Курсовая с практикой на тему Нравственные принципы защиты в уголовном судопроизводстве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ПОМОЩИ КАК КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие и юридическая природа права на получение защиты в уголовном судопроизводстве 5
1.2 Содержание права на получение квалифицированной юридической помощи…………….. 12
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ 16
2.1 Нравственные основания принципов уголовного процесса 16
2.2Нравственное содержание принципов защиты в уголовном судопроизводстве 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Процесс конституционализации общественной системы Российской Федерации, начавшийся с принятием Конституции РФ, предполагает последовательное повышение уровня юридической защищенности граждан и других субъектов права.
Принципы российского уголовного судопроизводства определяются тем, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Принципы уголовного судопроизводства представляют собой наиболее общие правовые положения, т.е. содержанием каждого из них является достаточно общая, широкая правовая идея, которая находит свое конкретное выражение во множестве других процессуальных правил, институтов уголовно-процессуального права.
Все принципы уголовного судопроизводства обусловлены теми или иными положениями Конституции РФ. Большинство принципов прямо закреплены в отдельных статьях Конституции в виде конкретных правовых правил, а механизм их реализации применительно к уголовному судопроизводству дается в УПК. Однако некоторые принципы не имеют прямого конституционно-правового закрепления в виде отдельной нормы, а выводятся из содержания других положений Конституции РФ. Так, принцип свободы оценки доказательств (ст. 17 УПК) обусловлен таким конституционно-правовым принципом, как независимость судей.
В принципах уголовного судопроизводства находят свое выражение такие международно-правовые акты, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.
Объектом являются конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации и гарантирующие возможность практического пользования этими правами нормативно-правовые и институциональные ресурсы.
Предметом исследования выступают нравственные принципы защиты в уголовном судопроизводстве.
Цель состоит в комплексном анализе и обоснованиях оптимизации конституционного механизма поддержания нравственных принципов защиты в уголовном судопроизводстве.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и юридическую природу права на получение защиты в уголовном судопроизводстве;
2. выяснить содержание права на получение квалифицированной юридической помощи;
3. проанализировать нравственные основания принципов уголовного процесса;
4. изучить нравственное содержание принципов защиты в уголовном судопроизводстве.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды российских правоведов: И.А. Антонов, М. М. Винавер, А. В. Гриненко, С.В. Корнакова, А. Г. Кучерена, А. Леви, И. Миронов и т.д
При написании работы применялись следующие методы: общенаучные методы познания (анализ, синтез и др.) и специальные методы научного исследования (историко-формально-правовые, сравнительно-правовые) служили методологической основой исследования.
Нормативную основу исследования составляют нормы российских и правовых актов. К числу таковых следует отнести, прежде всего, Конституцию РФ, федеральные (конституционные) законы РФ.
Структура работы. Структуру определили цель и задачи настоящего исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.
Заключение:
Право на получение квалифицированной защиты в уголовном судопроизводстве, следует относить к самостоятельной группе «основных прав по защите других прав и свобод». Данное право является гарантией для иных прав и свобод и при этом само нуждается в гарантировании.
Право на получение защиты в уголовном судопроизводстве является непосредственно действующим, несмотря на то, что для своего претворения в жизнь оно нуждается в конкретизации и развитии посредством текущего законодательства.
Законодатель при регулировании общественных отношений в сфере оказания юридических услуг должен учитывать баланс частных и публичных интересов, нравственных принципов, ориентируясь, прежде всего, на юридическую природу конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Публичное начало характеризуется тем, что исследуемое право способствует отправлению правосудия, обеспечивая один из его основных принципов — состязательность. В то же время основное предназначение данного права состоит в оказании юридической помощи, в том числе посредством судебного представительства, гражданам и организациям в отстаивании их частных интересов.
Право каждого на получение защиты в уголовном судопроизводстве содержит исходные принципиальные положения для регулирования всей системы правоотношений, основывается на нравственных принципах ведения судопроизводства, связанных с оказанием юридической помощи, будь то помощь адвоката подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, либо представительство в гражданском и арбитражном процессе, в конституционном судопроизводстве.
Право на получение защиты в уголовном судопроизводстве по своему юридическому содержанию является равным для всех и гарантируется каждому, хотя для отдельных категорий правообладателей могут определяться различные условия пользования им.
Моральные основы назначения российского уголовного процесса и принципы, на которых основано все уголовное производство. Что касается гражданского судопроизводства, то многие задачи, указанные в ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решаются сегодня путем расширения коммуникативных возможностей субъектов.
Вместе с тем не все принципы уголовного судопроизводства действуют на всех его стадиях. Это и понятно, поскольку пределы действия того или иного принципа определяются как общими задачами уголовного судопроизводства, так и конкретными задачами отдельных стадий уголовного процесса. Однако все принципы уголовного судопроизводства находят свое выражение в судебном разбирательстве — центральной стадии уголовного процесса.
Все принципы уголовного судопроизводства имеют нормативное выражение, т.е. закреплены в законе. Именно это обеспечивает их непосредственное регулятивное воздействие на уголовно-процессуальные отношения. Какой бы ценной ни была научная идея, та или иная правовая мысль, она не станет принципом уголовного судопроизводства, пока не получит нормативную форму. Каждый из принципов уголовного судопроизводства имеет традиционную структуру уголовно-процессуальной нормы, включающую гипотезу, диспозицию и санкцию. Обладая таким общим признаком, как закрепление в законе, принципы уголовного судопроизводства отличаются друг от друга формами такого закрепления.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ПОМОЩИ КАК КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и юридическая природа права на получение защиты в уголовном судопроизводстве
В соответствии с положением ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Проблематика этого права, как и всякого другого конституционного права человека и гражданина, должна основываться на общих положениях института основ правового положения личности и ее юридического статуса .
На наш взгляд, центральное место в содержании основ правового статуса личности принадлежит конституционным (основным) правам и свободам человека и гражданина. Все другие образующие этот статус элементы, так или иначе, группируются и объединяются вокруг них и «носят вспомогательный, подчиненный характер». Конституционные права и свободы рассматриваются как основа развития правового статуса личности.
Под правом на юридическую помощь понимается право человека (а также юридического лица) в случае необходимости пользоваться помощью (консультации, представление интересов) лиц, обладающих специальными
познаниями в области права (как правило, адвокаты). Однако и это определение может быть предметом критического анализа. Весьма спорным, например, представляется положение о том, что соответствующая помощь оказывается, как правило, адвокатами (соответствующая аргументация будет приведена во втором параграфе настоящей главы).
С научных позиций, при определении сферы применения понятия, или когда термин, обозначающий понятие, многозначен и требуется уточнить, какое же понятие имеется в виду допустимо применить дедуктивный метод исследования: выделить родовое понятие, а затем разложить его на составляющие видовые понятия.
Конституция РФ использует термин «помощь» лишь дважды — говоря о праве каждого на «квалифицированную юридическую помощь», а также на «медицинскую помощь» (ст. 41). В текущем законодательстве термин «помощь» встречается в различных вариациях: психологическая, лечебно- профилактическая, санитарно-профилактическая, методическая, техническая, а также непосредственная техническая помощь (которая может выражаться в форме фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества), финансовая помощь, необходимая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, неотложная медицинская помощь и т. д.
Термин «юридическая помощь» в текущем законодательстве встречается довольно часто, например, юридическая помощь, оказываемая лицу в арбитражном процессе; юридическая помощь защитника и представителя, оказываемая лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или потерпевшему от такого правонарушения и т.д.
Квалифицированная юридическая помощь — это довольно сложная, внутренне согласованная совокупность многих составляющих. К ним относятся субъекты, качество, цели и тому подобное, существующие и действующие в юридической сфере. В науке высказываются самые различные точки зрения относительно вышеперечисленных составляющих, которые, как представляется, в любом случае необходимо анализировать в конституционно-правовом аспекте.
В конституционном тексте, как и во всяком ином, осуществляется множественность смыслов. Поэтому — применительно к общеправовой идее нормативной определенности объективно- выраженного — особое значение приобретает фигура интерпретатора конституционного текста. Таким субъектом является Конституционный Суд РФ.
Анализ текстов вышеуказанных постановлений позволяет прийти к выводу, что квалифицированная юридическая помощь — это деятельность лиц, ее оказывающих, которая, прежде всего, должна отвечать государственным стандартам качества. Причем само понятие «государственные стандарты качества юридической помощи» на первый взгляд может показаться абсурдным.
Действительно стандарты качества применительно к конкретной юридической помощи как таковой законодательно не установлены. Объясняется это, прежде всего, тем, что объективную оценку качеству такой помощи следует давать в каждом конкретном случае. С конституционно- правовой точки зрения к числу наиболее очевидных критериев качества юридической помощи применительно к судебному представительству следует отнести добросовестную активность представителя; знание и понимание конституционно-правового смысла общепризнанных принципов и норм права, а также актуальных положений действующего законодательства; грамотное использование материалов судебной практики, включая интерпретационную практику Конституционного Суда РФ и органов международной юстиции; рациональное использование ресурсов, предоставленных участникам процессуальным законодательством; соблюдение этических норм и др .
Как указал Конституционный Суд РФ, установление критериев квалифицированной юридической помощи и обусловленных ими особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства является прерогативой законодателя. Подчеркнем, что Суд говорит именно о прерогативе, а не обязанности. Вместе с тем возникает вопрос, как государство может гарантировать квалифицированную юридическую помощь, законодательно не установив «критерии квалифицированности». Такие критерии установлены законодателем лишь опосредованно — через статусные характеристики публично обязанных лиц, а также путем регламентации особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводств. Так, например, в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по общему правилу допускаются адвокаты. При этом Законом об адвокатуре установлены квалификационные критерии для таких субъектов: наличие высшего юридического образования и стаж работы по юридической специальности (ст. 9). Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» представителями сторон в конституционном судопроизводстве, кроме представителей сторон по должности, могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности. Для представителей в гражданском и арбитражном процессе каких-либо особых (дополнительных) условий допуска законодателем не предусмотрено — и действует общее правило о процессуальной дееспособности лица .
Причины установления особых требований к представителям (защитникам) применительно к отдельным видам судопроизводства кроются в особых способах и процедурах защиты, которые определяются для каждого из них исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов.
Что же касается, например, уголовного судопроизводства, то в его основе лежит публичный интерес. Природа спорного публичного правоотношения не предполагает возможность свободного распоряжения субъективным материальным правом. Необходимость законодательного закрепления преимущества для адвокатов при допуске их в качестве представителей в уголовном судопроизводстве обусловлена публичными интересами, и высокой значимостью для личности и общества решений, принимаемых в уголовном судопроизводстве. Конституционный Суд РФ обосновал необходимость предъявления к представителям стороны конституционного судопроизводства еще более строгих требований, чем в уголовном судопроизводстве. По его мнению, посредством законодательного установления критериев для допуска представителей не только гарантируется обеспечение конституционного требования об оказании квалифицированной юридической помощи, но и учитывается особая правовая природа Конституционного Суда РФ, уполномоченного решать только вопросы права
Таким образом, на сегодняшний день гарантирование права на получение квалифицированной юридической помощи включает в себя законодательное закрепление дополнительных критериев качества, которые соотносятся с общим значением термина «квалифицированный» и связаны с обладанием специальными знаниями, навыками, умением, а также опытом.
Представляется, что причины такого положения связаны со сложностью определения природы данного права, которая может быть соотнесена и с политическими, и с идеологическими, и с экономическими и, наконец, собственно юридическими (правозащитными) компонентами. При этом экономический аспект является одним из наиболее значимых: ведь помощь, которая декларируется, должна быть кем-то оказана, а это значит и — так или иначе — оплачена. Между тем, экономическая система СССР не позволяла открыто заявить о возможности частноправового характера юридических услуг .
Ключевым моментом в выявлении юридической природы права на квалифицированную юридическую помощь как основного (конституционного) права является то, что оно в любом случае должно быть обеспечено на уровне отношений граждан и организаций с государством. Поэтому его следует рассматривать в рамках отношений «государство — каждый (гражданин, организация)», так как, чтобы быть подлинным, оно должно подкрепляться постоянной и активной деятельностью государства, и напротив, не может существовать без государственного гарантирования.
Специфика права на получение юридической помощи выдвигает серьезные аргументы в пользу того, что оно действительно может быть реализовано как в результате правоотношений, так и при их отсутствии.
Право на получение квалифицированной юридической помощи, как и остальные основные (конституционные) права, является постоянным, или — в конституционной терминологии — непосредственно действующим, то есть принадлежащим каждому независимо от вступления в правоотношения.
Юридическая природа конституционных прав и обязанностей по сравнению с другими видами прав граждан проявляется в том, что они составляют юридическую базу, фундамент, исходные положения, основу последних, а значит, их необходимо формулировать в самом общем виде. В то же время неверно думать, что отраслевые и субъективные права и обязанности лиц составляют часть основных (конституционных) прав и обязанностей. Обе эти группы носят самостоятельный характер. Соотношение между ними состоит в том, что конституционные права и обязанности определяют содержательные параметры всей системы прав и обязанностей.
Однако установленные Конституцией РФ права и обязанности для своего претворения в жизнь нуждаются в конкретизации и развитии посредством текущего законодательства. Особую роль в решении этой важнейшей для юридической практики задачи играет Конституционный Суд
РФ. В частности, в его Постановлении от 23 января 2007 г. № 1-П получил разрешение ряд вопросов о природе права на получение квалифицированной юридической помощи. Прежде всего, Суд отметил, что, хотя нормативное правовое регулирование соответствующих отношений предметно не локализовано, оно носит отчетливо выраженный процессуальный характер, что необходимо связать с существенной спецификой исследуемого права. Далее было подчеркнуто, что право это не предопределяет исключительную статусную специфику субъектов оказания квалифицированной юридической помощи (адвокаты).
Как представляется, в случае с регулированием общественных отношений, возникающих в связи с оказанием квалифицированной юридической помощи, речь идет не столько об интересе государства как таковом, сколько о его обязательствах перед обществом. Посредством закрепления определенных правил поведения помимо публичного интереса, выражающегося, например, в осуществления правосудия, обеспечивается и частный интерес граждан и организаций, оказывающих и получающих юридическую помощь. В этой связи сама юридическая практика, посредством осуществления которой гарантируются многочисленные конституционные права и свободы, должна быть направлена на обеспечение конституционного баланса публичных и частных интересов и ценностей. Отстаивание юристом позиции клиента не должно входить в противоречие с конституционными ценностями и принципами, в том числе нарушать права и свободы других лиц.
Вторая точка зрения представляется наиболее предпочтительной. Связано это, прежде всего, с тем, что возможность получения квалифицированной юридической помощи является одним из основополагающих прав человека и гражданина и, одновременно, важнейшей гарантией соблюдения целого ряда иных прав и свобод (не ограничиваясь защитой чести и достоинства).
Таким образом, право каждого на получение защиты в уголовном судопроизводстве содержит исходные принципиальные положения для регулирования всей системы правоотношений, основывается на нравственных принципах ведения судопроизводства, связанных с оказанием юридической помощи, будь то помощь адвоката подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, либо представительство в гражданском и арбитражном процессе, в конституционном судопроизводстве.
1.2 Содержание права на получение квалифицированной юридической помощи
Принадлежность права на получение квалифицированной юридической помощи к основным правам и свободам не могла не отразиться на его содержании. Конституционным нормам, определяющим содержание основных прав и обязанностей, присуща высокая степень обобщенности. Однако это не означает, что конституционные права и обязанности неопределенны по своему содержанию: они вполне конкретны и имеют свои границы.
Что касается социального содержания данного права, то оно различно для каждого из субъектов его получения. Связано это, прежде всего, с неравными возможностями лиц для реализации этого права, прежде всего — это неравные материальные возможности. Именно обогащение социального содержания конституционных прав и свобод вообще и права на получение квалифицированной юридической помощи в частности служит их эволюции. Что же касается юридического содержания права на получение квалифицированной юридической помощи, то здесь следует отметить направленность положений ст. 48 Конституции на основополагающее- и поэтому общеустановочное регулирование. Функция федерального законодательства состоит в конкретизации посредством текущего законодательства положений Конституции, направленных на регулирование отношений в сфере оказания правовой помощи и указывающих исходное, главное направление развития всей системы прав и обязанностей.
В науке конституционного права основное право определяется часто как гарантированная государством юридическая возможность, вид и мера поведения субъекта. Такая формулировка допустима, но она не должна вести к отождествлению понятий «субъективное право» и «право человека» (о чем уже говорилось). При наличии определенных условий может стать реальностью, превратиться в действительность. Возможность свободно избирать варианты поведения, вид и меру — главный элемент всякого юридического права и юридической свободы. Когда мы говорим о субъективном праве или праве частного лица, то подразумеваем именно возможное поведение, а не должное.
Некоторые авторы говорят о возможном поведении, которое осуществимо только в рамках должного. Любая норма проявляет себя как должное, подкрепляемое государственным принуждением, обязательное поведение. Однако в рамках должного, обязательного поведения имеется не один, а большее или меньшее число возможных, дозволенных, допустимых вариантов правомерного поведения, из которых человек вправе избрать тот, который полнее других отвечает его интересам, может удовлетворить его потребности .
По общему правилу лицо нельзя принудить, ни к пользованию своими правами, принадлежащими ему от рождения, ни к отказу от такого пользования. Данное положение предопределяет различные отраслевые законодательные установления близкой смысловой направленности. Так, ст. 9 ГК РФ устанавливается, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, а отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Если осуществление права — это возможное поведение, то под содержанием права следует понимать комплекс возможностей, или, иначе говоря, комплекс различных вариантов поведения субъекта, право выбора любого из которых принадлежит только человеку.
Следует отметить, что юридическое содержание права на получение квалифицированной юридической помощи во многом обусловлено- его юридической природой. Само по себе данное право не предполагает совершение собственных активных действий. Самостоятельное активное пользование этим правом может исчерпываться обращением за помощью. Помощь — это всегда необходимость взаимодействия с каким-либо лицом, обладающим искомыми (необходимыми для нуждающегося в помощи) познаниями или навыками. Не существует такого понятия как «самопомощь» (в отличие от «самозащиты»). Таким образом, необходимым элементом содержания права на получение квалифицированной юридической помощи является возможность требовать совершения определенных активных действий от обязанного (в силу договора или специфического публичного уполномочивания) лица. Речь идет о совершении именно активных действий, так как помощь — это всегда активное содействие.
Определенные сомнения вызывает необходимость самостоятельного выделения такого элемента содержания права на получение квалифицированной юридической помощи как возможность пользования определенным социальным благом. Юридическая помощь — это услуга, оказание которой в большинстве случаев не связано с определенным продуктом (овеществленным результатом деятельности), как это, например, имеет место при осуществлении работ. Здесь важен процесс деятельности специалиста. Сама квалифицированная юридическая помощь способствует получению социальных благ и ценностей (собственность, льготы, здоровье, свобода и др.).
Право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, как и любое другое субъективное право, может быть нарушено и, следовательно, подлежит защите. Таким образом, возможность защиты исследуемого права также входит в его юридическое содержание.
Приведенное решение вопроса о содержании права на получение квалифицированной юридической помощи находит подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П. Здесь Суд подчеркнул, что праву этому корреспондирует обязанность государства обеспечить надлежащие условия, в том числе нормативно- правового характера, с тем, чтобы каждый в случае необходимости имел возможность обратиться за юридической помощью для защиты и отстаивания своих прав и законных интересов. Это означает, что субъективная возможность обратиться в случае необходимости за юридической помощью для защиты и отстаивания своих прав и законных интересов и является первой и наиболее общей содержательной конкретизацией указанного права. Причем непосредственно конституционное подтверждение его гарантированности исключает возможность трактовать данное полномочие посредством «привязки» к области частного права. Разумеется, юридическая (квалифицированная) помощь может быть оказана и на частноправовой (гражданско-правовой) основе, но она в любом случае остается конституционно гарантированной, хотя законодатель и не ограничен в выборе путей гарантирования (выполнения своей обязанности) .
Таким образом, право на получение защиты в уголовном судопроизводстве по своему юридическому содержанию является равным для всех и гарантируется каждому, хотя для отдельных категорий правообладателей могут определяться различные условия пользования им.