Режиссура Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Объединение номеров в единое театрализованное представление

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Театрализованное представление, виды, жанры и
специфика. 4

1.1         Понятие
театрализованного представления и его особенности. 4

1.2         Номер как единица
театрализованного представления. 7

Глава 2. Объединение номеров как основа драматургии зрелища. 12

2.1 Виды и жанры номеров в сценарии театрализованного
представления. 12

2. 2 Принципы соединения номеров в контексте общей идеи
представления. 19

Заключение. 30

Список используемой литературы.. 32

 

 

 

 

  

Введение:

 


Современная&nbspжизнь,&nbspновые&nbspзрелищные&nbspи&nbspвизуальные&nbspконцепции&nbspдиктуют&nbspсоздание&nbspновых&nbspформ&nbspдля&nbspудовлетворения&nbspновых&nbspкультурных&nbspпотребностей&nbspлюдей.&nbspЕсли&nbspраньше&nbspбольшой&nbspпопулярностью&nbspпользовались&nbspпривычные&nbspформы&nbspдосуга,&nbspто&nbspсейчас&nbspколичество&nbspи&nbspкачество&nbspновых&nbspзрелищ&nbspкардинально&nbspизменилось.&nbspИ&nbspесли&nbspформа,&nbspказалось&nbspбы,&nbspуже&nbspустоялась&nbspза&nbspнесколько&nbspлет,&nbspто&nbspконтент&nbspи&nbspподача&nbspдолжны&nbspбыть&nbspиными.

Современный&nbspзритель&nbspимеет&nbspсовершенно&nbspиное&nbspмышление.&nbspОгромное&nbspколичество&nbspинформации,&nbspкоторую&nbspнужно&nbspуспеть&nbspвыхватить,&nbspобилие&nbspкрасок,&nbspзвуков,&nbspновых&nbspтехнологий&nbspразвило&nbspклиповое&nbspмышление.&nbspНынешнего&nbspзрителя&nbspудивить&nbspочень&nbspсложно,&nbspпоэтому&nbspособое&nbspзначение&nbspприобретает&nbspне&nbspто,&nbspчто&nbspиспользуют&nbspрежиссеры&nbspв&nbspтеатрализованных&nbspпостановках,&nbspа&nbspто,&nbspкак&nbspэто&nbspиспользуется.&nbspМожно&nbspнапичкать&nbspдейство&nbspзвездными&nbspисполнителями,&nbspвсеми&nbspвозможными&nbspспецэффектами,&nbspно&nbspслучится&nbspтак,&nbspчто&nbspзрелище&nbspне&nbspзапомнится&nbspи&nbspоставит&nbspзрителя&nbspравнодушным,&nbspпоэтому&nbspважно&nbspпродумывать&nbspвсе&nbspдетали&nbspи&nbspпереосмысливать&nbspподходы.&nbspС&nbspэтой&nbspточки&nbspзрения&nbspсамую&nbspважную&nbspроль&nbspиграет&nbspрежиссер,&nbspвооруженный&nbspзнаниями&nbspпредыдущих&nbspэпох&nbspи&nbspанализирующий&nbspсовременность,&nbspа&nbspтакже&nbspтехнологии&nbspсоединения&nbspкомпонентов&nbspпрограммы&nbspв&nbspодно&nbspцелое&nbspс&nbspцелью&nbspполучить&nbspзрительскую&nbspэмоцию&nbspи&nbspкатарсис.

Какие&nbspбы&nbspтехнологии&nbspне&nbspбыли&nbspв&nbspтренде,&nbspчеловек&nbspвсегда&nbspостается&nbspчеловеком&nbspс&nbspпотребностью&nbspв&nbspэмоции,&nbspэмпатии&nbspи&nbspкатарсисе.

Актуальностью&nbspтемы&nbspисследования&nbspявляется&nbspпрофессиональная&nbspнеобходимость&nbspанализировать,&nbspучитывать&nbspтрадиционные&nbspи&nbspрождать&nbspновые&nbspвозможности&nbspв&nbspсоединении&nbspномеров&nbspв&nbspтеатрализованных&nbspзрелищах.&nbsp

Цель&nbspисследования&nbsp–&nbspвыявить&nbspроль&nbspи&nbspзначение&nbspразличных&nbspконцепций&nbspсоединения&nbspномеров&nbspв&nbspпостановках&nbspтеатрализованных&nbspпредставлений&nbspи&nbspпраздников.&nbsp

Объект&nbspисследования&nbsp–&nbspсоединение&nbspномеров&nbspв&nbspреализации&nbspидеи&nbspпостановки

Предмет&nbspисследования&nbsp–&nbspномер&nbspкак&nbspчасть&nbspцелого.

Задачи&nbspисследования:&nbspопределение&nbspпонятий&nbsp«театрализованная&nbspпостановка»&nbspи&nbsp«номер»;&nbspанализ&nbspразличных&nbspвариантов&nbspсоединения&nbspномеров&nbspв&nbspтеатрализованных&nbspпредставлениях,&nbspвыводы.

&nbspМетоды&nbspисследования:&nbspанализ&nbspлитературы,&nbspпросмотр&nbsp(или&nbspчтение&nbspописания)&nbspтеатрализованных&nbspпредставлений,&nbspих&nbspанализ,&nbspвыявление&nbspразницы&nbspв&nbspтеории&nbspи&nbspпрактике&nbspподготовки&nbspтеатрализованных&nbspпредставлений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В этой работе были поставлены задачи
определить и разобраться с понятиями 
«театрализованная постановка» и «номер», чтобы определиться в терминах и
охарактеризовать свое понимание этих понятий. Также мне предстояло сделать анализ разных вариантов соединения номеров в театрализованных
представлениях, чтобы понимать их роль в восприятии общего зрелища, значение и
главный смысл. Из этого я собиралась вывести новые возможности для развития
концепции соединения номеров. Изучая эту тему, было проанализировано понятие
театрализации как обязательного компонента драматургии и структуры
театрализованного представления, которая призвана в убедительной и яркой
художественной форме донести до аудитории отработанную режиссером и сценаристом
идею. Театрализация означает гармоничное сочетание недраматургического
материала, а жизненного, документального, бытового, обрядового с образным,
художественным решением – в результате этот сплав и создаст то необходимое
эмоциональное воздействие на зрителя и восприятие им идеи произведения.

Работая с понятием представления,
была обнаружена структурная единица любой постановки – номер. Выяснилось, что
номер сам по себе обладает собственной драматургией и внутренней структурой,
поэтому всегда есть сложность в соединении номеров в одно драматургическое
целое. Чтобы обозначить условия, при которых номера будут соединяться в
целостное явление, необходимо было охарактеризовать виды и жанры номеров,
участвующих в постановке. Кроме традиционных исполнительских номеров (танец,
музыкальный, эстрадный, разговорный или цирковой номер и прочие) хотелось
акцентировать внимание на тех, которые наиболее отвечают специфике
театрализованной постановки – это создание условий, при которых происходит
непосредственное и активное вовлечение зрителя в происходящее действие.

Анализируя игровые
конкурсы и состязания, сложилось мнение о том, что конкурсы типа «А ну-ка,
девушки!» и им подобные устарели в той форме, в какой они продолжаются
разыгрываться. Их хотелось бы сделать более актуальными и современными. В этом
контексте заинтересовали работы Гэрета Уайта и понятия иммерсивного театра и
перфоманса. Исследователь пишет о пассивности публики как качестве, присущем
современному обществу потребления и путях, чтобы ее «расшевелить», увлечь и
заставить действовать. Я увидела, что соединение номеров в подобных играх
является не основополагающим методом и здесь он не работает. Может быть, игра в
чистом виде не предполагает драматургического разрешения составных, которые
присутствуют в театрализованных представлениях, поэтому шоу, игры и эстрадные
концерты не вошли в анализ, как не обязательные и отвечающие другим методам
построения зрелища.

Были проанализированы
законы монтажа как соединения эпизодов с целью высечь необходимый смысл, образ
или ассоциацию. Понятие пришло из кинематографа и оформило некоторые находки
режиссеров театрализованных представлений в профессиональную теорию, на основе
которой проявились и другие общие закономерности соединения разножанровых
номеров.

В заключении оформились
некоторые выводы, которые помогут в осуществлении постановки.

Законы построения
драматургического построения любого произведения едины. В это посвятил нас
Аристотель и с тех пор завязка, развитие действия, кульминация и развязка
неразрывны с любыми постановками. Но в контексте театрализованного
представления драматургическое продвижение идеи сталкивается с разным
темпоритмом, атмосферой, жанром номеров, поэтому очень важно научиться
собирать, соединять разнородный материал в одну единую идейную и
эмоционально-эстетическую линию. Режиссер должен владеть этой методикой
создания театрализованного представления, отбирать сами номера, связки между
ними и четко продумывать драматургию и стратегию продвижения своего
произведения к цели и сверхзадаче. Важно при этом делать зрелище современным и
увлекательным, поэтому нужно отслеживать новые тенденции, новые философии
зрелища и постоянно развивать свою область знаний. Таким образом любое
искусство движется вперед, в том числе и искусство театрализованных
представлений.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Театрализованное представление, виды, жанры и
специфика

1.1      
Понятие театрализованного представления и его особенности

 

Театрализованное представление –
деятельность творческих людей, которая направлена на достижение важной духовной
цели художественными и театральными средствами, а также образно-эмоциональная
переработка реальной действительности.

А. Конович пишет об этом так: «Театрализация — организация в рамках праздника материала
(документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и
художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной
событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в
реализации праздничной ситуации» [10, с.83].

     Театрализация – активизация
материала, созданная по законам драматургии (последнее – очень важно). Целью
является создание общей праздничной ситуации. В слове театрализация заложено
слово театр. Так и есть, театрализация подобна театру, поскольку тоже содержит
в себе архетипы, символы и аллегории, которые считываются зрителем. А поскольку
театрализованное представление соединяет в себе реальное и вымышленное,
искусство, идеологию, фантазию и мифы, то оно является очень специфическим
средством коммуницирования и воздействия на сознание.

Театрализованное представление
– это явление из области искусства, а значит, оно должно быть обращено к
эмоциональному восприятию человека. Режиссура массовых действий отличается
образным осмыслением не пьесы, а самой жизни, говорит И.Шароев: «Режиссер
массовых зрелищ работает не с актером, погружая его в мир пьесы, а творение
произведения из реального материала, с реальным зрителем
[13, с.130].

Театрализация — это сложный
творческий метод, который сочетает реальную и художественную образность,
выстраивает номера по драматургической логике и подбирает выразительные
средства (звуковые и аудиовизуальные), а также проносит эту образность через
единое сквозное действие, подчиняя себе все элементы зрелища.

Режиссура массовых постановок
и праздников всегда основывается на общих принципах режиссуры, но методы тут
другие – в специфике сценарно-режиссерской обработки, театрализации жизненных
реалий, выстраивании компонентов в определенную систему и включение зрителей в
действие.

Театрализацией не могут быть
фейерверки, обливание водой, бросание красками, суперновое оформление.
Театрализация —  это прежде всего образ,
художественное обобщение, эмоционально раскрывающие через выразительные средства
сверхзадачу режиссера. Все остальное является дополнением к раскрытию образа,
красивой оберткой.

А в это время один из главных героев
постановки (зритель) ждет события, которое заставит его обнаружить внутри себя
ассоциации из собственного опыта (фактов и событий жизни) и активно включиться в
представление.

«Театрализация всегда ситуативна, вызывается определенными социальными
потребностями личности, которые должны быть реализованы организаторами в ходе
праздника. Человек приходит на праздник, движимый своим отношением к реальному
событию, которому он посвящен и обязательно должен проявить свое активное
отношение к этому событию. А для этого ему нужно почувствовать себя одним из
героев-участников. Если же мы предложим пришедшим людям спектакль, композицию,
а не театрализованное действие, то оставим неудовлетворенными те потребности,
которые вызвали к жизни театрализацию» [7, с.10].

Этот тезис А. Коновича очень важен, поскольку важнейший
момент театрализованного представления – это вовлечение зрителя, превращение
его в активного участника действия, задействование всех его эмоциональных
ресурсов, только тогда результат будет достигнут.

Театрализованное представление
– сложноорганизованный процесс, но всю его конструкцию плотно держит образ.
Вокруг него можно выстраивать любые номера, использовать новейшие технологии,
рождать новые формы соединения номеров, но главным останется драматургия,
сверхзадача и сквозное действие.

В любом виде зрелища –
спектакль, праздник, представление, концерт — драматургия – это главная
сюжетно-образная концепция. «
Драматургия праздника… Это, прежде всего, четкое пони­мание идеи праздника, осознание того, что этот
праздник дол­
жен утверждать, какую основную тему он должен поднять и для
чего, каковы его задачи: призыв народа к новым победам, раскрытие величия того или иного события, стремление моби­лизовать людей на решение важного вопроса. В
каждом празд­
нике есть
«сверхзадача», которую ставит перед собой режис­сер: для чего проходит, во имя
чего создается, к чему стремится
праздник»
[14, с.7].

Режиссер театрализованных
представлений создает свою программу из самых неожиданных и сложных
компонентов, но все они станут произведением, когда постановщик продумает
идейную, смысловую и эмоциональную структуру и от этого тщательно отберет все
составные действия. Отбор – одно из важнейших процессов в этой работе. В руках
современного режиссера находится огромное количество компонентов зрелища и
средств выразительности и только от него зависит, какие он выберет для
воплощения своей задачи, как они сработают, какую цель поразят и какие функции
будут выполнять.

1.2       Номер как единица театрализованного представления

Театрализованное представление 
синтетическая форма, объединяющая много жанров и видов различных искусств и всё
это органично переплетается в единой художественной ткани с документальным
материалом и деятельностью самих участников массового действа. Однако это не
сумма образов, а живой целостный организм, где каждая отдельная деталь,
картина, номер живут не сами по себе, а как частица единого целого.

Важной
специфической чертой драматургии массового праздника является их синтетический,
комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида
театрализованного массового зрелища выступает синтез. Режиссура и драматургия
используют часто синтез различного рода единовременных акций, различных типов
действия, синтез документа и искусства, разнообразных выразительных средств.

Режиссер-постановщик
в своем замысле исходит из определения задач, которые стоят перед ним – у него
есть тема (часто – заданная определенными социальными условиями), он
вырабатывает идеи и находит сверхзадачу, чтобы наиболее точно, полно и глубоко
выразить заданную тему. Он находит локацию (или она является предлагаемым
обстоятельством для него), продумывает исполнительские ресурсы и материальные
средства, в какой мере они позволят ему выразить свой задум. Затем со
сценаристом или как автор будущего произведения режиссер начинает подыскивать
документальный материал, связанный с темой, с событием, ищет аналогии,
ассоциации, подбирает литературу для того, чтобы зрелище было интересным,
увлекательным, ярким и не отрывался от понимания народными массами его символов
– в театрализованных представлениях артхаусное решение не подойдет. Специфика
написания сценария отличается от прозы или пьесы, которые пишутся в свободном
потоке авторского замысла и затем могут быть поставлены когда угодно и на любой
театральной площадке.

Замысел
режиссера театрализованного представления всегда привязан к заданному событию и
конкретной локации.

Иногда
режиссеру могут предоставить номера, тогда ему придется приложить все свои
умения и опыт, чтобы соединить их, получив эмоционально-эстетическое и, что не
менее важно, идеологическое зрелище.

Если
режиссер свободен в отборе номеров, он начнет их перерабатывать, отменять или
готовить новые для того, что максимально выразить свой замысел. И после этого,
вооруженный интересными отобранными компонентами (номерами) режиссер начинает
продумывать план (либретто) будущего произведения, которое даст понимание, в
правильном ли направлении он движется, на этом этапе что-то может меняться,
особенно это касается характера или жанра номеров. Если они не будут гармонично
и естественно вступать в контекст будущей постановки, над ними предстоит
серьезно поработать, потому что именно они являются теми кирпичиками
конструкции, вершиной которой будет яркое идейное воплощение.

Драматургия театрализованного действия должна
органично соединить в одной постановке номера самых разных жанров, выбранных
режиссером для воплощения своей идеи. Это может быть разговорный жанр, музыка,
балет, вокальное исполнение, танец, видеоматериалы, изобразительное искусство,
пантомима и прочее. Таким образом в театрализованном представлении общая
драматургия выступает как объединение отдельных модулей в единое художественное
целое – сценарий, а затем и постановку. Но это не просто объединение, а
отдельный творческий механизм, который строит сюжет, продвигает его к
кульминации, организует весь материал в пространстве и времени. Почему речь
идет не о номере, а о модуле. Потому что каждый номер тоже представляет собой
отдельно взятое художественное произведение. И сложность в том и состоит, чтобы
соединить все произведения в одно крупное и не упустить при этому его смысл и
центральный образ.

Номер – это отдельный фрагмент действия со своей
собственной внутренней структурой. Отдельной, но не автономной. Его развитие в
контексте всей постановки зависит от общей идеи постановщика.

Структура номера аналогична структуре любой
драматической формы. Соответственно, здесь должна быть экспозиция, завязка,
напряженное развитие, которое зависит от определенных постановочных задач. Все
это приводит к кульминации, которая является контрастным переломом, без
которого не будет иметь смысла вся необходимая цельность сценария в целом.
Разрешение заключает номер и приводит к его завершенности, но не завершенности
всей постановки.

В театрализованной постановке особое место занимает
пролог, который несет некую информацию и задает ей тон, пролог может сразу же
выступать в роли завязки, затягивая в узел все будущие компоненты постановки.
По опыту великих режиссеров массовых зрелищ мы видим, что пролог часто бывает
очень мощным, насыщенным, ударным и с вовлечением всего коллектива. Это связано
с психологией восприятия зрителя массового зрелища – часто сцена находится
далеко от него и необходимо его, этого зрителя, «собрать», сконцентрировать его
внимание и увлечь, чтобы он смотрел дальше. Но масштабный пролог – это не
обязательное условие, если у режиссера есть более интересный замысел. Несколько
номеров могут объединяться в эпизод, который заключает в себе завершенное
образное решение и двигает нас по действию дальше, вызывая напряжение и провожая
зрителя до самого финала. Кульминация вместе с развязкой ярко представлена
обычно в финале, где совмещены все участвующие в постановке компоненты и
который должен стать апофеозом, обязательно приподнятым эмоционально, иногда с
сильным патриотическим решением.

Театрализованные представления должны забыть о
статичных декламационных решениях, глубоких тонких метафорах, длинных диалогах
или монологах. Вот как пишет об этом
А. Д. Силин: «Массовое зрелище должно быть
действенно-динамичным, зрелищным, эмоциональным и образным. Ему категорически
противопоказаны статично декламационные, так называемые «разговорные» эпизоды и
сцены»
[13, с.
92].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы