Курсовая с практикой Юриспруденция Конституционное право

Курсовая с практикой на тему Обоснование предложений по правовому обеспечению независимости судей РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретическое исследование правового обеспечения независимости судей 6
1.1. Характеристика принципа независимости судей 6
1.2. Особенности правового обеспечения независимости судей 10
2. Анализ правового обеспечения независимости судей 17
2.1. Специфика правового обеспечения независимости судей 17
2.2. Предложения, направленные на повышение эффективности норм, регламентирующих правовое обеспечение независимости судей 21
Заключение 28
Список использованной литературы 30

 

  

Введение:

 

Статья 121 Конституции Российской Федерации провозглашает конституционный принцип несменяемости судей, который является одной из важнейших гарантий независимости судей, а также независимости, устойчивости и стабильности судебной власти в целом, и в качестве основополагающего принципа включена во многие конституции европейских стран, начиная с XVIII в.
Однако закрепление данного принципа в Конституции еще не означает строгого и точного его исполнения.
Нужна совокупность юридических гарантий, обеспечивающих его реализацию на практике, среди которых можно назвать законодательное закрепление фиксированного срока полномочий судьи, отсутствия произвольной возможности перемещения судьи как по горизонтали, так и по вертикали, и в том числе, отсутствия произвольной возможности смещения судьи со своей должности .
Как отмечает С.С. Алексеев «Правосудие — это не механическое претворение в жизнь писанных юридических норм»… суд «призван, прежде всего, утверждать дух права, глубокие правовые начала… правосудие выполняет функции по созиданию права» .
Независимый суд является одним главных гарантов соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, который необходим для построения правового государства.
Данный принцип был сформулирован в следующих международных документах: в Основных принципах, касающихся независимости судебных органов (приняты и разработаны VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренных в 1985 году Генеральной Ассамблеей ООН), Процедурах эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов (принятых ЭКОСОС в 1989 году), а также в Европейской хартии о Законе о статусе судей, принятой 10 июля 1998 года в Страсбурге .
Также при подборе кандидатуры на должность судьи важно учитывать личностные качества кандидата, его способность противостоять попыткам чьего-либо воздействия. Судья должен иметь высокий уровень самосознания, проявляющегося как внутренне присущее ему свойство личности, должен обладать высоким интеллектом, профессиональным правосознанием, правовой культурой, которые воспитываются с раннего этапа формирования человека как личности и гражданина.
В свете этих положений актуальность данного исследования очевидна и заключается в необходимости рассмотрения правового обеспечения независимости судей.
Предметом исследования являются особенности, присущие институту правового обеспечения независимости судей.
Целью написания данного исследования явилось выявление содержания правового обеспечения независимости судей.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Характеристика правового обеспечения независимости судей;
2. Анализ правового обеспечения независимости судей.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Для формирования нормативной и теоретической базы послужили работы таких ученых как: Агафонов И.С., Анохин В.С., Баттахов П.П., Владимирова М.О., Гришина М.В., Письменный С.И. и др.
Методологическую основу написания исследования составляют сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Объем и структура данного исследования определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе исследования проблемы по данной теме, можно сделать следующие выводы.
Судебная власть в настоящее время не обладает действенным ресурсом по влиянию на принятие решений законодательной властью в отношении себя.
Представляется, что для того, чтобы особый порядок прекращения полномочий судьи был реальной, действующей гарантией конституционного принципа несменяемости судей, необходимо внести коррективы в действующее правовое регулирование данного вопроса:
– во-первых, в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» внести положение о том, что основания и порядок прекращения полномочий судей Конституционного Суда РФ определяется ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», а судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ – соответствующим ФЗ «О конституционных (уставных) судах субъектов РФ»;
– во-вторых, принять ФЗ «О конституционных (уставных) судах субъектов РФ», который бы предусматривал порядок и основания прекращения полномочий конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Принятие этого закона, помимо снятия многих вопросов организации и деятельности данного вида судов, разрешил бы и вопрос соответствия существующего правового регулирования вопросов прекращения полномочий судей данного вида судов ч. 2 ст. 121 Конституции РФ;
– в-третьих, необходимо внести изменения в пункт 11 статьи 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» «прекращение полномочий судьи» и представить его в новой редакции: «полномочия судьи могут быть прекращены в связи с упразднением или реорганизацией суда на основании федерального закона», а не «в связи с отказом от перевода», как это закреплено в настоящее время. Сегодня перевод в другой суд без переназначения в принципе невозможен;
– в-четвертых, предусмотреть в Законе «О статусе судей в Российской Федерации» в случае реорганизации судов преимущество при назначении в новый суд судей из упраздненного суда либо установить дополнительными гарантии этим судьям в случае реорганизации суда, где они осуществляют свои полномочия.
– в-пятых, в Законе «О статусе судей в Российской Федерации» необходимо четко определить: является ли отказ Президента РФ на утверждение судьи в должности в рамках перевода в другой суд в результате процедуры реорганизации или упразднения судов основанием для прекращения полномочий судьи или за судьей сохраняется право подавать заявление повторно.
Судебная практика, как было продемонстрировано выше, пошла по первому пути. Этот момент представляется очень весомым в правовом регулировании статуса судей в РФ, так как процедура перевода все же, на наш взгляд, должна существенно отличается от процедуры первичного назначения на должность судьи;
– в-шестых, считаем, что с законодательной инициативой по принятию федеральных законов об упразднении федеральных судов должен выступать, либо, Верховный Суд Российской Федерации на основании материалов Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Сегодня с такими законодательными инициативами практически во всех случаях выступают исключительно законодательные органы субъектов.
Помимо гарантий независимости, каждый судья при отправлении правосудия внутренне должен быть готов и способен действовать независимо как от внешних влияний – служебно-иерархических, политических, клановых, родственно-семейных, так и от «собственных демонов» в виде устоявшихся предпочтений, эмоций, привычек, предрассудков. Речь идет о внутреннем мире лица, занимающего должность судьи, его профессиональных и личностных характеристиках. В конце концов, независимость судьи является его внутренним, психологическим состоянием, отражающим систему ценностей и во многом лежащим вне рамок правовой регламентации.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретическое исследование правового обеспечения независимости судей

1.1. Характеристика принципа независимости судей

В Российской Федерации принцип независимости провозглашен на законодательном уровне, что подтверждается ст. 120 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». Однако следует отметить тот факт, что сам понятие независимости судей не раскрывается.
Значение данного принципа правосудия заключается в том, что для судей создаются такие условия осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением, при этом не допускается никакое вмешательство в их деятельность других ветвей власти, средств массовой информации, организаций и физических лиц. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой упоминает ст. 10 Конституции РФ.
Независимый судья способен грамотно рассмотреть спорный вопрос при наличии у него таких профессиональных качеств, как: компетентность, высокие моральные качества, основанной на неукоснительном следовании предписаниям закона. Судьи, обладающие столь разноплановыми ценностями этического, поведенческого, психологического характера, повышают свой авторитет на протяжении всей своей деятельности, чем вызывают уважение и доверие со стороны граждан.
Независимость судей обеспечивается целым рядом конституционных гарантий (ст. 120—124 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в нормах законодательства о судоустройстве Российской Федерации).
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. Также судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Независимость судей гарантируется неприкосновенностью личности судьи (ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 16 Закона «О судебной системе Российской Федерации»). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.
Третейский суд (международный коммерческий арбитраж) разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При отсутствии какого-либо указания сторон третейский суд применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях судебное решение принимается в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке .
В международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:
– споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей;
– споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций .
Согласно Закону Республики Ингушетия от 3 февраля 1998 г. № 1РЗ «О мировых судьях Республики Ингушетия» в процедуре отбора кандидатов на должность судьи в обязательном порядке принимал участие Глава Республики Ингушетия. Ему принадлежало право принесения представления кандидатуры в законодательный орган . В Мордовии мировые судьи могли быть назначены на должность Государственным Собранием Республики Мордовия по предложению главы Республики Мордовия и соответствующего представительного органа местного самоуправления (п. 1. ст. 4 Закона Республики Мордовия от 111.04.2000 г. № 17З «О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия») . Верховным Судом Российской Федерации приведенные положения региональных законов были признаны противоречащими федеральному законодательству. Позиция высшей судебной инстанции судов общей юрисдикции однозначно свидетельствует, что требования к кандидату на должность мирового судьи и порядок его отбора подпадают исключительно под правовое регулирование федерального уровня. Иное свидетельствует об установлении дополнительных требований к кандидатам на должность судьи и зависимости назначения мировых судей от усмотрения некомпетентных органов и лиц, что, безусловно, противоречит федеральному законодательству .
Закон Удмуртской Республики «О мировых судьях Удмуртской Республики» от 20 июня 2000 г. № 201ӏӏ посвящает процедуре отбора кандидатов на должность мирового судьи ст. 7 Закона. С учетом вышеприведенного подхода, основанного на правовом анализе действующего федерального законодательства и официальной позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, полагаем включение ст. 7 в Закон Удмуртской Республики «О мировых судьях в Удмуртской Республике» ошибочным, поскольку регулирование процедуры отбора кандидатов на должность мирового судьи находится исключительно в компетенции Российской Федерации. Дублирование в региональном законе положений федеральных законов вряд ли можно признать целесообразным, либо в тексте статьи необходимо делать ссылку на федеральную норму.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы