Курсовая с практикой на тему Образ божеств — «ками» в историко-мифологическом своде «Нихон сёки» (720г.)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Раздел І Религиозно-философское учение Японии
1.2. Содержание синтоизма и его основные направления
1.3 «Нихон
сёки» — древний памятник японской литературы
Раздел II Образ
божеств — «ками» в «Нихон сёки»
2.2 Изображение «ками» в мифологическом своде «Нихон
сёки»
Введение:
Япония является уникальной страной,
достигшей своего колоссального научного и технического развития. Ее прогресс
позволил оторваться от других стран более, чем на 100 лет в перед. Но
технический прогресс – не единственная черта, которая делает Японию особенной.
Японская культура и менталитет – тот показатель сильной взаимосвязи мирского и
сакрального, действующий и в наше время.
Японское религиозно-философское мировоззрение
стало синтезом буддизма и даосизма, дзен-буддизма, синтоизма, основываясь на
собственном мифологическом пласте. Японская мифология насчитывает более восьми
миллионов божеств, имеющих свои функции, ранги и иерархию. К основным
древнейшим памятниками японской литературы, в которых изложены мифы и легенды
относят: «Кодзики», «Фудоки», «Нихон сёки».
К основным исследователям синтоизма мы
можем отнести: А.Б Спеваковского, Г.Е Светлова, А.Н. Мещерякова,
С Оно, У. Вударда и др.
Особую роль в мифологическом
мировоззрении представляют существа «ками». Именно им поклоняются приверженцы
синтоизма. В японской мифологии оно равнозначно западному понимаю «Бог».
Особенность теме изучения «ками» добавляет то, что данная сакралистическая идея
развивалась на основе большого количества местных культов, это привело к
многочисленным богам в японском пантеоне, также наличии большого количества
литературных источников, в которых информация разница.
Для полного и глубоко изучения ками,
необходимо обратиться к «Нихон сёки» как наиболее полному и точному сборнику
мифов и легенд Древней Японии. Например, классификация ками изложена
исключительно в «Нихон сёки» и отчасти «Кодзики».
Объект: существо ками.
Предмет: образ ками в «Нихон сёки».
Целью работы является изучения образа ками в
историко-мифологическом трактате «Нихон секи».
Задачи:
— проанализировать
суть учения синтоизма;
— рассмотреть
основные этапы становления синтоизма и его направления;
— проанализировать
«Нихон секи» как один из главных памятников японской литературы;
— проследить
появление существ ками. Их сущность и значение;
— на
основе «Нихон секи» найти особенности ками от других богов, особенность
описания в данном трактате;
Методы,
используемые в работе:
-исторический;
-историко-герменевтический;
-метод
импликации на основе текста «Нихон сёки» и информации о ками;
-сравнительный;
-аналогии.
Заключение:
Проделав
аналитическую работу в области сущности и понимании синтоизма, сущности «Нихон
сёки» и божеств «ками», мы можем сделать определенные выводы:
Япония – это удивительная страна, которые
на протяжении веков сохраняет самобытность религиозных верований. Японское
религиозно-философское мировоззрение стало синтезом буддизма и даосизма,
дзен-буддизма, синтоизма, основываясь на собственном мифологическом пласте.
Японская
мифология в своей сущности насчитывает более восьми миллионов божеств, которые
имеют свои определенные полномочия, функции, ранги и иерархию. Эти самые боги
обитают у нас на земле и воплощаются во всех живых существах. К основным
древнейшим памятникам японской литературы, в которых изложены мифы и легенды
относят: «Кодзики», «Фудоки», «Нихон сёки».
Синтоизм в переводе на русский язык означает
«путь богов» – это религия Японии, которая основана на анимистических
верованиях (почитание божеств и духов умерших). Хотя самое название имеет
китайское происхождение.
Учитывая
то количество накопленной литературы и аналитических работ, посвященных
проблеме и сущности синтоизма, до сих пор нет единого подхода к трактовке и
пониманию термина «синто», нет одного определенного мнения о степени и качестве
его воздействия на виды и формы традиционной японской культуры.
Синтоизм
действует по алгоритму «Три «К»». Кредо, кодекс и культ.
Влияние
синтоизма было настолько велико, что появилось его несколько форм, направлений.
Среди них: храмовый синтоизм, императорского двора, сектантский,
государственный и народный.
В синтоистском
веровании существует одна существенная и отличительная черта, которая никак
несвойственна так называемым «теантропическим» религиям. Таким образом, определенно
показывается степень ее уникальности. В синтоизме особо подчеркивается
«генетическая» связь божества и человека. Человеческий народ не «удивительно»
сотворен ками, человеческий народ им рожден, как и многое другое.
У
ками, а их более восьми тысяч, существуют свои классификации. Они не полные, не
точные, но для удобства есть пару принятых классификаций.
Согласно
одной из них, ками принято делить на три большие группы: «земные», «небесные» и
третья – «бесчисленные». Но данное деление не удовлетворяет исследователей
полностью. Дело в том, что такая классификация существует для «официальных»
ками. Это связано с непригодностью, ненужность некоторых ками в обосновании
божественности правящей власти.
Таким образом, ками – это центральное
понятие в синтоизме, которое существовало с самого его возникновения. Появилось
следом после разделения «Неба» и «Земли» и родило человека.
Ками бывают злыми и добрыми. И человек
сам волен выбирать, какого ками следует почитать дома, а кого перестать
почитать, а какого надо начать уважать и которому надо проводить обряды.
Японские мифы и легенды изложены всего в трех древних
источниках: «Кодзики» и «Фудоки» и «Нихон сёки». «Сёку Нихон секи» является последующим
произведением после «Нихон сёки».
«Нихон
сёки» или «Нихонги» (日本書紀) в переводе означает
«Записи о [стране] Восходящего Солнца» – это
один из древнейших литературных памятников Японии. Датируется 720 годом н.э.
Написано произведение на классическом китайском языке. Считается японской
летописью. Основным составителем «Нихон сёки» принято считать принца Тонэри.
«Нихон
сёки» рассказывает нам историю появления богов, их существование на Земле в
плоть до XVII века.
Ками
(神)
является основным понятием в синтоизме. Означает «бог» или другими слова –
духовная сущность. Они являются божествами Неба и Земли, обитают во всех
пространствах данного мира. В зависимости от литературного источника, понимание
«ками» меняется: от «сущностей», обитающих в святилищах, до сущностей,
существующих в камнях, деревьях, реках, озерах и других элементах нашей
материальной природы.
Благодаря
«Нихон секи» у нас появляется несколько важных вещей в понимании божеств ками,
а именно: их появление со дня сотворения мира, их атрибутизация и
персонификация, классификация на «безымянных» и «именных» божеств, разделение
на «земных» и «небесных», а безымянные, в свою очередь делятся еще и на «духов
природы» и на «духов предков».
Также
данный трактат помимо описания самих сущностей ками и их персонификации дает
знание «правила» про область возможности изображения ками, подпитывая свои
суждения примерами их мифов и легенд.
Не
смотря на свою политическую зангажированность, «Нихон сёки» – это образец японской литературы, кладезь мифов и легенд,
а также сборник вариативности этих мифов.
Фрагмент текста работы:
Япония
– удивительная страна Востока, она является символом сочетания, казалось бы,
несочетаемых вещей, а современном мире –технического прогресса и следования традиций.
Данная культура развивалась под влиянием соседних религиозно-философских
систем: буддизма, дзен-буддизма, даосизма и синтоизма. Из всех перечисленных
религиозно-философских систем, синтоизм является самым малораспространённым, малоизученным
и малоизвестным, но при этом, это исконно японское мировоззрение.
Синтоизм
в переводе означает «путь богов» – религия Японии, которая основана на
анимистических верованиях (почитание божеств и духов умерших). Как уже
отмечалось раннее, она является неотъемлемой частью культуры и истории страны. Исследователи
замечают, синтоизм – это не просто религия японского народа, это система
религиозно-философских, этических, эстетических, социально-политических
представлений.
К
сожалению, относительно долгое время синтоизм рассматривался лишь как
«государственное синто» или как его называют «кокка синто». Это была
определенная устроенная концепция, направленная на политику конца XIX в. Именно
с того момента и пошло определенное искажение и особенное восприятие синтоизма
в мировой культуре и Европой, в частности. Проанализировав свои ошибки, японцы
стали «яснее» доносить суть синтоизма и «националистический» характер, со
врменем, пропал из восприятия.
Учитывая
то количество накопленной литературы и аналитических работ, посвященных
проблеме синтоизма, до сих пор нет единого подхода к трактовке и пониманию «синто»,
нет одного определенного мнения о степени и качестве его воздействия на виды и
формы традиционной японской культуры. Исследователи замечают, что это
показатель степени изученности темы. Хотя, стоит отметить, что подобные
ситуации складываются и с другими восточными учениями. К тому же, исходя из
сущности философского учения, невозможно дать одну определенную точку зрения,
невозможно дать одного единого мнения. Философия – это постоянное
переосмысление, постоянная интерпретация. А философское постижение восточных
учений представляет сложность и в рамках перевода, апеллирования терминами и
много других вопросов и проблем, связанных с западным, рационалистическим
постижением восточных учений.
Сегодня
есть несколько версий о возникновении синто, которые необходимо рассмотреть.
Первая из них – это появление синтоизма как заимствование идеи из соседних
стран. Такими странами являются Китай и Корея. Вторая идея лежит в концепции зарождение
учения и представления именно на островах Японии.
Денисова А.И. замечает, что в канонической книге «Нихонги» впервые встречается слово «синто» в
разделе об императоре Ёмэй.
Считалось, что этот Император был приверженцем буддизма
и почитателем синто». [2].
Согласно
найденным археологическим находкам (как основного источника информации) первые зародыши
религиозного аспекта японцев мы прослеживаем еще в период «Дзёмон». Жители японских
островов того времени занимались двумя видами деятельности, а именно охотой и
собирательством культур. Согласно Оригути Синобу первые поселенцы верили в марэбитогами-
это особая форма веры в богов и духов, которые появлялись, снисходили из-за
горизонта и даровали людям урожай. Конечно, все обряды были направлены на
задабривание богов.
Аналогию
мы видим в греческой, египетской культурах. Необходимо было преподносить дары.
Если боги будут довольны, а в случае с японцами еще и духи, то они даруют
хороший урожай, погоду, которая окажет благоприятное влияние на землю и,
следовательно, на рост сельскохозяйственных культур.
Среди
археологических находок, которые можно отнести к упомянутому периоду «Дзёмон»,
мы видим большое количество изделий из глины. Мы обнаруживаем глинянные фигурки,
статуэтки, называющиееся «до:гу». До:гу демонстрируют нам женский образ с
характерно выделяющимися элементами: с большой грудью и большим животом
(привычные женские атрибуты).
Согласно
исследователям, в большинстве случаев, подобные статуэтки из глины находят в
расколотом, разбитом состонии. Можно смело предположить, ссылаясь на внешний
вид статуэток, что их использовали для обрядов, направленные на сельское
хозяйство.
Помимо
глинняых фигурок, находится большое количество других предметов, которые в
предположении, могли бы использоваться для проведения ритуалов. Например,
каменные шесты фаллической формы и керамические сосуды с загадочными узорами.
Кроме того, считается, что в этот период существовали ритуалы религиозной и
нициации, частью которых было татуирование и удаление зубов [7].
Существует
один миф, который повествует о зарождении государства и императорской династии
на территории Японии, который стал прототипом зарождения синтоизма. Но
возрождение данной религиозно-философской системы произошло лишь в 1868.
Двигателем возрождения стал буддизм. Принято считать, что данное действие
буддизма стало определенной частью государственного образования.
Согласно
документам (государственным актам) император был сущностью обожествленной,
посланцем Неба и живым воплощением богов предков. Из этого можно сделать вывод,
что власть передается по наследству, а народ должен только повиноваться. Подобные
мысли были характерны и для Европейских стран эпохи Средних веков, когда
религия надела свои кандалы на руки людей. Идея о том, что «Император – это
обожествленная сущность и верховный правитель» легла в основу синтоизма,
который стал основной и главной религией Японии.
В период
«Кофун» мы видим использование предметов в ритуальных целях при похоронной
процессии. Во многочисленных курганных захоронениях на территории островов, мы
находим глиняные скульптуры, именуемые «ханива». Данные фигурки выполнялись в
форме людей живых существ. Например, в виде животных, домашней утвари, которые
были пригодны для домашнего хозяйства. Можно предположить, что такие фигурки, которые
отражали «реальность», могли пригодиться умершему в загробной жизни. Подобное
мы тоже встречали в других культурах. Например, в Древнем Египте. Достаточно
вспомнить гробницы фараонов. В них можно было найти все, что угодно: предметы
быта, оружие, еду в глиняных горшках. В Древнем Египте, как и во многих других
культурах, вместе с правителем хоронили жену, наложниц и рабов, чтобы те
помогали ему, прислуживали и в загробной жизни.
Согласно
П.А. Маровой, в техже упомянутых захоронениях, курганах, находят и
прообразы знаменитых императорских регалий, каменные мечи, зеркала и
магатама (изогнутая бусина из
драгоценного камня в виде запятой). Некоторые типы курганов, а так же даты и
места их сооружения, наряду с древним ритуалом временного захоронения «могари»,
описаны в «Кодзики» и «Нихонсёки» [7].
Анализируя
литературу, которая рассматривает сущность синтоизма, некоторые исследователи
замечают, что основа данной системы достаточно типична для любой страны,
народа, религии и т.д. Они отмечают, что анимистические верования типичны для
многих культур. Это не удивительно. Человечество, находясь на нижней стадии
своего развития, только начинало постигать данный мир и пыталось объяснить
явления, которые его окружают. Конечно, такими явлениями были погода,
катаклизмы и т.д. Но «особенностью» японской культуры является то, что данные
представления, идеи не были полностью забыты. Они немного трансформировались,
приобрели политический характер, но не забылись.