История русской литературы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Образ духовного пути в произведениях Бориса Зайцева «Афон» и «Валаам»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА БОРИСА ЗАЙЦЕВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА 6
1.1.Художественный текст как текст особого типа 6
1.2.Творчество Бориса Зайцева и художественная литература первой половины ХХ века 9
ГЛАВА 2 КАТЕГОРИИ ПУТИ И ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ БОРИСА ЗАЙЦЕВА 14
2.1. Хронотоп и его функции в литературе 14
2.2.Концепты духовного пути в произведениях «Афон» и «Валаам» Бориса Зайцева 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

  

Введение:

 

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился

Так начинается всем известное стихотворение А.С. Пушкина. И здесь мы сразу же сталкиваемся с двумя интересующими нас категориями: Путь и Пространство. «Пустыня мрачная» — иносказательно поэт так описывает то пространство, где он существовал до встречи с пророком, и «перепутье» — узловая точка его пути, где все поменяется, и после судьбоносной встречи он уже не будет «влачиться». Тема пути для Пушкина очень важна. Это и дорога, и движение, и невозможность этого движения в ссылке, и, конечно же, творческий путь.
Особенно пронзительно категория пути и пространства прозвучит в XX веке. Начиная от сборника «Пути Конкистадора» Николая Гумилева до поэмы «Путем всея земли» Анны Ахматовой. От блоковского вопроса:

Наказанье ли ждет иль награда,
Если я уклонюсь от пути?
До цветаевского ответа:
Ибо путь комет – Поэтов путь!

Возможно, такой интерес к теме пути и пространства был вызван волнами эмиграции из России, а потом из Советского Союза. Каждый выбирал свой путь, если, конечно, мог выбирать (чего, например, не было у Иосифа Бродского). И если уезжал, то, вслед за Александром Галичем спрашивал: «А когда я вернусь?»
Сегодня Россия вынуждена сталкиваться с множеством социально-экономических проблем в современном мире. Наряду с ними особенно важными остаются вопросы межэтнического взаимодействия, толерантности, поэтому выбранная нами тема является на сегодняшний день чрезвычайно актуальной.
Вопрос сбалансированной интеграции российского общества находится на стыке интересов историков, социологов, этнологов и даже политиков. Ученые не устают спорить о том, каким путем должна пойти России для достижения согласия и гармонии в общественных отношениях – «нивелирование этнокультурных различий или сохранение социального и этнического разнообразия при разделяемых всеми единых системных целях» .
Актуальной проблемой современного литературоведения является изучение художественного наследия русской эмиграции. Возвращение этого явления в стезю отечественной литературы ставит перед наукой задачу возвращения имен выдающихся художников, в числе которых имя Бориса Зайцева занимает более чем достойное место.
Целью нашего исследования является анализ особенностей лексической репрезентации концепта «путь» и пространство в произведениях Бориса Зайцева «Афон» и «Валаам». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть художественный текст как текст особого типа
2.Раскрыть особенности творчества Бориса Зайцева
3.Рассмотреть явление хронотопа и его функции в литературе
4.Проанализировать функционирование концептов пути и пространства в произведениях Бориса Зайцева «Афон» и «Валаам».
Предмет исследования – категория пути и категория пространства в художественных текстах.
Объект исследования – проза Бориса Зайцева
Структура исследования – работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Интерес к творчеству Бориса Зайцева возник у исследователей с самого начала. Он был оценен своими современниками, представлял продолжателя русских классических традиций в литературе русской эмиграции, и, наконец, «вернулся» на родину через двадцать лет после своей смерти. Исследователи отмечали своеобразие его художественного метода, актуальность и где-то даже провидение образов современников.
В художественном мире Бориса Зайцева основным типом героя является духовно чистый человек, сосредоточенный на поисках нравственных ориентиров, духовного пути. Борис Зайцев, волею судьбы оказавшись на чужбине, испытал сильную духовную потребность вернуть уходящий образ Святой Руси для тех, кто ее потерял. Для этого он использует жанр «хожений», взяв его из древнерусской литературы и внеся свое авторское новаторство в виде кодов мировой культуры. С помощью этого художественного приема Борис Зайцев стремиться создать единую Мировую Церковь, соединенную с мировой культурой. Замечательными примерами произведений такого жанра в творчестве Бориса Зайцева можно назвать рассказ «Афон» и повесть «Валаам».
Юрий Лотман анализирует пространство текста как модель мира, созданного автором. Этот мир имеет свою политику, свою культуру, религию. В этом смысле мир Бориса Зайцева – одно из самых индивидуально-личностных и лирических миров.

  

Так начинается всем известное стихотворение А.С. Пушкина. И здесь мы сразу же сталкиваемся с двумя интересующими нас категориями: Путь и Пространство. «Пустыня мрачная» — иносказательно поэт так описывает то пространство, где он существовал до встречи с пророком, и «перепутье» — узловая точка его пути, где все поменяется, и после судьбоносной встречи он уже не будет «влачиться». Тема пути для Пушкина очень важна. Это и дорога, и движение, и невозможность этого движения в ссылке, и, конечно же, творческий путь.
Особенно пронзительно категория пути и пространства прозвучит в XX веке. Начиная от сборника «Пути Конкистадора» Николая Гумилева до поэмы «Путем всея земли» Анны Ахматовой. От блоковского вопроса:

Наказанье ли ждет иль награда,
Если я уклонюсь от пути?
До цветаевского ответа:
Ибо путь комет – Поэтов путь!

Возможно, такой интерес к теме пути и пространства был вызван волнами эмиграции из России, а потом из Советского Союза. Каждый выбирал свой путь, если, конечно, мог выбирать (чего, например, не было у Иосифа Бродского). И если уезжал, то, вслед за Александром Галичем спрашивал: «А когда я вернусь?»
Сегодня Россия вынуждена сталкиваться с множеством социально-экономических проблем в современном мире. Наряду с ними особенно важными остаются вопросы межэтнического взаимодействия, толерантности, поэтому выбранная нами тема является на сегодняшний день чрезвычайно актуальной.
Вопрос сбалансированной интеграции российского общества находится на стыке интересов историков, социологов, этнологов и даже политиков. Ученые не устают спорить о том, каким путем должна пойти России для достижения согласия и гармонии в общественных отношениях – «нивелирование этнокультурных различий или сохранение социального и этнического разнообразия при разделяемых всеми единых системных целях» .
Актуальной проблемой современного литературоведения является изучение художественного наследия русской эмиграции. Возвращение этого явления в стезю отечественной литературы ставит перед наукой задачу возвращения имен выдающихся художников, в числе которых имя Бориса Зайцева занимает более чем достойное место.
Целью нашего исследования является анализ особенностей лексической репрезентации концепта «путь» и пространство в произведениях Бориса Зайцева «Афон» и «Валаам». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть художественный текст как текст особого типа
2.Раскрыть особенности творчества Бориса Зайцева
3.Рассмотреть явление хронотопа и его функции в литературе
4.Проанализировать функционирование концептов пути и пространства в произведениях Бориса Зайцева «Афон» и «Валаам».
Предмет исследования – категория пути и категория пространства в художественных текстах.
Объект исследования – проза Бориса Зайцева
Структура исследования – работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА БОРИСА ЗАЙЦЕВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

1.1.Художественный текст как текст особого типа

Текст находится в фокусе интересов ученых многих сфер научной деятельности: филологов, лингвистов, литераторов, историков и др. Ученые даже склонны утверждать «текстоцентризм» всего гуманитарного знания в современном мире. Н. Ф. Алефиренко называет текст «исходной данностью любой гуманитарной дисциплины» .
Впервые задумался о явлении речевого фрагмента, превышающего одно предложение, З. Харрис в 1952 году. Вскоре в Европе и Америке пишутся первые анализы текста, которые нацелены на выявление его структуры и составление типологии.
Сегодня мы имеем довольно большой круг исследований, посвященных изучению текста. В этом кругу стоит назвать имена таких ученых, как И. Р. Гальперин, Н. С. Болотнова, А.Е. Супрун, З. Я. Тураева, Н.С. Валгина и мн.др.
Наука о тексте оперирует такими понятиями как «концепт», «концептуальное пространство», «концептуальная метафора», «картина мира» , и др. Что же такое текст? Существует уже ставшее классическим определение И. Р. Гальперина: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, состоящее из названия и ряда особых единиц, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» .
Текст формируется в определенных коммуникативных условиях, которые и определяют его вид. Можно дать следующую классификацию текстов:
• письменный текст
• устный текст
• диалог
• монолог
• жанровые тексты
• стилистические тексты
• функционально-семантические тексты
Само происхождение термина «текст» (от латинского textus – ткань, сплетение) говорит о том, что каждый текст – это объединение по смыслу ряда знаковых единиц, обладающих определенными признаками, такими как единство смысла, точность адресации, целостность структуры и содержания, четкое следование основной мысли и теме, принадлежность стилю и др.
Стиль является одним из важнейших признаков текста. Его единство проявляется в особенностях лексики, фразеологии, фонетики, синтаксических конструкциях. Стили различаются «как возможностью или невозможностью употребления тех или иных элементов и конструкций, так и их частотными соотношениями» .
Ю.М. Лотман пишет: «знаковая природа художественного текста двойственна: с одной стороны, текст прикидывается самой реальностью, прикидывается имеющим самостоятельное бытие, независимое от автора, вещью среди вещей реального мира. С другой, он постоянно напоминает, что он — чье-то создание и нечто значит» .
Пространство текста Лотман анализирует как модель мира, созданного автором. Этот мир имеет свою политику, свою культуру, религию. Лотман выделяет точечное, линеарное, плоскостное и объемное пространство художественного произведения. В качестве примера линеарного пространства исследователь приводит образ дороги либо запрет на движение в том направлении, где пространство ограничено, что значит «сойти с пути».
Есть огромное количество художественных текстов, раскрывающих тему пути и дороги, наверное, эта тема может быть названа как одна из любимых тем авторов.
Текст считается художественным, если в его основе лежит образное отражение мира. При этом, художественный текст служит функцией передачи различной информации (эстетической, эмоциональной, интеллектуальной).Важнейшей особенностью художественного текста можно назвать его эмоциональное воздействие на читателя. Одно из основных отличий художественного текста от текста другого типа состоит в том, что в художественном тексте действительность представлена в виде образа.
Художественные тексты могут иметь разнообразную структуру. В них могут сочетаться эпизоды, представляющие разные сюжетные линии, смещаться или смешиваться хронологические или логические планы. Автор может сознательно утаивать часть информации до определенного момента, создавать некоторую двусмысленность. Все это делается для создания у читателя нужного настроения, впечатления, помогает автору подготовить читателя к восприятию дальнейших событий.
Ю.М. Лотман, рассматривая структуру художественного текста, делает следующее наблюдение: «Сложность структуры находится в прямо пропорциональной зависимости от сложности передаваемой информации» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы