Нравственное Богословие Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Нравственные наставления Амвросия Оптинского

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Сотворение человека 6
1.1. Произволение Творца к созданию человека 6
1.2. Характеристика человека как творения Божия 9
Глава 2. Назначение человека 14
2.1. Назначение человека по отношению к Богу 14
2.2. Назначение человека по отношению к самому себе 22
2.3. Назначение человека по отношению к остальному творению 25
Заключение 28
Список литературы 31

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Духовный подвиг Святых отцов каждый по-своему отражает его взгляд на христианство. Эта цель связывает все духовные подвиги. Одним из таких звеньев является нравственно-богословское учение преподобного Амвросия Оптинского. Современник праведного Платона, архимандрита Спасо-Андроникова монастыря и Преподобного Алексия, он оставил память о себе как духовный писатель, подаривший бесценный духовный опыт подобно подвижникам русского и афонского монашества.
Будучи духовным наставником, он имел много духовных чад, он способствовал укреплению христианства на Руси. Огромное значение имеют духовные произведения отца Амвросия, исполненного живого благодатного дыхания Святого Духа. Они проникнуты глубокой любовью к людям, идущим широкою дорогою мирской жизни и не ведающим истинного блага, к которому ведет узкий путь борьбы со страстями и пороками. После смерти отца Амвросия его духовные произведения практически не были осмыслены потомками и, поэтому, духовное богатство подвижника оказалось невостребованным.
Объектом исследования становится богословское наследие Амвросия Оптинского.
Предмет исследования – нравственно-богословские сочинения отца Амвросия Оптинского, посвящённые современному христианину.
Цели исследования: проанализировать особенности богословских трудов отца Амвросия Оптинского, выявить основные направления его духовного творчества.
Задачи исследования:
1. Изучить богословские труды преподобного Амвросия Оптинского.
2. Проанализировать метод его богословия.
3. Определить значимость нравственного богословия преподобного Амвросия Оптинского для современных христиан.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его фактический материал, результаты и выводы могут быть использованы при изучении работ преподобного Амвросия Оптинского в свете вопросов нравственно-богословского характера, а также окажут неоценимую помощь в понимании Слова Божия современным христианам.
Историография вопроса. Говоря о богословском наследии преподобного Амвросия Оптинского, можно выделить два периода изучения данной проблемы. Первый период: дореволюционный (1890 –1917 годы). Кроме трудов отца Амвросия, в это время появляются биографические работы о нем, такие как «Жизнеописание почившего в Бозе иеросхимонаха отца Амвросия. С приложением писем и наставлений его к разным лицам», вышедшее в 1893 году. Составителем данного труда является бывший келейник преподобного М. Оленев, который при жизни старца записывал для себя все виденное и слышанное.
Ценность данного труда заключается в том, что в основу его были положены автобиографические записки о своей жизни, составленные собственноручно отцом Амвросием. Из этой работы мы почерпнули сведения о его богоугодной жизни, начале писательской и издательской деятельности.
В 1915 году в «Вятских епархиальных ведомостях» священником А. Игнатьевым публикуется статья в честь отца Амвросия Оптинского, в котором также описывается жизненный путь преподобного, его заботы и труды по строительству и реконструкции обители.
В новейший период (с 1992 года) начинают появляться статьи и книги с жизнеописанием преподобного и отдельные исследования о нем. Так, в 1994 году в городе Кирове, а в 1996 г. в городе Саратове, по произведению М. Оленева (келейника преподобного), было выпущено подробное жизнеописание отца Амвросия Оптинского .
В 1999 году протоиереем Сергием Гомаюновым и краеведом А. Маркеловым была выпущена книга «Живые иконы. Святые и праведники Русской земли», в которой авторы раскрывают подвижническую жизнь преподобного Амвросия Оптинского .
Методологическая основа работы включает в себя такие общенаучные методы исследования, как описание, сравнение, анализ, аналогия. Были использованы принципы объективности и историзма.
Структура исследования обусловлена целями и задачами, поставленными в работе. Работа состоит из введения, предлагающего общую характеристику исследования, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В данной работе мы постарались определить, кем был отец Амвросий Оптинский для России и Калуги. Несмотря на то, что он служил в нескольких монастырях, имя его принадлежит Оптинской Пустыни.
Его имя вписано не только в историю монастыря, но и в историю города. Нельзя говорить об Оптинской Пустыни, о сохранении этой святыни, пусть и сохраняющей на данный момент статус памятника, и не вспоминать о ее настоятеле.
Слишком сильна была личность Амвросия Оптинского и слишком большое впечатление оставил он после себя в городе. Образ его остался живым примером на московской кафедре, полный живых свежих красок, а истории об особенностях его служения передаются из уст в уста, хотя с того времени прошло почти 200 лет.
А между тем, вряд ли многие задумываются о том, какую роль оказывал Амвросий Оптинский на становление и развитие веры в России в свое время. Чтобы понять это, стоит обратиться ко времени, когда происходило становление его на духовном поприще.
Первые десятилетия XIX века – это время тяжелое для России, время грандиозных сомнений и время поиска себя большинством просвещенного населения страны. Начавшиеся в век Просвещения Екатерины переоценка церковной жизни, негативное влияние идей, шедших с Запада, захватили умы и привели к большой степени духовной растерянности, от которой страна не опомнилась и до сих пор.
Резкая перемена в положении монастырей, ослабление их как финансово, так и в правовом плане существенно изменило взгляд социума на церковь. Огромную роль играло также и знаменитое дело Андрея Мацевича, которое не имело до того прецедентов. Все это вместе взятое существенно ослабило духовно-просветительскую деятельность церкви.
Император Александр, тяготеющий к религии, должен был, казалось бы, облегчить положение монастырей, но улучшения эти происходили очень медленно. В стране начинает процветать большое количество различных еретических сект, подняло голову масонство. Дело Иннокентия, подвижника и ученого говорит о том, что интриги двора активно вмешивались в дела церкви. За то что он пропустил, в качестве цензора, книгу, которая предполагала обличение неправославных мнений, он был изгнан в дальний приход в Пензу и был выслан из Петербурга больным, в разгар морозов. Это привело к тому, что он через два месяца после изгнания умер.
В такое время Амвросий Оптинский был вынужден начинать свое дело. В это время необходимо было отделить зерна о плевел, выяснить, какие проблемы мешают развитию Православия, установить непреложное учение церкви. Подобно времени, когда еще не укоренившееся Православие подвергалось нападкам языческих властителей, а затем во времена ересей, сперва отдельные сподвижники, а затем и Вселенские соборы смогли отстоять каноны религии, так и в это непростое время дворцовых переворотов, отмечаемое историками, как эпоха, но не занимающее и пятидесяти лет, Амвросий сумел варьировать и отстаивать собственное мнение на чистоту религии и служение Церкви.
Интересным становится и взгляд его на пост, который в то время вызывал много нареканий у людей невоцерковленных или воцерковленных для видимости. Очень ярким является его силлогизм, который говорит о том, что люди с готовностью воспринимают отказ от пищи, если этот отказ мотивирован лекарями, но, в то же время, они не готовы принимать эти же советы от церкви. Несмотря на то, что церковь, определяя посты, имела очень схожее намерение, как и лекари, предписывающие лечение, вопрос об усмирении болезней воспринимается как более значимый для людей, нежели вопрос усмирения страстей.
Авторитет его особенно ценен в тех случаях, когда погрешности в учении исходят от лиц священного сана. Он пришел в нужное время и в нужное место – именно его трудами удалось «отлить» Православие в металлические, незыблемые формы, которыми характеризуется современные каноны религии.
Строгий и настойчивый к своим современникам он был очень внимателен к духовенству, стремясь учесть все сложности жизни, учитывая нужды и вдумываясь в обстоятельства тех случаев, когда требовалось его прямое вмешательство.
Особую роль играли в его деятельности заслуженные священники, вызывавшие особое почтение и бывшие примером. Он был доступен для священнослужителей даже в часы болезни или сна, никогда не отказывал в помощи ближним. После двухдневных поездок по делам монастыря он стремился помочь ближнему. То обаятельное впечатление, которое святой оказывал на современников, нашло себе прекрасное воплощение в воспоминаниях современников.
Он был истинный монах, строгий аскет в жизни и своих вкусах.
Современники говорили о том, что никто не знает, сколько он спал, так как ложился он поздно, а вставал рано – келейник постоянно заставал его за работой. Прием посетителей, помощь страждущим, молитвы о ближних, богослужения, научные труды в библиотеке – все это отнимало огромное количество времени и не давало рано отойти ко сну.
Имея особое чувство благоговения к преп. Сергию, он любил уединяться в его Лавру, но большее время, конечно же, он проводил в своем монастыре, который требовал большое количество забот от своего настоятеля. Тем не менее, полностью посвятить себя монастырю он не мог, так как его призвание требовало постоянных сношений с людьми.

 

Заключение:

 

Актуальность темы исследования. Духовный подвиг Святых отцов каждый по-своему отражает его взгляд на христианство. Эта цель связывает все духовные подвиги. Одним из таких звеньев является нравственно-богословское учение преподобного Амвросия Оптинского. Современник праведного Платона, архимандрита Спасо-Андроникова монастыря и Преподобного Алексия, он оставил память о себе как духовный писатель, подаривший бесценный духовный опыт подобно подвижникам русского и афонского монашества.
Будучи духовным наставником, он имел много духовных чад, он способствовал укреплению христианства на Руси. Огромное значение имеют духовные произведения отца Амвросия, исполненного живого благодатного дыхания Святого Духа. Они проникнуты глубокой любовью к людям, идущим широкою дорогою мирской жизни и не ведающим истинного блага, к которому ведет узкий путь борьбы со страстями и пороками. После смерти отца Амвросия его духовные произведения практически не были осмыслены потомками и, поэтому, духовное богатство подвижника оказалось невостребованным.
Объектом исследования становится богословское наследие Амвросия Оптинского.
Предмет исследования – нравственно-богословские сочинения отца Амвросия Оптинского, посвящённые современному христианину.
Цели исследования: проанализировать особенности богословских трудов отца Амвросия Оптинского, выявить основные направления его духовного творчества.
Задачи исследования:
1. Изучить богословские труды преподобного Амвросия Оптинского.
2. Проанализировать метод его богословия.
3. Определить значимость нравственного богословия преподобного Амвросия Оптинского для современных христиан.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его фактический материал, результаты и выводы могут быть использованы при изучении работ преподобного Амвросия Оптинского в свете вопросов нравственно-богословского характера, а также окажут неоценимую помощь в понимании Слова Божия современным христианам.
Историография вопроса. Говоря о богословском наследии преподобного Амвросия Оптинского, можно выделить два периода изучения данной проблемы. Первый период: дореволюционный (1890 –1917 годы). Кроме трудов отца Амвросия, в это время появляются биографические работы о нем, такие как «Жизнеописание почившего в Бозе иеросхимонаха отца Амвросия. С приложением писем и наставлений его к разным лицам», вышедшее в 1893 году. Составителем данного труда является бывший келейник преподобного М. Оленев, который при жизни старца записывал для себя все виденное и слышанное.
Ценность данного труда заключается в том, что в основу его были положены автобиографические записки о своей жизни, составленные собственноручно отцом Амвросием. Из этой работы мы почерпнули сведения о его богоугодной жизни, начале писательской и издательской деятельности.
В 1915 году в «Вятских епархиальных ведомостях» священником А. Игнатьевым публикуется статья в честь отца Амвросия Оптинского, в котором также описывается жизненный путь преподобного, его заботы и труды по строительству и реконструкции обители.
В новейший период (с 1992 года) начинают появляться статьи и книги с жизнеописанием преподобного и отдельные исследования о нем. Так, в 1994 году в городе Кирове, а в 1996 г. в городе Саратове, по произведению М. Оленева (келейника преподобного), было выпущено подробное жизнеописание отца Амвросия Оптинского .
В 1999 году протоиереем Сергием Гомаюновым и краеведом А. Маркеловым была выпущена книга «Живые иконы. Святые и праведники Русской земли», в которой авторы раскрывают подвижническую жизнь преподобного Амвросия Оптинского .
Методологическая основа работы включает в себя такие общенаучные методы исследования, как описание, сравнение, анализ, аналогия. Были использованы принципы объективности и историзма.
Структура исследования обусловлена целями и задачами, поставленными в работе. Работа состоит из введения, предлагающего общую характеристику исследования, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Сотворение человека

1.1. Произволение Творца к созданию человека

Имя Амвросия Оптинского, архимандрита Спасо-Андроникова монастыря занимает особое место в истории русской церкви XIX века. Он во многом был для русской Церкви тем, чем были для молодого российского христианства те великие епископы, которым присвоено звание «Отцов церкви». Это обусловлено как особой ролью для Православия Оптинской Пустыни, так и той ролью, которую играл сам Амвросий.
Амвросий Оптинский на примере своем воплотил все основы христианского учения. А в самом себе дал как величавый, удивительный образ православного архипастыря, так и меру того, до какой глубины может дойти просветленный верою ум и дух человеческий. История не сохранила для нас данных биографии Амвросия Оптинского. Известно только, что он происходил из духовной семьи и окончил с отличием тверскую семинарию. Учеба давалась достаточно легко и вскоре после семинарии он был направлен в Троицкий монастырь города Калязина.
Уже в этот период он любил уединение, предпочитая книгу беседе с товарищами, а духовное служение развлечениям. Биографы сообщают, что развлечения было одно – игра в шахматы, которое позволяло тренировать острый ум и логику. Благодаря своей высокой духовности и учености, он был вызван в Санкт-Петербург, в домовую церковь тверского архиерея, где вел богослужения и проходил другие должности. Это был своеобразный путь знаний, который помог в дальнейшем в служении .
Уже в это время он получил призвание среди народа как выдающегося проповедника. Первое его слово произнесено 12 января 1826 г., в день, когда Лавра празднует свое освобождение от польских полчищ в эпоху смутного времени. Это событие может быть оценено как эпохальное, которое предопределило во многом дальнейшее служение Архимандрита. Это первое слово было обращено к величайшим страницам в истории России, ее трудностям и времени, когда проявил себя наиболее ярко прп. Сергий Радонежский. Вообще именно этому отцу Амвросию Оптинскому был наиболее близок по духу и образ его столь часто он рисовал в своих обращениях.
За свой ум был высоко оценен как мирскими, так и духовными властями, благодаря чему уже в 1829 году, в июне –июле, он был назначен членом духовного правления и благочинным пяти крупных монастырей. На этом поприще он сумел проявить себя и продемонстрировать все свои дарования. Деятельность Платона, который не только обеспечивал работу монастырей, но и решал проблемы мирян, была неизмерима.
Он активно занимается духовной деятельностью, организует благотворительность в помощь бедных и сирот, поддерживает богадельни, составляет проповеди и ведет активную переписку с мирянами, наставляя их на истинный путь, занимается активным изучением Священного Писания и даже составляет ремарки и введения к Божественным книгам, о которых мы можем судить лишь по воспоминаниям современников.
Его вера была настолько глубокой, а видение Святых книг было настолько блестящим, что каждый, кто слышал его рассуждения, раскрывал для себя новые горизонты. Глубина мысли, неотразимость логических приемов, крепко обоснованных доказательств — отличительная черта его произведений.
Этот древний монастырь, относящийся к разряду ставропигиальных, то есть независимых от епархии, помог во многом раскрыться в проповедях людям, а также в помощи всем тем, кто обращался на служение к Богу. Его деятельность образовывала в людях непреклонную волю, сильный ум. Люди, которые внимали настояниям Амвросия Оптинского могли жить своим умом, руководиться своим собственным рассуждением. Здравый житейский смысл совмещался в них с книжною ученостью.
В своих трудах отец Амвросий Оптинский исходил из того, что творение человека становится высшей формой божественного промысла. Обратимся вновь к тексту Книги Бытия:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7).
Мы видим, что Бог творит человека особым образом, не так, как мир. Ранее Он повелевал, когда говорил земле: «Да произрастит», когда говорил воде: «Да произведет», когда говорил земле: «Да произведет земля душу живую, пресмыкающихся и животных». Человека Бог творит особым образом. Мы уже вкратце касались этого вопроса, когда читали 1-ю главу, в 26-м стихе которой говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Здесь, во 2-й главе, мы узнаем подробности о творении самого человека и его души: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою», – и, как сектовед, я обращаю особое внимание на эти слова.
Рождение человека обусловлено тем, что Господь вдохнул в него свое дыхание и тем самым обрек его на жизнь. Именно этим дыханием, которое приобрело в христианстве понятие души, человек отличился от животного, у которых душа содержится в крови.
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15).
Бог создал для человека все условия благополучия, у него не было никакого недостатка в чем-либо. Это, можно сказать, то, к чему стремится современный наш мир, – получение всех возможных благ. И первой семье, Адаму и Еве, Бог при этом сказал: вы не можете вкушать от древа познания добра и зла.
Продолжая тему поиска Царствия Небесного в своих произведениях, отец Амвросий научает: «Придите в познание Божией правды, послушайте вы слов Господних, которые научат вас иной печали, иному страху, а не тому, который вас тяготит ныне и губит навеки. Страху Господню научат,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы