Курсовая с практикой на тему Общая характеристика этапов обучения двигательных действий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 1
Глава 1. Физиологические механизмы формирования двигательных действий 5
1.1Механизм формирования и компоненты двигательного навыка. 5
1.3 Взаимодействие навыков 10
1.4 Фазы образования двигательного навыка и его устойчивость во времени. 14
1.5Методы и приемы обучения двигательным действиям 16
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития двигательных действий дошкольников 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Методика организации и поддержания двигательной активности детей 2-3 лет 30
Список используемой литературы 37
Введение:
Важной закономерностью жизни человеческого организма является его непрерывное развитие, поэтапное включение и изменение его функциональных систем.
Двигательные умения и навыки, как явления и понятия, имеют общие и отличительные характеристики. Объединяет их то, что они отражают уровень освоения определенных движений. А отличие заключается в различном характере способов управления движениями.
Двигательные действия человека всегда целеустремленные. По себе же их выполнения (техника), контроль и регулирования могут быть как неавтоматизированными, так и автоматизированными. Двигательные действия, способы выполнения которых осуществляются автоматизировано, то есть не требуют специально направленной на них внимания и сосредоточенности называют двигательными навыками. В зависимости от особенностей элементов действия автоматизм в их исполнении может быть частичным или полным. На начальных этапах освоения определенные действия предпочтительно требуют сознательной регуляции. Во время повтора упражнения они совершенствуются, становятся более целесообразными, правильными, но только при условии сознательного их регулирования. Такая способность правильно управлять действием при сосредоточении внимания на способах ее выполнения называется двигательным умением. В процессе формировании двигательного действия возникает первичное двигательное умение, то есть действие, не доведенное до начальной степени автоматизации.
Для первичных умений, как указывают ученые, характерные следующие признаки:
— Постоянная концентрация внимания в процессе действия;
— Относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движением;
— Периодическая смена техники движений;
— Недостаточная соединенность элементарных движений и обусловленная этим нерациональная трата времени.
В результате многократного повторения двигательное умение способно автоматизироваться и превратиться в двигательный навык. Одновременно навык, возникшая на основе умение может стать основой для возникновения новых умений. Перенос приобретенных умений и навыков помогает успешно осваивать новые действия.
Оптимальное осуществления человеком двигательной деятельности, особенно в различных видах спорта, требует наличия значительного количества двигательных умений и навыков, особенно в таких локомоторных действиях как: ходьба, бег, прыжки и др. Именно эти действия лежат в основе многих видов деятельности.
Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И.М. Сеченов. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И.П. Павлов, открывший явление условно-рефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н.А. Бернштейн, К. Халл, П.К. Анохин), а также механизмы условно-рефлекторного приобретения опыта (Е.Н. Соколов).
По мысли И.М. Сеченова, психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал Сеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как оно имеет ту же самую рефлекторную природу.
Изучение основ поведения человека находится на стыке физиологии и психологии, т.к. оперирует понятиями как той, так и другой дисциплины.
Цель работы — выяснить механизмы и этапы формирования двигательной функции в онтогенезе.
Задачами курсовой работы являются:
— изучить понятие двигательных навыков и умения;
— изучить закономерности формирования двигательных действий;
— изучить формирование двигательных действий на примере определенных упражнений.
Объект исследования: Физиология формирования двигательных навыков.
Предмет исследования: Общая характеристика этапов обучения двигательных действий.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Таким образом, двигательные умения и навыки, как явления и понятия, имеют общие и отличительные характеристики. Объединяет их то, что они отражают уровень освоения определенных движений. А отличие заключается в различном характере способов управления движениями.
На начальных этапах освоения определенные действия предпочтительно требуют сознательной регуляции. Во время повтора упражнения они совершенствуются, становятся более целесообразными, правильными, но только при условии сознательного их регулирования. Такая способность правильно управлять действием при сосредоточении внимания на способах ее выполнения называется двигательным умением.
Физиологическим механизмом тренировки, в результате которого формируются новые, индивидуально приобретенные виды двигательной деятельности, в том числе спортивная техника, есть временные связи, образующиеся по принципу условных рефлексов. Новые условные рефлексы формируются в результате приобретения ранее индифферентными сигналом способности вызывать рефлекторный ответ (сенсорные условные рефлексы), или возникновению новых двигательных реакций (оперантном, инструментальные условные рефлексы). При этом новые движения возникают в результате формирования новых временных связей, обеспечивающих новую форму движений или новую комбинацию из уже известных элементов. Особенностью двигательных навыков является то, что в их образовании принимают участие обе формы образования новых рефлексов, одновременно формируются и сенсорные, и оперантном компоненты нового временного связи.
Важное значение в формировании новых двигательных навыков имеет процесс экстраполяции. Образование нового двигательного навыка происходит в несколько этапов, которые можно назвать стадиями или фазами. Согласно теории Анохина, именно нужный результат является движущим фактором поведения и для его достижения в нервной системе формируется группа взаимосвязанных нейронов — так называемая функциональная система. Создание функциональной системы необходимо для того, чтобы отдельные ее элементы действовали не самостоятельно и независимо друг от друга, а подчинялись одной цели — получить желаемый результат.
Нами было проведено исследование с целью выявления уровня двигательной активности детей 2-3 лет и дальнейшей ее организации и поддержания.
