Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Образы подростков в прозе Н. Дубова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПОДРОСТКА В СОВЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 50-Х – 80-Х ГОДОВ 5
1.1. Понятие образа в художественном тексте 5
1.2.Детская проза 50-80-х годов 14
ВТОРАЯ ГЛАВА. ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКА В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ ДУБОВА 19
2.1.Основные проблемы творчества Николая Дубова 19
2.2.Особенности раскрытия образа подростка в произведениях Николая Дубова «Мальчик у моря» и «Беглец» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы 31

  

Введение:

 

Творчество Николая Дубова пришлось на довольно противоречивое время – 50-е – 80-е годы ХХ века. Наибольший интерес писателя вызывал процесс становления личности, кристаллизация нравственных устоев и критериев. Одним из первых Николай Дубов изобразил драматический конфликт своего героя с демагогами, ревнителями дутых успехов и показного благополучия.
Писатель показывает послевоенный нелегкий быт, окружающий его героев, расхождения во взглядах на жизнь, нравственных принципах даже в пределах одной семьи. Николай Дубов пишет свои книги в жанре социалистический реализм – «художественное направление в литературе и искусстве, в целом являвшееся ведущим в СССР. Как следует из названия, оно изображает концепцию жизни человека в социалистическом обществе. Основными принципами этого жанра считались три понятия: народность, идейность и конкретность» [Разгон, с. 87].
Новизна исследования: О Николае Дубове написано очень немного. Нам не удалось найти серьезного исследования, посвященного творчеству писателя. В 1991 году вышел сборник статей «Жизнь и творчество Николая Дубова». Составителем этой книги являлся Л. Э. Разгон. Ему же принадлежит очерк «Мир, в котором дети – не гости», посвященный творчеству писателя.
Интерес представляют статьи, посвященные советской детской прозе выбранного нами временного периода. Бобина Т.О. свое художественное исследование «Дети «улицы» в отечественной прозе для подростков» направила на изучение социально ущемленного детства. Е. Тюшина написала статью «Писатели нашего детства: обзор отечественной литературы для юных читателей». Но в целом, выбранная нами тема разработана очень мало.
Актуальность: Произведения Николая Дубова, являясь продуктом своего времени, тем не менее, освещают столь острые проблемы, что они звучат и сегодня не менее актуально, чем пятьдесят лет назад. Обычно автор показывает своего героя – чаще всего подростка в переломные моменты его жизни. Неугасающий интерес к сложной жизни и проблемам подрастающего поколения был и остается как у родителей и педагогов, так и у самих подростков.
Цель работы: раскрыть особенности репрезентации образа подростков в прозе Николая Дубова.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть художественный текст как текст особого типа
2.Раскрыть понятие художественного образа
3.Рассмотреть образы подростков в советской прозе 50-х – 80-х годов
4.Определить основные проблемы творчества Николая Дубова
5.Проанализировать раскрытие образа подростков в произведениях Николая Дубова «Мальчик у моря» и «Беглец»
Объект исследования: проза Николая Дубова
Предмет исследования: Образы подростков в произведениях Николая Дубова «Мальчик у моря» и «Беглец».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Можно сказать, что несмотря на то, что имя писателя Николая Дубова сегодня известно довольно узкому кругу специалистов, этот автор имеет счастливую писательскую судьбу. Его книги печатались и переиздавались, на их основе создавались художественные фильмы. Таким образом, произведения Николая Дубова оказались нужными не одному поколению читателей.
Начиная с повести «Огни на реке», большая часть произведений Николая Дубова печаталась в «Новом мире» Александра Твардовского. И то, что такой журнал публиковал произведения Дубова, означало не только внимание редакции к делу воспитания новых поколений, но и к художественной и общественной позиции писателя. Современность, реальная жизнь людей всегда были в центре внимания Николая Дубова. Проблемы, им поднимаемые, были отнюдь не проблемами детского сообщества, это в равной степени были проблемы общества в целом.
Писатель говорил только о том, что сам видел, сам прочувствовал, чем сам переболел. А жизнь щедро предоставляла ему возможность пройти самые различные свои «университеты». Сам отработав на заводе сразу после школы, Дубов прекрасно знал рабочий быт, особенности характеров рабочего человека. Во многом автобиографичен образ Лешки Горбачева из романа «Горе одному». Он проходит нелегкий путь в процессе становления своей личности, знакомится с разными людьми, видит несправедливость и фальшь, но остается порядочным и честным человеком.
В своих книгах Николай Дубов обязательно дает героям взрослого-наставника, который помогает справляться с разными тяготами жизни, подставляет плечо и помогает добрым словом или советом. Такой прием как бы успокаивает юных читателей, дает им надежду на то, что рядом с ними в трудную минуту тоже может оказаться такой надежный и верный человек. Это очень важный момент для ребенка, который еще только начинает входить в жизнь, знакомится с ней, узнает не понаслышке.
По сравнению с другими писателями, создававшими образы подростков в 50-е – 80-е – годы ХХ века, у художественного мира Николая Дубова есть особенности, которые мы попытались раскрыть в своей работе.
Создавая образы подростков в своих произведениях, Николай Дубов использует большой диапазон художественных средств. Он дает портреты героев в сочетании с природой, во взаимодействии с миром взрослых и сверстников, а также много внимания уделяет описаниям подростка в состоянии одиночества, мечтаний, принятия важных и первых для него решений и т.д.
Очень часто Николай Дубов использует художественный прием повествования от первого лица, впуская читателя в самый центр разворачивающихся событий. Мы как бы следим за всем, что происходит, особое внимание уделяя реакциям юных героев.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПОДРОСТКА В СОВЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 50-Х – 80-Х ГОДОВ

1.1. Понятие образа в художественном тексте

Текст является предметом интереса ученых различных областей: филологов, лингвистов, литераторов, историков и др. К. С. Шиляев утверждает, что в современном мире происходит «текстоцентризм» [Шиляев] всего гуманитарного знания в целом. Н. Ф. Алефиренко называет текст «исходной данностью любой гуманитарной дисциплины» [Алифиренко, с. 5-6].
Впервые заговорил об анализе фрагмента речи длиною более одного предложения З. Харрис в 1952 году. В конце 60-х годов в США и Европе уже появляются первые исследования текста, направленные на выявление его структуры и составление типологии.
В период с 1972 по 1989 г. выходит несколько основополагающих работ, посвященных анализу текста. Сегодня мы имеем довольно большой круг исследований, посвященных изучению текста и механизмов его образования. Признаками и характеристиками текста занимались И. Р. Гальперин, Н.Н. Николина, Л. А. Новиков; лексике и грамматике как отдельным структурным элементам текста посвящали свои труды Н. С. Болотнова, А.Е. Супрун, З. Я. Тураева, О. И. Москальская и Е. А. Реферовская. Проблемы образа автора и читателя затрагивали Н.С. Валгина, а взаимоотношения текста и инертекста интересовали О. А. Бурукину, Н.А. Кузьмину, В. Е. Чернявскую. Учеными создаются модели восприятия и создания текста, а также неоднократно предпринимаются попытки систематизации подходов к его исследованию (Л. Г. Бабенко, Ю. Н. Земская, А. А. Кибрик, Е. А. Селиванова, Н. В. Панченко и др.).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы