Курсовая с практикой на тему Образ идеального мужчины.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОГО МУЖЧИНЫ 7
1.1. Проблема образа в психологии 7
1.2. Гендерные особенности мужчин в психологической литературе 15
1.3. Идеальный образ мужчины и его роль в развитии личности 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОГО МУЖЧИНЫ 26
2.1. Описание и обоснование методов и выборки исследования особенностей образа идеального мужчины 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема образа в психологии занимает одно из центральных мест, так как он является отражением реальности в психике человека. Вся информация в сознании состоит из образов. Так, например, все впечатления, представления о чем-либо, модели поведения и др. – все это является образом. Человек и его психика не могут существовать без образов.
Построение образа мира инспирируют образы чувственного характера, проникновение которых в область сознания сопровождается трансформацией и приобретением новых характеристик.
Формирования мировосприятия имеет разный характер в разных культурных традициях. Так, к примеру, в языках северных народов присутствует до сотни слов, обозначающих снег, в то же время, в картине мира народов, населяющих тропические области мира, отсутствует представление о таком явлении, как снег вообще.
Для последнего времени характерно повышенное внимание к вопросам и дискуссиям, связанным с половыми особенностями человека, а также спецификой его психологии. Значительными метаморфозами сопровождается определение мужской и женской роли в социуме. Указанный вопрос активно изучается многими современными социальными психологами, которым дается прогноз насчет того, что для гендерных стереотипов и ценностей и в дальнейшем предвидится трансформация.
В повседневной жизни, поступая так или иначе, мы опираемся на определенные идеальные образы, которые формируются в ходе нашего культурного развития. Данные идеалы закладываются с детства, а также приобретаются в ходе процесса социализации. Они могут меняться, но часто остаются неизменными. Даже смотря на окружающих людей или на самого себя, принято оценивать как внешние качества, так и качества характера, исходя из идеализированных образов, которые приняты в обществе. Идеальные образы – это то, что определяет особенности поведения человека, его отношение к себе, к другим и к миру в целом.
Идеальные образцы задают и эталонное видение человека как представителя пола. В культуре существуют эталонные образы мужчины и женщины, определяющие индивидуальное воплощение гендерной идентичности личности.
Несмотря на относительную статичность и устойчивость гендерных эталонов в современном обществе, происходит их постепенное переосмысление. Так, мужчины раньше считались «добытчиками», всегда со строгим и авторитарным характером. Но сейчас авторитаризм отходит на второй план по сравнению с общепризнанными «благородными» качествами характера, такими как честность, храбрость, отзывчивость, доброта.
Немалое значение несет определение особенностей мужского характера и психики, его отличительных характеристик. Ведь даже в семейной жизни, успешность брака определяет отчасти и поведение мужчины. Ранее существовали четкие эталоны воспитания сыновей, которые становились достойными юношами, а далее и мужчинами. Благодаря данному воспитанию были определены конкретные обязанности, которые выполнял мужчина, как следствие, браки были более продолжительными.
Проблема идеального образа мужчины, несомненно, актуальна для обоих полов. Так, для мужчины этот образ является ориентиром для гармоничного развития личности, создания модели поведения, контроля и коррекции деятельности, организации эмоциональных реакций, составляющей внутреннего мира у человека, явлением, которое способствует целостности самой личности. А для женщины образ «идеального мужчины» определяет особенности взаимоотношений с противоположным полом и воспитания детей.
Проблема исследования – каковы особенности образа идеального мужчины?
Цель исследования – выявить особенности образа идеального мужчины у женщин и мужчин.
Объект исследования – образ как психологическая категория.
Предмет исследования – особенности образа идеального мужчины.
Гипотеза: идеальный образ мужчины в понимании мужчин имеет отличные от женского представления о нем составляющие, в частности, увеличение значимости таких до недавнего времени типично женских черт, как аккуратизм, педантичность, благодушие.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему образа в психологии.
2.Рассмотреть гендерные особенности мужчин в психологической литературе.
3. Рассмотреть идеальный образ мужчины и его значение для развития личности.
4. Провести сравнительный анализ образа идеального мужчины у женщин и мужчин.
Методологическая основа исследования. В своем исследовании мы опираемся на идею Э. Фромма о трансформации социальных ролей мужчины и женщины. По мнению Э. Фромма, на протяжении всего ХХ столетия происходит заметное уменьшение и стирание различий между полами. Из этого положения можно сделать вывод о том, что образ идеального мужчины также подвержен указанным тенденциям.
Выборка — 10 женщин в возрасте от 25 до 35 лет.
Методы исследования – анализ научной литературы, адаптированная для определения образа идеального мужчины методика «Ролевые ожидания». Для математической обработки данных использовался t-критерий Стьюдента, а также корреляционный анализ по Пирсону. Для работы нами было избрано единое рабочее определение образа (по П. Я. Гальперину), согласно которому он является взаимосвязью между внешним и внутренним миром, средством, которое позволяет осуществить перетекание характеристик реальности, представленных временем, последовательностью и т.д., в характеристики, связанные с внутренним психическим пространством и порождающие его.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в выявлении особенностей идеального мужского образа, что, в частности, может быть ценным в проведении консультативной работы по проблемам семьи и брака, межличностных отношений.
Заключение:
В концепциях отечественных ученых образ предстает как феномен, порождающий и описывающий психическую реальность. Рассматриваемый в контексте теории отражения, образ, с одной стороны, позволяет увидеть специфику процесса отражения на различных уровнях психической организации человека. С другой позиции изучения образ, помещенный в пространство сознания, — это интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающий основные функции психики, ее активное деятельностное начало.
На протяжении человеческого существования представления о качествах, присущих мужчине, претерпевали значительные изменения. Если в традиционном обществе маскулинность характеризовали такие основные черты, как высокий социальный статус, власть, сила, покровительственное или пренебрежительное отношение к женщине как объекту, то в наше время данные черты были дополнены гибкостью, вариативностью поведения, допустимостью феминных черт, которые формируются под влиянием изменившегося гендерного порядка.
Формирование образа идеального мужчины обусловлено различными факторами: этническими и культурными («западные» и «восточные» стереотипы мужественности различаются) эталонными (диктуются модной индустрией и СМИ) личностными предпочтениями. В свою очередь, сегодня стереотипы стали важным социально-психологическим фактором, который способен провоцировать депрессивные состояния, поскольку существует высокая положительная корреляция между удовлетворением внешностью и удовольствием собой. Социальная оценка через физические критерии порождает ряд психологических проблем, потому что «физическое Я» является важной составляющей «Я-концепции» и одним из критериев самооценки. Сегодня образ идеального мужчины часто является недостижимым.
Измерение показателей оценки образа мужчины как идеального проводилось по нескольким шкалам – экспрессивность, жертвенность, нежность, ответственность. Оно дало такие результаты.
Кроме того, сравнительные характеристики ожиданий и притязаний женщин относительно образа идеального мужчины были следующими:
а) эмоционально-терапевтическая функция;
б) родительско-воспитательная функция;
в) внешняя социальная активность;
г) внешняя привлекательность;
д) хозяйственно-бытовые ценности.
Из вышеприведенного следует, что представления женщин об идеальном мужчине имеют определенную структуру, представленную семейными ценностями, ожиданиями и притязаниями.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОГО МУЖЧИНЫ
В данной главе проанализированы современные подходы к определению понятия «образ» в психологии. Отмечено, что представления о том, каким должен быть идеальный мужчина, претерпевали изменения на протяжении всего развития человечества. Выделены ключевые гендерные доминанты идеального мужского поведения.
1.1. Проблема образа в психологии
Психология как наука начинает развиваться ближе к концу девятнадцатого века. Первое появление категории образа в психологическом дискурсе связано со структуралистским дискурсом. Вильгельмом Вундтом, основателем данного направления, производится рассмотрение процессов сознания, являющихся предметом психологии, в качестве структурного единства, составленного его основными элементами. Основной метод исследования представлен интроспекцией, использующей непосредственный опыт, с помощью которого испытуемый познает отдельные свойства реальности. Самим Вундтом образный анализ не производится, им производится лишь выделение элементов сознания – ощущений и чувств. Впрочем, благодаря методологическим основаниям, которые заложил В. Вундт, его ученик Эдвард Титченер приступил к активному изучению образов .
Титченер, представлявший экспериментальную психологию, отмечал, что образы являются элементами идей и отражением переживаний, не направленных на текущий момент – к примеру, тех, что наполняют нашу память . Характерными для образов можно назвать черты, которые Титченер видит в четырех основных признаках: качестве, интенсивности, длительности и отчетливости.
Следовательно, Э. Титченером производится рассмотрение образов в качестве одного из элементов, составляющих сознание. На них возложена функция репрезентовать в сознательной структуре феномены, связанные со внутренней реальностью (воспоминаниями о переживаниях). Относительно науки, идеи Титченера заслуживают внимания потому, что он впервые теоретически осмыслил вопрос об образах в пределах психологических исследований, и, пусть косвенно, но возвел их в статус объектов исследования.
Приблизительно этим же временем датированы независимые от Э. Титченера исследования Ф. Гальтона, посвященные психическим образам. Исследования данного ученого были связаны с психической наследственностью, теорию которой он разрабатывал. Одновременно он осуществляет выдвижение гипотезы о том, что процессы воображения имеют сходство наследственного характера. Для того, чтобы доказать это, было начато изучение законов, связанных с идейными ассоциациями. Исследователь полагал, что их основа является психическими образами. В дальнейшем когнитивные исследования сферы образности стали базироваться на определенных принципах образного изучения, которые практиковал Ф. Гальтон .
Необходимо также привести предположение о наиболее полном и емком изучении категории образа представителями психоаналитического направления. Так, ими было исследовано как само бессознательное, так и его природа, а также его функциональность относительно процессов, связанных с психическим развитием человека. З. Фрейд на основании полученных результатов связал их с психическими образами, которые он рассматривал как силу, отвечающую за сознательное воспроизведение инстинктов и влечений. Именно он постановил трактовать образы как средство, обеспечивающие связь человека не только с объективной реальностью, но и направленные на реализацию его внутреннего мира, отражающие все подводные течения и коллизии, возникающие в нем.
Образ является значимым как проявление бессознательного. Для его исследования используют методы, связанные со свободными ассоциациями и анализом сновидений, где преимущественно стоит работать с образами, без знания которых отследить бессознательные проявления в человеческой жизнедеятельности практически невозможно.
З. Фрейдом образы распределяются между двумя разными системами психики – сознательным и бессознательным. Он продвигает теорию образа как своеобразного моста, который объединяет две пары противоположностей . В психоаналитической теории образ как категория является транслятором, который передает искаженные реалии действительности, что содержит внутренний (бессознательный) мир человека.
Категорию образа продолжает исследовать такой представитель психологической науки, как Карл Густав Юнг. Его теория отличается от фрейдовской, в которой образы трактуются как копии психического характера, связанные с влечениями и инстинктами. Юнг же, в свою очередь, постулирует первичность и активность образов как феноменов, ответственных за характеристику душевной жизни. Исследователь полагал, что, поскольку психика имеет возможность создания образов, то и человек становится способным переживать реальность, поскольку его жизнь непосредственно происходит в образном мире . В юнгианской концепции образы являются не просто репрезентацией, но феноменом, обладающим активной, созидательной функцией.
Юнг анализирует категорию образа в непосредственной связи с таким особым понятием, как архетип. Это происходит на фоне развития идей З. Фрейда, связанных с природой и функциональностью бессознательного. Юнгом производится выделение в сфере бессознательного двух уровней: поверхностного – являющегося личным бессознательным, и глубокого, являющегося коллективным бессознательным. По мнению Юнга, для коллективной части бессознательного характерна не индивидуальность, но универсальность, что отличает ее от личной души, в частности, заключением того содержания и поведенческих способов, присутствие которых является повсеместным и формирующим для создания единого психического субстрата, имеющего надличностную природу и присутствующего в каждом из людей . В качестве составных частей, формирующих коллективное бессознательное, таким образом, производится рассмотрение архетипов как определяющих его элементов, доступных к распознанию в человеческом опыте и к проявлению в образной системе.
Серединой двадцатого века датируется возникновение нового направления в психологической науке – когнитивизма, которое направлено на изучение того, как организованы и функционируют внутренние мыслительные процессы (процесс информационной переработки).
Образ принято понимать исключительно в связи с репрезентацией в уме объекта или события, которых в реальности там нет . Следует также в качестве цели расценивать определенную картинку, являющуюся проекцией сцен, которые пребывают и реализуются в реальном мире . Категория образа трактуется по-новому исключительно в силу ее рассмотрения параллельно проблеме, связанной с тем, как правильно хранить и воспроизводить информацию (труды Ж. Пиаже, А. Бандуры, Дж. Келли и других).
Отечественные психологи также широко теоретически осмысливали категорию образа, отождествив ее с метакатегорийным разрядом. Исторической причиной этому был тот факт, что в тридцатые годы внимание отечественных исследователей было сосредоточено на сознании. В это же время пересматриваются все методологические психологические основания, а в качестве базы происходит переориентация на положения диалектического материализма. Приблизительно с начала тридцатых годов двадцатого века психологи в России официально изучали психику и сознание как свойства мозга, отражающие объективную реальность . Следовательно, психика в первую очередь должна отражать в сознании объекты и явления окружающего мира, формируя на их основе психический образ, который позволяет осуществить целесообразное регулирование субъектной деятельности.
Ближе к середине двадцатого века происходит формирование широкого как теоретического, так и практического исследования образа в качестве психологического феномена. Исследует проблематику образа в это время целая когорта ученых, представленная С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Б. Г. Ананьевым, Н. А. Бернштейном, Л. М. Веккером, Л. С. Выготским, В. П. Зинченко, С. Д. Смирновым.
П. Я. Гальпериным постулируется важность произведения рассмотрения как образов всех тех отражений психики, которые являются катализаторами для того, чтобы субъект увидел и познал суть, присущую предметам и отношениям, связанным с миром объективных вещей .
Связь между образом и оригиналом, представляющим из себя явление реальности, по мнению П. Я. Гальперина, сформировавшему его теорию отражения, реализуется благодаря отразительному отношению, которое способствует формированию представления о реальном мире в сознании субъекта. Стоит, впрочем, отметить, что по-разному принято решать вопрос о том, какой из видов отражения обладает наиболее сильным влиянием (интегральным или всяким – в концепции П. Я. Гальперина) на то, чтобы сформировался образ. Данному вопросу в психологической литературе присуща существенная принципиальность, поскольку, будь он решен, стало бы возможным раскрыть специфику понимания образа.
Способностью отражать с помощью психики реальную действительность наделены все уровни ее организации, начиная с сенсорно-рецептивного, интеллектуального и завершая более широким – сознательным уровнем. Для каждого из уровней отражения характерна связь с образами, обладающими определенной спецификой и функциональностью, используемой для организации психики человека .
Впервые в науке были изучены сенсорно-перцептивные образы, являющиеся результатом действия процессов восприятия (работы Б. Ф. Ломова, Л. М. Веккер). Данному виду восприятия может быть дана такая характеристика. Его возникновение происходит вследствие непосредственного воздействия предметов и их свойств относительно органов чувств человека, а данный процесс реализуется на протяжении определенного временного отрезка. Следовательно, можно утверждать, что сенсорно-перцептивный образ формируется, будучи навязанным извне для восприятия нашим умом (И.М.Сеченов).
Перцептивный образ стал называться чувственным, поскольку он возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя в отношении органов чувств .
По мнению советского психолога Б. Ф. Ломова, воспроизведения образа в психическом пространстве происходит параллельно пространственному развертыванию временной последовательности, в ходе которой происходит восприятие предметных элементов . Таким образом, временные компоненты, представленные длительностью и последовательностью, осуществляют переход в статус пространственных – площади и длины.
Для данной точки зрения характерна регламентация понимания образа как объекта, служащего функциональной связи внешнего и внутреннего миров, средства, благодаря которому реальные характеристики, связанные со временем, последовательностью, становятся характеристиками, служащими обозначению и порождению внутреннего психического пространства.
Основная функциональная нагрузка возлагается в отношении перцептивных образов, когда происходит формирование более сильных структурно и функционально образов. Тут необходимо провести параллель с так называемыми вторичными образами – представлением, образами памяти, образами воображения. Для вторичных образов, прежде всего, характерным является неучастие в процессе их образования объектов, имеющих отношение к реальному миру, однако происходит операционализация и трансформация чувственных образов, сохранение которых происходит в памяти. При этом возможно изменение образной структуры объекта.
Целый ряд психологов посвятил свои работы тому, чтобы исследовать интегральный образ реальности (В.А.Барабанщиков, А.А.Гостев, А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов и др.) .
Наибольший вклад в раскрытие данного вопроса внес своими работами А. Н. Леонтьев. В указанных сочинениях им осуществлено развитие единого взгляда на то, каким является образ мира, видимый каждым из людей, его целостность, субъективность, инспирированные окружением личности и особенностями ее психики .
Мирообраз как таковой базируется на чувственных образах, которые, проникая в сознательную сферу, трансформируются и приобретают новые характеристики.
А. Н. Леонтьев анализирует образ в его связи с сознательной сферой. Это приводит к тому, что ученый наделяет его особой функциональностью, характеризующей образ с точки зрения активности и деятельности его носителей. Развитием этой мысли является предположение П. Я. Гальперина об обязательности наличия образов для того, чтобы осуществить переход в направлении неавтоматического (т.е. осознанного) реагирования . Именно образы позволяют осуществить раскрытие окружающего мира в качестве арены, которая определяет возможные действия .
Понятие об «образе мира» разработал С. Д. Смирнов. В его понимании данный феномен является некоторой совокупностью или упорядоченной системой, объединяющей знания, который человек имеет в отношении мира, себя, иных людей, и т.д. Данная система служит опосредованию, преломлению сквозь себя любого внешнего воздействия.
Следовательно, можно отметить наличие существенных различий в подходах к пониманию образной категории в психологической науке. Психоаналитическому направлению принадлежит пальма первенства в выделении образа как предмета, подлежащего глубокому теоретическому осмыслению. Психологи-когнитивисты осуществляют анализ мысленных образов, ориентируясь на фундаментальный относительно данного направления вопрос, связанный с принципами и механизмами, делающими возможным хранение информации в памяти с ее дальнейшим воспроизведением. Благодаря этой точке зрения становится возможным назвать образ основным средством, способствующим сохранению информации. Для образа характерно также наличие медиативной функции, то есть осуществление связи между внутренним миром и миром, наполненным внешними объектами. Он способствует более простому построению ассоциативных связей, а также упорядочению информации, сохраненной в памяти.
В концепциях представителей отечественных психологических школ образ преимущественно интерпретируется как феномен, который порождает и описывает психическую реальность. Образ как объект анализа отразительной теории позволяет познать и понять специфику, присущую отражению на разных психических уровнях человека. Впрочем, стоит отметить, что образ в сознательном пространстве человека представляет собой продукт интегрального характера, служащий определению закономерностей взаимодействия человека и реального мира, а также ускоряющему процесс, в ходе которого раскрываются основные функции психики, ее активное деятельностное начало.
Таким образом, нами был осуществлен выбор единого рабочего определения образа, в соответствии с которым он представляет собой взаимосвязь, которую формируют внешний и внутренний мир, средством, способствующим осуществлению перетекания характеристик реальности, которые представляют из себя время, последовательность и т.п., в направлении характеристик, направленных на внутреннее психическое пространство и служащих его порождением.