить жизнедеятельность своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями и в общечеловеческих ценностях, и в образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах.
В свете современных реформ образования, происходящих в настоящее время в России, и направленных, прежде всего, на оптимизацию учебного процесса, остро встал вопрос о качественном преобразовании как средней, так и высшей школы. Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям науки, техники, производства — важнейшая задача высшей школы.
Она призвана готовить высококвалифицированных специалистов, имеющих практические навыки в специальных областях, обладающих способностями работать в коллективе, самостоятельно находить решения поставленных задач, прогнозировать и динамично реагировать на постоянно меняющиеся условия и требования современного цивилизованного общества.
В связи с этим следует подчеркнуть, что в педагогическом процессе меняются задачи и функции учеников.
Образование человека не может полностью успевать за новыми открытиями и теориями, отвечать требованиям вуза, производства, если оно не будет опираться на самостоятельность самой личности. Сформулированная задача сводится к тому, чтобы стимулировать и давать возможность студентам интенсивно, целенаправленно участвовать в учебном процессе и самостоятельно им управлять.
Эффективность и результативность учебной деятельности учеников во многом базируется на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей.
Таким образом, в данной работе будут рассмотрены особенности образования человека.
Цель исследования: изучить общечеловеческие ценности как системообразующий элемент в содержании современного образования
Объект: общечеловеческие ценности как системообразующий элемент
Предмет: содержание современного образования.
Задачи:
1. Изучить образование как общечеловеческая ценность;
2. Рассмотреть приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;
3. Изучить основные средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям;
4. Проанализировать педагогический опыт по воспитанию общечеловеческих ценностей на уроках ИЗО.
Теоретическая значимость исследования: исследование позволило рассмотреть основные психолого – педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей.
Практическая значимость исследования: проанализирован педагогический опыт по формированию общечеловеческих ценностей.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, анализ, выделение главного вывода;
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Проблема воспитания общечеловеческих ценностей довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Воспитание общечеловеческих ценностей действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство.
Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания.
Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе на уроках ИЗО, являются эффективным средством повышения уровня воспитания общечеловеческих ценностей младших школьников.
Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения.
Следует подчеркнуть, что рассмотрение образования как единства обучения и воспитания обеспечивает культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.
Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира.
Художественное развитие осуществляется в деятельностной форме в процессе художественного творчества.
В процессе творческой деятельности формируется эмоционально-смысловое видение мира. И, значит, назначение предметов – формирование личностной системы ценностей.
Благодаря накоплению опыта творческой деятельности у ребёнка развивается творческая способность (креативность), которая переходит затем на другие виды деятельности.
Таким образом, интеграция предметов представляет возможность для накопления опыта, деятельности и формирования эмоционально-ценностных компетенций. Школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты общечеловеческих ценностей как системообразующий элемент в содержании современного образования
1.1. Образование как общечеловеческая ценность
Отечественная традиция воспитания общечеловеческих ценностей коренится в трудах таких педагогов и психологов как В.В. Розанов, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, М.Н. Катков. Одним из основателей парадигмы нравственного воспитания детей был и К.Д. Ушинский.
Рассмотрим несколько определений общечеловеческих ценностей разных авторов.
Общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового общества. К общечеловеческим ценностям относятся социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества; общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения; природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др. (Камбарова К.У.). [9, c.1]
Многие авторы общечеловеческими ценностями считают некоторые моральные (может, точнее сказать: морально-религиозные?). Другие утверждают, что общечеловеческими ценностями являлись и являются вера (видимо, религиозная), демократия, закон и правопорядок, справедливость, гуманизм, свобода, любовь, семья, смысл жизни, долг, ответственность, честь, достоинство, совесть, благородство, милосердие, сострадание и т.п.
Так, выделив три этапа в развитии философии (VII, VI в.в. До н.э. — XVI в. Н.э.; XVII в. — 60-е г.г. XIX в.; 2-я половина XIX в. — XXI в.), Г.П. Выжлецов заявляет, что высшими ценностями их были соответственно благо, счастье (в том числе свобода «от»), свобода («для» или духовная). На наш взгляд, это — явная редукция (упрощение). Кроме этого, тот же автор высшими ценностями называет веру, любовь и красоту, а также добро, справедливость, мир, полезность. [5, c.3]