Курсовая с практикой на тему Образы региональных лидеров политических партий в СМИ и общественном сознании: сравнительный анализ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ:
ТИПЫ, МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ.. 12
1.1. Понятие политического образа/имиджа: подходы и типы.. 12
1.2. Механизмы и принципы формирования политического
образа. 21
1.3. Роль СМИ в формировании имиджа политических
институтов и политической элиты.. 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ПАРТИЙНЫХ ЛИДЕРОВ В РЕГИОНАХ.. 32
2.1. Аспекты имиджевой политики в деятельности партий в
регионах. 32
2.2. Образ региональных партийных лидеров в СМИ.. 38
2.3. Сопоставительный анализ имиджа региональных партийных
лидеров в СМИ и общественном сознании. 44
Заключение. 48
Список использованной литературы: 50
Приложения. 55
Введение:
В современной системе
политических отношений выстроена схема взаимодействия политических лидеров с
населением. Степень успешности таких отношений определяется понятием
политического имиджа и является одним из успехобразующих факторов в карьере любого
партийного лидера. Непосредственная коммуникационная политика складывается
таким образом, чтобы преодолеть барьеры между политическим лидером и
избирателем, путем прямого воздействия, что подразумевает: выпуск новостей в
СМИ, агитации, освещение политики по каналам агитации и косвенного, а именно
спонтанная передача информации в кругах людей, которые непосредственно
формируют инерционный имидж, который возник под воздействием прямой агитации.
Проблема, которую
затрагивает данное исследование напрямую связанна с восприятием и поведением
избирателем на выборах, это связано с современной персонификацией политических
процессов, которая подразумевает в себе центрацию на политическом лидере,
заключающий в себе не только интерес со стороны респондентов, но и вовлечение в
процесс прогресса региона, зависящий напрямую от его политических решений. Для
решения данной проблемы необходимо понять каким образом СМИ меняет образ
политического лидера в зависимости от той или иной ситуации, которая сложилась
в связи с деятельностью партии. В процессе освещения партии зачастую
затрагиваются не деятельность, а личность лидера избираемой партии, на основе
которой и делает выбор в сторону избиратель, в этом и заключается феномен
персонификации.
Отношение к
Коммунистической партии Российской Федерации в последнее время претерпевало
существенные колебания. Современное положение КПРФ в системе политических
партий и институтов определяется, прежде всего, фактором сокращения влияния
коммунистов на текущие политические процессы и принятие решений. Это связано не
только с партийной или организационной слабостью КПРФ, но и с общей структурой
нынешней власти. Существующие сегодня политические институты, формируемые во
многом по принципу личной преданности президенту Владимиру Путину, создают
ситуацию относительной автономности политической власти от текущих настроений в
стране. Кремль в той или иной степени (пока в силу благоприятно складывающихся
экономических тенденций – незначительной) вынужден считаться с оппозиционной
деятельностью коммунистов, в особенности в регионах, и по этому критерию КПРФ
имеет несравненно большее влияние, чем любая другая политическая организация в
стране.
Позиция «Единой России» в
политической системе России состоит в том, что в современных российских
условиях востребованы и необходимы не кадровые, а именно массовые партии.
Партия влияет на политику через своих представителей в органах законодательной
(представительной) и исполнительной власти, выдвигая достойных кандидатов,
способных внести реальный вклад в решение стоящих перед обществом задач.
«Единая Россия» стала лидером политического процесса, получив поддержку
значительной части избирателей. Партия выступила конструктивной и
консолидирующей общественно-политической силой, взяв на себя ответственность за
решение накопившихся в обществе проблем. В своих предвыборных программе и
заявлениях партия обозначила себя как партия реальных дел, действующая в
интересах большинства российского общества.
Заинтересованность
граждан политикой в России постепенно снижается. Разочарование в итогах реформ,
не приведших к быстрому и заметному улучшению жизни масс, проявилось в
дистанцировании граждан от политики реформаторов, от власти, от государства.
Однако важно отметить, что интерес к политике является исходной характеристикой
гражданской культуры. Люди не участвуют в том, чем они не интересуются, а вне
участия они не могут приобрести навыки, необходимые для осуществления
политических функций, и почувствовать себя способными оказывать влияние на
власть. Высокий уровень гражданской культуры формирует у населения высокую
степень идентификации с демократическим устройством общества и ценностями, на
которых оно основано. В целом российские политические партии имеют возможности
для наращивания своего влияния в обществе. Но для этого необходима продуманная
стратегия партийной мобилизации, которая не только включала бы в себя меры
организационно-политического характера, но и была бы ориентирована на поиски
новых людей, идей, смыслов, экспериментирования с новыми формами политической
организаций.
Вопрос формирования
политического имиджа был и остается изучаемым предметом в современной
политологии, психологии и даже лингвистики, так, например, психолог Петрова Е.
А. в статье «Работа имиджмейкеров или состояние электората»[1] изучала вопрос
формирования имиджа лидера и степень его влияния на электорат. Она раскрыла
понятие политического имиджа, также раскрыла факторы формирования образа
политика, привела статистические данные для того, чтобы обосновать как влияют
те или иные решения на имидж политика. Также вопрос был изучен другими авторами
Шамсутдинова А. И. «Особенности создания имиджа политика» [2], Барсков, И. В. «Специфика
формирования имиджа политического института в современной политической системе»[3] и другими.
Изучение образов
политических объектов ведется на стыке нескольких дисциплин – политологии,
социологии, политической психологии. Один из ведущих центров изучения
политической психологии сформировался на кафедре социологии и психологии
политики МГУ им. Ломоносова. В авторской методике, разработанной под
руководством Е. Б. Шестопал, изучаются как рациональный, так и бессознательный
компоненты образа политического лидера[4].
По мнению автора,
сложилась социально одобряемая система требований к политикам: они должны быть
честными, умными и т. д. Однако избиратель может делать выбор под влиянием иных
ценностей, среди которых возможны иррациональные, влияющие на образ политика и
отношение к нему. В таком случае возникает диссонанс между материалами
социологических опросов и результатами голосования. Можно предположить, что при
наличии противоречий между рациональными и неосознаваемыми компонентами
отношения к политику избиратель во время выбора скорее будет руководствоваться
неосознаваемым отношением, основанным на эмоциях. Близким по тематике является
направление в политической психологии, изучающее образ власти.
В рамках этого
направления созданы интересные методики использования проективных методов.
Например, С. В. Нестеровой принадлежит методика оценки образа политической
власти по нескольким базовым шкалам: сила – слабость, активность – пассивность,
агрессивность – неагрессивность[5]. По этой методике она
выявляет особенности презентации власти и ее восприятия гражданами.
Исследователи Н. С. Вершинина, Е. А. Мирицкая и О. И. Муравьева подошли к
изучению сознательных и бессознательных компонентов образа политической власти,
используя проективный рисунок социального объекта и тест цветовых отношений, а
также вербальные высказывания респондентов[6].
Восприятие политических
лидеров изучается и специалистами в области социологии и политологии (С. Г.
Климова и Т. В. Якушева[7], А. В. Затонских[8], Д. М. Дурдин[9], Л. Г. Бызов, Ю. М.
Баскакова и др.[10]).
Ими использовались различные методики сбора и анализа данных.
Объектом исследования
является: влияние образов политических лидеров на восприятие и решения
избирателей.
Предмет исследования:
образ лидеров политических партий, представленных в Государственной Думе
Республики Коми VII созыва, в частности партия Единая Россия и Коммунистическая
партия Российской Федерации.
Методологическая основа
работы. Системный метод позволил рассмотреть политическое пространство и партии
в статичном состоянии, с точки зрения их самоорганизации, свойств и функций,
также исследовать роль внешних социально-экономических факторов в их
становлении и воспроизводстве. С помощью системного подхода нам удалось
вычленить исследуемые явления из совокупности политической жизни. Метод
историзма позволил отслеживать хронологию событии, изменение роли партий в
политической жизни на протяжении ряда лет, кроме того, исторический подход акцентировал
наше внимание на все текущей политической ситуации.
Структурно-функциональный
подход позволил представить политическое пространство как систему, находящуюся
в динамическом равновесии и постоянном взаимодействии с другими социальным
системами. Структурный анализ дал возможность разделить понятие «политическая
пространство» на многоуровневые составляющие (политические интересы, правовые
нормы, субъекты политического процесса и т.д.) и рассмотреть динамику их
изменений в качестве взаимосвязанных, но достаточно автономных объектов
исследования. С помощью данного метода нам удалось выделить поведенческий
аспект в исследовании политических партий, оценить вес партий в политической
системе с точки зрения соотношения предписанных им функций и практической их
реализации.
Нормативно-ценностный
подход дал возможность изучить правовое обеспечение деятельности политических
партий и соотнести его с реальной практикой, выявить нормы, на основе которых
функционируют политические системы. В работе также применялся институциональный
и неоинституциональный подходы, позволившие выявить особенности складывающихся
политических институтов в регионах с точки зрения их взаимодействия, оценить
факторы, стабилизирующие и дестабилизирующие эффективный баланс сил.
