Журналистика: История отечественной журналистики. Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Образ журналиста в публицистике А.С. Пушкина.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 6
1.1.Становление русской журналистики 6
1.2. История русской журналистики во времена А.С. Пушкина 8
Глава 2. Анализ образа журналиста в публицистике А.С. Пушкина 17
2.1. Конфликт Александра Пушкина и журналиста Фаддея Булгарина 17
2.2. А.С. Пушкин о Вяземском как о журналисте 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

 

  

Введение:

 

Интерес к личности и творчеству А. С. Пушкина не угасает на протяжении столетий. Однако в связи с тем, что каждая эпоха налагала свои идеологические ограничения на возможность понимания и трактовку Пушкинского наследия, особенно публицистического, сегодня актуальной становится попытка идеологически непредвзятого анализа его публицистического творчества.
Внимание дореволюционных исследователей, таких как Б. Л. Модзалевский, Я. К. Грот и т.д. привлекало, прежде всего, поэтическое наследие Пушкина и специфика его лирики. Литературоведение советского периода, например, по причинам политической конъюнктуры преимущественно акцентировало внимание на раннем этапе биографии Пушкина и его антагонизме с режимом Александра I. Д.Д. Благой в книге «Творческий путь Пушкина» анализирует художественные произведения Пушкина с точки зрения из научного, литературного и общественно-национального значения. Однако Благой, как представитель литературоведения советского периода, по причинам политической конъюнктуры преимущественно акцентировал внимание на либеральных воззрениях Пушкина и его антагонизме с властью. Этап позитивного сотрудничества зрелого Пушкина с правительством Николая I и отражение процесса формирования государственной идеологии в публицистике Пушкина комплексно не рассматривались. С.Л. Франк в статье «Пушкин как политический мыслитель», вышедшей в 1937 году, попытался разрушить советское представление о Пушкине как о поэте-декабристе и представить политические воззрения Пушкина более широко.
Франк указывает на то, что определить поэта к какой-либо из групп — консервативной или либеральной, не представляется возможным, так как в юношестве поэт склонялся скорее к политическому радикализму, а позднее, переосмыслив свои взгляды — стал в большей мере консерватором. Деятельность Пушкина как журналиста наиболее полно освещена в статье Е. В. Переваловой «А.С. Пушкин — журналист, издатель, редактор». Перевалова подробно характеризует эпоху, в которую Пушкин начал свою деятельность как публицист. В статье дается характеристика «Литературной газеты» того времени, где наиболее отчетливо проявилась редакторская сторона журналистской деятельности Пушкина. Важнейшим компонентом базы источников исследования послужили воспоминания современников Пушкина, письма императора Николая I, а также дневниковые записи самого А.С. Пушкина
Научная новизна работы определяется попыткой рассмотреть, каким образом выражаются формирующиеся во второй четверти XIX века идеи русского консерватизма в раскрытии образа журналиста в публицистике А.С. Пушкина.
Цель данного исследования — анализ образа журналиста в публицистике А.С. Пушкина.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
Выявить политические взгляды Пушкина, отраженные в его публицистике, переписке, дневниках
Проанализировать специфику отражения образа журналиста в публицистике А.С. Пушкина.
Проанализировать отношение современников Пушкина к его политическим воззрениям
Объектом исследования являются публицистические произведения А.С. Пушкина.
Предмет исследования — отражение образа журналиста в публицистике А.С. Пушкина.
В работе исследовалось становление концепции русского консерватизма в первой четверти XIX века, а также, каким образом выражались идеи русского консерватизма в публицистике А.С. Пушкина в разные периоды его жизни. Таким образом, в работе были использованы историко-сравнительный и проблемно-хронологический методы.
Теоретическую базу составляют труды таких авторов как Н.Ф. Дубровин («Русская жизнь в начале XIX века»), Т. Егерева («Русские консерваторы в социокультурном контексте эпохи конца XVIII- первой четверти XIX веков»), В.А. Китаев («У истоков русского консерватизма»), А.Ю. Минаков («Русский консерватизм в первой четверти XIX века»), Р. Пайпс («Русский консерватизм и его критики»), П.Ю. Рахшмир («Консерватизм в прошлом и настоящем»).
Эмпирической базой послужила публицистика А.С. Пушкина, его дневники, автобиографическая проза, переписки и статьи, а так же дневниковые записи его современников.
Структура работы. работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

К началу XIX века русская журналистика вошла в общественный обиход и определила место публицистики в развитии общественной мысли. Установилась тесная связь литературы и журналистики. Закрепился приоритет журнала перед другими видами периодики — газетами и альманахами. Газеты носили официально-ведомственный характер, их было мало, и они не играли заметной роли в формировании общественного мнения.
В историю журналистики 30-е годы вошли как время “чернильных войн”, ожесточенных полемик. В их ходе были поставлены многие проблемы, связанные с осмыслением журналистики как особого рода деятельности, среди которых главным было – определить пути и способы влияния на читателя, организовать общественное мнение.
При Павле I правительство всячески стремилось подчинить прессу своим интересам. В борьбе с проявлениями свободомыслия дело доходило до абсурда. Из публицистики тех лет были изъяты слова, напоминавшие о народном возмущении, о французской революции. В крупных городах действовала впервые установленная официальная правительственная цензура, которую осуществляли управы благочиния.
Журналистика Пушкина — это прежде всего публицистика, которой он отдавал наибольшее предпочтение, используя различные литературные приемы и маски для обличения враждующих с ним, для глубокого, но при этом ироничного анализа тех или иных событий в стране и зарубежом.
Пушкин плодотворно сотрудничал со многими журналами, при этом мечтая открыть свой собственный журнал, что и удалось сделать впоследствии с трудом. И хотя часть его статей не была пропущена цензурой и сам он все время был под пристальным наблюдением властей, он никогда не отступал от своей гражданской позиции в противоположность Фаддею Булгарину. Их противостояние с Булгарином породило немало остроумных, изящных полемических статей и памфлетов, написанных Пушкиным, хотя и принесло последнему немало проблем.
Александра Сергеевича занимали теоретические вопросы литературного процесса, но вместе с тем, он всегда присутствовал в его практической составляющей. Защищая одних, высмеивая других, он боролся за чистоту русского языка, грамотность и образованность, отсутствие косноязычия. Не только распространять информацию должен журналист, по мнению Пушкина, но и быть нравственным образцом, блюстителем письменной речи, сопереживающим и сочувствующим своим героям лицом. Невозможно без горячего сердца и трезвого рассудка бросаться с пером в дебаты на политические и острые социальные темы.
Мы думаем, что как журналист Пушкин А.С. может всегда служить прекрасным примером для любого желающего стать акулой пера. Сочетание высоких моральных принципов и умение красноречиво, точно и метко писать и огромное трудолюбие — это и дает вкупе талантливого журналиста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Для всех СМИ характерен большой путь становления и развития. Например, первые газеты появились еще в начале 17-го столетия, и этот момент можно считать началом процесса формирования журналистики как социального явления. 
Журналы стали появляться во второй половине 17-го столетия, тогда же стали появляться ежедневные газеты, и их почти сразу стали использовать в политической борьбе. Но еще ранее главным идеологическим оружием были памфлеты, например, им отводилась очень большая роль в событиях Английской буржуазной революции. Незадолго до Великой Французской революции появились буржуазно-демократические политические газеты  [21,с.54].
«Ведомости» являются первой российской газетой. Это издание имело государственный политический характер, и пропагандировало реформы Петра Первого. Позднее, в период 18-начала 19-го веков журналистика развивалась в форме, при которой основатель и руководитель какого-либо издания был главным и иногда единственным его автором, причем, этот же человек заведовал типографией и распространением. Основную массу периодики тогда составляли журналы  [15с.44].
Тиражи того времени были малы по сегодняшним меркам (всего пять-шесть тысяч экземпляров какого-либо одного издания), а пресса могла влиять только на узкий круг людей. 
В 1831 году цензорам предписали “рассматривать периодические издания с особым вниманием и в пропуске назначаемых для них статей соблюдать крайнюю осмотрительность и осторожность”. С 1832 года на издание новых журналов и газет требовалась личная санкция царя, “высочайшее соизволение”. Наличие в цензурном комитете представителей министерств, которые получили право предупреждать и пресекать распространение вредных идей, создало многоступенчатость цензуры. Если мысль проходила через одну заставу, то у другой, у третьей ей приходилось погибнуть. Всего таких застав известный цензор Никитенко в своем дневнике насчитывал 12. И, наконец, в 1836 году было принято решение, вообще запрещающее “дозволение новых периодических изданий” [4,с.54].
В 1832 году были сформулированы основные постулаты официальной идеологии в России: “православие, самодержавие, народность”. Автором теории был С.С. Уваров, ставший в 1834 году министром народного просвещения, или, как назвал его В.Г. Белинский, “министром погашения и помрачения просвещения”. С.С. Уваров в 1832 году был товарищем (заместителем) министра А.С. Шишкова, автора первого цензурного устава. Идеи верности престолу, сохранения веры отцов, “чистоты нравов народных” рассматривались им как вернейшее средство воспитания, и для их сохранения, по его мнению, необходимо “умножать, где только можно, число “умственных плотин”.
Созданная Уваровым концепция “официальной народности” успешно выполнила эту функцию “умственной плотины”, созданной для ограждения умов сограждан от вольномыслия.
“Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что готовят ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно, – говорил Уваров. Его формула “православие, самодержавие, народность” надолго стала опорой официальной идеологии. Причем, третий ее член – народность  толковался как основа для двух первых, под народностью разумелась незыблемость общественного порядка, неподвижность крепостного права. “Вопрос о крепостном праве тесно связан с вопросом о самодержавии и даже единодержавии, – говорил Уваров. – Это две параллельные силы, кои развивались вместе. У того и у другого одно – начало – законность их одинакова”. “Крепостное право не может быть затронуто без всеобщего потрясения”, – утверждал он [12,с.65].

В дальнейшем журналистика Европы активно развивалась. По мере ее развития все чаще стали применяться различные технические средства для воспроизведения и передачи информации (например, для передачи сообщений на расстояние использовался телеграф). 
В 19-ом столетии были изобретены революционные для того времени способы воспроизведения фотографических снимков, что были использованы редакторами газет и журналов

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы