История русской литературы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Образы пространства и времени в произведении Ф. М. Достоевского «Бесы»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХРОНОТОП КАК ОБЪЕКТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1. Понятие о хронотопе 5
1.2. Индивидуально-авторский хронотоп 13
ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ХРОНОТОПА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ» 19
2.1. Функциональность временных отношений в художественном тексте 19
2.2. Закономерности восприятия пространства в романе «Бесы» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Начало теоретического изучения художественного времени и пространства было положено трудами Аристотеля, авторитет которого в области эстетики сохранялся на протяжении многих веков. Ряд его основополагающих положений остается актуальным и поныне. Принципиально новые идеи о природе, семантических и художественных функциях этих феноменов были высказаны мыслителями XVIII — XIX вв., особенно представителями немецкого романтизма. Но лишь в XX веке началось целенаправленное исследование художественного пространства и времени как элементов поэтики литературного произведения на конкретном текстовом материале, в том числе на материале произведений Ф.М.Достоевского. Много внимания разработке проблемы литературного времени уделяли русские «формалисты» В.Б.Шкловский, В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.В.Томашевский и др. Возрастающий интерес к этим проблемам нашел отражение в работах В.Ф.Асмуса, Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, Н.М.Гея и др.
Именно в 70-е годы благодаря работам вышеперечисленных ученых утвердился подход, свойственный научному мышлению XX века: пространство и время определяется, «исходя из отношений между всеми компонентами, всеми категориями художественного мира», и в то же время «каждый компонент художественного мира обретает и пространственно-временной статус» .
Объект исследования – понятие хронотопа в литературоведении.
Предмет исследования – закономерности построения хронотопа в романе Ф. М. Достоевского «Бесы».
Цель исследования – выявление и анализ особенностей построения хронотопа в романе Ф. М. Достоевского «Бесы».
Поставленная цель вызывает необходимость выполнения таких задач исследования:
— рассмотреть генезис понятия хронотоп;
— актуализировать особенности построения пространственно-временной модели художественного произведения;
— осуществить обзор работ, посвященных хронотопу, в достоевсковедении;
— охарактеризовать своеобразие хронотопа в произведении Ф. М. Достоевского «Бесы».
В работе были использованы филологический, комплексный, компаративный методы литературоведческого исследования.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов в дальнейшем изучении творчества Ф. М. Достоевского и проблемы хронотопа в русской и мировой литературе.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Согласно основным научным теориям и концепциям, получившим распространение в литературоведении конца ХХ – начала XXI столетий, хронотоп выступает фундаментальным понятием исследования бытия. Ибо каждый факт, историческое событие, художественный памятник, любое явление повседневной жизни неизбежно вписывается в систему пространственно-временных координат.
Хронотоп – неотъемлемый компонент построения индивидуально-авторской картины мира писателя. Он определяет особенности метода, стиля, способствует отражению своеобразия национального мышления художника слова. Время и пространство – «исходные величины, с которыми имеет дело писатель», константы содержания и формы литературного произведения.
Хронотоп несет в себе жанрообразующую и сюжетообразующую функции. Он укрепляет внутренние закономерности произведения.
Феномен текста содержится в его многоаспектности, а потому встречаем в научных трудах разные его определения. Текст трактуют как информационное пространство, речевое произведение, знаковую последовательность и тому подобное. Поскольку текст несет определенный смысл, то он выступает как коммуникативная единица, объединенная по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и целостность.
Из всего количества художественных хронотопов формируется особый «концептуальный» мир художественного произведения. Он понимается литературоведами как отражение постижения реальности создателем текста и формируемое не только языковыми графическими единицами, но и общим набором знаний, который может не выражаться только словесно, а определяться знаниями реалий истории, опыта и культуры. Таким образом, рождается особенный художественный мир произведения, взаимодействующий и влияющий обобщенным синтетическим образом на действительность и отражающую художественную картину мира, что уже характерную для определенной лингвокультуры.
Определенный стиль системных отношений хронотопов требует исследования, но общий принцип системности, несомненно, на национальную концептосферу распространяется, поскольку само мышление каждого человека подразумевает категоризацию предметов мысли, а категоризация, в свою очередь предполагает упорядочение ее объектов.
Результаты анализа художественного пространства и времени романа Ф.М.Достоевского «Бесы» позволяют сделать некоторые важные обобщения относительно закономерностей художественного пространства и времени в художественной прозе и их литературоведческого анализа.
Прежде всего, анализ подтвердил методологическую плодотворность раздельного исследования художественного пространства и художественного времени как составляющих художественной формы произведения, каждая из которых обладает собственной спецификой. В то же время понятие хронотопа как ценностно значимой характеристики сохраняет свою актуальность по отношению к определенным художественным образам.
Говоря о специфике реализации художественного времени в прозаическом произведении, следует учитывать, что она во многом связана с тем, что основное содержание художественной прозы, а особенно романа, связано с изображением разных людей и их взаимодействием. Поэтому столь важную роль, на наш взгляд, имеет изучение и сопоставление временных моделей персонажей. В свою очередь, это позволяет реконструировать временную модель автора, которая представляет собой нечто большее, чем авторская концепция, включая не только осознанные принципы, но и всю совокупность интуитивных отношений к настоящему, прошлому, будущему, текущему времени, его направленности и т.д.
Повествование «Бесов», чередующее временные точки восприятия происходящего («теперь» и «тогда»), заведомо неполно: Хроникер, даже и «с знанием дела» описывающий события, не может овладеть всем явным и тайным содержанием только что протекшего момента. Ведь в течение одного и того же отрезка времени с героями хроники происходят в разных местах разные вещи, смысл которых полностью раскрывается лишь при учете их синхронности и символической сопряженности. Зачастую не так важен сам факт, сколько то, что одномоментно с ним произошел другой; и именно в этих совпадениях — ключ к постижению целого.
Таким образом, весь сюжет с исповедью выстраивался в такой логический и хронологический ряд: неудача акта исповеди и все связанные с ней последствия; смерть Ставрогина; распространение документа в течение ближайших четырех месяцев; включение документа Хроникером в хронику.

