Курсовая с практикой на тему Образ России в американской прессе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования образа России в американской прессе 7
1.1. Роль и функции периодической печати в современном обществе 7
1.2. Изучение периодики посредством контент-анализа 11
Глава 2. Анализ образа России в американских СМИ 2009 – 2016 гг. 17
2.1. Российско-американские отношения: «перезагрузка» или «холодная война» 17
2.2. Иран, Украина и Сирия в российско-американских отношениях 22
2.3. Редакционная политика изданий в создании образа России и США у читателей 32
2.4. Субъективный фактор российско-американских отношений в освещении российской и американской прессы 36
Заключение 46
Список источников и литературы 48
Введение:
Российско-американские отношения являются одной из самых обсуждаемых тем международного масштаба. Миллионная аудитория следит за последними новостными сводками в рамках российско-американского взаимодействия. В свет выходят научные работы, в которых рассматриваются линии сотрудничества и конфронтации России и США в контексте современности, непрерывной изменчивости внешнеполитических процессов. Рассматриваются вопросы пересечения интересов великих держав , выделяются этапы развития российско-американских отношений XXI в. , циклы доверия во взаимоотношениях России и Америки , исследуются перспективы развития российско-американского взаимодействия , уделяется внимание общественному мнению россиян и американцев о российско-американских отношениях .
Как в российской, так и в американской прессе содержится колоссальное количество материалов о сотрудничестве и конфронтации великих держав, только вот какой образ страны формируется у читателей, зависит от принадлежности источника информации российской или американской стороне, а также его направленности. СМИ в современном мире обладают мощной силой идеологического воздействия и формирования общественного мнения. Являясь средством коммуникации государства и общества, им под силу создать определенное настроение или атмосферу в мире, причем как в положительном русле, так и отрицательном. Б. Обама говорил: «Наша способность формировать мировое мнение помогла сразу же изолировать Россию» .
В отечественных гуманитарных и общественных науках интерес к СМИ как к инструменту воздействия на массы достаточно велик. С каждым годом все больше исследователей анализируют специфику влияния СМИ на общество, задаются вопросом: какова роль СМИ сегодня, в мире информационных противостояний? Если заглянуть на страницы электронных библиотек, можно найти множество научных трудов, характеризующих роль СМИ в самых разнообразных сферах. В качестве примера, можно привести ряд работ: Соколова Г.В. «Социально-регулятивный аспект рассмотрения роли СМИ в формировании массового сознания» ; Бобылева Н.Ю. «К вопросу о роли СМИ в формировании политических ценностей современной молодежи России и США» ; Левина Е.И. «Роль СМИ в эскалации межнациональных конфликтов» и др. В век информационный, особое значение приобретает сам процесс передачи информации, ее назначение, трансформации, обусловленные политикой какого-либо издания или самого государства. Активно в научном сообществе обсуждаются такие темы как: «Трансформации роли и деятельности СМИ в современном обществе» ; «Динамика социальных функций газетных СМИ в контексте современного политического процесса» ; «Средства массовой информации в сопровождении современного политического процесса: новые тенденции» ; и т.д.
Следует отметить, набирает популярность такое тематическое направление, как российско-американские отношения в СМИ, создание образа России, США, Президентов данных стан на страницах различных периодических изданий. В качестве примера можно привести работы: Кошкин П.Г., Фортунатов А.Н. «Причины и тенденции эволюции образа России в редакционных статьях газеты «Нью-Йорк таймс» с 2010 по 2013 год: итоги качественного анализа колумнистики» ; Морозова О.В. «Образ России и США в российской прессе как реализация коммуникативной категории «свой — чужой» .
Характерно, что основной методикой работы со СМИ является контент-анализ, позволяющий сделать наиболее объективные выводы на основе изучения больших объемов информации. Все больше исследователей выбирают именно этот метод . Подробно описывается сама технология проведения контент-анализа следующими авторами: Л.Н. Федотова , Л.Н. Аверьянов , А.В. Семенова, М.В. Корсунская и др.
Объектом исследования стали российские и американские СМИ, а именно, публикации «Washington Post», «Time», «Российской газеты», «Нового времени».
Заключение:
За время президентства Б. Обамы Россия упоминалась в публикациях «Washington Post» в связи с различными событиями свыше 3 тыс. раз, а внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность России, российско-американское взаимодействие освещали около 1700 заметок и статей. Упоминание России в «Time» встречалось свыше 5 тыс. раз, а внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность России, российско-американское взаимодействие освещали около 1300 заметок и статей. США в «Российской газете» упоминались свыше 3 тыс. раз, а внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность CША, российско-американское взаимодействие освещали около 2100 заметок и статей. Упоминание в «Новом времени» США – свыше 700 раз, внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность США, российско-американское взаимодействие освещали около 300 заметок и статей.
Если говорить о «Time» и «Washington Post», то нельзя утверждать, что редакционная политика изданий антироссийская. Большая доля негативных замечаний адресована к личности и деятельности В. В. Путина, принятии им тех, или иных решений. На страницах данных изданий Президент России в целом представал в образе сильного властителя с империалистическими устремлениями. Планомерно проводилась мысль, что российско-американские отношения находятся в высокой степени зависимости от субъективного фактора. В то время как в «Российской газете» проявления этой тенденции менее ощутимо, поскольку в данном случае акцент делался на отношения США – Россия, нежели США – В. В. Путин. В целом американские издания ссылаясь на официальных лиц, признают значимость российско-американских отношений как фактора мировой стабильности, подчеркивая, что контроллером и гарантом мирового порядка являются США.
К основным приемам формирования негативного отношения россиян к США и американцев к России можно отнести публикации результатов социологических исследований; неодобрительные оценки политики США и России экспертами; описание громких преступных деяний, будоражащих сознание; критические отзывы о внешнеполитическом курсе США; использование кричащих заголовков, ярких определений и метафор; выставление на всеобщее обозрение негативных сторон повседневной жизни американцев и россиян.
В ключе выявленных тенденций можно говорить об усилении режима конфронтации в российско-американских отношениях. Исследуя российские и американские издания сложно понять реальное положение дел во внешнеполитическом пространстве, поскольку данные о существующих конфликтах в «Time», «Washington Post», «Новом времени» и «Российской газете» во многом противоречивы. Роль информационной пропаганды, как в России, так и в США возрастает с каждым годом. Издания яро отстаивают правоту стран, к которым они принадлежат, в решении ключевых вопросов политики, не исключая взаимные обвинения в ошибочности действий в рамках международного сотрудничества. В данном случае можно говорить о новой волне «холодной войны» в рамках информационного пространства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования образа России в американской прессе
1.1. Роль и функции периодической печати в современном обществе
В эпоху развития многоуровневых коммуникационных механизмов главным помощником в изучении современных внутриполитических и внешнеполитических реалий становится «периодическое издание – регулярно, с заданной периодичностью, издающаяся типографским способом подборка текстов, предназначенная для оповещения читателей об определённых событиях и формирование на основе предложенного материала общественного мнения» . На страницах периодики находят отражение все сферы жизни общества в своих самых замысловатых оттенках. Пресса дает яркую характеристику настроений, пропитывающих общество, оперативно и полно описывает только происшедшие, казалось бы, события.
Периодическую печать можно классифицировать по различным критериям: периодичность выпусков, язык, административный уровень, юридический статус, само содержание . Тем не менее, все многообразие периодики имеет определенную специфику существования. На сегодняшний день единого мнения в вопросе о функциях периодической печати в социально-политическом пространстве не существует. Но, ориентируясь на результаты научной деятельности таких исследователей как: Васильева Л. В. , Анхимова Р.В. , Иванов В.К. , Грабельников А.А. и Мамбетова И.К. , можно выделить основные функции печатных изданий.
Важнейшей и первостепенной следует считать информационную функцию – обеспечение народных масс новейшими сведениями об изменениях в окружающем мире. Происходит удовлетворение как общественных, так и частных потребностей в получении информации . Реализация этой функции обеспечивает приобщение народных масс ко всему происходящему в родной стране и в целом мире, создает ощущение информационной защищенности, обусловленное погружением в информационное пространство. Не менее значимой является идеологическая функция. Она подразумевает создание конкретных ценностных, мировоззренческих ориентиров на станицах масс медиа. Каждый из корреспондентов преследует цель донести определенную мысль, идею и, соответственно, намеренно создает цепочку причинно-следственных связей, которая приведет к одному выводу . Зачастую это исключает возможность появление альтернативных воззрений по данному поводу у читателей. Таким образом, в умы народных масс может проникать конкретная идеология, поддерживаемая редакционной коллегией какого-либо издания. Далее следует отметить культурно-образовательную функцию, которая способствует повышению образовательного уровня читателей, поддержанию высоких культурных ценностей в обществе, всестороннему развитию личности . Но, к сожалению, интерес к поучительным или научным публикациям у читательской аудитории снижается, большее внимание привлекают развлекательные странички изданий. Следующая функция, которую следует отметить – развлекательная, при реализации которой происходит эмоциональная разрядка, отвлечение от тех или иных проблем, удовлетворение потребности в отдыхе. Кроме того, периодическая печать осуществляет рекламную функцию, обусловленную стремлением редакционной коллегии привлечь внимание к определенным услугам, товарам, желанием убедить в их значимости и необходимости для читателя . Одновременно с указанными функциями, существует коммуникативная функция, которая подразумевает создание некой площадки для диалога как внутри общества, так и между обществом и властью. Следует отметить, что возрастает интерес исследователей к манипулятивной функции периодики или СМИ в целом. Данный вопрос в различных контекстах рассматривали: Губин П. А., Золотилов В. А., Петинова Т. М. , Васильев А.Д. , Ермоленко Г.М. и другие авторы. Согласно мнению Ермоленко Г.М., манипулятивная функция «позволяет управлять сознанием общества, формируя определенную картину мира» . В рамках данной функции, «отправитель» информации в массы создает определенный образ того или иного политического деятеля, задает оценочное направление или тон происходящему. Чтобы добиться поставленной цели, а именно, сформировать «нужные» убеждения в умах читательской аудитории или определенную картину мира, корреспонденты ведут тщательный отбор языковых средств, особенно уделяя внимание тропам, которые придают тексту большую выразительность и обуславливают влияние на чувственный мир читателей. Таким образом, автор уверенно достигает поставленной цели – «представление объекта в нужном для него свете» . В свою очередь, внимание некоторых исследователей обращено к функции «конструирования социальной реальности», т.е. происходит «создание новых дополнительных смыслов и содержания происходящего», при помощи определенного «набора сюжетов» . Следовательно, индивид, ориентируясь на представленные факты, сюжеты «строит реальность» , параметры которой заданы редакционной коллегией.
Все перечисленные функции периодической печати как неотъемлемой части средств массовой коммуникации (СМК) прочно связаны между собой и перекликаются в том или ином продукте СМИ. В свою очередь СМК «охватывают весь спектр воздействия – от информирования и обучения до убеждения и внушения. Благодаря этому СМК удается интегрировать общество и формировать общественное сознание» .