Курсовая с практикой на тему Обеспечение социальной безопасности молодежи как стратегическая задача социальной политики государства в условиях рыночной экономики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы анализа социальной безопасности молодежи 5
1.1 Основные теоретические подходы к анализу социальной безопасности 5
1.2 Социальная безопасность молодежи в контексте социологического знания 19
1.3 Методология и методика исследования механизмов обеспечения социальной безопасности молодежи 26
ГЛАВА II. Исследование обеспечения социальной безопасности молодежи в Липецкой области 33
2.1 Социологическое исследование состояния обеспечения социальной безопасности молодежи в Липецкой области 33
2.2 Анализ опроса студенческой молодежи «Социальная безопасность молодежи» 39
2.3 Проект обеспечения социальной безопасности молодежи в регионе на примере Липецкой области 51
Заключение 61
Список литературы 64
Введение:
Актуальность темы. Одним из основных мотивов деятельности человека и человеческого общества есть потребность обеспечения безопасности. Развитие и совершенствования социально-экономических систем не может полностью решить проблему безопасности, постоянно возникают новые виды опасностей, в том числе и социальные. Сложная ситуация в национальной социально-экономической системе России сегодня вызывает настоятельную необходимость поиска методов и способов обеспечения социальной безопасности на всех уровнях. Логично, что только рассмотрение всех уровней социальной безопасности в целостном комплексе даст возможность сформировать теоретические основы для управления процессом обеспечения как целостной социальной безопасности в обществе, так и отдельного ее уровня.
Анализ последних исследований и публикаций. Сложность функционирования социально-экономической системы, обеспечение динамичного ее развития и достижения конечной цели отражает большое количество научных источников, посвященных исследованию проблем социальной безопасности.
Теоретические и прикладные аспекты социальной безопасности, разные уровни ее обеспечения исследовать такие экономисты, как П.П. Антонюк, К. Антошкин, А.Г. Белорус, Л. Весельский, А.И. Иляш, В.И. Куценко, Е.М. Либанова, Е.Б. Николаева, А.А. Сиченко, В.А. Скуратовский, А.А. Халецкая, П.И. Шевчук. С позиций комплексного подхода к изучению социально-экономического развития региона с использованием моделей и методов оценки социальной безопасности на региональном уровне исследования проведены А.И. Иляш. Механизмы управления социальной безопасностью обосновали А. Новикова, Н. Палий, С. Кучерук и другие. В научной литературе в публикациях А. Мельниченко, А. Илляш, А. Яременко исследованы организационно-правовое обеспечение социальной безопасности с ориентацией на анализ эффективности социальной политики.
Однако, несмотря на разностороннее исследование социальной безопасности, указанная проблема требует дальнейшего научного исследования.
Обьект исследования – теоретический анализ социальной безопасности молодежи.
Предмет исследования – социальная безопасность молодежи в Липецкой области.
Гипотеза исследования — эффективность организационно-управленческого обеспечения социальной безопасности молодежи достигается посредством функционирования моделей социальной безопасности разных групп населения, так как в этих моделях учитывается специфика региона, а также приоритетные направления обеспечения социальной безопасности населения, в том числе молодежи.
Целью исследования является научный анализ и конкретизация сути обеспечения социальной безопасности молодежи как стратегическая задача социальной политики государства в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические подходы к анализу социальной безопасности.
2. Рассмотреть социальную безопасность молодежи в контексте социологического знания.
3. Изучить методологию и методику исследования механизмов обеспечения социальной безопасности молодежи.
4. Провести социологическое исследование состояния обеспечения социальной безопасности молодежи в Липецкой области
5. Разработать проект обеспечения социальной безопасности молодежи в регионе на примере Липецкой области.
Методы исследования: изучение литературы и ресурсов глобальной сети по заданной теме; анкетирование, изучение документации.
Заключение:
Кризис самоопределения в молодежной среде и невозможность самореализации может иметь для государства и российского общества необратимые последствия. Предотвратить это возможно благодаря постоянному вниманию к проблемам молодежи со стороны государства. По нашему мнению, крайне актуальной была бы реализация следующих шагов:
1. Ускорить принятие новых редакций законов «Об образовании», законодательно закрепив в них конкретизацию компетенции органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере социального становления и развития молодежи .
