Курсовая с практикой Гуманитарные науки Современный русский язык

Курсовая с практикой на тему Образ «август» в одноименных стихотворениях М. Цветаевой А. Ахматовой З. Гиппиус

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава I. Теоретические основы изучения лексико-семантических полей в современном русском языке 5

1.1. Понятие «лексико-семантическое поле» 5

1.2. Теория семантических полей 11

Глава II. Анализ образа «август» в стихотворениях М. Цветаевой, А. Ахматовой, З. Гиппиус 15

2.1. Анализ стихотворения «Август» М. Цветаевой 15

2.2. Анализ стихотворения «Август» А. Ахматовой 21

2.3. Анализ стихотворения «Август» З. Гиппиус 27

Заключение 34

Библиографический список 36

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена непреходящим интересом публики к стихотворениям М. Цветаевой, А. Ахматовой и З. Гиппиус. Все три поэтессы жили в непростую для России эпоху и их творчество тесно связано с судьбой России. Написанные ими одноименные стихотворения «Август» показывают разноплановость лирики трех поэтесс, их мироощущения, мировосприятие, их отношение к миру, природе и, конечно, к Родине.

Очень красочное и позитивное изложение «Августа» у М. Цветаевой, но трагичное и мрачное у А. Ахматовой, а З. Гиппиус представила переломный исторический момент в судьбе России в своем стихотворении. Но посыл надежды присутствует в каждом стихотворении. Надежды на лучшее будущее.

Надо отметить, что Марина Цветаева и Анна Ахматова были дружны, а вот Зинаида Гиппиус и Марина Цветаева были знакомы, но не дружили.

Непростые судьбы поэтесс и их творческого наследия представлены в данной работе.

Цель работы: рассмотреть теорию лексико-семантических полей и сделать лексико-семантический анализ одноименных стихотворений «Август» трех поэтесс

Объект: теория лексико-семантических полей

Предмет: лексико-семантический анализ стихотворений «Август» трех поэтесс

Задачи

1. Дать понятие «лексико-семантическое» поле

2. Рассмотреть теорию семантических полей

3. Проанализировать стихотворение «Август» М. Цветаевой

4. Проанализировать стихотворение «Август» А. Ахматовой

5. Проанализировать стихотворение «Август» З. Гиппиус

Методы: анализ документов, анализ учебных, научных и интернет-источников, сравнение, сравнительно-сопоставительный метод, описание, стилистический анализ, лингвистический анализ.

Теоретическая значимость работы: материал работы может быть использован для подготовки по дисциплине «Современный русский язык», а также для более глубокого научного изучения.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа была основана на представлениях о системных связях в лексике. Лексика — сложная система, включающая в себя объединения слов, которые могут быть разными по происхождению и по области употребления. В любом языке, слова могут вступать в несколько групп сразу, в зависимости от сходства или же т их различия. Одно из часто наблюдаемых проявлений таких связей основано на объединении лексических единиц по семантическому признаку, в том числе в лексико-семантические поля.

Лексико-семантическое поле — это поле, состоящее из микрополей языковых единиц, разных или одинаковых частей речи, которые объединяются между собой общим лексико-семантическим признаком и обладающее полевой структурой.

Существуют различные способы структурирования лексики. Наряду с лексико-семантическими полями выделяются и другие объединения слов, например, тематические группы, тематические смысловые поля, лексико — семантические группы, которые также, как и лексико-семантические поля, объединяют в себя группы слов по тем или иным признакам.

Результаты проведенных нами теоретических и практических исследований различных полевых структур (цвета, противоположностей: положительное и отрицательное и др.) изложены в работе и позволяют нам сделать следующие выводы:

Структура каждого рассмотренного лексико-семантического поля характеризуется такими единицами, как центр, ядро (как правило, наиболее частотные и многозначные лексемы), ближняя и дальняя периферия. В ходе исследования были рассмотрены две модели отношений между единицами полевых структур: парадигматические и синтагматические отношения. Парадигматические отношения реализуются связями типов «вхождение», «схождение», «расхождение», притом наиболее частотной является синонимическая связь (тип «вхождение»). Синтагматику отношений между единицами ЛСП реализуют ассоциативные связи, в большей мере отличающиеся субъективностью и отсылающие к психолингвистическим особенностям языковой картины мира индивидуума или социальной группы.

В структуру лексико-семантического поля мы включаем лексемы, относящиеся к разным частям речи: имена с абстрактным и предметным значением, одушевленные и неодушевленные имена, оценочные прилагательные, глаголы, номинативные конструкции, словосочетания и устойчивые выражения, объединённые общим семантическим признаком, лексической и грамматической сочетаемостью, ассоциацией. Проведенный анализ подтверждает эффективность полевого метода при исследовании не только лексико-семантических структур, но и функционально – семантических, образованных на основе общности семантических функций языковых единиц.

Категория оценочности может быть изучена в рамках теории функционально-семантического поля. ФСП оценки характеризуется отсутствием единого грамматического центра и носит полицентрический характер. Имя прилагательное в трех стихотворениях является основным репрезентантом оценки в речи.

Работа выполнена. Цель достигнута.

Объект и предмет рассмотрены.

Материал работы может быть использован для более глубокого научного изучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы изучения лексико-семантических полей в современном русском языке

1.1. Понятие «лексико-семантическое поле»

Лексика любого языка представляет собой целостное единство взаимообусловленных элементов. Слова в языке существуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом, образуя системы, построенные на различных основаниях: семантико-грамматических (части речи), словообразовательных (словообразовательные гнезда), семантических (синонимы, антонимы, омонимы, семантические поля, лексико-семантические группы и т.д.) [24, с.1].

Идея системности лексики выдвигалась и разрабатывалась в трудах многих учёных (М.М.Покровского, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, Д.Н.Шмелёва, Ю.Н.Караулова, З.Д.Поповой, Л.А.Новикова, Э.В.Кузнецовой, А.И. Смирницкого, В.Г.Гака, А.А.Уфимцевой, И.В.Арнольд, А.М.Кузнецова и др.).

Большинство исследователей, рассматривающих лексику как часть языка, определяют её как систему, которая имеют свою специфику, объясняемую природой и составом единиц.

Выделяются такие свойства лексической системы:

1) огромное количество её объектов, не сравнимое с числом единиц других уровней. Действительно, в знаменательной лексике любого языка представлен целый мир лексических значений, так как именно слово является простейшим знаковым средством называния фрагмента действительности (предмета, свойства, действия, состояния и т.д.). Многообъектность лексики позволяет языку, обладающему коммуникативной и когнитивной функцией, служить средством выражения знания, проверенного общественно-исторической практикой людей.

2) открытый характер. Язык представляет собой длительно эволюционирующую систему, так как по мере развития и усложнения общества и его культуры растет, разветвляется и дифференцируется лексическая система языка.

3) постоянная изменяемость. Лексика – самый подвижный уровень языка, он в наибольшей степени отражает изменения в различных сферах жизни (одни слова устаревают и уходят из языка, другие появляются или заимствуются).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы