Курсовая с практикой на тему Образ «найденыша» в европейской литературе эпохи просвещения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5
1.1.Эпоха Просвещения в европейской литературе 5
1.2.Английская литература эпохи Просвещения 7
Глава 2. Анализ романа Генри Филдинга «История Тома Джонсона, найденыша» 12
2.1. Тема, идея и сюжет романа 12
2.2. Образ найденыша и его основные черты 17
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Введение:
Актуальность. Роман английского Просвещения имеет непреходящее значение. Он заложил прочные основы для развития жанра романа во всей Европе.
Рубеж XVIII и XIX веков — период в истории, насыщенный бурными событиями в общественно-политической жизни и культуре. Это время представляет собой пример взаимосвязи социальных и литературных процессов. В течение полувека, начиная с образования Соединённых Штатов Америки (Декларация независимости Американских Штатов была принята в 1776 г.) и заканчивая восстанием декабристов в России (в 1825 г.), в мире происходит ряд эпохальных событий, навсегда изменивших общество. Важнейшими из них были Великая французская революция (1789-1793 гг.), вызвавшая волнения во всей Европе, приход к власти Наполеона и наполеоновские войны, которые привели к кардинальным изменениям в политическом и социальном устройстве в Европе.
Иммануил Кант писал: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине». По его мнению, девизом Просвещения должна быть фраза «Sapere aude!» (лат.) — «Дерзай знать!». Цель Просвещения Кант видел в интеллектуальной свободе личности. Он считал, что люди должны научиться мыслить самостоятельно, не опираясь на всевозможные авторитеты, и, соответственно, нести ответственность за свои убеждения [3,с.43].
Историки не пришли к единому мнению относительно даты начала отсчёта эпохи Просвещения, однако практически все они сходятся в вопросе даты окончания данного периода. Финалом Просвещения считается Французская революция 1789 года. Прародиной просвещенческих идей считается Англия. Именно в этой стране идеология Просвещения впервые начала оказывать влияние на общественно-политическую жизнь. Именно в английской философии нашли источник вдохновения многие просветители из других стран, например, Монтескье и Вольтер.
Объектом исследования является модификация образа «найденыша» в произведениях в эпоху Просвещения.
Предмет исследования – феномен образа «найденыша» как философско-художественный тип в произведениях эпохи Просвещения.
Цель данного исследования – проанализировать модификацию образа «найденыша» в эпоху Просвещения.
Задачи:
Охарактеризовать особенности эпохи Просвещения в европейской литературе.
Провести анализ английской литературы эпохи Просвещения.
Выделить тема, идея и сюжет романа. Генри Филдинга «История Тома Джонсона, найденыша» .
Охарактеризовать образ найденыша и его основные черты романа. Генри Филдинга «История Тома Джонсона, найденыша».
Исследование проводилось при помощи описательного, сравнительно-типологического и аналитического методов, теоретической и методологической работы являются литературоведческие труды М.М. Бахтина, А.С. Долинина, Т.А. Касаткиной, Л.И. Сараскиной, А.М. Буланова, Е.В. Тюховой, Г.М. Фридлендера, Б.М. Энгельгардта.
Теоретическое значение обусловлено тем, что на основе полученных результатов создается возможность углубить научное представление о типологических доминантах в творчестве в эпоху Просвещения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Просвещение — идеологическое течение в искусстве XVIII в., оно носило антифеодальный характер и было связано с развитием буржуазных социально-экономических отношений.
Творческое наследие в эпоху Просвещения – одно из центральных в художественной культуре, всей полноте обнаруживающее как духовные, социально-исторические, культурные поиски своей эпохи, так и индивидуальные грани мировосприятия самого писателя. При всей очевидной, неоднократно отмеченной социальной, идеологической природе прозы в эпоху Просвещения в своем вершинном, художественном проявлении она была и остается в первую очередь искусством слова, литературным феноменом в отечественной художественной традиции.
Роман «История Тома Джонса, найденыша» был встречен восторженно и переведен на основные европейские языки (например, на русский в 1770 г.). Но были и суровые критики «низости» героя и «шутовства» (Ричардсон, Смоллет, С. Джонсон). Среди последователей Филдинга — Гете, Шиллер, В. Скотт, Диккенс, Теккерей, Пристли. В 1963 г. роман был экранизирован (сценарий Д. Осборна, режиссер Т. Ричардсон, в роли Тома — А. Финни).
«История Тома Джонса, найденыша» («The History of Tom Jones, a Foundling») — роман Генри Филдинга. Филдинг, отпрыск обедневшего аристократического рода, выпускник Итона, был журналистом, комедиографом, политическим памфлетистом, театральным менеджером, судьей. Этот многообразный жизненный опыт вошел в роман о Томе Джонсе, который является лучшим произведением Филдинга и одной из вершин
Герой «Истории Тома Джонса, найденыша» (1749) английского прозаика и комедиографа Генри Филдинга – подкидыш и пария в доме состоятельного сквайра Олверти – благодаря чужим козням и собственной опрометчивости оказывается изгнан из дому и вытолкнут на открытую дорогу жизненных странствий. Добрый сердцем, но не отличающийся благоразумием, Том, подобно Дон Кихоту, помогает слабым и обиженным, то и дело сам оказываясь побит, а в попутчики ему дан своего рода Санчо Панса – трусоватый и мечтающий повернуть назад цирюльник Партридж…
История Тома Джонса» – одна из редких книг-энциклопедий жизни. Можно сказать, что эта книга обо всем – о жизни в целом; соответственно это и книга на все случаи жизни, одна из тех книг, прочитав которую, читатель получает незаменимый и неистощимый источник отсылок по отношению ко всему, что в жизни ни увидит. Разнообразнейшие аспекты этих отношений и выведены в «Томе Джонсе». Это и отношения в их наиболее общем измерении (человек с человеком), и отношения между родственниками, и отношения между представителями различных социальных классов, и, конечно, отношения между мужчинами и женщинами. А также это отношения между содержателями гостиниц и их постояльцами – это тема возникает на страницах книги очень часто, равно как и – в отношениях между родственниками, в сочетании с отношениями между мужчиной и женщиной, –особо выделяется тема отношений между отцами и дочерьми.
Филдинг высмеивает тот тип людей, которые позиционируют себя как ортодоксальных христиан, вершат дела отнюдь не богоугодные, а зачастую противоречащие Священному Писанию, которое они знают наизусть. Не более мягок он и с супругами, потерявшими к друг другу всякий интерес, а с теми, кто «до мозга костей продажен», – вовсе жесток.
Автор мастерски создает калейдоскоп персонажей, точно передает колорит и нравы Англии того времени, при этом проявляет искромётный тонкий юмор.
Разбавляя сюжет дискуссиями о сущности того или иного общепринятого понятия, он иллюстрирует их случаями из жизни героев, которые демонстрируют противоречивость и субъективность этих понятий и зыбкость теорий, на фоне которых незыблемо возвышается непоколебимое христианство. Воплощением правильного христианства здесь является, безусловно, мистер Олверти, который усыновил и воспитал не идеального, но благородного главного героя. На английском его имя звучит как Allworthy, то есть, Вседостойнейший – говорящие имена типичны для классики. В то время как главный герой наделён одной из самых распространённых фамилий в Англии, что тоже сделано неслучайно.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Эпоха Просвещения в европейской литературе
Просвещение — эпоха в истории культуры Европы, характеризующаяся развитием научной, философской и общественной мысли. Базовые категории Просвещения — свободомыслие и рационализм.
По-другому XVIII век называют «веком Разума».
Просветителями называли тех, кто выступал за распространение научных, знаний среди народа. Главную цель своего творчества они видели в воспитании общества, в совершенствовании нравов, современное состояние которых казалось им неразумным и неестественным. Идеалом просветителей стал так называемый «естественный человек», т.е. тот, кто свободен от сословных предрассудков и пороков. Деятели просвещения считали, что общество должно развиваться путем постепенного и последовательного совершенствования человеческого разума, поэтому и саму эпоху часто называли «веком разума».
Произведения просветителей философичны и иногда более напоминают трактаты. К уже существовавшим в литературе жанровым формам они добавили реалистический просветительский роман, философскую повесть, морально-политическую драму, мещанскую драму, гротескно-комедийный памфлет. В качестве положительного героя в произведениях искусства просвещения выступал простолюдин, трудолюбивый, честный, здравомыслящий.
Среди деятелей европейского просвещения были такие писатели как, Д. Дефо, Д. Свифт, С. Ричардсон, Д. Дидро, М.Ф. Вольтер, Г. Э. Лессинг, И. В. Гете, Ф. Шиллер и др. [3,с.43].
В отечественной литературе просвещение представлено просветительским классицизмом (басни И. Крылова, оды М. Ломоносова, лирика Г. Державина, пьесы Д. Фонвизина), просветительским реализмом («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева), сентиментализмом — «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
Представители Просвещения во Франции: Ш. Монтескьё (философский роман «Персидские письма»), Вольтер (философско-сатирическая повесть «Кандид, или Оптимизм»), Д. Дидро (философская повесть-диалог «Племянник Рамо», нравоучительные драмы «Побочный сын», «Отец семейства»), Ж.-Ж. Руссо (педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании»), Бомарше (комедии «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»), А.-Р. Лесаж (плутовской роман «История Жиль Блаза из Сантильяны»), Э.-Д. де Форж Парни (сборник «Эротические стихотворения», атеистическая поэма-памфлет «Битва старых и новых богов») [21,с.87].
Представители Просвещения в Германии: Г. Э. Лессинг («мещанская драма» «Мисс Сара Сампсон», трагедия «Эмилия Галотти »), И. В. Гёте (роман «Годы учения Вильгельма Мейстера», трагедии «Фауст», «Гёц фон Берлихинген с железной рукой»), И. К. Ф. Шиллер (драма «Разбойники», «мещанская трагедия» «Коварство и любовь», историческая трилогия «Валленштейн», труд «Письма об эстетическом воспитании человека»).
Во французской литературе XVIII века господствовали такие направления, как рококо, просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.
Самыми известными произведениями Вольтера являются поэма «Орлеанская девственница» и философская повесть «Кандид, или Оптимизм».
Дени Дидро наиболее известен романами «Монахиня» и «Племянник Рамо». Однако крупнейшим трудом, созданным Дидро, является «Энциклопедия», содержащая в себе все известные человеку XVIII века знания. Жак-Жак Руссо, создатель новой педагогики, наиболее известен своим романом «Эмиль, или О воспитании».
В немецкой литературе XVIII века Гёте — создатель бессмертных произведений «Фауст» и «Страдания юного Вертера», безусловно является самой известной фигурой. Фридрих Шиллер, выдающийся драматург, является автором в том числе таких пьес, как «Разбойники» и «Коварство и любовь». Последнее произведение неизменно находит отклик в сердце каждого читателя. Пьеса «Эмилия Галотти» Лессинга долгое время оставалась одной из самых популярных пьес российской сцены после того, как была переведена на русский язык.