Констатирующий этап исследования показал, что высокий уровень двигательной активности выявлен у 5 детей 2-3 лет, что свидетельствует об их гиперактивности; средний уровень двигательной активности выявлен у 9 испытуемых, что свидетельствует об их нормальной двигательной активности; низкий уровень двигательной активности выявлен у 6 детей, что свидетельствует о наличии гипоактивности.
Контрольный этап исследования показал, что: высокий уровень двигательной активности выявлен у 4 детей, по сравнению с 5 детьми на констатирующем этапе исследования, что свидетельствует об их гиперактивности; средний уровень двигательной активности выявлен у 14 испытуемых по сравнению с 9 на констатирующем этапе, что свидетельствует об их нормальной двигательной активности; низкий уровень двигательной активности выявлен у 2 детей по сравнению с 6 детьми на констатирующем этапе, что свидетельствует о наличии у них гипоактивности.
Результаты анкетирования родителей также изменились в положительную сторону.
Такие результаты контрольного этапа эксперимента подтверждают гипотезу данного исследования: повышение двигательной активности положительно повлияет на укрепление здоровья детей, будет способствовать повышению физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей организма и, вследствие этого, адаптации детей к обучению в школе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Физиологические механизмы формирования двигательных действий
1.1Механизм формирования и компоненты двигательного навыка.
Весь фонд человека состоит из движений врожденных (безусловные рефлексы) и приобретенных в течение жизни (условные рефлексы). При этом у взрослого человека врожденные двигательные акты играют второстепенную роль, сохраняясь в форме простых кожных, сухожильных, болевых, вестибулярных и др. рефлексов. Все более или менее сложные двигательные акты человека формируются в процессе жизни в результате обучения. Таким образом, двигательные навыки — это индивидуально приобретенные двигательные акты, которые формируются на основе механизма временных связей.
Следует отметить, что кроме безусловных рефлексов человек наследует способность к образованию новых двигательных навыков, то есть тренированность. Тренированность неодинакова у разных людей, и даже у одного человека тренированность в отношении различных видов деятельности неодинакова[3, c.88].
Физиологическим механизмом тренировки, в результате которого формируются новые, индивидуально приобретенные виды двигательной деятельности, в том числе спортивная техника, есть временные связи, образующиеся по принципу условных рефлексов. Новые условные рефлексы формируются в результате приобретения ранее индифферентными сигналом способности вызывать рефлекторный ответ (сенсорные условные рефлексы), или возникновению новых двигательных реакций (оперантном, инструментальные условные рефлексы). При этом новые движения возникают в результате формирования новых временных связей, обеспечивающих новую форму движений или новую комбинацию из уже известных элементов. Особенностью двигательных навыков является то, что в их образовании принимают участие обе формы образования новых рефлексов, одновременно формируются и сенсорные, и оперантном компоненты нового временного связи. При образовании двигательных навыков у человека большое значение имеют временные связи высших порядков, образующихся при взаимодействии через вторую сигнальную систему (не только путем показа, но и с помощью словесных инструкций).
При формировании двигательного навыка наблюдается образование не только новых двигательных актов или их комбинации, но и образования временных связей, обеспечивающих эффективное функционирование вегетативных органов, поддерживающих активность двигательного аппарата. Таким образом, образуются двигательные и вегетативные компоненты двигательного навыка[5, c.34]. При этом образование двигательных и вегетативных компонентов происходит одновременно. В навыках с простыми движениями (бег) быстрее формируются двигательные компоненты, а в навыках со сложными движениям (гимнастика, борьба, игры) — вегетативные. При этом вегетативные компоненты могут оказаться более инертными, чем движению.
Усвоения новой техники движений всегда происходит на основе ранее сформированных в организме двигательных актов. Поэтому процесс изучения новых сложных движений целесообразно начинать с подготовительных упражнений, включающих элементы техники движения, и только потом объединять их в единый целостный комплекс движений. При этом следует помнить о необходимости формирования правильных движений с самого начала изучения техники. Это обусловлено устойчивостью уже произведенных навыков во времени, и сложностью коррекции уже усвоенных неправильных двигательных актов.
Двигательный навык, как правило, является не элементарным двигательным актом, а комплексом движений, состоящий из ряда элементов (фаз), которые связаны друг с другом в целостный двигательный акт. При формировании двигательного навыка отдельные элементы формируют своеобразную цепную последовательность реакций, называется динамического стереотипа. При этом под динамическим стереотипом понимают стереотипную последовательность элементов или фаз движения, каждый из которых может изменяться в зависимости от внешних условий или внутреннего состояния организма (усталость, травмы и др.). Образование динамического стереотипа характерно для циклических упражнений. В то же время в ряде ациклических упражнений (игры, единоборства) динамический стереотип как целостная система изменения фаз движения, как правило, не образуется[1, c.129].
Важное значение в формировании новых двигательных навыков имеет процесс экстраполяции. Экстраполяция — это свойство нервной системы на основе имеющегося опыта решать новые двигательные задачи. Способность к экстраполяции значительно возрастает при увеличении запаса уже усвоенных движений. Экстраполяция используется не только при усвоении новых движений, но и при изменении условий выполнения уже усвоенных движений (ходьба в различных условиях, при наклоне тела, при поворотах и др.). При этом диапазон экстраполяции всегда несколько ограничен имеющимся фондом двигательных навыков. Так, двигательные навыки футболиста мало способствуют экстраполяции при выполнении приемов борьбы или плавание. Поэтому при подборе комплекса подготовительных упражнений важно включать в него упражнения, которые будут способствовать усвоению основного упражнения.