В сравнительном анализе,
системном методе. Средства массовой информации формируют образы политических
лидеров, во многом не соответствующие представлениям о реальных политических
лидерах, складывающимся в массовом сознании. С помощью сравнительного анализа
эмпирически выявить образы реальных политиков и образ эталонного политического
лидера в массовом сознании, определить характеристики политического фрагмента
массового сознания. Методом контент-анализа выявить образы политических
лидеров, формируемые средствами массовой информации. Провести сравнительный
анализ образов политических лидеров, представляемых средствами массовой
информации, и существующие в массовом сознании; определить роль средств
массовой информации в процессе формирования образа политического лидера в
массовом сознании.
Цель исследования:
охарактеризовать процесс формирования политического имиджа лидера партии в СМИ
и общественном сознании.
Задачи исследования:
1) дать
определение политического имиджа;
2) определить
типы, модели и механизмы формирования политического имиджа;
3) охарактеризовать
роль СМИ в формировании политического имиджа;
4) Проанализировать
аспекты имиджевой политики партийных лидеров в регионах;
5) выделить
особенности политического образа партийных лидеров в регионах
6) сопоставить
политический имидж региональных партийных лидеров в СМИ и общественном
сознании.
В соответствии с
поставленной целью и выбранными задачами будут проанализированы следующие
гипотезы:
1. политический
имидж формируется не стихийно, а целенаправленно через определенные механизмы
2. СМИ
имеет большое значение в формировании восприятия и решений электората
3. более
освещаемые партии получали больше голосов нежели неосвещаемые
4. средства массовой информации формируют образы политических
лидеров, во многом не соответствующие представлениям о реальных политических
лидерах, складывающимся в массовом сознании
5. доли присутствия и качество характеристик образов политических
лидеров, существующих в массовом сознании и формируемых средствами массовой
информации, не совпадают
6. сложившиеся
основные характеристики органов исполнительной власти региона и реализации
государственными служащими аппарата регионального управления политически
значимых решений способствуют повышению уровня общественного доверия.
Для решений поставленных
задач будет осуществляться опора на комплекс источников: нормативно правовые
акты Федеральный
закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[11], которые регламентируют
деятельность политических деятелей, научная литература, необходима для
логического обоснования аспектов формирования политического имиджа, материалы в
СМИ, которую необходимо анализировать так как она является основным источником
информации о политическом лидере для избирателя, на основе которой он формирует
избираемого кандидата.
Источниками является информация
с официальных сайтов политических партий: сайт партии Единая Россия в
Республики Коми[12] и сайт КПРФ в Республики Коми[13].
Источниками являются СМИ
Республики Коми: «Красное знамя», Межрегиональный интернет-журнал «7×7»,
Информационное агентство «БНК», «Невские новости», «Свободная пресса»,
«Аргументы и Факты», Информационное агентство ТАСС.
Будут использоваться для
объективного анализа агитационной деятельности политических организаций, данный
материал будет использоваться для дальнейшего выстроены
аналитическотипологической картины и сравнительного анализа.
Структура исследования
соответствует поставленной цели и задачам, она состоит из двух частей:
теоретической и практической. Теоретическая часть содержит в себе две главы, в
которых будет охарактеризован политический имидж партийного лидера и
особенности политического образа партийных лидеров, а также проведен
сравнительный анализ имиджа лидеров в СМИ и общественном сознании. [1] Жебит В. Петрова
Е. Имидж политика // Корпоративная имиджелогия. URL:
http://www.ci-journal.ru/article/35/ (дата обращения: 04.06.2021). [2] Шамсутдинова, А.
И. Особенности создания имиджа политика / А. И. Шамсутдинова // Наука и новые
технологии. – 2010. – № 6. – С. 234-236. [3] Барсков, И. В.
Специфика формирования имиджа политического института в современной
политической системе / И. В. Барсков // Инновации и инвестиции. – 2014. – № 10.
– С. 129-134. [4] Шестопал, Е. Б.,
Новикова-Грунд М. В. Восприятие образов двенадцати ведущих российских политиков
(психологический и лингвистический анализ) // Полис. – 1996. – № 5. – С.
168–191; Шестопал, Е. Б., Нестерова С. В. и др. Образы кандидатов в президенты
2012 в массовом сознании // Власть. – 2012. – № 3. – С. 186–190; Шестопал, Е.
Б., Шутов А. Ю. Образы лидеров в массовом сознании накануне президентских
выборов // Полис. – 2012. – № 4. – С. 160–174. [5] Нестерова, С. В.
Отношения власти и населения. Проблемы презентации власти и ее восприятия
гражданами // Психология восприятия власти / Под ред. Е. Б. Шестопал. – М.:
Социально-политическая Мысль, 2012. – 244 с. [6] Вершинина, Н. С,
Мирицкая, Е. А., Муравьева О. И. Сознательные и бессознательные компоненты
образа политической власти // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 27.
– С. 54–59. [7] Климова, С. Г.,
Якушева, Т. В. Образы политиков в представлениях россиян. URL:
https://bd.fom.ru/report/map/ks0010091 (дата посещения: 25.05.2021). [8] Затонских А. В.
Личность партийного лидера как фактор восприятия политической партии: Круглый
стол журнала «Полис» и кафедры социологии и психологии политики факультета
политологии МГУ им. М. В. Ломоносова: «Политическое поведение: бессознательные
механизмы и их рационализация» // Полис. Политические исследования. – 2013. – №
6. – С. 53–54. [9] Дурдин Д. М.
«Образ» политического лидера и возможности его изменения // Полис. – 2000. – №
2. – С. 133–151. [10] Выборы на фоне
Крыма: электоральный цикл 2016–2018 гг. и перспективы политического транзита /
Баскакова Ю. М. и др. Под ред. В. Федорова. – М.: ВЦИОМ, 2018. – 440 с. [11]
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации» (извлечения). URL: http://www.cikrf.ru/izbiratel/normakt/zakon_o_garant.php (дата обращения: 04.06.2021). [12] Партия «Единая
Россия» в республике Коми. URL: https://komi.er.ru/ (дата обращения:
04.06.2021). [13] Коми
республиканское отделение КПРФ. URL: https://kprfkomi.ru/ (дата обращения:
04.06.2021).
Заключение:
Имидж политического
лидера – это, с одной стороны, целенаправленно конструируемый образ политика, а
с другой – следствие дискурса и восприятия этого лидера в обществе. исследовательские
подходы к медиарепрезентации политических лидеров позволяют взглянуть на
проблему репрезентации деятельности лидеров с разных сторон. Среди этих
подходов неуместно выделять более или менее качественные, аутентичные или
уместные – они все раскрывают отдельные аспекты медирепрезентации. политический
имидж имеет сложную, взаимозависящую и взаимодополняемую структуру,
формирование которой требует профессионального подхода и ориентированность на
будущее.
В целом российские
политические партии имеют возможности для наращивания своего влияния в
обществе. Но для этого необходима продуманная стратегия партийной мобилизации,
которая не только включала бы в себя меры организационно-политического характера,
но и была бы ориентирована на поиски новых людей, идей, смыслов,
экспериментирования с новыми формами политической организаций.
В заключение хочется
отметить, что лидеры политических партий Республики Коми обладают потенциалом
общественного доверия, налицо необходимость выделить приоритеты организации
работы государственного аппарата управления и служащих на тех основных
направлениях, которые в первую очередь вызывают у населения отторжение и
демонстрируют низкие оценки эффективности органов власти. Важно отметить
наличие проблемы общественного недоверия СМИ, освещению деятельности политиков
Республики и правительства в целом. Помимо этого, очевидны и проблемы
осведомленности населения о деятельности органов государственной власти,
удовлетворения интереса общества к последующим управленческим решениям органов
власти региона.
Исследования показывают
расхождение между направлениями деятельности политиков и ожиданиями населения.
Результаты исследования и доказанные гипотезы убедительно демонстрируют необходимость
формирования открытой модели функционирования регионального аппарата
управления, выбор приоритетов кооперации и сотрудничества с институтами
гражданского общества, что будет способствовать повышению уровня одобрения
регионального политического курса, доверия новой политической команды главы
республики.
В то же время опросы
показывают необходимость продолжения административных реформ в системе
регионального управления. Данные факторы обозначают объективность требований к
обновлению профессиональной культуры государственного аппарата, смене подходов
к организации руда в условиях транспарентности органов публичной власти.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ: ТИПЫ, МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ 1.1. Понятие политического
образа/имиджа: подходы и типы Современная российская
жизнь характеризуется бурными политическими противостояниями, борьбой партий и
их лидеров за электорат, места в Думе, за влияние и популярность. В условиях
многопартийности важнейшее значение имеет фигура, личность лидера, который является
посредником между своими единомышленниками и целевой аудиторий. В формировании
образа партийного лидера, его имиджа сегодня принимает участие команда
специалистов, в первую очередь, пресс-служба и имиджмейкеры. Исследования
показали, что уже не встречаются примеры самостоятельного формирования имиджа,
и это, пожалуй, невозможно и неэффективно в ситуации развития отдельного
коммуникационного направления, связанного с политтехнологиями,
имиджмейкерством, репутационным менеджментом и др.[1]
Отметим, что в СССР эти
технологии применялись, но они не были определяющими, что объясняется
единопартийной системой и отсутствием реальной предвыборной и межпартийной
конкуренции. В современной России, в отличие от зарубежных стран, специалисты в
области имиджмейкерства появились значительно позже, но сегодня эта сфера
активно развивается, и результаты имиджевых стратегий очевидны. Российские
политики, в основном, узнаваемы, имеют яркие индивидуальные черты внешности,
речевой специфики, характера, темперамента и др.
На сегодняшний день
российские партии предпочитают использовать при реализации своих программ
имеющиеся в ее распоряжении различные механизмы, с помощью которых идет
взаимодействие с гражданским обществом. Так, партии в своей деятельности с
целью создания и увеличения электората применяют финансовые средства,
манипулятивные техники посредством средств массовой информации, иные
технологии, используемые политиками. Если партия не имеет больших материальных
запасов, что чаще относится к оппозиции, они привлекают социальные массы, при
этом вовлекая их в свою деятельность зачастую не самыми законными и честными
способами – применяется даже подкуп граждан, который по факту таковым является,
но юридически оформляется в качестве благотворительности или не оформляется
вовсе[2].
Однако наиболее тесная
форма взаимосвязи между гражданским обществом и политическими партиями
проявляется в период организации и проведения выборов. Проблематика состоит в
том, что партиям достаточно сложно привлечь избирателей в период проведения
выборов на территории России для участия в предвыборной кампании, или же работы
в политических партиях. Это объясняется тем, что избиратели до сих пор
ориентированы в своем выборе не на партию как таковую, ее программу, стратегию,
а на конкретного лидера. И если позиции лидера в обществе не высоки, он не
пользуется авторитетом, то сотрудничество по схеме «избиратель – партия»
намного усложняются.
«Политический имидж»
означает образ, сконструированный в сознании человека или группы людей
средствами PR с целью формирования положительного отношения. Создание
позитивной или негативной политической картины является проблемой, изучаемой в
ряде гуманитарных наук. В век информационных технологий, не говоря уже о
политических лидерах, имидж стал неотъемлемой частью каждой публичной личности,
и он стал работой для имиджмейкеров и специалистов PR, потому что все в наше
время кардинально отличается от прошлого[3].
В настоящее время любой
политик, стремящийся к лидерству, становится своеобразным «продуктом», а
целевая аудитория, в свою очередь, является потребителем, для которого
создатели имиджа продают этот «продукт» как можно более выгодно. «Политический
лидер – это личность, а в современном мире личность стремится позиционировать
себя как проект или бренд. И в политической сфере общества это становится
необходимым, потому что политики нуждаются в публичности, им нужно
воздействовать на общественное мнение, чтобы добиться популярности». Имиджевый
образ в значительной мере влияет на качество репутации. Традиционно репутация
рассматривается как конечная цель практик связей с общественностью[4].
При этом одной из
важнейших задач в деятельности партии как субъекта гражданского общества
считаем укрепление доверия электората, вовлечение в свою деятельность новых
сторонников, укрупнение (для оппозиционных партий) своего влияния, т.е. по
факту – стремление к равноправию в той степени, в которой данный термин можно
применить к деятельности политических партий, а в итоге – обретение
комплексного базиса, твердой основы, представленной гражданским обществом.
Каждая партия должна разрабатывать собственную стратегию с целью достижения
необходимых результатов при выступлении на выборах, в своей деятельности в
целом. Стратегия как таковая предполагает наличие индивидуальной линии
поведения политической партии в рамках взаимодействия с гражданским обществом,
электоратом, государством. В принципе, это относится к стратегии любой
рекламной деятельности[5]. [1] Калюжная Н.С.
Партийность и демократия // Власть. – 2019. – № 3. – С. 18–24. [2] Исаков А.К.
Гражданское общество и политические партии в России. – М.: Дело, 2018. – С.
19–21. С. 20. [3] Вершинина, Н. С,
Мирицкая, Е. А., Муравьева О. И. Сознательные и бессознательные компоненты
образа политической власти // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 27.
– С. 54–59. С. 55. [4] Шамсутдинова, А.
И. Особенности создания имиджа политика / А. И. Шамсутдинова // Наука и новые
технологии. – 2010. – № 6. – С. 234-236. [5] Соловьев А.И.
Политический лидер в административной среде государственного управления, или
«Кто в доме хозяин»? // Полис. – М., 2017. – № 2. – С. 63.