Курсовая с практикой на тему Нравственное воспитание младшего школьника средствами истории
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1.Теоретические основы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе. 5
1.2. Формирование
нравственности младших школьников на
современном этапе. 8
1.3 Методы, средства,
формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории 11
2 НРАВСТЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ИСТОРИИ 14
2.1 Опытно-экспериментальная работа по определению нравственной воспитанности младших школьников. 14
2.2 Методика и технологии нравственного воспитания младших
школьников. 16
2.3.Методические
рекомендации по нравственному воспитанию на уроках истории младших школьников. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 27
Введение:
Актуальность. Школа играет особую роль в нравственном воспитании подрастающего
поколения, ведь традиционно это учреждение является социальным институтом,
занимающимся формированием мировоззрения, идейного духа и эмоциональной
атмосферы учащихся. Школа — единственное социальное учреждение, через которое
проходят все граждане России. Личные ценности, конечно, в первую очередь
формируются в семье. Но в области образования происходит устойчивое,
последовательное и глубокое нравственное развитие личности. Поэтому школа должна
ориентироваться не только на интеллектуальную, но и на нравственную и
культурную жизнь ученика.
В то же время история призвана
играть особую роль в процессе формирования нравственного круга личности,
являющегося связующим звеном между прошлым и настоящим и показывающего важность
вечных ценностей для современной жизни. На исторических примерах она
закладывает основы нравственного поведения учащихся. В самые сложные времена
жизни в нашей стране соблюдение традиций и исторической памяти, дало духовный
импульс воспитанию нового поколения.
Образовательный потенциал
гуманитарных наук, особенно истории, огромен. Это позволяет учащимся
сформировать собственное отношение к событиям и явлениям, предоставить учащимся
личное освещение целей, ценностей, идей и принципов, разработанных сообществом.
Изучая историю, школьники получают представление не только об обычаях и
традициях, но и о нравственных качествах, присущих нашим предкам.
Использование исторического
материала в духовном воспитании младших школьников может иметь множество
различных аспектов. Это, прежде всего, рассмотрение исторических вопросов с
точки зрения морали. Это также разные области внеклассной деятельности по
данной теме, когда младшие школьники начинают больше интересоваться отдельными
людьми и историческими событиями. Наконец, это развитие общественных
объединений детей и подростков, деятельность которых базируется на богатых
национальных и духовных традициях. Таким образом, для реализации
духовно-нравственного воспитания школьников возможности образовательного
процесса должны использоваться во многом.
Фактически, различные аспекты
учебной деятельности по истории
представляют собой «гуманизацию» академических дисциплин, которая приводит к
ясным эмоциям, а не к сухой информации и ярким схемам образов, преобладание
которых приводит к формальному признанию учащихся. Важным аспектом этой работы
является прозрачность организации и ее содержания: участие не только учителей
истории, но и учителей дополнительного образования, а также родителей и всех
заинтересованных сторон.
Это позволяет решать вопросы
воспитания и образования наиболее подходящим способом: не путем выстраивания
отношений в сообществе, а путем включения ученика в сферу сотрудничества с
различными ценностями, идеалами и моделями. Понятна важность комплексного
подхода к формированию и развитию общественно значимых тенденций у школьников с
использованием содержания, методов, приемов и средств обучения истории,
потенциал внеклассных занятий по данной теме, потенциал школьного
самоуправления.сдвинуться
Цель исследования: изучить эффективность использования процесса изучения истории для нравственного воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
-рассмотреть теоретические основы нравственного воспитания в
психолого-педагогической литературе;
-определить формирование
нравственности младших школьников на
современном этапе;
-рассмотреть методы, средства, формы
нравственного воспитания учащихся на уроках истории;
-провести опытно-экспериментальную работу по определению нравственной воспитанности младших
школьников;
-проанализировать методики и технологии
нравственного воспитания младших школьников;
— рекомендовать методические рекомендации по нравственному воспитанию на уроках истории
младших школьников.
Методы исследования. Достижение поставленной цели и решения задач было достигнуты
посредством исторической ретроспективы — метод последовательного проникновения
в историческое прошлое с целью определения причины данного события; изучения
опубликованных источников, позволивших наиболее полно раскрыть объект
исследования. Работа опирается на принципах научной объективности, историзма и
многофакторного подхода истории. В качестве дополнительных методов являются
анализ литературы и источников.
Практическая значимость
курсовой работы состоит в том, что ее результаты могут быть непосредственно
использованы в практике школьного преподавания истории.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы .
Заключение:
Проблема нравственного воспитания изучалась философами, психологами и
педагогами-учеными. Но тема по-прежнему важна.
Мы работали над проблемами
нравственного воспитания на уроках истории, изучали педагогическую и
методическую литературу по данному вопросу, обсуждали сущность, содержание и
основные концепции нравственного воспитания на уроках истории, изучали,
анализировали и анализировали методы, формы и приемы нравственного воспитания
на уроках истории. Затем и обобщая различные мнения по этой проблеме в
литературе, можно сделать следующие выводы:
Нравственное воспитание — это
двусторонний процесс формирования нравственного сознания, формирования
духовного чутья и формирования навыков и привычек нравственного поведения. Он
включает в себя формирование духовного мышления, обучение и формирование чувства
нравственности, формирование навыков и привычек нравственного поведения. Это
правда, что если человек взвешивает свои действия, он должен действовать
осторожно и выбрать правильный способ решения своей проблемы.
Важнейшими средствами
нравственного воспитания на уроках истории являются применение нравственных
идеалов, созданных в культуре на разных этапах исторического развития,
сравнение и трактовка их, то есть самих себя. модели нравственного поведения, к
которому стремится человек. Необходимо учитывать специфику процесса
нравственного воспитания, поскольку он длительный и постоянный, а его
результаты отсрочены. Основные моральные ценности человека — это убеждения,
моральные принципы, ценности, а также действия, связанные с родственниками и
незнакомыми людьми. Мы считаем, что человек должен быть нравственным, поскольку
нормы, правила и моральные требования действуют как простая точка зрения на
поведение, как собственные мысли и убеждения.
Обучение в школе — это, прежде
всего, формирование духовной личности. Уроки истории имеют возможность
развивать духовные качества ученика в процессе изучения данного предмета. Мы
узнали, что методы нравственного воспитания сложны и противоречивы.
В конце нашего исследования можно
сказать, что уроки истории обладают огромным духовным потенциалом. Изучая,
сравнивая, анализируя и оценивая, учащиеся формируют свои собственные взгляды,
усваивают текущие социальные ценности и, таким образом, получают моральное
воспитание. Однако многое зависит от учителя, ведь при работе с детьми младшего
и старшего возраста приходится прибегать к разным методам. Педагогика указывает
на то, что в разном возрасте существуют разные возможности для нравственного
воспитания. Например, дети, подростки и молодые люди по-разному относятся к
разным учебным пособиям. Знание и учет того, что человек приобрел в тот или
иной период жизни, поможет дальнейшему развитию образования. Духовное развитие
ребенка играет важную роль в формировании его разносторонней личности,
оказывает большое влияние на умственное развитие, трудовое воспитание,
физическое воспитание и развитие эмоциональных и эстетических интересов.
Поэтому учитель на уроках
истории, решая учебные задачи, должен опираться на рациональную и нравственную
личность, предавать исторический опыт, помогать каждому ученику в определении
основ его личной жизни, чувство ответственности в поддержании духовных основ.
общество для достижения. Этому способствует нравственное воспитание, которое
устанавливается отдельно в образовательном процессе и становится его
неотъемлемой частью.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Теоретические основы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе Младший школьный возраст —
благоприятный период для интенсивного развития учебной деятельности, которая
закладывает основу для развития психики ученика. Психологи обнаружили, что для
этого возраста характерно повышение внешней чувствительности, уверенности в
истинности всего, чему учат и говорят, в неопределенных обстоятельствах и
потребности в моральных нормах; ее отличает нравственная требовательность к
окружающим, актуальность поведения. В педагогической литературе проблемы,
изучаемые в данной курсовой работе, нашли отражение в фундаментальных
исследованиях А.С. Макаренко, а также О.С. Богданова, Н.М. Болдырева, в котором
раскрывается сущность основных понятий теории нравственного воспитания, пути
дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного
воспитания.
Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Первоначально сама
педагогика определялась как «просветительская наука». «Мы верим», — пишет Е.В.
Бондаревская, — «Воспитание следует
рассматривать как общее понятие в системе педагогических знаний, потому что
педагогика всегда определялась как наука о воспитании подрастающего поколения»
[3, с. 55]. Как отмечает А.В. Мудрик, термин «воспитание впервые был использован в славянских текстах в
1056 году в Евангелии от Остромира. В одном из первых опубликованных
пособий по воспитанию детей в семье «О воспитании детей» (1609 г.) автор пишет,
что ответственность за воспитание детей в семье и выбор учителей лежит на
родителях. Обучение следует начинать в раннем возрасте. Детские привычки
определяют поведение человека на протяжении всей жизни. Плоды хорошего
воспитания, передаваемые из поколения в поколение, влияют на нравственность и
характер людей [5]. Сегодня в педагогической науке нет общепринятого понятия
«просвещение».
Одна из причин — многозначность и
разное толкование содержания. В «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке
в 1973 г., а)«воспитание» определяется как: он живет, имеет положительную
ценность; б) социальные процессы, посредством которых люди влияют на выбранную
и контролируемую среду (особенно такую, как школа), чтобы они могли достичь
социальной компетентности и оптимального индивидуального развития [1].
В 1982 году во Кратком педагогическом словаре, опубликованном там,
понятие «воспитание» определялось следующим образом:
а) любой процесс, который
способствует развитию способностей и талантов людей посредством передачи знаний
о поведенческих привычках и ценностях;
б) процесс развития школы или другого учреждения, созданного в первую
очередь с целью преподавания и обучения;
в) всестороннее развитие человека
через обучение и воспитание »[1].
В отечественной педагогике
советского периода воспитательный процесс определялся как «организованный и
управляемый руководством по воспитанию учащихся в соответствии с целями
общества». В современной отечественной педагогике образование рассматривается
как «эффективное сотрудничество учителя и ученика, ведущее к достижению этой
цели. И. Подласы подробно описывает процесс обучения, подчеркивая, что это
«процесс становления, развития личности, состоящий как из влияния внешних
воздействий, так и из самодисциплины личности». Приоритетным направлением
образования является процесс формирования духовной культуры как части основной
культуры личности [6, с. 242]
Педагогический энциклопедический словарь
содержит следующую статью: «Нравственное воспитание — одна из форм
воспроизводства, нравственного наследия в обществе.
В понимании нравственного воспитания в истории культуры можно выделить
четыре основные традиции: патернализм (нравственное воспитание как обязательное
средство старших); религия и церковь (нравственное воспитание как поддержание
достоинства веры); Просвещение (нравственное воспитание как результат овладения
научными знаниями; коммунистически-духовное воспитание как процесс формирования
чувства коллективизма [5].
Различные концепции, в которые
вводились эти традиции, как правило, имели философский статус — они
ограничивались повышением уровня фундаментальных возможностей в общем
направлении нравственного воспитания. В то же время многие концепции (например,
Платон, Ж. Ж. Руссо), содержащие подробные учебные планы и методы обучения,
считаются пугающими. Мнения об объекте нравственного воспитания противоречили
друг другу. В любом образовательном процессе учителя обучают своих учеников,
делятся опытом, знаниями, умениями, навыками и так далее.
Но мораль нельзя изучать извне, она основана на личной независимости,
закон морали, в отличие от других положений, является законом самого человека.
Выход из этой ситуации обычно видится в преподавании нравственного воспитания
как формы «акушерского» искусства (Сократ, И. Кант).
Воспитание, как и любая
рациональная деятельность, а также различие между конечным результатом (целью)
и промежуточным действием (средствами) приводит к тому, что средства оправданы
только для этой цели. Нравственное воспитание не укладывается в логику
целенаправленной деятельности. Нравственность — это не обычная цель, которую
можно достичь с помощью определенных средств в течение определенного периода
времени. Точнее, мораль можно назвать не целью, а идеалом — принципом
регулирования и шкалой оценки человеческого поведения.