Курсовая с практикой на тему Оборонительная политика правительства Тони Блэра 1997-2007 гг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НОВЫЕ АКЦЕНТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТОНИ БЛЭРА 9
1.1. Основные направления деятельности правительства Британии в 1997-2007 гг. 9
1.2. Отношение Тони Блэра к европейской безопасности 11
ГЛАВА II. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ТОНИ БЛЭРА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ 15
2.1. Европейская безопасность в контексте курса новых лейбористов 15
2.2. Новые подходы к участию Великобритании в вооруженных конфликтах 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Постановка проблемы. Соединенное Королевство исторически принимало участие во всех войнах глобального характера, а также в большинстве наиболее значимых вооруженных конфликтов регионального и локального уровней. Целый ряд факторов, таких как богатое имперское прошлое, наличие военных баз в заморских территориях, членство в крупнейших международных организациях и военно-политических блоках, достаточно подготовленные и имеющие постоянный боевой опыт вооруженные силы, серьезные экономические интересы в разных регионах мира и, конечно же, самые тесные дружественные и союзнические отношения с США, обусловливают сохранение такого тренда и в обозримой перспективе. Вместе с тем эволюция международных отношений, изменение экономического потенциала стран мира, появление новых вызовов и угроз, наконец, произошедшая в последние годы очевидная трансформация сущности и характера военных действий диктуют необходимость постоянной корректировки как стратегических целей, так и тактических задач участия Великобритании в современных вооруженных конфликтах.
Роль современной Великобритании в международной политике остается тесно связанной с ее географическим положением. Вследствие влияния геополитических факторов Соединенное Королевство вынуждено считаться как с политической ситуацией в Европе, так и с основными тенденциями в мировой политике. Великобритания балансирует между двумя большими геополитическими центрами – США и Европой, что позволяет ей отстаивать свои национальные интересы, при этом не поступаться суверенитетом в глазах общественного мнения.
Актуальность. В XXI в. эти процессы в связи с формированием новой многополярной системы международных отношений обрели особую актуальность и значимость.
Не стоит забывать и о последствиях, к которым войны разного масштаба могут привести во внутренней политике. С одной стороны, наличие внешнего противника является важным фактором консолидации и сплочения нации, роста патриотизма. Успешная и желательно быстрая военная кампания приносит колоссальные политические дивиденды тем политикам, которые, верно взвесив все доводы «за» и «против», все же решились прибегнуть к такому способу решения проблемы. Достаточно вспомнить взлет популярности М. Тэтчер и Консервативной партии после триумфа в Фолклендской войне. С другой стороны, всегда следует помнить о том, что, согласно римской пословице, «армия ослов под руководством льва сильнее армии львов под руководством осла». Просчеты политического руководства в стратегии и тактике вооруженного конфликта, как правило, приводят к фатальным последствиям.
Великобритания стала поднимать вопрос о создании европейских сил быстрого реагирования в 1998 г., через год после прихода к власти лейбористов и формирования Кабинета министров Т. Блэра. Для британской позиции по вопросам европейской обороны это был достаточно резкий поворот: и в период «холодной войны», и по ее завершению Лондон подчеркивал роль «зонтика НАТО» в защите Европы. Предвыборный манифест лейбористов 1997 г. также заявлял, что «основой обороны Великобритании останется членство в НАТО» , осуществляться и развиваться она будет прежде всего с использованием возможностей альянса. Однако в том же манифесте оговаривалось, что для увеличения эффективности обороны будут использоваться возможности ЗЕС и ОБСЕ. Так что можно сказать, что, выступая с неожиданной инициативой, кабинет Т. Блэра выполнял свои предвыборные обещания.
Степень изученности темы.
К теме внешней политики Великобритании обращались как отечественные, так и зарубежные авторы, внесшие значительный вклад в исследование данной проблематики.
Стоит отметить значительный вклад наших отечественных исследователей из Института Европы РАН и МГИМО, чьи труды использовались для анализа и дальнейшего написания данной работы: Ананьева Е.В. и Громыко А.А. , Бажан А.И. , Капитонова Н.К. и др.
Автор считает необходимым отдельно выделить большой вклад в изучении приоритетов внешней политики Великобритании и ее места в системе международных отношений и мировой экономики доктора политических наук, профессора, директора Института Европы РАН А.А. Громыко, а также доктора исторических наук, профессора МГИМО Н.К. Капитоновой. Многие выводы и результаты исследований перечисленных выше ученых выдержали проверку временем и по сей день имеют теоретическую и практическую актуальность.
Цель исследования: выявить основные направления оборонительной политики правительства Тони Блэра.
Задачи
1. Рассмотреть основные направления деятельности правительства Британии в 1997-2007 гг.;
2. Показать отношение Тони Блэра к европейской безопасности;
3. Проанализировать европейскую безопасность в контексте курса новых лейбористов;
4. Показать подходы к участию Великобритании в вооруженных конфликтах.
Объектом исследования является политика лейбористов в 1997-2007 гг.
Предметом исследования является деятельность правительства Тони Блэра в сфере безопасности.
Хронологические рамки исследования охватывают исторический период с 1997 по 2007 годы.
Нижняя временная граница исследования совпадает с моментом победы «новых» лейбористов на всеобщих парламентских выборах. Для Великобритании это событие имело глобальное политическое значение. В этот период удалось вернуть Великобританию в Европу и открыто признать, что внешнеполитические интересы современной Великобритании простираются по всему миру.
Верхняя временная граница определена с учетом отставки правительства Тони Блэра.
Источниковую базу исследования составляют:
1. Договорно-правовые документы Европейского союза, Великобритании ;
2. Выступления официальных государственных деятелей Великобритании – премьер-министров, министров иностранных дел, членов парламента .
3. Официальные документы политических партий Великобритании, Парламента и Кабинета министров .
Методология исследования предопределена многовекторностью темы исследования и ставит перед автором задачу использования широкого круга методов.
Методологической основой исследования послужили работы А.А. Громыко , В.В. Журкина , Н.К. Капитоновой и Е.В. Романовой , а также работы Э. Блэра.
В процессе исследования были использованы следующие методы: 1) Исторический метод, который позволяет лучше понять хронологию и динамику развития объекта и предмета исследования, а также структурировать материал в соответствии с историческими фактами и реалиями.. 2) Системный метод использовался для объективного исследования исторических фактов, внутриполитических процессов, векторов внешней политики в регионе. 3) Бихевиоралистский метод, для понятия причин поведения Тони Блэра в политической деятельности. 4) Компаративистский метод использовался для выявления элементов и особенностей эволюции внешней политики Великобритании.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней систематизирована политика Британия в сфере безопасности в период правления правительства Т. Блэра.
Научно-практическая значимость. Практическую значимость данное исследование может представлять для преподавателей и студентов высших учебных заведений, специализирующихся в сфере международных отношений, политологии и экономики.
Заключение:
Данное исследование было посвящено оборонительной политике правительства Тони Блэра 1997-2007 гг.
В рамках исследование было рассмотрено значение встречи в Сен-Мало для формирования европейской безопасности.
Хотя европейские вооруженные силы так и не были созданы, встреча в Сен-Мало 1998 г. определила направление развития системы общей внешней политики и политики безопасности ЕС и решений Кельнского (1999) и Хельсинского (1999) саммитов ЕС и последующего развития военного компонента европейской политики безопасности и обороны, Декларации ЕС-НАТО об общеевропейской политике в области безопасности и обороны (ОЕБПО) 2002 г., европейской стратегии безопасности «Безопасная Европа в улучшающемся мире» 2003 г. и др.
В области франко-британских соглашений она открыла новый период более тесного сотрудничества. Хотя традиционное партнерство-соперничество двух стран не было преодолено, открылись новые возможности, которые использовали и последующие правительства, например, правительство консерваторов премьер- министра Дэвида Кэмерона в 2010 г. заключившее с Францией соглашение о военном партнерстве.
Что касается отношения правительства Тони Блэра к воорудженным конфликтам, то доминирующим и определяющим принципом стал интервенционистский подход к внешней политике, предполагавший возможность силового решения проблем, а также допустимость и достаточность лишь общего этического оправдания для вооруженного вмешательства с целью продвижения демократических ценностей западного образца, защиты прав и свобод человека.
В 2007 г., после ухода Т. Блэра в отставку и замены его на постах лидера Лейбористской партии и премьер-министра на бывшего министра финансов Г. Брауна, не имевшего достаточного опыта во внешнеполитических вопросах, сложились предпосылки для некоторой корректировки откровенно интервенционистского подхода к участию Соединенного Королевства в вооруженных конфликтах. Кроме того, набиравший обороты мировой финансовый кризис заставлял правительство Ее Величества уделять практически все свое внимание проблемам социально-экономического развития страны и существенно ограничивал финансовые возможности участия британских вооруженных сил в военных конфликтах. Понимая, что материальных и военных ресурсов для осуществления более или менее долгосрочных вооруженных операций у страны просто нет, британские политики были вынуждены более реалистично оценивать возможности страны. Свою роль сыграло и возраставшее с каждым годом негативное отношение общественности к участию Великобритании в афганской и иракской войнах, что стало одной из причин не только отставки Т. Блэра, но и фактически краха его надежд на продолжение политической карьеры.
Степень изученности темы.
К теме внешней политики Великобритании обращались как отечественные, так и зарубежные авторы, внесшие значительный вклад в исследование данной проблематики.
Стоит отметить значительный вклад наших отечественных исследователей из Института Европы РАН и МГИМО, чьи труды использовались для анализа и дальнейшего написания данной работы: Ананьева Е.В. и Громыко А.А. , Бажан А.И. , Капитонова Н.К. и др.
Автор считает необходимым отдельно выделить большой вклад в изучении приоритетов внешней политики Великобритании и ее места в системе международных отношений и мировой экономики доктора политических наук, профессора, директора Института Европы РАН А.А. Громыко, а также доктора исторических наук, профессора МГИМО Н.К. Капитоновой. Многие выводы и результаты исследований перечисленных выше ученых выдержали проверку временем и по сей день имеют теоретическую и практическую актуальность.
Цель исследования: выявить основные направления оборонительной политики правительства Тони Блэра.
Задачи
1. Рассмотреть основные направления деятельности правительства Британии в 1997-2007 гг.;
2. Показать отношение Тони Блэра к европейской безопасности;
3. Проанализировать европейскую безопасность в контексте курса новых лейбористов;
4. Показать подходы к участию Великобритании в вооруженных конфликтах.
Объектом исследования является политика лейбористов в 1997-2007 гг.
Предметом исследования является деятельность правительства Тони Блэра в сфере безопасности.
Хронологические рамки исследования охватывают исторический период с 1997 по 2007 годы.
Нижняя временная граница исследования совпадает с моментом победы «новых» лейбористов на всеобщих парламентских выборах. Для Великобритании это событие имело глобальное политическое значение. В этот период удалось вернуть Великобританию в Европу и открыто признать, что внешнеполитические интересы современной Великобритании простираются по всему миру.
Верхняя временная граница определена с учетом отставки правительства Тони Блэра.
Источниковую базу исследования составляют:
1. Договорно-правовые документы Европейского союза, Великобритании ;
2. Выступления официальных государственных деятелей Великобритании – премьер-министров, министров иностранных дел, членов парламента .
3. Официальные документы политических партий Великобритании, Парламента и Кабинета министров .
Методология исследования предопределена многовекторностью темы исследования и ставит перед автором задачу использования широкого круга методов.
Методологической основой исследования послужили работы А.А. Громыко , В.В. Журкина , Н.К. Капитоновой и Е.В. Романовой , а также работы Э. Блэра.
В процессе исследования были использованы следующие методы: 1) Исторический метод, который позволяет лучше понять хронологию и динамику развития объекта и предмета исследования, а также структурировать материал в соответствии с историческими фактами и реалиями.. 2) Системный метод использовался для объективного исследования исторических фактов, внутриполитических процессов, векторов внешней политики в регионе. 3) Бихевиоралистский метод, для понятия причин поведения Тони Блэра в политической деятельности. 4) Компаративистский метод использовался для выявления элементов и особенностей эволюции внешней политики Великобритании.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней систематизирована политика Британия в сфере безопасности в период правления правительства Т. Блэра.
Научно-практическая значимость. Практическую значимость данное исследование может представлять для преподавателей и студентов высших учебных заведений, специализирующихся в сфере международных отношений, политологии и экономики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. НОВЫЕ АКЦЕНТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТОНИ БЛЭРА
1.1. Основные направления деятельности правительства Британии в 1997-2007 гг.
На парламентских выборах после 18-летнего пребывания в оппозиции победила лейбористская партия, возглавляемая Тони Блэром. Поражение консервативной партии было следствием ряда внутри- и внешнеполитических неудач правительств М. Тэтчер и Д. Мейджора. И в данном случае правительству Блэра необходимо было обозначить новые акценты европейской внешней политики, которая завела предшественников в изоляцию. По мнению Блэра, Великобритания должна впредь оставаться трансрегиональной державой .
В 1998 г. Лондон присоединился к Социальной главе Маастрихтского договора, которая улучшала условия трудящихся. Однако Лондон все также стоял за сохранение права вето в вопросах обороны, внешней политики ЕС, бюджета, налогов. Так как вопрос миграции всегда стоял для Лондона на первых местах, то было очевидным, почему он не присоединился к Шенгенскому соглашению , оставив за собой контроль за границами, выдаче виз и т.д.
Тяжелым бременем в 1999 г. для правительства Блэра стал вопрос «евро». Изначально правительство осторожно подходило к заявлениям о намерениях присоединения к зоне евро, опасаясь повторения печального опыта Мейджора, а также отказ от присоединения к ЭВС объективно ограничивал возможности на лидерство в ЕС. Сложность заключалась и в общественном давлении на правящую партию, которая оказалась в меньшинстве против консерваторов, выражающих народное мнение. Стороны начали обвинять друг друга в намерениях выйти из ЕС или даже в стремлениях создать надгосударственные институты в Европе. Если же Блэр и был привержен идее «евро», то многие оказались против отрешения от британских национальных интересов, продвигая лозунг «спасем фунт стерлингов» . Результатом стало заявление Блэра накануне парламентских выборов 2005г. о неприсоединении к зоне евро.
В 1998 году состоялась встреча в Сен-Мало, входе которой Т.Блэр намеревался сместить акцент с темы евро на формирование военного измерения ЕС. На встрече Т. Блэр и Президент Франции Ж. Ширак подписали декларацию о «европейской оборонной идентичности» . По замыслу Блэра это была возможность формировать оборонную политику Союза согласно интересам Лондона, не допустив при этом подрыва авторитета НАТО в регионе. Однако накануне саммита в 2001 году в Ницце выявились противоречия между Великобританией и Францией касательно автономности военных сил ЕС от НАТО. Для Блэра также важными вопросами в Ницце являлись: расширение Союза за счет стран Центрально-восточной Европы, увеличение числа голосов в Совете Министров, сохранение права вето в вопросах налогообложения, социального обеспечения, коллективная оборона и верховенство НАТО. В целом, по оценкам современников, британская дипломатия добилась успехов в Ницце.
Предпочтительным для Великобритании были слабые европейские институты, общая, а не единая внешняя политика, однако противоречие интересов внутри ЕС показало, что о едином направлении внешней политики не может быть и речи. Лондон намеревался сплотить вокруг себя европейских партнеров, которые поддерживали бы его по разным вопросам. Так, к примеру, не особо удачной оказалась попытка создать англо-франко-германский триумвират, что вызвало раздражение со стороны других партнеров по ЕС. Последняя встреча «тройки» прошла в 2007 году перед самым уходом Блэра в отставку.
В июне 2004 года на саммите ЕС был принят проект Конституции ЕС, который был приемлем для Великобритании, однако консерваторы тотчас же заявили о федералистском характере документа. Дабы перехватить инициативу у консерваторов, намеревавшихся провести референдум по вопросу Евроконституции, Блэр сам объявил о референдуме. Во время предвыборной компании 2005 года лейбористы выделяли европейское направление как особо важный компонент Великобритании. Однако риски были слишком высоки, поскольку евроскептики имели явное преимущество над евроэнтузиастами. Положение спас провал Евроконституции во Франции и Нидерландах, что позволило заморозить этот вопрос на неопределенное время.
В 2007 году Блэр ушел в отставку, оставив пост премьера убежденному евроскептику.