Курсовая с практикой на тему Объекты авторских прав
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие и содержание авторских прав 6
1.1. Понятие, виды и история развития концепции авторских прав 6
1.2.Понятие и признаки объектов авторского права 9
Глава 2. Объекты авторских прав 14
2.1. Виды объектов авторского права 14
2.2.Понятие охраны и защиты авторских прав 25
Глава 3. Защита авторских прав 28
3.1. Способы защиты и ответственность за нарушение авторских прав 28
3.2. Административная и уголовная ответственность за нарушение авторских прав 34
Заключение 42
Список литературы 45
Введение:
Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности, которое в свою очередь является подотраслью гражданского права; представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих и охраняющих права и законные интересы создателей интеллектуальных произведений. Данный правовой институт представляет особый интерес для изучения в связи со своей спецификой, заключающейся в том, что в отличие от иных институтов гражданского права, где объектами правоотношений выступают материальные вещи, либо же с ними тесно и неразрывно связаны действия обязанного лица, в авторском праве правоотношения складываются в связи с созданием, использованием и охраной нематериальных объектов. Помимо этого, авторское право обеспечивает защиту как имущественных прав и интересов автора, так и личных неимущественных, что также является особенностью данного института.
Кроме того, изучение проблем авторского права, безусловно, актуально, так как в современных реалиях развитого общества продукты интеллектуальной деятельности активно обращаются на рынке. В связи с техническим прогрессом и широким распространением сети Интернет, объекты авторского права зачастую находятся в открытом общественном доступе, осуществление же защиты данных прав на просторах Всемирной сети представляет собой достаточно непростую задачу. Совсем недавно, чтобы получить доступ к тому или иному продукту интеллектуальной деятельности, пользователю достаточно было просто кликнуть по нужной ссылке. В настоящее время происходит некоторое развитие охраны и защиты авторских прав в данной области, выражающееся, например, в борьбе с «пиратством».
Авторское право, обеспечивая права и законные интересы авторов, играет важнейшую роль: оно стимулирует их творческую активность к созданию новых произведений. Помимо этого, будучи уверенными в защите и гарантиях своих прав на произведения, имея возможность получить вознаграждение, авторы обнародуют свои труды, что обеспечивает доступность результатов их творческой деятельности для широкой публики. Это в свою очередь, безусловно, работает на пользу развития науки, литературы и искусства в целом, «рождения» для общественности новых талантливых авторов и выхода в свет их произведений. Общество же может считаться образованным лишь имея доступ к культурным ценностям, которые включают труды учёных, поэтов и писателей, других творческих личностей. К тому же, данные права гражданина (на образование и доступ к культурным ценностям) закреплены 43 и 44 статьями Конституции РФ. Последняя статья так же закрепляет: «Интеллектуальная собственность охраняется законом». Таким образом, авторское право затрагивает не только интересы частных лиц – авторов произведений, но и общественные интересы, так как касается сферы просвещения, необходимой для существования и жизнедеятельности любого цивилизованного общества.
Объектом настоящей курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства и возникающие в связи с этим правовые проблемы.
Предметом являются нормы российского авторского права, практика их применения, доктринальные источники в исследуемой области.
Целью настоящей курсовой работы является более углубленное изучение основных положений авторских прав и выявление актуальных проблем, возникающих на практике в связи с их защитой и обеспечением.
В связи с этим мною были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятие и виды авторских прав, изучить их содержание, а также историю возникновения;
2) Изучить объекты авторского права и раскрыть их содержание;
3) Рассмотреть вопросы защиты авторских прав;
4) Изучив судебную практику, выявить актуальные проблемы, связанные с охраной и защитой авторских прав, их закреплением и отчуждением.
Методологическую основу работы составляют научное познание, анализ и синтез, описание, формально-логический и системный методы.
Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в актуальности выявления и изучения проблем современного российского авторского права и путей их решения.
Рассмотреть все вопросы авторского права подробно, проработав все нормативно-правовые акты, касающиеся функционирования данного правового института, в рамках курсовой работы не представляется возможным, поэтому в своей работе я постараюсь наиболее полно раскрыть основные положения авторского права и выявить возникающие в данной области проблемы.
Заключение:
Итак, рассмотрев основные вопросы и положения, касающиеся такого правового института как авторское право, и актуальных проблем авторского права, можно подвести некоторые итоги. В первую очередь необходимо подчеркнуть особую значимость данного правового института как регулирующего отношения, связанные с объектами культурной и духовной жизни общества, обеспечивающими доступность к просвещению и рост уровня образования населения, так и регулирующего отношения по поводу нематериальных активов, способных приносить доход правообладателям. Всё это требует наличия развитого механизма правового регулирования в указанной сфере, функции которого так раз осуществляет авторское право.
Проанализировав законодательные и доктринальные источники, а также судебную практику, можно сделать вывод, что наибольшую актуальность представляют вопросы охраны и защиты авторских прав. Так в век развития технологий расширяются возможности, способы использования произведений, что в свою очередь требует новых подходов к охране и защите объектов авторских прав в сети Интернет. Помимо этого, растёт количество авторов, нуждающихся в охране их прав на произведения, а также спрос «потребителей» произведений – читателей, зрителей, слушателей. Также недостаточно полно урегулирован вопрос о критериях, подлежащих учету судами при определении размера взыскания компенсации за нарушение авторских прав, что порождает огромный массив различной судебной практики.
Стоит также отметить развитие творчества в целом, его проникновение в различные сферы общественной жизни, наличие творческого характера в объектах, признание которых объектами авторского права может показаться неожиданным и даже бессмысленным. Однако если объект отвечает критериям охраноспособности, и правообладатель обращается с требованием об охране и защите его авторских прав, суды вынуждены такую охрану и защиту предоставлять. Уровень современного законодательства не всегда можно признать адаптированным для применения его норм в отношении таких объектов, а судебная практика в отношении их только начинает формироваться или же в принципе отсутствует. Помимо этого, следует отметить, что современное творчество обладает определенной спецификой, и даже «классические» объекты авторского права могут требовать обеспечение особой охраны и защиты, непредусмотренной современным законодательством. Творчество является продуктом умственной деятельности человека, которая в свою очередь непредсказуема, и предусмотреть нормы, осуществляющие всестороннее правовое регулирование в данной сфере, предоставляющие и обеспечивающие абсолютную охрану и защиту данных объектов, представляется невозможным.
Неотчуждаемость личных неимущественных прав авторов и некоторых иных прав порождает множество проблем на практике, затрудняет включение прав на произведения в торговый оборот и использование произведений лицами, приобрётшими исключительные права по договору. Вместе с тем установление режима неотчуждаемости таких прав на определенные произведения видится бессмысленным. Помимо этого, возникают некоторые коллизии неотчуждаемых прав автора и прав собственника материального носителя произведения.
К проблемным вопросам также следует отнести вопрос установления ограничений при выборе псевдонима, урегулирование которого на данный момент не осуществлено законодательством. Актуальным является вопрос о возможности добровольного отказа от исключительных прав и перехода произведения в общественное достояние. Ряд проблем возникает в отношениях, складывающихся в результате соавторства, а также создания служебных произведений. Сложная и двоякая правовая природа иных прав автора порождает множество доктринальных дискуссий. В отношении определённых вопросов еще не достигнута гармонизация национального законодательства с международными нормами.
Авторское право является динамичным институтом, нуждающимся в постоянном развитии и соответствии его норм современным реалиям: как уровню развития информационных технологий, так и изменениям характера, специфики творчества в целом. Помимо этого авторское право обеспечивает охрану и защиту не только интересов конкретных авторов, но и всего общества в целом, заинтересованного в расширении возможностей доступа к произведениям науки, культуры и искусства. Всё это обусловливает актуальность и высокую значимость авторского права, а также наличие широкого круга правовых проблем, связанных с его функционированием.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и содержание авторских прав
1.1. Понятие, виды и история развития концепции авторских прав
В настоящее время определение авторских прав легально закреплено в п. 1 ст. 1255 ГК РФ. Так, авторские права – это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Интеллектуальные же права, в свою очередь, в соответствии со статьей 1226 ГК РФ представляют собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, являющиеся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права. Данные права необходимы для охраны произведения в процессе его использования автором, его защиты в условиях доступности общественности. Однако современной системе авторских прав, состоящей из трёх, перечисленных в самом определении интеллектуальных прав категорий, предшествовал длительный период становления и развития института авторского права в целом, а также правомочий, предоставляемых автору и охраняемых законом.
Так, российское авторское право возникло в начале 19 века, впервые за автором закреплялось исключительное право на произведение в Цезурном Уставе 1828 г., продолжившее свое развитие в Законе 8 января 1830 г., Своде законов 1887 г. В это время авторские права рассматривались как разновидность права частной собственности, а его объекты являлись «имуществом благоприобретенным», что вполне характерно для периода буржуазии, «превратившей личное достоинство человека в меновую стоимость». Иными словами, о выделении личных неимущественных прав автора речи в то время не шло, и если автор произвел отчуждение своего произведения, например, издателю, последний становился его полным правообладателем. Первая гарантия, направленная на охрану личного неимущественного права автора, закреплялась в Законе об авторском праве от 20 марта 1911 г., в котором формально запрещалось дополнять, изменять, сокращать произведение автора, хотя и с определенными оговорками. Таким образом, мы видим зарождение такого личного неимущественного права автора как право на неприкосновенность произведения. И хотя на практике данное право практически не охранялось, юридическая конструкция в документе присутствовала. Декрет СНК «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства» от 10 октября 1919 г. стал первым актом, закрепившим окончательный уход от теории «литературной собственности». Так, в соответствии с данным документом признавались недействительными все сделки, в результате которых лицо, приобретшее у автора права на произведения, становилось его полным собственником. Помимо этого, Декрет закреплял необходимость определения в договоре срока, в течение которого издатель может использовать переданное ему право.
В Основах авторского права 1925 г. закреплялась необходимость четкого определения объема отчуждаемых прав по издательскому договору или иными способами (включая их уступку) и характера использования произведения лицом, приобретающим права. Помимо этого, Основы закрепили право авторства, полную неприкосновенность произведения, право автора на имя и псевдоним, на обнародование произведения, а также возможность требовать защиты от нарушений, не связанных с имущественными интересами. Так мы наблюдаем, что в период социализма законодательство в сфере авторского права развивалось в направлении усиления защиты авторских прав, предоставив автору защиту его личного интереса, а также регламентируя порядок отчуждения исключительных прав, закрепляя определенные требования к договору. В результате в это время в литературе утвердилась классификация авторских прав на имущественные и личные неимущественные праваНе все авторы в полной мере поддерживали подобную классификацию. Например, В.И. Серебровский не поддерживал данное деление в силу отсутствия прямого указания на него в законе, а также выдвигал собственное мнение о том, что каждое правомочие в равной степени защищает и личные, и имущественные авторские права. В.А. Кабатов же признавал классификацию авторских прав, относя, однако, лишь право авторства и право на имя к неотчуждаемым личным правам.
Впоследствии деление авторских прав на имущественные и личные неимущественные прочно закрепилось в российском законодательстве, еще Закон «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. исходил из данной классификации. Однако вступлением в силу части 4 ГК РФ система авторских прав получила своё дальнейшее развитие, так как законодатель выделил третью категорию авторских прав – иные права, относя к ним ряд прав со спорной правовой природой.
На мой взгляд, классификация авторских прав имущественные и личные неимущественные права оправдана, так как обусловлена спецификой авторского права, его двойственной природой: с одной стороны, тесной взаимосвязью с самой личностью автора и, с другой, имущественной ценностью объекта – результата творческой деятельности, возможностью извлекать прибыль из его обращения на рынке. Таким образом, существует необходимость не только законодательно регулировать порядок использования и обращения произведений, но и регламентировать охрану личных, неотчуждаемых прав автора. В то же время в силу того, что ряд прав носит спорный характер и подвержен дискуссиям в научной среде, целесообразно их выделение в отдельную категорию, а также законодательное закрепление специальной регламентации возможности и порядка их отчуждения. К таковым в частности относятся: право на вознаграждение за использование служебного произведения, предусмотренное в отдельных случаях ГК РФ, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Отсутствие чёткого отнесения некоторых прав к числу имущественных или личных неимущественных вполне оправдано, ведь авторские права являются очень сложным взаимосвязанным комплексом прав. Профессор А.П. Сергеев в своих трудах справедливо отмечал: «выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно».
Таким образом, можно сделать вывод, что авторские интеллектуальные права охватывают разнообразные по своей правовой природе субъективные права. Также интересно отметить, что статья 1255 ГК РФ делит авторские права по сути на две категории: те, которые применимы ко всем произведениям и авторам, и те, которые носят специальный характер, и распространяются либо не на все произведения, либо применяются с изъятиями. Статья 1226 ГК РФ, в свою очередь, исходит из того, что интеллектуальные права включают исключительные права, личные неимущественные права и иные права.