 

Фрагмент текста работы:

 

Проблема хронотопа является одной из центральных и наиболее интересных в современном литературоведении. Ее исследованием занимаются ведущие отечественные и зарубежные ученые. Изучению категории хронотопа посвящены труды М.М. Бахтина, Б.А. Успенского, Ю.М. Лотмана, А.Б. Есина, В.Е. Хализева, А.И. Ковтун, Л.Г. Бабенко, Т.Х. Керимова, У. Эко, Б.К. Майтанова, Ш.Р. Елеукенова, В.В. Савельевой и др. В своих работах они раскрывают роль, значение и функции времени-пространства в структуре художественного целого.
Согласно основным научным теориям и концепциям, получившим распространение в литературоведении конца ХХ – начала XXI столетий, хронотоп выступает фундаментальным понятием исследования бытия. Ибо «каждый факт, историческое событие, художественный памятник, …любое явление повседневной жизни неизбежно вписывается в систему пространственно-временных координат» [Иконникова 2001, с. 69].
Хронотоп – неотъемлемый компонент построения индивидуально-авторской картины мира писателя. Он определяет особенности метода, стиля, способствует отражению своеобразия национального мышления художника слова. Время и пространство – «исходные величины, с которыми имеет дело писатель», константы содержания и формы литературного произведения [Иконникова 2001, с. 70].
Хронотоп несет в себе жанрообразующую и сюжетообразующую функции. Он укрепляет внутренние закономерности произведения. Через ворота хронотопов, как отмечает М.М. Бахтин, начавший первым использовать данный термин по отношению к художественному творчеству, совершается вхождение личности в мир словесного искусства [Бахтин 1975, с. 235].
Категория времени-пространства выполняет синтезирующую функцию. Она отражает общественные идеалы определенной исторической эпохи, мировоззрение писателя, его эстетические взгляды.
Хронотоп способствует более глубокому постижению внутреннего мира людей. Данная категория передает систему взаимоотношений человека с окружающей действительностью. Соединяя в себе пространственно-временные представления писателя, его героев, читателя, время-пространство служит способом отражения и восприятия пространственно-временных отношений литературного произведения.
Выступая в качестве элементов структуры, темы содержания, хронотоп становится важнейшей характеристикой художественного образа. Соответственно, исследование категории времени-пространства является перспективным направлением в литературоведении.
Изучение художественного хронотопа существенно раздвигает границы восприятия, интерпретации и анализа произведений, позволяя глубже проникнуть в их структуру и содержание. Следует отметить, что в современной науке о литературе сложилось несколько подходов к проблеме времени-пространства. Во-первых, теоретический, предполагающий постижение сущности данной категории, выявление ее значения, роли, особенностей функционирования в художественном произведении. Во-вторых, конкретно-практический, цель которого – исследование хронотопа на материале творчества отдельных писателей. В-третьих, комплексный подход, рассматривающий время и пространство в единстве со всеми компонентами литературного произведения и категориями художественного мира. В последние годы широкое распространение получили междисциплинарные исследования [Керимов 2005, с. 15].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы