Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Образовательный потенциал мультипликационной продукции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы образовательного потенциала мультипликационной продукции………………………………………………
1.1. Образовательный потенциал мультипликационной продукции…………
1.2. Условия реализации образовательного потенциала мультипликационной продукции………………………………………………
Глава 2. Практическое исследование образовательного потенциала современного мультфильма производства студии «СоюзМультФильм»…..
2.1. Организация и методы исследования……………………………………..
2.2 Реализация образовательного потенциала мультипликационной продукции……………………………………………………………………….
2.3. Анализ полученных результатов………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложения 3

  

Введение:

 

Современная мультипликационная продукция серьезно влияет на развитие детей. Мультфильмы являются средством организации досуга детей, вовлечения их в мир фантазий, оригинальных образов, связанных с жизненным опытом детей. Однако они могут быть носителями образовательных, когнитивных и развивающих функций.
Современная мультипликационная продукция не всегда позитивна для детей, копирует западные мультфильмы без учета влияния на их психику, формирования нравственной сферы личности. Некачественная мультипликационная продукция способствует усложнению восприятия и понимания того, что дети видят на экране телевизора и в жизни, мешая полноценной игровой активности детей по мотивам мультипликационных продукционных фильмов.
Актуальность темы исследования «Образовательный потенциал мультипликационной продукции» обусловлена тем, что cуществует наличие негативного воздействия современной мультипликационной продукции на детей, которые еще не могут критиковать явления внешнего мира, чрезвычайно опасно.
Мультипликация — это средство познавательного развития, наряду с личным примером родителей, играми со сверстниками, воспитательной беседой, творчеством, сказочной терапией. Мультипликационная продукция оказывает влияние на умственное, психологическое развитие. Но просмотр мультипликационных продукционных фильмов, не отражающих определенную образовательную задачу, может нарушить развитие детей.
Степень разработанности проблемы: вопрос образовательного потенциала мультипликационной продукции широко раскрыт в работах таких ученых как Д.А. Раевский [8], М. Аромаштам [1], Д.Н. Бабиченко [2], С.А. Капкова [4], О.В. Куниченко [5-7], А.Ф. Лалетина [19, 30] и другие.
Цель исследования: рассмотреть образовательный потенциал мультипликационной продукции.
Задачи исследования:
— определить образовательный потенциал мультипликационной продукции;
— выделить условия реализации образовательного потенциала мультипликационной продукции;
— провести практическое исследование образовательного потенциала современного мультфильма производства студии «СоюзМультФильм»;
— проанализировать полученные результаты.
Предмет исследования: мультипликационная продукция.
Объект исследования: образовательный потенциал мультипликационной продукции.
Гипотеза исследования: образовательный потенциал мультипликационной продукции будет реализоваться успешно, если направлен на: формирование нравственных норм и этических представлений; развитие волевой активности.
Методами исследования в работе выступают: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за детьми, опрос, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2553 г. Москва.
Практическая значимость работы: материалы исследования можно применить воспитателям, педагогами, родителям, центрам детского развития которые стремятся обогатить образовательный процесс.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, образовательный характер мультфильмов заключается в смешение фантастического и реального, метафоричности представленных художественных образов, яркости и выразительности образов, простоте доступности сюжета, идентичности сюжетной линии личному опыту и жизни детей, наличие социальных идей и моделей поведения. Под влиянием мультфильмов наблюдается как эффект социального обучения, так и формирование поведенческих моделей, когнитивных моделей и ценностей. Педагогическая поддержка просмотра позволяет детям испытывать эмпатию, создает предпосылки для формирования зачатков художественного вкуса и умения самостоятельно идентифицировать и отражать свое собственное поведение.
Целенаправленное и систематическое использование мультфильмов способствует развитию детей при условии, что они правильно отобраны для использования и соответствуют целям и задачам образовательного процесса. Образовательный потенциал мультипликационной продукции раскрывается через определение ее как произведения искусства, отображающего образное представление окружающего предметного и социального мира.
Условия эффективной реализации образовательного потенциала мультипликационной продукции:
— эмоционально окрашенная речь персонажей, обеспечивающая наличие смысловой, чувственной нагрузки фильмов;
— наличие умеренной скорости из представленных видеоматериалов; умеренная яркость цветов; с минимум спецэффектов;
— абсолютная ценность любого персонажа;
— пропаганда с помощью реальной или скрытой формы дружбы, единства, взаимопомощи, доброты и справедливости, честности и т.д.;
— единство сюжета с реальной жизнью;
— к изображению героев мультфильмов: узнаваемость, запоминающийся образ, характерные черты (благородство, смелость, успешность) как образец для копирования;
— наличие четкой, динамичной, доступной пониманию детей сюжетной линии.
Таким образом, мы провели практическое исследование образовательного потенциала современного мультфильма производства студии «СоюзМультФильм» проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2553 г. Москва. Исследование проводилось в старших группах №6 и №10. Выборка составила 56 детей 5-6 лет. Группу №6 мы определили как экспериментальную, а группу №10 как контрольную.
Развитие детей мы оценивали по следующим критериям: нравственные нормы и этические представления и волевая активность.
Мы выбрали методики исследования, в соответсвиии с выбранными критериями:
1) Методика «Неоконченные ситуации» (Г.Г. Кравцов);
2) Методика «Диагностика волевой активности» (Ш.Н. Чхартишвили).
По результатам констатирующего эксперимента мы пришили к выводу, что общий уровень развития исследуемых детей на недостаточном уровнен:
— уровень осознания нравственных норм и этических представлений у 54 % детей экспериментальной группы и 50% дошкольников контрольной группы на среднем уровне;
— уровень волевой активности у детей экспериментальной (50%) и контрольной группы (57%) на среднем уровне.
Для того, чтобы реализовать образовательный потенциал мультипликационной продукции мы выбрали мультсериал «Простоквашино — 3 серии мультфильма «Простоквашино»:
— «Возвращение в Простоквашино. Часть 1» (2018 год);
— «Возвращение в Простоквашино. Часть 2» (2018 год);
— «Сезон дождей» (2018 год).
Методы развития детей: беседа, обсуждение; совместный просмотр мультфильмов; проблемная ситуация; театрализованная игра; пересказ.
По результатам констатирующего эксперимента мы пришили к выводу, что общий уровень развития исследуемых детей экспериментальной группы повысился, а вконтрольной группе остался на среднем уровне::
— у детей экспериментальной группы (57%) сформировались на высоком уровне нравственные нормы и этические представления; дошкольники контрольной группы (61%) имеют средний уровень;
— волевая активность дошкольников экспериментальной группы на высоком уровне (54%), а в контрольной группе волевая активность развита на среднем уровне (46%).
Мы можем сделать вывод, что разработанный и реализованный нами комплекс образовательных занятих посредством мультфильмов студии «СоюзМультФильм» — эффективен.
Гипотеза исследования: образовательный потенциал мультипликационной продукции будет высоким, если направлен на:
— формирование нравственных норм и этических представлений;
— развитие волевой активности – подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1. Образовательный потенциал мультипликационной продукции
Мультипликационная продукция имеет мощный образовательный потенциал. Под влиянием мультфильмов наблюдается как эффект социального обучения, так и формирование поведенческих моделей, когнитивных моделей и ценностей. Приоритетным направлением в образовании является развитие личности детей, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности и приобщение детей к общечеловеческим ценностям [27 c. 85].
Анализ психолого-педагогического исследования Д.А. Раевского [8] позволяет нам констатировать: мультфильм является одним из самых уникальных инструментов воздействия на детей с помощью специального художественного механизма — смешивания фантастического и реального. Дети очень впечатлительны и не всегда могут отличить «реальность от творческого воображения», поэтому дети начинают доверять мультфильму, воспринимая его как часть реальности, воспринимая жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. В настоящее время одной из задач педагогов и специалистов образования является выбор и рациональное использование различных средств и методов воспитания. Одним из таких инструментов является использование мультфильмов.
Влияние мультипликационных фильмов на развитие личности ребенка изучали такие исследователи, как: Д.А. Раевский [8], М. Аромаштам [1], Д.Н. Бабиченко [2], С.А. Капкова [4], О.В. Куниченко [5-7], А.Ф. Лалетина [19, 30] и другие. По словам исследователей, мультфильмы демонстрируют последствия несоблюдения норм поведения, проявления человеческих пороков, они учат, какие последствия могут следовать за неправильными действиями и какие положительные результаты следуют за правильными действиями. Абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти и отзывчивости в мультипликационной продукции, которые для детей представлены в доступной, переносной, понятной форме.
Мультипликационная продукция, безусловно, является способом трансляции культурных особенностей страны происхождения. Мультипликационную продукцию, с одной стороны, можно приравнять к сказке, а любая сказка несет в себе культуру, традиции и ценности. Мультипликационная продукция может передать разные нравственные ценности детям.
Чаще всего дети копируют модель поведения родителей, сверстников, педагогов, а также любимых героев мультфильмов. Для детей становится важно, как ведет себя выбранный пример, они начинают подражать и воспроизводить ценности, которые важны для их героя [8 с. 73].
Зарубежные нравственные ценности можно условно обозначить как внешние, направленные на получение, завоевание, подавление силой. Внутренние нравственные ценности отражают внутренние качества личности.
Зарубежная мультипликационная продукция фокусируется на поведенческих характеристиках персонажей, в то время как отечественная еще привлекает внимание маленького зрителя к чертам характера.
Многие иностранные мультфильмы привлекают внимание своей яркостью, блеском и динамизмом, в отличие от отечественных мультфильмов, которые привлекают героями отношения, сюжетной линией. юмор в иностранных мультфильмах часто основан на ударах, ударах и актах подлости друг к другу. Сами герои в эти моменты смеются друг над другом и вовлекают в этот процесс детей. Юмор в отечественных мультфильмах более тонкий, что не позволяет, неконтролируемо, смеяться над всем, что происходит, но сначала увидеть шутку, затем понять ее, а затем посмеяться.
Мультфильмы, которые активно смотрят дети, предоставляются средствами массовой информации (телевидение и Интернет). В большинстве случаев дети выбирают конкретный мультфильм случайно, без объективной оценки потенциального вреда или пользы для развивающейся личности. И очень часто процедура отбора и просмотра проводится в отсутствие родителей дома. Независимо от того, какой мультфильм «хороший» или «плохой» — дети берут пример с ценностных ориентаций, нравственных норм, жизненных установок, экономического поведения, межличностного и межгруппового общения героев мультфильмов.
Федеральные телеканалы часто культивируют праздный образ жизни, отстаивая идеал «жизнь — это вечный праздник», политику избегания трудностей и достижения целей простым способом, без усилий или даже путем обмана. Дети, просматривающие такой мультфильм, пока не готовы четко и однозначно определить, где находятся добро и зло, где положительное и отрицательное. В свою очередь, мощные выразительные средства часто направляют их в отрицательном направлении.
У детей часто смотрящих иностранные мультфильмы [11 c. 95]:
— в процессе просмотра формируется: гнев, ярость, грусть;
— нет желания заниматься физическими упражнениями;
— нет понятий социальных норм, свойственных этому возрасту;
— частично снижена познавательная активность.
Бессистемный просмотр детьми современных отечественных и зарубежных мультфильмов не формирует у них высокого уровня качества знаний и познавательной активности.
Дети в этом возрасте, естественно, должны демонстрировать высокий уровень физической активности. Однако современные дети часто видят совершенно иную картину в зарубежных мультипликационных фильмах: главный герой ленится демонстрировать физическую активность, в то время как его внутренний круг — основная малая социальная группа — не винит его в этом. Дети, смотрящие этот мультипликационный фильм, берут пример у главного героя.
Мультипликационные фильмы влияют на формирование личности. Детская субкультура (мультфильмы) оказывает существенное влияние на конечные и инструментальные ценности детей, на их нравственные установки, на межличностное и межгрупповое общение. Появление негативных черт личности у детей становится очевидным. Это происходит, если негативное поведение персонажей сюжета либо остается безнаказанным, либо приводит к улучшению их жизни: приобретению признания, популярности, богатства. Дети воспринимают эту модель поведения, как пример и выполняют те же действия.
Если главные герои мультфильма ведут себя агрессивно, жестоко, оскорбляют, унижают, причиняют вред, взрослым следует обратить на это внимание. Если есть сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям (например, это может быть издевательство над старостью, слабостью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством), в результате многие дети проявляют неуважение к старшим.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы