История русской литературы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Образы апокалипсиса в прозе Сергея Синякина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АПОКАЛИПСИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 6
1.1. Теория апокалипсиса 6
1.2. Апокалипсические мотивы и образы в литературе 14
Вывод по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОБРАЗЫ АПОКАЛИПСИСА В ПРОЗЕ С. СИНЯКИНА 25
2.1. Анализ творчества С.Синякина 25
2.2. Отражения образа апокалипсиса в произведениях С.Синякина 26
Вывод по второй главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

 

  

Введение:

 

Актуальность. Тема «конца света» на сегодняшний день очень востребована в массовой культуре. Она находит свой отклик в литературе, видеоиграх и кинематографе. В литературе к апокалиптическим сюжетам обращаются особенно часто, что не может не вызывать интереса у исследователей. В произведениях действуют заложенные в обществе социокультурные установки и мифологемы, потому что литература, будучи одним из самых воздействующих видов искусства, наделена возможностью мифортворчества. Более того, тема «конца света» поднимается обществом еще с первобытных времен и всегда занимала очень важное место в культуре и религии разных народов и этносов.
Апокалипсис – один из наиболее популярных у современного читателя поджанров фантастики, широко представленный не только в литературе, но также в кино, играх и других распространенных видах развлечений. Даже среди строгой и академически выдержанной классической фантастики XX века предостаточно сильных и интересных произведений на эту тему, созданных такими выдающимися мастерами печатного слова, как Роджер Желязны, Ричард Матесон, Стивен Кинг, Рэй Брэдбери, Филип Дик и прочие.
Но жанр не остановился в своем развитии – ежегодно выходит по нескольку десятков романов и относительно небольших рассказов, предлагающих свою версию апокалипсиса и последующих за этим изменений в мировоззрении и жизни людей.
Современные писатели из СНГ также не стоят в стороне от этого направления. Причем в их произведениях действие чаще всего разворачивается на хорошо знакомых читателю просторах СНГ, с привычным менталитетом и культурным укладом.
Объектом исследования являются произведения С. Синякина об апокалипсисе.
Предметом исследования является анализ образов апокалипсиса в прозе Сергея Синякина.
Целью работы является анализ образов апокалипсиса в прозе Сергея Синякина.
Задачи:
1. Охарактеризовать теорию апоалипсиса.
2. Проанализировать апокалипсические мотивы и образы в литературе.
3. Провести анализ творчества С.Синякина.
4. Охарактеризовать отражения образа апокалипсиса в произведениях С.Синякина.
Степень изученности. Теме эсхатологии посвящено множество философских и религиоведных тем, и монографий. Полно и основательно к вопросу об истории и развитии эсхатологических течений подходит Григоренко А. Ю. в своей монографии «Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность». Также, теме исследования эсхатологии посвятили множество трудов такие исследователи как Аверинцев С.С., Дживилегов А.К., Коробка Н. И., Трубецкой С.Н.., Бердяев Н.А., Булгаков С.Н., К.Манхейма, П. де Лобье.
Влияние атомной бомбы рассматривает уже современная книга «Кинематограф атомной бомбы» Дж. Ф. Шапиро. Как и Шапиро, многие авторы концентрируют своё внимание именно на теме угрозы ядерной войны и импликациях этой угрозы.
Изучению апокалиптики и эсхатологии в массовой культуре посвящены блок статей зарубежных и отечественных авторов, но существующие публикации, в большинстве своем охватывают современный период и носят в первую очередь обзорный и справочный характер («Апокалиптические фильмы» К. Ньюмана, «Капиталистическая социальность и киноапокалиптика» О. Замолодской). В статье «Образы апокалипсиса и массовая культура» Марвина Ф. Бендл рассматривает американское общество, как диктующее мировые культурные ценности. Он анализирует американскую точку зрения и связывает его интерес к апокалиптической тематике с историей развития американского общества. В своем исследование автор говорит о том, что американская цивилизация неразрывно связана с идеями милленаризма.
Статья Порядина И. А. «Конец света как мечта или синдром апокалипсиса» посвящена проблеме частого обращения к апокалиптическим сюжетам современного человека в литературе, компьютерных играх, кинематографе. Порядин называет это одержимостью или «синдромом» современного общества, для которого характерны паталогический интерес и наслаждение от переживаний конца и гибели мира. Опирается автор на то, что апокалиптические произведения очень подвержены идеологии, главенствующей на рынке зрелищ: в нем воспроизводятся или деконструируются различные идеологические конструкции и образно– смысловые установки, родственные современной мифологии [4].
Близко к теме данного исследования подошел В. А. Куренной в своей статье «Целлулоидный апокалипсис», в которой он рассматривает видение апокалипсиса в современной массовой культуре, опираясь на «Войну миров» Г. Уэллса и продукцию американских авторов, созданной за последние годы.
В ряде диссертаций исследователи рассматривают связь массовой культуры и апокалиптических сюжетов: «Апокалипсические представления в европейской культуре XX века» М.Н. Могилевич, «Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе» Санданова А. Б., «Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен: опыт социально-философского анализа» Нечипуренко В.Н., «Истоки и смысл «катастрофического» сознания в западной культуре».
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анализ произведений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Двадцать первый век уже не раз за этот короткий промежуток ознаменовал себя как век апокалипсиса (Последний день Майя, падение метеорита). Тема апокалипсисатпока считается фантастической. В современной литературе – фэнтези – не так много новых захватывающих произведений. Появляется масса романов псевдо-фантастических, которые уже в начале чтения через несколько страниц разочаровывают. В то время как по-настоящему талантливые книги могут просто затеряться в безбрежном море новинок.
Из всех писателей тема гибели цивилизации особенно близка Стругацким, выделяется и М.Глуховский. У этих писателей можно отметить действительно стоящие произведения фантастической серии. Это «S.T.A.L.K.E.R»(братья Стругацкие), «Сумерки»,«Метро 2033»(Михаил Глуховский) – книги, ставшие известными уже во всем мире.
Зарубежные писатели чаще обращаются к этой теме. Всем известен роман Стивена Кинга «Противостояние» – яркая картина гибели цивилизации по причине халатности самого человека. Кроме сюжета о крахе человечества, Кинг пытается поднять вопрос: возможно ли возрождения человека после глобальной катастрофы.
Конечно, это тема широко распространена в повестях, рассказах, очерках. Но мы попытались выделить наиболее значимые и яркие произведения.
Слово «апокалипсис» в переводе с греческого обозначает откровение. Произведения с сюжетом апокалипсиса должны были поднять завесу, скрывающую будущее, и рассказать о нем, следуя разным пророчествам.
Уничтожение человечества, причиной которому разные катастрофы, – притягательная тема, как для писателей, так и для читателей. Поэтому апокалиптическая тема наблюдается в творчестве писателей со времен Иоанна Богослова (Откровение Иоанна Богослова). В близком нам девятнадцатом веке она была затронута в произведениях Ф.М. Достоевского, Н.В.Гоголя. Век 20-ый подхватывает эту тематику. Продолжают развивать ее и трактовать по-своему поэты Серебряного века (Д. Мережковский, А. Блок, Вс. Иванов, А. Белый).
Двадцать первый век уже не раз за этот короткий промежуток ознаменовал себя как век апокалипсиса (Последний день Майя, падение метеорита). Тема апокалипсиса, слава богу, пока считается фантастической. В современной литературе – фэнтези – не так много новых захватывающих произведений. Появляется масса романов псевдо-фантастических, которые уже в начале чтения через несколько страниц разочаровывают. В то время как по-настоящему талантливые книги могут просто затеряться в безбрежном море новинок.
Подводя итог исследованию, касающемуся темы «конца света» в кинематографе как социокультурного феномена, следует сказать, что были выявлены социокультурные предпосылки актуальности темы «конца света»,т а также было подтверждено, что кинематограф апокалиптической тематики выступает инструментом мифотворчества для современного массового сознания, где воплощаются общие «катастрофические» ожидания характерные для человека XXI века.

 

Фрагмент текста работы:

 

Впервые термин вошёл в употребление в XIX веке и относился к иудео-христианской традиции, связанной с библейскими представлениями о «конце света». Впоследствии термин расширился, и его стали употреблять для обозначения аналогичных сюжетов различных народов и эпох. На сегодняшний день термин эсхатология имеет более общее значение (не только религиозное) и означает рефлексию о конце и целях истории.
Последнюю книгу Библии часто называют не «Откровение», а «Апокалипсис» – словом, которое в обыденном сознании часто ассоциируется (в том числе стараниями Голливуда) с концом света, всемирной катастрофой, последней решающей битвой сил света и тьмы.
Как же все-таки правильно – Откровение или Апокалипсис?
Греческое слово «Апокалипсис» (Αποκάλυψις) как раз и значит «Откровение». Так именуется эта книга в древнейших рукописях, содержащих ее текст целиком, – Синайском и Александрийском кодексах (IV и V века соответственно). Так что по сути это не два разных названия, а одно, только на разных языках. Так же греческое слово «Евангелие» мы порой заменяем русским «Благовестием».
Апокалипсис – книга таинственная, многое в ней трудно понять и истолковать однозначно, поэтому, не желая сеять соблазн и раздоры среди христиан, Церковь постановила исключить ее из круга богослужебных чтений. Неосторожные толкователи Откровения, воспринимающие сказанное к книге слишком прямолинейно, рискуют увести слушателей в сторону от истины [12;32].
Именно так родился, например, «хилиазм» – учение о тысячелетнем царстве Христа на земле. Еще во II веке целый ряд христиан, включая таких авторитетных учителей Церкви, как Иустин Мученик и Ириней Лионский, восприняли буквально слова Откровения о том, что души святых, не поклонившихся «зверю» (антихристу), оживут и будут царствовать со Христом тысячу лет (Откр. 20:4). Некоторые варианты интерпретации этих слов предполагали, что человеческая история завершится окончательной победой добра и разума над силами тьмы, которые к моменту второго пришествия будут доминировать в мире; что Второе Пришествие Христово наступит в результате резкого перелома истории мира, связанного с упразднением зла. Недаром некоторые священники, вдохновленные хилиастическими настроениями, в 1917 году радостно приняли революцию: они всерьез поверили, что это первый шаг к установлению того самого всемирного царства справедливости, свободы, добра и разума…
Апокалипсис учит, что пребывание в языческом мире может быть опасно для духовной жизни христианина и что последователь Христа должен Царство Небесное предпочитать «миру сему». Эта опасность неоднородна, ее можно разделить на несколько частей. Во-первых, опасность гонений. Гонения могут быть прямыми – со стороны тоталитарной, государственной власти [4].
Государственная машина – мощная сила, могущая угрожать христианам гонениями за то, что человек является христианином и потому отказывается принять ее божественный статус. Святой Иоанн Богослов усматривал черты царства антихриста в современной ему Римской империи, так как там существовал культ императора как бога. Кто отказывался участвовать в императорском культе, рисковал многим, вплоть до потери жизни.
Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки [17].
Вторая опасность – искушение начать приспосабливаться к окружающему миру, дающему некие блага, ценой отказа от Христа. Христианину предлагается альтернатива: «Если принесешь жертву императору как богу (что означает отречение от Христа), то тебе будет хорошо в этой жизни».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы