Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Образы матерей в драматургии Островского А. Н.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ 5
1.1 Понятие художественного образа в современной гуманитаристике 5
1.2 Природа женских образов в творчестве А. Островского 17
2 ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ В ПЬЕСАХ А.Н. ОСТРОВСКОГО 22
2.1 Образ Кабанихи 22
2.2 Образ Хариты Игнатьевны Огудаловой 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Жизнь любого человека нельзя представить вне какого-либо общества. Героини пьес А. Н. Островского – его современницы, которые в силу существующих в ту пору общественных порядков не могли быть субъектом драматической борьбы, а только ее объектом. Своеобразие построения большинства драм и комедий Островского в том и состоит, что женщина в них оказывается объектом борьбы, которая вокруг нее закипает. Главная роль героинь пьес Островского – позволить проявиться характерам остальных участников действия, а уже через них – основным законам и нравам своего времени. Противостояние идет, скорее, между героинями и средой, между стихийными внутренними стремлениями и представлениями о жизни, навязанными средой, власть которых зачастую оказывается сильнее искренних душевных порывов.
Благодаря глубине проникновения в национальный характер и силе реалистического обобщения Островский сумел создать целую галерею женских образов – типичных представительниц купеческо-мещанского сословия, с разными характерами, мечтами, привычками, представлениями о счастье, но одинаково бесправных и не защищенных от бессмысленного, мрачного быта. Совокупность данных факторов обусловливает актуальность темы исследования.
Объектом исследования является система образов в драмах А. Островского «Гроза» и «Бесприданница».
Предмет исследования – образы матерей в драмах А. Островского «Гроза» и «Бесприданница».
Цель исследования – выявить идейно-художественную эволюцию образов матерей в драматургии А.Н. Островского.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть современные подходы к изучению понятия «художественный образ».
2. Выделить ключевые закономерности формирования женских образов в творчестве А. Н. Островского.
3. Проанализировать ключевые материнские образы в драматических произведениях А. Н. Островского.
4. Охарактеризовать основные механизмы формирования образа матери в драматических произведениях А. Н. Островского.
Методология исследования включает сравнительно-типологический, историко-генетический, конкретно-текстуальный анализ, элементы которых используются в комплексном подходе к произведению и обусловлены задачами, стоящими перед автором работы.
Теоретической основой исследования являются рабо¬ты современных литературоведов и языковедов по проблемам, затраги¬ваемым в исследовании.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его материалов в дальнейших работах, посвященных заявленной теме.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Концепт является полноценной составляющей теоретического арсенала различных областей гуманитаристики на рубеже двадцатого и двадцать первого столетий, что приводит к возникновению весьма острых реакций, авторами которых являются отдельные исследователи, которые ставят под сомнение саму принадлежность концепта к сфере определенной науки. Так, к примеру, в рассмотрении Жиля Делеза и Феликса Гваттари концепты являются исключительно результатом мыслетворчества, которое осуществляют философы, они же концептуальные персонажи. Поэтому данные мыслители дают как самим созданным концептам, так и иным научным направлениям, которые пользуются данным понятием, низкую оценку, расценивая их как «убогих соперников философии». Более того, Делезу и Гваттари принадлежит утверждение о том, у эпистемологии, лингвистики, психоанализа, а также информатики, маркетинга, дизайна и рекламы отсутствуют как основания, так и право посягательства на данную фундаментальную философскую единицу. Тем не менее, в наше время концептом выдвигаются претензии на обретение статуса явления междисциплинарного характера, что обусловлено наличием теснейшей связи между всеми областями гуманитаристики, в том числе и литературоведения и философии.
Концепт-анализ как действенный инструмент познания эстетической реальности утвердился в гуманитаристике далеко не сразу, как не сразу отвоевала свое место в терминологическом аппарате литературоведения и его ключевая единица. Для этого необходимо было, чтобы ранее к данному понятию обратились специалисты в таких областях, как лингвистика и культурология. Они осуществили разработку определенных подходов к тому, как должен быть истолкован концепт, в связи с чем возникли определенные направления научных исследований.
Женщины — предмет особого внимания драматурга Островского, он является одним из первых писателей, поднявшим проблему тяжелейшего их положения в российском обществе. Выведенные им типы женщин поражают своим разнообразием при очевидной схожести судеб. Могла ли женщина в пост крепостнической России мечтать хоть о каких-то правах? Нет. И бесправием женщин беззастенчиво пользуются даже самые близкие люди.
Исследованные в настоящей работе женские образы позволяют сделать вывод о причинах рабского положения женщин в России XIX века. Это, во- первых, в большинстве своем необразованное, далекое от передовых идей общество, в которой процветают тирания одних и безропотная покорность других. Процветающая убежденность, что женщина должна уметь угождать мужу, который в доме властелин и хозяин, покорно выполнять волю родителей и в строгом соответствии с суровыми законами домостроя воспитывать детей.
Итак, всем женским характерам в драме “Гроза” отведено свое место системе персонажей с точки зрения их соотнесенности с образом “темного царства”, без любого из них этот образ был бы неполным или односторонним. Катерина представляет собой его лучшую сторону, существование которой не признавал или отвергал Добролюбов, Кабаниха, Варвара, Феклуша — типы характеров, ярко проявляющихся на этапе разложения какого-либо жизненного уклада как симптомы его глубокого кризиса. Ни одно качество, присущее им. не является органической чертой патриархального мира. Но этот мир выродился, патриархальные законы определяют взаимоотношения людей по инерции, этот мир обречен, ибо он сам убивает все лучшее, что он создал.
Итак, обобщая результаты нашего краткого анализа, перечислим основные характеристики образа матери в пьесах А.Н.Островского. Как правило, это образ женщины
1) богатой;
2)выполняющей в семье роль мужчины — единолично принимающей решения и добивающейся их выполнения. Сюжетное обоснование тому — незамужнее их положение (как правило, это — «девицы» или вдовы);
3)находящейся в годах, то есть опирающейся в своих действиях на сложившуюся и закосневшую систему жизненных ценностей;
4) Сила и жизнеспособность, пока ещё (ко времени создания текстов) присущие «тёмному царству», подчёркиваются на характерологическом уровне текста с помощью введения образов-двойников властных женщин;
5) Редко эти женщины сведущи в денежных делах, их деятельность и самоутверждение ограничиваются, как правило, сферой духовного руководства. У Мурзавецкой расстроено имение, Гурмыжская не может совершить какой-либо сделки без того, чтобы её обманули, даже Кабаниха ни разу не изображается озабоченной хозяйственными нуждами.
6) Внутри типа властной женщины мы можем выделить два основных подтипа; обозначим их как подтип Кабанихи и подтип Гурмыжской.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ПОНЯТИЕ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ

1.1 Понятие художественного образа в современной гуманитаристике
Правомерным является утверждение, что художественное произведение в своей сущности есть текст культуры. Н. Д. Тамарченко предлагает рассматривать художественную литературу как определенную сумму текстов, подчеркивая значимое место этих текстов в культуре цивилизации: «Художественной литературой будет являться всякий словесный текст, который в пределах данной культуры способен реализовать эстетическую функцию» . В интерпретационном плане важно подчеркнуть, что, накапливая «исторически выработанные человечеством всеобщие способы деятельности и являясь аксиологическим и семантическим пространством духовного существования человека, тексты культуры содержат в себе бесконечное множество смыслов и экзистенций, которые актуализируются в новой культурной ситуации в форме индивидуального авторского построения картины мира и человека» .
К координатам, направляющим становление художественного произведения, принято относить такие его категории, как персонаж, время и пространство (хронотоп). Так, в центре любого произведения находятся действия персонажа, протекающие во времени и характеризующиеся определенной темпоральной организацией. Не менее важны и пространственные представления, которые зачастую остаются косвенными и воспринимаются читателем ассоциативно, определяя, тем не менее, тип персонажа. Любое литературное произведение изображает людей или, в отдельных случаях, их подобий, например, «одушевленных» автором животных или вещей. При этом персонажем может выступать как вымышленный человек или иной объект, так и результат домысливания образа реально существовавшего человека.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы