Курсовая с практикой на тему Образовательная среда как средство развития ценностных ориентаций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ 6
1.1.Изучение вопроса ценностных ориентаций учеными разных стран и времен. Современный концепт понятия 6
1.2. Механизмы и факторы формирования ценностных ориентации молодежи в образовательной среде 12
ГЛАВА 2. ДОСТИЖЕНИЯ АДЕКВАТНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КОРРЕКЦИЯ ПСИХИКИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 21
2.3. Пути оптимизации ценностных ориентации студенческой молодежи в образовательной среде 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Введение:
Актуальность исследования. В условиях проводимых в нашей стране социально-экономических реформ, процесса становления рыночных отношений появляются новые нормы, ценности, правила социального поведения. Такие традиционные ценности русской культуры, как коллективизм, приоритет духовного над материальным, самопожертвование, соборность, нестяжательство, в современных условиях непродуктивны, не способствуют развитию и процветанию России (Е. Ясин). В последнее время в современном обществе наблюдается тенденция следования западным идеалам и ценностям, которые поощряют индивидуализм, свободу и права человека, предпринимательство, материальное благосостояние. В результате в общественном сознании россиян происходит смещение акцентов с интересов государства на интересы личности, переоценка ранее существующих ценностей и неоднозначное восприятие новых, поиск прочных жизненных ориентиров.
В современной психологической литературе проблема ценностных ориентации личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Большинство работ посвящено изучению ценностных ориентации на социологическом уровне. Ряд авторов рассматривают ценностные ориентации в контексте проблем регуляции и прогнозирования социального поведения (В.А. Ядов, О.С. Дейнека, В.А. Хащенко, Э.Г. Чернова). Изучается динамика ценностных ориентации (А.Л. Журавлев, Ю.Ю. Колягина). Психологический аспект проблемы ценностных ориентации личности также нашел отражение в исследованиях отечественных психологов. В.А. Ядов утверждает, что иерархия ценностей детерминирована интеллектом, уровнем притязаний и уровнем конформности личности. Т.Н. Мальковская считает, что ценностные ориентации связаны с характером самооценки. В ходе исследования, проведенного М.С. Яницким, выявлены взаимосвязи ценностных ориентации личности с уровнем осмысленности жизни, локусом субъективного контроля. О.А. Голянская рассматривает мотив как базовый фактор, влияющий на развитие ценностных ориентации личности.
Студенческие годы являются периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентации, оказывающим влияние на становление характера и личности в целом. Молодые люди стремятся определить важнейшие цели, идеалы, жизненные смыслы, в соответствии с которыми осуществляют свою жизнедеятельность и выбирают основные средства для реализации планов. Однако сегодня юноши и девушки поставлены в условия самостоятельного выбора системы ценностей и их понимания. Поэтому нередко процесс интериоризации ценностей отличается подверженностью случайным влияниям, непредсказуемостью, стихийностью. В работах Ш.А. Амонашвили, А.А. Деркача, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна указывается на необходимость целенаправленного формирования ценностных ориентации в юношеском возрасте, создания условий для развития культурных и нравственных ценностей в молодежной среде. В то же время недостаточная изученность ценностных ориентации как психологического феномена не позволяет разработать эффективные приемы, оптимизирующие процесс развития продуктивных ценностей современных молодежи.
Таким образом, возникает противоречие между острой необходимостью внедрения в образовательный процесс школы, вуза программы по становлению и развитию ценностных ориентации молодых людей и фактическим уровнем разработанности данной тематики в психологической науке. Названное противоречие создает проблему, сущность которой в том, что процесс становления ценностных ориентации юношей и девушек не полностью исследован с психологических позиций. Этим и обусловлена актуальность исследования.
Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентации современных юношей и девушек в образовательной среде.
Объект исследования: процесс становления ценностных ориентаций.
Предмет исследования — ценностные ориентации молодежи.
Гипотеза: Мы предполагаем, что ценностные ориентации современной молодежи имеют специфические черты, отражающие изменения в общественной жизни.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы (тестирования), методы статистической обработки.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи.
1. Определить содержание понятий «ценностные ориентации».
2. Изучить особенности формирования и развития ценностных ориентации молодежи в образовательной среде.
3. Выявить структуру, психологические особенности ценностных ориентации современной молодежи.
4. Разработать рекомендации по оптимизации ценностных ориентации юношей и девушек с учетом выявленных психологических особенностей.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; методика М. Рокича «Ценностные ориентации»; «Самоактуализационный тест» Л.Я. Гозмана (CAT); модифицированный вариант методики патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко «Тест личностных акцентуаций» В.П. Дворщенко; математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя описательные статистики, критерий Стьюдента, непараметрические критерии (Манна -Уитни), корреляционный и кластерный анализ.
Курсовая работа состоит из введения, дух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В результате нашего исследования можно сделать выводы:
1. Ценностные ориентации являются важнейшим социально-психологическим образованием личности, проявляющимся во всех сферах человеческой деятельности. В современной психологической науке нет единства в толковании данного термина. Нами было уточнено понятие «ценностные ориентации», выделены и описаны основные характеристики ценностных ориентации личности, в частности: структурность, целостность или противоречивость, иерархичность, субъективность и избирательность, динамичность.
2. Система ценностных ориентации человека, представляющая собой сердцевину сознания личности, осуществляет следующие функциональные воздействия: мотивационно-побуждающее, регулирующее, интегрирующее духовный мир, смыслообразующее, целеполагающее, социально-ориентирующее.
3. В структуру значимых ценностей всех испытуемых в возрасте 17-22 лет входят «здоровье», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь». Числу ценностей среднего статуса принадлежат «жизненная мудрость», «познание», «продуктивная жизнь», «развитие». «Активная деятельная жизнь», «интересная работа», «отсутствие материальных затруднений», «общественное признание», «свобода», «уверенность в себе» составляют группу менее значимых ценностей. Список отвергаемых ценностей содержит «красоту природы и искусства», «развлечения», «счастье других», «творчество».
В первую очередь структура ценностных ориентации личности студентов отражает возрастные особенности и только потом -профессиональную принадлежность. Список значимых ценностей студентов-психологов включает «любовь», «высокие запросы», «независимость», «самоконтроль». В число профессионально значимых ценностей студентов-историков входят «познание», «красота природы и искусства». Для студентов, обучающихся на физико-математическом факультете, приоритетными оказываются такие инструментальные ценности, как «исполнительность», «честность».
4. При изучении половых различий в ценностном сознании мы обнаружили, что для юношей приоритетными являются такие ценности, как «жизненная мудрость», «отсутствие материальных затруднений», «дружба», «твердая воля»; для девушек — «счастливая семейная жизнь», «уверенность в себе», «честность», «заботливость».
5. Существует корреляционная зависимость между выраженностью маскулинно-феминных составляющих психологического пола и значимостью ценностей. Сравнительный анализ юношей с различной степенью выраженности маскулинных и феминных качеств, свидетельствует о том, что для тех испытуемых, у которых выражена маскулинная составляющая пола, ценными являются «уверенность в себе», «эффективность в делах», менее значима для них — «жизненная мудрость». Юноши с высоким уровнем феминности стремятся к развлечениям, отсутствию обязанностей, как следствие, падает значимость семейных отношений. Их в меньшей степени интересуют состояние здоровья, материальное благополучие, развитие. Однако возрастает ценность «чуткость». Девушки, которым свойственно достаточно высокая выраженность маскулинных качеств, отличаются преобладанием ценностей индивидуальной самореализации (продуктивная жизнь, свобода, высокие запросы, рационализм). Высокие феминные показатели у девушек v соответствуют первым местам в иерархии ценностей «счастливой семейной жизни», «терпимости», при этом наблюдается не привлекательность таких «ценностей, как «образованность», «активная деятельная жизнь», «исполнительность». Таким образом, если юноши с высокой выраженностью феминных качеств отличаются инфантильностью, незрелостью эмоционально-волевой, ценностной сфер, то девушки, обладающие более высоким уровнем маскулинности, имеют более продуктивные ценности, чем студентки, у которых доминируют традиционные женские качества.
6. Полученные эмпирические данные доказывают, что формированию ценностей-целей способствуют вполне определенные личностные свойства (локус контроля, самопринятие, контактность, креативность и др.). Кроме того, одно и то же свойство личности может быть связано с несколькими ценностями.
Эмпирические данные говорят об отсутствии психологической готовности студентов к любви и браку, несмотря на декларируемость указанных ценностей. Встает необходимость психологического сопровождения в оказании помощи студентам в их самопознании и формировании ценностно-мотивационной сферы для развития личности во всей ее целостности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
1.1.Изучение вопроса ценностных ориентаций учеными разных стран и времен. Современный концепт понятия
Изучение проблемы ценностей это вечная философская проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Каждое новое поколение решает заново вопросы о смысле жизни, об отношении к окружающему миру, о выборе между различными ценностями.
Но прежде чем рассматривать понятие ценностных ориентаций, необходимо определить само понятие «ценность» и «ценностные ориентации».
«Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений».
В творчестве известного немецкого мыслителя Фридриха Вильгельма Ницще происходит кардинальная переоценка ценностей, как и в религии, так в философии и культуре. Отвергая сократовские идеи о морали и нравственности, Ницше выступает ярым противником религиозного учения.
Немецкий мыслитель доносит мысль о том, что теперь мир больше нельзя объяснить с помощью старых привычных ценностей, он обесценивается, следовательно, и само существование человека теряет смысл, становится абсурдным.
Необходимо отметить, что степень важности ницшевской «переоценки ценностей» для всех последующих философов и мыслителей огромна. В философии была открыта абсолютно иная плоскость мышления. Мыслители стали все чаще акцентировать свое внимание на проблему смысла существования конкретного человека и к его проблеме ценностей, а не на беспредметные идеи об истинности бытия. Позже возникло такое новое направление в философии, как аксиология – учение о ценностях.
Проблема ценностей личности и общества становится наиболее острой в начале XX века и занимает одно из центральных мест в психологии.
Именно в то время в психологии складывается двойственное представление о природе ценностей человека, а также о нормах и правилах общественной жизни.
Рассмотрением проблемы ценностных ориентаций занимался известный немецкий психолог Эрих Фромм. В своей работе «Человек для самого себя» Фромм отмечает, что наши потребности выходят за рамки животных начал. Так например, кто-то стремится к успеху и признанию, а кто-то, напротив, вынашивает аскетические идеалы. Один властвовует, другой же ему подчиняется. Именно такой набор ценностных установок Фромм называет системой ориентации и поклонения. Когда человек захвачен страстью, тогда, именно в этот момент, и открывается в нем все человеческое, надмирное и земное.
Если рассматривать гуманистическую психологию с точки зрения изучения ценностных ориентаций, то одним из великих деятелей, который занимался рассмотрением проблемы ценностей был Абрахам Маслоу.
Благодаря его работам в психологии вводится такое понятие, как самоактуализация. Самоактулизация, по А. Маслоу, это «возможность стать, кем только может стать человек». Т.е. это стремление к актуализации того, что содержится в качестве возможностей. Однако, всего лишь 1 % населения способен достичь этой цели и только после наступления пожилого возраста. Маслоу считает , что каждый из нас должен стремиться к гетеростазу и быть направлен на полное развитие своих способностей , талантов и возможнотей.
Он разделяет ценности на 2 вида: дефицитные и бытийные. К ценностями Бытия основатель гуманистичекой психологии относит: целостность, завершенность, игривость, совершенство, справедливость, жизненность, полноту, простоту, уникальность, красоту, праведность, непринужденность, истинность и самодостаточность.
Проблематику ценностей и ценностных ориентаций в отечественной психологии рассматривают с точки зрения всевозможных аспектов человеческой личности.
Развитие каждой личности характеризуется как процесс усвоения ценностей социальных общностей и их трансформацией в личностные ценности.
На концепцию становления личностных ценностей накладывается концепция метаиндивидуального этнического мира Хотинец В.Ю. Этническая индивидуальность рассматривается как полисистемное образование. Оно имеет этнокультурную и этноиндивидуальную формы, а так же, объектный и субъектный способ существования.
Приобщаясь и идентифицируясь с этническим миром, личность приобретает этническое содержание, становясь этноиндивидуальностью, которая отражает усвоение личностью этнических значений мира посредством внешних источников детерминации.
С другой стороны, личность привносит в этнический мир индивидуальное, которое проявляется в этноиндивидуальности. Этноиндивидуальность отражает трансляцию личностных ценностей во вне.
Этническая индивидуальность формируется в единое целое посредством социальных ценностей (в результате образуются этнокультурные свойства) и личностными ценностями (происходит формирование этноиндивидуальных 22 свойств). Этническую индивидуальность в структурном плане можно рассматривать как единство этнокультурных и этноиндивидуальных свойств.
Проблема психологии ценностей заключается не только в их понимании, но и в их различении.
К настоящему времени в отечественной психологии накоплен значительный теоретический материал по изучению ценностей и ценностных ориентации в условиях трансформирующегося Российского общества. Изучению идентификации и ценностных ориентации в период социальной трансформации общества, посвящены работы Андреенковой А. В., Арутюняна Ю. В., Вардомацкого А. П., Качанова Ю. Л., Лапина Н. И., Лапкина В. В., Лисовского В.Т., Шматко Н. А., Ядова В. А.
В последние годы в отечественной психологии продолжены исследования по изучению ценностей, начатые советской психологией. Современные психологические исследования, посвященные проблеме ценностей, рассматривают этот феномен с позиций системного подхода к изучению человеческой индивидуальности.
Ценности выступают как свойство одной из подсистем в структуре индивидуальности и более того, могут выполнять системообразующую функцию (Асмолов А. Г., Абульханова — Славская К. А., Бубнова С. С, Кириллова Н. А., Клочко В. Е., Леонтьев Д. А.).
В современной научной литературе ценности рассматриваются также в связи с мотивационно-потребностной сферой личности, мировоззренческими структурами сознания (Братусь Б. С, Вызова В. М., Будинайте Г. Л., Головаха Е. И., Залесский Г. Е., Корнилова Т. В., Непомнящая Н. И., Пятаева Е. Ю.).
Продолжено изучение роли общественно — социальных отношений в формировании личности применительно к ее ценностям в работах Алексеевой В. Г., Андреевой Г. М., Анцыферовой Л. И., Донцова А. И., Мухиной В. С, Парыгина Б. Д.
Проанализированные подходы зарубежных и отечественных ученых к определению ценностей позволили заключить, что, несмотря на широкое обращение к понятию «ценность», в научной литературе до настоящего времени не существует единого мнения по поводу определения понятия «ценности».
Теоретический анализ основных для данного исследования понятий показал следующее. Понятие «ценность» трактуется как значимые для личности (необходимые для удовлетворения потребности) предметы и явления окружающей действительности.
Теоретические концепции второй половины ХХ века, раскрывают психологическую природу ценностей через введение понятия «ценностные ориентации».
Ценностные ориентации, как и любое многозначное междисциплинарное понятие, по-разному интерпретируется в научной литературе.
Психологический анализ феномена ценностных ориентации личности выявляет их многостороннюю сущность.
Под ценностными ориентациями понимаются цели, стремления и жизненные идеалы, они рассматриваются в виде системы определенных норм, принятых в групповом сознании.
Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом.
Ценностные ориентации трактуются как положительные или отрицательные абстрактные идеи, которые не связаны с определенным объектом или ситуацией и выражающие человеческие убеждения.
Понятие ценностной ориентации личности рассматривается в качестве социальной установки, регулирующей поведение личности. «Ориентация-это целая система установок, в свете которых индивид или группа воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действий».
Ценностные ориентации рассматриваются как субъективный компонент образа жизни и трактуются как установка личности на те или иные социальные ценности.
Известный российский философ, специалист в области философии и теории ценности, Моисей Самойлович Каган, высказал свою позицию относительно феномена ценности в своей работе «Философская теория ценностей». Ценность для М.С. Кагана это не вещь, не свойство, а отношение. Он выделяет ценностное отношение с двух сторон: внешней и внутренней.
Аксиологическую проблематику расширяет российский философ, специалист по социальной философии, Николай Сергеевич Розов, в своей работе «Ценности в проблемном мире». Он ставит вопрос ценностного сознания как новой формы мировоззрения. Исходя из этого, он изучает, анализирует способы его формирования, исследует приложение этических принципов к решению глобальных проблем. Под ценностью сам автор предлагает понимать «предельные основания актов сознания и поведения людей»
В отечественной педагогической науке известный доктор педагогических наук, и заслуженный деятель РФ, В.А. Сластенин ,определял ценностную ориентацию личности следующим образом: «ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей».