Курсовая с практикой на тему «Обогащение словарного запаса обучающихся на уроках русского языка»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса на уроках русского языка 5
1.1 Теоретические представления о словаре и его системной организации в лингвистике и психолингвистике 5
1.2. Характеристика развития речи и сформированности словарного запаса учащихся 9
1.3. Принципы лексической работы на уроках русского языка 13
Глава II. Методические особенности развития словаря на уроках русского языка 20
2.1. Особенности организации словарной работы
на уроках русского языка 20
2.2. Комплекс упражнений для лексической работы на уроках русского языка 25
Заключение 37
Список литературы 39
Введение:
Одним из важнейших заданий, поставленных ФГОС, является формирование, в том числе, и первоначальных представлений о лексике, которые необходимо реализовать в практической деятельности учащихся. Реализация указанных заданий сопряжена с реализацией метапредметных УУД, среди которых – умение работать со словарем, грамотно оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Совокупность указанных требований определяет актуальность исследования.
Лексическая работа при изучении русского языка состоит из различных направлений практической деятельности над словом. Она проводится как количественное обогащение словарного запаса детей, как работа, связанная со значением слова, оттенками значений, активизацией словаря и пр. Но результаты практических наблюдений В.В. Ераткина, О.Н. Левушкина свидетельствуют о том, что приемы работы, связанные с языковым материалом, не способны ориентировать детей среднего школьного возраста на систематизацию лексических знаний. Все лексические понятия, которые они рассматривают – это набор фактов, изолированных друг от друга, а также разрозненных сведений. Поэтому возникает вопрос, который касается совершенствования методов работы над словом на уроках русского языка. Считается, что самым эффективным приемом лексико-семантической работы является анализ системных отношений слов.
В современной методике преподавания русского языка есть работы, которые связаны с проблемой изучения лексики в школе. Авторами данных работ являются такие ученые, как Г. В. Бобровская, Н. М. Лаврова, О. В. Левушкина и другие исследователи. Особое внимание уделяется процессу, связанному с созданием системы работы по лексике и обогащением словарного запаса.
Цель работы – изучение возможностей лексической работы как средства обогащения словарного запаса учащихся средних классов.
Объект исследования – словарный запас учащихся средних классов.
Предмет исследования – лексическая работа на уроках русского языка по обогащению словаря у учащихся средних классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические представления о словаре и его системной организации в лингвистике и психолингвистике.
2. Изучить особенности развития речи и сформированности словарного запаса учащихся.
3. Раскрыть методические особенности развития словаря на уроках русского языка.
4. Подобрать комплекс упражнений для лексической работы на уроках русского языка.
В процессе исследования были использованы следующие методы: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ педагогической, психологической, философской, лингвистической и методической литературы по проблеме; сравнительный анализ, синтез, обобщение.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее материалов в дальнейших исследованиях, посвященных актуальным вопросам формирования лексической компетентности учащихся средних классов.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Таким образом, анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы:
Словарь является важным компонентом речевого развития детей в образовательном процессе. В процессе словарной необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.
Самой сложной областью в преподавании русского языка является развитие речи учащихся. Даже учитывая то, что на данный момент существует множество научных исследований, которые раскрывают психологические, методические, лингвистические основы развития речи учащихся, большое количество педагогов испытывает затруднения в организации данного процесса.
Словарь школьника обогащается с опорой на устную речь, которая не может быть полноценным источником пополнения словарного запаса. В этих условиях урок русского языка играет особую роль. В то же время анализ учебных пособий по русскому языку показал, что возможности систематической работы по обогащению и активизации словарного запаса учащихся реализуются не полностью.
Таким образом, имеется противоречие между необходимостью пополнять словарный запас учащихся на уроках русского языка и недостаточной методической оснащенностью работы по обогащению и активизации словаря. При таких условиях возрастает роль учителя в формировании словаря учащихся. На уроках русского языка учитель может создавать условия для обогащения словарного запаса учащихся.
В результате исследования были разработаны упражнения на основе проблемных и игровых методов моделирования.
Выполняя упражнения на уроках русского языка, школьники учатся соотносить общее и частное в языке (словообразовательную модель и строение, значение, грамматические признаки конкретного слова), предвидеть возможные орфографические затруднения, вызванные структурными особенностями слов одной словообразовательной модели. При этом активизируется зрительная память ученика, лучше запоминается графический облик многих морфем, что помогает в овладении орфографическими нормами. Кроме того, у учащихся развивается абстрактное мышление, поскольку анализ производится на уровне словообразовательных обобщений. Данное обстоятельство способствует речевому развитию ребёнка, осознанию структурности, системности лексики родного языка, совершенствованию природного языкового чутья.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса на уроках русского языка
1.1 Теоретические представления о словаре и его системной организации в лингвистике и психолингвистике
Слово является основной структурно-семантической единицей языка, служащей для именования предметов, их свойств, отношений, обладающей совокупностью фонетических и грамматических признаков, специфических для каждого языка. Неотделимым свойством слова как единицы языка является значение слова. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет. Для обеспечения семантической точности использования слова необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова. Благодаря этому ребенок осваивает умение использовать слова в соответствии с контекстом, учится связывать их по смыслу.
В исследованиях Н.М. Шанского слово определяется как единицы лингвистики. Н.М. Шанский считал, что дать правильное определения понятию «слово» необходимо прежде всего знать его признаки, с помощью которых можно отграничить слово от других лингвистических единиц (Шанский Н.М. В мире слов. М., 2010, с. 45). Н.М. Шанский выделил следующие признаки слова: семантическая валентность, лексико-грамматическая соотнесённость, постоянство звучания и значения, номинативность(Шанский Н.М. В мире слов. М., 2010, с. 45).
О.Д. Ушакова считает, что слово можно отнести к базовой единице языка. О.Д. Ушакова придерживает того, что именно на слове основаны все языковые описания, входящие в различные словари, которые являются