2. Обеспечить совместными усилиями Министерства образования и науки, молодежи и спорта РФ и Государственной службы занятости возрождения системы распределения молодежи по рабочим местам после окончания учебы или во время обучения (так называемую стажировку или практику).
Обязательной частью профессиональной подготовки специалистов должны стать программы работы учеников старших классов и студентов на условиях частичной занятости, разработанные с предприятиями, которые планируют набор молодых специалистов. (С целью поощрения потенциальных работодателей возможно предоставление их предприятиям определенных льгот).
Поощрять на государственном уровне ведущие отраслевые предприятия, выделять именные стипендии и гранты для талантливых студентов, которые после окончания учебы в вузе пойдут работать именно к ним. Ввести дополнительную плату работникам предприятий за выполнение функции наставников.
3. В целях повышения эффективности финансового менеджмента в области образования профильному министерству необходимо вести профессиональную работу по налаживанию конструктивного диалога с общественными студенческими и молодежными организациями. Улучшить механизм распределения средств на подготовку студентов-бюджетников для ВУЗов. Непутевый финансовый менеджмент в образовании может привести к разрушению научных школ. Распределение государственных средств должен происходить в пользу лучших вузов, дающих качественное образование на основе открытого конкурса.
4. Определять государственными заказчиками на подготовку кадров для той или иной отрасли отраслевые министерства. Например, Министерство юстиции должно определяться с необходимостью всех государственных учреждений в специалистах соответствующего направления и стать единственным государственным заказчиком на их подготовку, Министерство здравоохранения — на подготовку медицинских работников и тому подобное. Размещение госзаказа должно осуществляться среди вузов, независимо от ведомственного подчинения и формы собственности, что позволит значительно повысить уровень эффективности и прозрачности использования бюджетных средств.
5. Осуществить срочную модернизацию квалификационных стандартов в соответствии с европейскими требованиями и качественное обновление классификатора профессий. Разработка и внедрение программ занятости, переквалификации молодых работников на общегосударственном, местном уровнях.
6. Обеспечить принятие законопроекта «Об особенностях государственной поддержки обеспечения молодежи жильем» на основе широкого общественного обсуждения.
7. Создать надлежащие условия для обеспечения содержательного досуга и занятости детей и учащейся молодежи во внеурочное время путем создания условий для получения внешкольного образования, развития сети кружков, спортивных секций в учебных заведениях на безвозмездной основе. Ввести в школьную программу в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности» уроки медиа-безопасности и создать по примеру других стран «телефон доверия» для детей и молодежи.
8. Широко привлекать СМИ к предотвращению преступности среди несовершеннолетних, пропаганды здорового образа жизни, уважения к общечеловеческим ценностям, а также повышение уровня правовой культуры. Государственная переориентация СМИ, прежде всего телевидения, с акцентирование на продукцию, содержащую элементы агрессии и насилия, на пропаганду лучших образцов национально-культурного и художественного достояния.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы анализа социальной безопасности молодежи
1.1 Основные теоретические подходы к анализу социальной безопасности
Социальная безопасность как отдельный важный составляющая национальной безопасности «возникает как социальный феномен в процессе разрешения противоречия между такой объективной реальностью, как опасность, и потребностью социального индивида, социальных групп и сообществ предотвратить ее, локализовать или устранить последствия опасности, реализовав свои социальные интересы адекватными средствами» . Мешает, что большинство ученых обосновывает социальную безопасность как составляющая национальной безопасности, однако при этом, на наш взгляд, некорректно утверждать, что «социальная безопасность национальной экономики является одной из основных составных частей общественно-экономической ситуации в стране» , поскольку состояние социальной безопасности национальной экономики является важной характеристикой общественно-экономической ситуации в стране.
Сегодня в России основными тенденциями формирование системы социальной безопасности является «разработка адекватного методологического аппарата сопровождение функционирования системы обеспечения социальной безопасности национальной экономики; определение четкого перечня постоянно действующих на систему обеспечения социальной безопасности национальной экономики факторов внешней и внутренней среды; систематизация, обработка и обобщение существующих в этой сфере научных разработок и проведения исследований по вопросам, которые ранее не были предметом научного поиска, но актуальны для создание благоприятных условий построения системы обеспечение социальной безопасности национальной экономики, и разработка на этой основе соответствующего терминологического аппарата; становления действенной организационной структуры и разработка адекватного нормативно-правового сопровождения функционирования системы обеспечения социальной безопасности национальной экономики в России» .
В современной научной литературе есть различные трактовки социальной безопасности. Так, Г. Пастернак-Таранушенко трактует социальную безопасность как разновидность безопасности, основанной на психологическом состоянии населения страны .
Узко трактуют социальную безопасность Е.А. Подольская и П.А. Назаркин, которые под социальной безопасностью понимают «комплекс мероприятий и технологий, направленных на сохранение и развитие существующей в государстве социальной системы» . А.А. Сиченко считает, что «в самом общем понимании социальная безопасность – это состояние гарантированной правовой и институциональной защищенности жизненно важных социальных интересов человека, общества и государства от внешних и внутренних угроз». Социальная безопасность достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, характеризующийся размером реальных доходов в расчете на человека, объемом экономических благ, потребляется человеком, стабильными ценами экономических благ, обеспеченностью жильем, доступностью образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т.д. .
Т.А. Шахматова предлагает использовать понятие «социальная безопасность национальной экономики» как симбиоз понятий «социальная безопасность» и «национальная экономика», в которой стоит понимать «обеспечен государством в процессе управления национальной экономикой общественно-экономическое положение, при котором обеспечивается нормальный уровень жизни населения и условия функционирования и взаимодействия предприятий, учреждений, организаций, домохозяйств и других социальных групп как на микро-, так и на макроуровне, минимизируются угрозы их существованию и обеспечивается рост уровня человеческого и экономического потенциала страны, осуществляется на основе соответствующих правовых норм с помощью экономических и политических инструментов» . На наш взгляд, здесь целесообразно использовать вместо понятия «социальная безопасность национальной экономики »понятие« социальная безопасность социально-экономической системы».
Сформулированы учеными подходы к трактовке сути социальной безопасности можно по сути охарактеризовать либо с позиций состояния защищенности интересов социальных субъектов (человека и общества), либо с позиций конкретного действия государства, направленной на защиту социальных интересов и потребностей. Такие концептуальные подходы к социальной безопасности Р.П. Подлипная называет статическим (Традиционным) и следственным, а В. Горин — ситуационным и управленческим.
По нашему мнению, понимание социальной безопасности должно сочетать как цель, так и все основные составляющие этого понятия. Соответственно под социальной безопасностью мы понимаем сложную многофакторную категорию, которая характеризует состояние защищенности социальных интересов человека, субъектов хозяйствования, общества и государства, что, с одной стороны, отражает способность противостоять дестабилизирующим действия различных внешних и внутренних факторов, создающих реальную угрозу стабильности в обществе, то есть угрозу возникновения социальной напряженности, а с другой — обеспечивается (гарантируется) системой социальной защиты и зрелостью социальных институтов в обществе.
В современной научной литературе существуют различные подходы к исследованию социальной безопасности. По мнению экономистов, можно выделить четыре направления или уровни исследования социальной безопасности:
— вертикальный — содержит рассмотрение социальной безопасности государства с позиции отдельных элементов иерархической структуры. Он основывается на необходимости обеспечения формирования и развития социальной безопасности на региональном, то есть микроэкономическом уровне. По этому направлению социальная безопасность государства обеспечивается социальной безопасностью регионов, отдельных территорий;
— горизонтальный — концентрирует внимание на функциональной структуре социальной безопасности, которая включает в себя трудовой потенциал, социальную сферу, рынок труда и занятости населения, миграционной безопасности;
— монистический — характеризует главные направления обеспечения социальной безопасности по решение проблемы теневой экономики, коррупции и тому подобное;
— внешнеэкономический (социально-психологический) — характеризует степень защиты жизненно важных интересов социальных единиц в макро- и микроуровне. Это направление включает в себя сохранение и развитие человеческого потенциала, стимулирование деятельности, социализации, жизнеобеспечения .
Такой подход к классификации направлений исследования имеет право на существование, однако, в наш взгляд, важно конкретизировать уровни исследования.
Современная научная мысль расширяет понятие безопасности по направлениям: от национальной безопасности к безопасности групп и отдельных лиц; от национальной безопасности к системе международной безопасности; от исключительно военной безопасности в невоенной — политической; экономической, социальной и тому подобное.
Сегодня понятие «безопасность» выходит за пределы национальных экономик, в научный оборот вводятся и изучаются понятия «глобальная безопасность» и «международная безопасность», анализируется взаимосвязь этих понятий с национальной безопасностью и безопасностью низших уровней — региональной, локальной (безопасностью предприятия), индивидуальной. Международная безопасность является частью глобальной безопасности, отражающая мегауровне условия сосуществования институциональных структур, при которых каждый член мирового сообщества имеет возможность выбирать и осуществлять свою стратегию развития в соответствии с принципами глобализации. Безопасность функционирования и развития экономической системы предполагает взаимосвязь национальной безопасности (макроуровень), региональной безопасности (мезоуровень), локальной безопасности (Микроуровень) и индивидуальной безопасности (наноуровень), где определяющей становится безопасность отдельного человека.
В экономической литературе есть и другие подходы к пониманию уровней безопасности. Так, Б.А. Язлюк считает, что необходимо выделять три взаимосвязанные горизонтальные уровни безопасности и ее обеспечения, такие как обеспечение (гарантирование) безопасности личности; обеспечения (обеспечение) безопасности общества; обеспечение (Гарантирование) безопасности государства, которые он графически моделирует в виде конкретных взаимосвязей. Такой позиции придерживаются и другие экономисты . В частности, Е.Б. Николаев констатирует, что эти три уровня отражают специфические параметры и ситуации функционирования социально-экономической системы, такие как:
1) социальная безопасность государства — занятость и рынок труда, безработица, экологическая и техногенная безопасность, эпидемиологическая ситуация, демографическая ситуация, трудовая миграция, социально-трудовые отношения;
2) социальная безопасность общества — социальную среду и социальное страхование, гендерная политика, предупреждения и разрешения трудовых конфликтов, борьба с бедностью, национальные и религиозные отношения, воспитание патриотизма;
3) социальная безопасность человека (качество и уровень жизни) .
На макро- и микроуровне социальной безопасности останавливается А. Белоус, который под социальной безопасностью понимает «надежную защищенность жизненно важных интересов социальных субъектов на макро- и микроуровне, сохранение и развитие человеческого потенциала, поддержание эффективного стимулирования деятельности людей, систем их социализации и жизнеобеспечения, бессмертных ценностей, нравственности .
Однако такие подходы не учитывают региональный и локальный уровни как иерархические уровни как безопасности в целом, так и социальной безопасности. На наш взгляд, социальная безопасность — это широкое понятие, которое включает в себя комплекс мероприятий по социальной защите всех звеньев и субъектов хозяйствования экономической системы, начиная от гражданина, предприятий и заканчивая государством. В процессе исследования социальной безопасности необходимо учитывать иерархическую декомпозицию, которая обосновывает взаимозависимость отдельных ее уровней. В основу формирования иерархии уровней социальной безопасности положена степень идентичности и противоположности интересов на каждом уровне и необходимость механизмов их решения наиболее приемлемым путем.
Поэтому социальную безопасность в обществе целесообразно рассматривать на таких уровнях, как наноуровень (Социальная безопасность личности) микроуровень (социальная безопасность предприятия); мезоуровень (региональная социальная безопасность) макроуровень (национальная социальная безопасность).
В научной литературе сегодня возникают новые направления исследования социальной безопасности.
Так, Е. Жадан исследует социальную безопасность города, под которой понимает «состояние защищенности гражданина и города в целом, что достигается синергическим единством усилий государства, населения и органов самоуправления в направлении идентификации и уменьшения угроз стабильности развития социально ориентированного города» . А.А. Халецкая рассматривает социальную безопасность города как важный продуктивный фактор, который влияет на эффективность местной экономики и способен ее повысить. Эту позицию разделяет В.Н. Подгорная, однако она, на наш взгляд, ошибочно утверждает, что социальная безопасность города является приоритетным компонентом национальной безопасности России. Социальная безопасность города как территориального образования может рассматриваться как составляющая региональной социальной безопасности.
Частью региональной социальной безопасности, на наш взгляд, целесообразно считать социальную безопасность сельских территорий, под которой В.Д. Зелиско понимает «такое положение их экономической безопасности, в состоянии защитить социальные интересы сельского населения и способствовать устойчивому развитию сельской социальной инфраструктуры, базовых систем жизнеобеспечения в соответствии с потребностями научно-технического прогресса по сохранению окружающей среды» .
Социальная безопасность зависит от социальной политики государства, является гарантией защищенности социальных интересов личности, субъектов хозяйствования, общества и государства (на национальном и региональном уровнях) от внутренних и внешних угроз. Обеспечение (гарантирование) социальной безопасности на всех уровнях является приоритетной задачей социальной политики государства.
Учитывая иерархическую декомпозицию социальной безопасности в научной литературе больше научных публикаций касается исследования социальной безопасности на уровне государства и на уровне отдельного человека (населения), а также на региональном уровне. Значительно меньше исследуется социальная безопасность на уровне субъектов хозяйствования.
Социальная безопасность государства как составляющая национальной безопасности определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» . Такую же позицию отстаивают Н. Коленда, С.Л. Воробьев, Т.П. Крупельницкая и А.И. Сухоруков, обращая внимание, что социальная безопасность, с одной стороны, определяется уровнем социальной защиты и социальной политики, направленные на предупреждение социальной напряженности в обществе, а с другой – отражает и характеризует результативность и эффективность социальной защиты.
По мнению В.А. Гошовской, существует тесная органическая связь между социальной безопасностью, с одной стороны, и социальным развитием и социальными отношениями — с другой. Автор справедливо отмечает, что без наличия развитых социальных отношений не может быть стабильной социальной безопасности человека или общества, а социальная безопасность отражает в значительной мере уровень зрелости процессов социального, общественного развития .
Фактически большинство определений социальной безопасности на макроуровне касается, с одной стороны, состояния и уровня защищенности социальных интересов человека и общества, а с другой — результативности и эффективности мер социальной политики (социальной защиты), которая является гарантией защиты интересов человека и общества в социальной сфере.
Социальная безопасность региона, особенности ее обеспечения, важность экономической составляющей обусловили исследования социальных угроз и проблем на уровне региона через призму социально-экономической безопасности региона , которая является «Следствием совокупного влияния внешних и внутренних условий и ресурсов, обеспечивающих устойчивое развитие общества и повышение качества жизни его членов. Ее составляющие способствуют эффективному динамичному росту, осуществлению надлежащей реструктуризации отраслей, их способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках гарантирует защиту от различного рода рисков, угроз и потерь» . Социально-экономическая безопасность региона — это такое состояние региона, при котором «имеющиеся возможности защиты его территории от негативного влияния внешних и внутренних дестабилизирующих факторов и устойчивого, устойчивого развития, в котором базовую роль играют 1) фундаментальная экономическая основа (региональная экономика) 2) правовая защита прав и свобод человека, социальных интересов личности и обеспечения социальных стандартов и гарантий» .
Социально-экономическая безопасность на уровне региона обеспечивается и гарантируется только при условии, что учитываются интересы всех субъектов регионального развития: бизнеса, отраслей, городов, районов и населения.
Каждый временной период формирования социальной безопасности региона имеет свои особенности планирования и организации, в частности, сегодня к таким особенностей отнесем обеспечения территориальных интересов населения (с учетом угроз в восточных регионах России); преодоления угроз субъективно-функционального порядка, обусловленные просчетами регулирования; усиление угроз воздействия интеграционных и глобализационных процессов, требует разработки соответствующие меры стабилизации на уровне региональной политики .
Социально-экономический механизм хозяйствования в стране, который является основой экономической, а соответственно и национальной безопасности, формирует уровень социальной безопасности как в стране, так и в регионах. Региональный подход к исследованию социальной безопасности имеет важное значение, поскольку регионы в России характеризуются различным уровнем социально-экономического развития, непосредственно отражается на уровне социальной безопасности. Вместе с тем региональная социальная безопасность отражает как социальную политику государства в целом, так и региональную социальную политику. Факторами, обуславливающими необходимость активизации социальной политики в современных условиях в регионах, являются низкие показатели уровня и качества жизни населения, низкие места России в рейтингах по индексу человеческого развития, демографический кризис, высокий уровень тенизации отношений в социальной и трудовой сферах, значительное расслоение населения по уровню доходов .
Исследование состояния социальной безопасности на уровне предприятия в современной рыночной нестабильной среде также чрезвычайно важным. Такое исследование имеет «осуществляться с целью обеспечения устойчивой деятельности предприятия, минимизации потерь и сохранения контроль за его собственностью, а также для обеспечения удовлетворения материальных и нематериальных потребностей работников и реализации интересов предприятия» .
В экономической литературе есть теоретические подходы, согласно которым социальная безопасность предприятия рассматривается как функциональный составляющая экономической безопасности, поскольку именно социальная безопасность на микроуровне гарантирует работникам предприятия надлежащий уровень доходов и их рост, а также достойные условия труда и отдыха. И.В. Венглюк считает, что социально-экономическая безопасность предприятия — это «состояние предприятия, при котором обеспечивается эффективное использование материальных и нематериальных ресурсов предприятия, сохранение и развитие человеческого потенциала с целью дальнейшего социального и экономического развития с учетом возможных угроз для их избегания». Некоторые ученые подходят к социальной безопасности предприятия через призму профсоюзных соглашений, коллективных договоров, партнерских отношений между работниками и руководством предприятия, определяют социальную защиту работников и уровень социальной безопасности и реализуют интересы предприятия . А.И. Иляш предлагает понимание социальной безопасности предприятия как состояния взаимосвязи человеческих, корпоративных ресурсов и предпринимательских возможностей, при котором гарантируется наиболее эффективное использование персонала для стабильного его функционирования и динамичного социального развития, предотвращения внутренних и внешних негативным угрозам.
В целом среди ученых отсутствует единый подход к пониманию социальной безопасности субъектов хозяйствования, однако большинство определений касается (как и на макроуровне) или состояния защищенности предприятия от внешних и угроз, или системы социально-экономических мероприятий, осуществляемых на предприятии и направлены на обеспечение достойных доходов работников, приемлемых условий труда и отдыха и повышения уровня жизни.
Исследование социальной безопасности человека является также важным, поскольку «мерилом социальной безопасности является индивид и возможность его достойного существования, свободного развития и обеспечения его иерархических потребностей как условия такого развития» . Д.В. Зеркалов считает, что «социальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, социальной группы, сообщества от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод », при этом он обращает внимание, что социальная безопасность является очень важной составляющей национальной безопасности . «Социальная безопасность человека, — утверждает П.И. Шевчук, — это определенное состояние жизнедеятельности, огражден комплексом организационно-правовых и экономических мер, направленных на реализацию социальных интересов, формирования благоприятной демографической ситуации, сохранения генофонда государства и трансформацию трудовых ресурсов соответствии с рыночными требованиями».
В.А. Гошовская замечает, что социальная безопасность как человека, так и общества определяется зрелостью социальных отношений в обществе, состоянием социальной защиты и уровнем социальной безопасности в обществе .
Итак, социальная безопасность является многоуровневой системой. Мы согласны с мнением Н.М. Крауса, который утверждает, что социальная безопасность как система на современном этапе развития не является целостной, организованной, управляемой, способной приспосабливаться к изменениям внешней среды . Социально-экономическая нестабильность, рост социальной напряженности в украинском обществе свидетельствуют о низкий уровень обеспечения социальной безопасности в обществе, причем на всех уровнях. Это требует усиления государственного регулирования как экономической, так и социальной сферы, оптимизации государственного управленческого аппарата, разработка научно обоснованной стратегии социально-экономического развития. Именно от решения социальных проблем на всех уровнях социальной безопасности — от макроуровня к наноуровне — зависит уровень социальной стабильности в обществе, качественный уровень жизни населения, а также создание реальных предпосылок для дальнейшего экономического развития.