Курсовая с практикой на тему Образ общества в социологии Альфреда Щютца
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
……………..………………………………………………………..…..3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ …………………………………………………………………….……………………7
1.1 Описание творчества и работ а. Шюца …….…………………………………….7
1.2
Значение идей
Эдмунда Гуссерля для формирования научной позиции Альфреда Шюца ……………………………………..……………………………7
1.3 Основные идеи основных работ Альфреда Шюца …………………………..…8
ГЛАВА
II ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АЛЬФРЕДА ШЮЦА…….………………………………………………….14
2.1
Социально-феноменологическая концепции Альфреда Шюца .…………..14
2.2 Феноменологические аспекты субъективности
другого в жизненном мире ………………………………………………………………………………………..22
2.3 Процессы конституирования и конструирования в
структурах жизненного мира ………………………………………………………………………………….28
2.4
Аспекты социальной действительности в личном опыте
человека .……….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………42
Введение:
Австро-американский социолог Альфред Шуц построил свою теорию понимания социологии
на основе идей немецкого философа Эдмунда Гуссерля. Согласно Гуссерлю, любое
значение происходит не от объекта, а от субъекта познания, поэтому правильнее
говорить не о мире — о себе, а о мире, с которым человек устанавливает связь в
своем сознании. Гуссерль называет мир, в котором человек уже находится до
какого-либо семантического опыта, миром жизни. Это мир нашего повседневного
опыта, еще не обремененный какими-либо научными знаниями.
В начале 20-го века Эдмунд Гуссерль поставил своей задачей создание
философии, которая бы учитывала корни наших знаний и опыта. Эдмунд Гуссерль
отметил такую тенденцию в науке, что научное знание все больше отдаляется от
мира жизни — источника наших знаний, и только с помощью методов социальной
феноменологии эта связь может быть восстановлена. Наблюдался разрыв в том, что
общество перестало понимать, для чего и с какой целью проводятся исследования.
Это объяснялось тем, что ученые оперировали идеальными моделями в научных
экспериментах и все больше отходили от согласования полученных данных с
запросами общества.
После Э. Гуссерля развитие концепции жизненного мира шло в двух основных
направлениях: экзистенциальном и социально-феноменологическом. С некоторой
степенью условности первое направление можно соотнести с именами М. Хайдеггера,
М. Шелера, Ж. –П. Сартр, во-вторых — с именами А. Шюца, Т. Лукманна, П.
Бергера, Г. Гарфинкеля и И. Гофмана. Антропологическая концепция К. Кули и
прагматические исследования представителей символического интеракционизма Дж.
Мида и Г. Блумера сыграли определенную роль в формировании проблем жизненного
мира в теоретической социологии. Позитивная программа изучения мира
повседневной жизни, сформулированная как основная задача в рамках социальной
феноменологии А. Шюца, заложила основы целого направления в науках о человеке и
его социальном поведении.
При изучении онтологического статуса жизненного мира А. Шюца возможна
концепция В. Джеймса, согласно которой человек имеет дело с многочисленными
«мирами опыта»[1],
«субвселенными», каждый из которых имеет специальная конституция. Джеймс
радикально изменил перспективу рассмотрения проблемы «реальности», переместив
ее из теоретического в чисто прагматический контекст. В результате все вещи,
связанные с реализацией человеческих интересов, страхов, надежд и т. д., стали
«реальностью». Таким образом, стало возможным говорить об особой реальности
игры или сна, о различных формах религиозного опыта. Реальные мифологические
образы или продукты художественного выражения. Однако А. Шюц предпочитал
говорить не о «мирах опыта», а о «конечных областях значений», подчеркивая тем
самым, что речь идет об антропогенно-обусловленном происхождении их
семантической организация. [1]
Журнал Социологический журнал. 2008. № 2. С.5.
Заключение:
Анализируя философские идеи А. Шюца, необходимо сказать о теоретических
основах его творчества — идеях Ч.Х. Кули. В своей работе «Общественная организация.
Изучение глубокого разума» в краткой форме дается одна из основных идей
социальной феноменологии, а именно определение и анализ функционирования
первичных групп: «Под первичными группами
я подразумеваю группы, характеризующиеся тесным общением лицом к лицу», — и
сотрудничество. Они первичны в нескольких отношениях, но главное, потому что
они являются основой для формирования социальной природы и идеалов личности.
Психологическим результатом тесного общения является объединение людей в одно
целое, так что единое «я» — по крайней мере, во многих случаях — становится
общей целью жизни группы. Лучший способ описать эту целостность — это слово
«мы» — оно включает в себя эмпатию и взаимную идентификацию, которые «мы»
естественно выражаем. Первичные группы являются первичными в том смысле, что
они дают человеку самый ранний и наиболее полный опыт общего единства, а также
в том смысле, что они не подвержены изменениям в той степени, в которой
существуют более сложные отношения, что означает, что они являются постоянным
источником Происхождение этих последних. Эти группы являются источником жизни
не только для личности, но и для социальных институтов. Они лишь частично несут
печать своего творения по конкретным традициям и в большей степени выражают
общий характер»[1].
М. Вебер в своей работе «О некоторых
категориях понимания социологии» рассмотрел, как осуществляются действия
человека в обществе, и ему было важно выяснить, что мотивирует людей совершать
различные действия, и поэтому он сосредоточился на том факте, что Действия в
большинстве случаев включают рациональный компонент: «ориентированные на«
социальные »действия, которые мы будем называть действиями, ориентированными на
сообщество, в данном случае (и в определенной степени), если, во-первых, они
осмысленно ориентированы на ожидания, основанные на определенных заведениях
во-вторых, если эти заведения «сформулированы» чисто целенаправленно в
соответствии с ожидаемыми действиями обобщенных индивидов как следствие, и
в-третьих, если семантическая ориентация индивидов субъективно целенаправлена.
Установленный порядок в чисто эмпирическом смысле, который мы имеем в виду,
является либо односторонним, в рациональном пограничном случае, категоричным
требованием одних людей к другим, либо, в пограничном случае, категоричным
двусторонним объяснением людей, субъективно предполагаемым содержание, которое
сводится к тому, что определенные виды действий ожидаются и ожидаются»[2].
По нашему мнению, задача научного сообщества должна состоять в том, чтобы
изучить пути и средства, которыми мы структурируем этот мир в наших умах. И
только когда мы обратимся к изучению витального мира, мы выйдем на
фундаментальные уровни значений. Мир жизни является основой взаимопонимания в
социокультурном сообществе. Таким образом, социальная феноменология развивается
в направлении антропологической социальной философии, она открывает новые
перспективы для углубленного философского изучения человека. Как это ни парадоксально,
это придает таким исследованиям большую объективность, поскольку учитывает
жизненную реальность человеческого мира посредством обращения к его жизненным
значениям. И это новая глава в истории методологии социального анализа. [1]
Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, 2000. ISBN
5-222-07495-1 С.115. [2]
Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западно-европейская
социология ХIX-начала ХХ веков. — М., 1996. — С. 497.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
1.1 Описание творчества и работ Альфреда Шюца Шюц Альфред — австрийский философ и социолог. Он родился в Вене и получил
академическое образование в Венском университете. Вскоре после его окончания он
начал работать в банке, и почти вся его последующая жизненная карьера оказалась
тесно связана с его работой в качестве банкира. Но эта деятельность,
удовлетворяющая его экономически и финансово, не принесла глубокого внутреннего
удовлетворения, которое дали ему исследования феноменологической социологии.
В связи с присоединением Австрии к Германии в 1939 году Альфред Шуц эмигрировал
сначала во Францию (Париж), где, а затем в Соединенные Штаты, где он разделил
свое время между работой в качестве консультанта в ряде банков и преподаванием
феноменологической социологии. Он начал изучать последний только в 1943 году в
Нью-Йорке, где он начал преподавать в Новой школе социальных исследований. Его
«двойная» карьера продолжалась до 1956 года, когда он окончательно отошел от
банковских забот и полностью сосредоточился на феноменологической социологии.
Как видите, то, о чем он писал в своих работах — разделение научных знаний и
знаний повседневной жизни, нашло своеобразное отражение в судьбе его личной
жизни.
В 1932 году он опубликовал на немецком языке свою самую важную работу
«Феноменология социального мира», которая долгие годы оставалась неизвестной
широкому кругу социологов. Только через 35 лет, в 1967 году, после смерти
социолога, она была переведена на английский язык и вызвала значительный спрос
и интерес. 1.2. Значение идей Эдмунда Гуссерля для формирования
научной позиции Альфреда Шюца Нельзя не отметить влияние Грюсселя на произведения
Шюца. Изучая мир жизни, он, будучи студентом, ставил те же цели, что и
Гуссерль, хотя его интересы были сосредоточены в основном в области социальных
наук. «Предметом всех эмпирических наук, писал Альфред Шуц, излагая
соответствующие положения теории Гуссерля, является мир как преданный, но они,
эти науки, а также их инструменты, сами являются элементами этого мира». Это означает,
что наука, если она действительно хочет быть «строгой», нуждается не столько в