Курсовая с практикой на тему Образ природы в романе в романе У. Голдинга «Повелитель мух»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ
ПРОИЗВЕДЕНИИ.. 5
1.1. Понятие природы в литературе.
Значение природы в разных художественных анрах 5
1.2. Функции образа природы в
литературном произведении. 11
Выводы по главе I 16
ГЛАВА II. ОБРАЗ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ В РОМАНЕ У. ГОЛДИНГА
«ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ». 17
2.1…………………………………….. История
создания романа «Повелитель мух». 17
2.2 Образ природы, его роль и значение
в романе «Повелитель мух». 20
Выводы по главе II 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
Введение:
Природа – неотъемлемая
часть человеческой жизни. Она является источником вдохновения как для
творческих личностей, так и для людей, к искусству не приближенных.
В связи с этим, одним из
главных вопросов является анализ образа природы в художественных произведениях,
его значение, тайный посыл, который вкладывал в него автор для передачи тех или
иных эмоций или ситуации.
Исходя из этого, можно
сделать вывод, что актуальность данной работы обусловлена недостаточно
подробным выявлением и раскрытием образов природы в художественной литературе.
Объект
исследования: образы природы в художественной
литературе.
Предмет
исследования: образы
природы, пейзажные детали, картины природы, пейзажная символика в романе
У. Голдинга «Повелитель мух».
Целью
работы является проследить основные функции и
значения описаний природы в художественной литературе на примере романа У.
Голдинга «Повелитель мух».
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать
роль природы в художественной литературе;
2) Рассмотреть
функции образов природы в литературных произведениях;
3) Рассмотреть
историю создания романа У. Голдинга «Повелитель мух»;
4) Выявить
роль и место образов природы в романе У. Голдинга «Повелитель мух».
Источником
исследования является роман У. Голдинга «Повелитель мух» (“Lord of the Flies”).
Для
реализации поставленных целей и задач использовались следующие методы исследования: анализ и синтез
при работе с исследовательской литературой, методы сплошной выборки и
классификации при работе с текстом источника, описательный метод при выявлении
характерных особенностей и функций природы в рамках выявленных примеров.
Теоретическая
база исследования включает в себя работы таких ученых как Р.А. Воронин, Т.Ф.
Гостева, Л.В. Гурленова, Л.М. Крупчанов, В.А. Кухаренко, Л.В. Мельникова, Е.Н.
Себина, Г.Н. Толова, В.Е. Хализев, М.Н. Эпштейн и др.
Теоретическая
значимость данного исследования заключается в изучении
лингвистической литературы и ее анализе с целью выявления основных функций и значения картин природы в
литературе.
Практическая
ценность работы заключается в возможности использования ее
материалов в курсах лексикологии и стилистики английского языка, при написании
курсовых и выпускных квалификационных работ на факультетах иностранных языков
вузов, в практике преподавания английского языка и литературы.
Структура
исследования обусловлена поставленной целью и
задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы. Обе главы оканчиваются кратким выводом.
Заключение:
Подводя
итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что в рамках
художественных произведений описания природы позволяют решать множество задач,
их применимость выходит далеко за пределы иллюстрации контекста и пейзажа, в
котором происходит действие. Природа в художественном мире литературного
произведения становится ценностью, воплощая форму познания мира и человека,
реализуясь как определенный продукт мировоззрения. Для литературных
произведений, особенно тех, которые обладают философским подтекстом, характерно
использование описаний природы для выражения модальности и оценочности, для
отражения внутреннего мира героев.
Более
того, изучение исследовательской литературы по проблеме данной работы позволило
сделать вывод о том, что образ природы в художественном произведении является
сложным многогранным и многофункциональным феноменом, который характеризуется
масштабной полифоничностью. Описание природы в рамках литературного
произведения выполняет различные функции, такие как психологическая,
хронотопическая, развития действия, акцентуации кульминации, демонстрации
присутствия автора, идейно-художественная, создания национального колорита.
В
рамках изучения особенностей описаний природы в романе У. Голдинга «Повелитель
мух» было установлено, что природа выполняет самые разные функции, среди
которых – психологическая, хронотопическая функции, функции развития действия,
акцентуации кульминации, демонстрации присутствия автора и создания
национального колорита.
Примечательно
также, что в рассмотренном художественном произведении описания природы во
многом отражают сюжет, подчеркивают происходящие на острове события, формируют
у читателя определенное эмоциональное состояние, необходимое для более полного
восприятия авторского замысла писателя.
В
частности, анализ примеров позволил установить, что психологическая
функция описаний природы в романе «Повелитель мух»
проявляется в том, что природа служит фоном, своеобразным отражением событий,
что лучше помогает понять состояние внутреннего мира героев. Хронотопическая функция
природы в романе проявляется в том, что она демонстрирует присущий природе
циклический характер, смену дня и ночи, наступление заката и рассвета. Тем
самым, в совокупности с происходящими и неукоснительно развивающимися сюжетными
событиями, подчеркивается течение времени.
Функция
развития действия как важный аспект присутствия описаний
природы в тексте романа проявляется в том, что описания природы делают акцент
на изменениях, что в совокупности с параллельными описаниями действий героев
отражает развитие событий. Для этой цели писатель активно использует глаголы. Функция акцентуации кульминации
также важна при описании роли и места природы в рассмотренном литературном
произведении. Акцент делается на том, что природа повышает общую эмоциональную
составляющую повествования, она подчеркивает значимость описываемых событий.
Были выявлены примеры, в которых природа либо отражает кульминационное событие,
либо оттеняет его своим спокойствием.
Функция
присутствия автора в описаниях природы позволяет читателю
взглянуть на описываемые события со стороны, посмотреть на них под другим
углом. При этом, авторские реплики позволяют более точно расставлять акценты и
глубже понимать происходящее. Функция
создания национального колорита при помощи описаний
природы на примере рассмотренного художественного произведения строится на том,
что в тексте описывается тропический остров. По этой причине, использованы
характерные лексические единицы, которые отражают отличительные черты этой
природы.
По сути, описания природы
играют важнейшую роль в художественной и смысловой композиции романа
«Повелитель мух»: природа из райского места превращается в источник их
саморазрушения и гибели.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 1.1. Понятие природы в литературе.
Значение природы в разных художественных жанрах В первую очередь,
необходимо отметить, что методология изучения природы в контексте литературных
произведений сопряжена с тем, что данная проблема рассматривается в основном в
рамках прикладных задач. Например, часто природа рассматривается в рамках творчества
конкретного писателя, литературного направления, эпохи и т.д. Также возникает
вопрос о том, на сколько справедливо уравнивать в рамках литературного
исследования понятия «природа» и «пейзаж».
Так, в справочных
литературоведческих изданиях природа понимается как неотъемлемый элемент
пейзажного пространства, как часть целого (часть пейзажа), наделенная
определенной авторской задачей: «Пейзаж — изображение картин природы,
выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от
стиля и метода писателя» [СЛТ, 1974, с. 157]. По сути, природу следует
рассматривать как некоторый полифункциональный образ в тексте художественного
произведения, который осознанно вводится писателем в композиционную и
содержательную структуру текста. При этом, такое описание природы является по
своей сути и функциональной принадлежности пейзажем [ЛЭС, 1987, с. 478].
В теории литературы
распространена дифференциация понятий природы и пейзажа. При этом, образ
природы, как правило, относится к уровню композиционного устройства
литературного произведения. В частности, В. Е. Хализев природу относит к
художественному миру произведения и определяет ее весьма многогранно: «…это и
мифологические воплощения сил природы, и поэтические олицетворения, и
эмоционально окрашенные суждения о ней (будь то отдельные возгласы или суждения
о ней), и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец,
собственно пейзажи — описания широких пространств» [Хализев, 1999, с. 241].
В то же время, с точки
зрения Е. Фарино, природа должна быть отнесена к предметному миру литературного
произведения. Исследователь определяет природу в рамках литературного
произведения как «самостоятельный объект, как «язык описания» [Фарино, 2004, с.
282]. При этом, исследователь указывает и на тот факт, что природа существует в
различных пропорциях применительно к миру художественного произведения: то
занимать весь этот мир, то быть большей или меньшей его частью, а то и вовсе
отсутствовать.
Вышеприведенные трактовки
природы в литературном произведении указывают на то, что, с одной стороны,
существуют не только многообразные толкования рассматриваемого понятия, но
также и различные подходы к изучению данного литературоведческого феномена. С
другой стороны, речь идет о противоречиях применительно к проблеме определения
места природы в системе художественной реальности и конкретном художественном
произведении.
В то время как В. Е.
Хализев делает акцент на содержательной стороне природы в литературном
произведении, Е. Фарино рассматривает более подробно структурно-композиционные
элементы природы в художественном тексте, определяя природу как формальную
часть изображаемого мира как такового. Таким образом, можно говорить о том, что
первый исследователь не учитывает формально-композиционные признаки природы в
литературном произведении, а второй — идейно-содержательные. Если соединить эти
две трактовки в одну, то получится полноценное определение природы в рамках
литературного произведения. Стоит отметить, что в рамках реализации