Курсовая с практикой на тему Нравственное воспитание дошкольника и его роль в развитии личности. (+доклад)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования морально-нравственной культуры современных дошкольников 6
1.1 Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста 6
1.2 Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игре и его влияние на развитие личности 10
Выводы по главе 15
Глава II. Экспериментальное изучение нравственной культуры личности у детей дошкольного возраста 16
2.1 Методы и организация исследования 16
2.2Анализ результатов диагностического обследования 18
2.3Методические рекомендации по повышению уровня нравственного развития дошкольников 22
Выводы по главе 25
Заключение 26
Список литературы 28
Введение:
Актуальность: нравственное воспитание детей дошкольного возраста – это та отрасль огромной системы правил, которую можно определить как воспитание в целом, где главная роль отводится прививанию определенных поведенческих норм, базовых суждений об истинах жизни: что хорошо, а что плохо, как правильно, а как не очень, что выбрать, как жить.
Главным вектором в нравственном воспитании детей является ориентировка на общество, социум, поведение окружающих людей, их отношение к своей стране, городу.
Дети подражательны, они учатся друг у друга, у взрослых окружающих их людей, выбирая себе те или иные формы и степень подражания, выбирая те стороны каждой личности, качества, черты характера, привычки, которые нам импонируют.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своей страны и других народов.
Поэтому роль нравственного воспитания детей крайне важна, что позже определяет личность человека, степень его самосознания, способностей, социального потенциала.
Нравственное развитие дошкольников в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) осуществляется в различных видах деятельности, как в режимные моменты, так и в свободное время. Одним из эффективных аспектов нравственного развития является игра. Это обусловлено тем, что игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Исходя из этого, нравственное развитие детей дошкольного возраста следует осуществлять не только в процессе обучении и воспитания, но и в процессе игры.
Проблема исследования: в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственного воспитания детей в различных видах деятельности, но нет определенных именно теоретических основ формирования нравственных чувств и личности современных дошкольников в игре, поэтому мы планируем подробно осветить данный аспект в нашей работе.
Объект исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние нравственного воспитания на личность детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста и его влияние на развитие личности воспитанников.
Цель определила задачи исследования:
1. рассмотреть особенности нравственного воспитания дошкольников;
2. выделить средства и методы формирования нравственных чувств современных дошкольников;
3. определить влияние нравственного воспитания дошкольников на развитие его личности;
4. провести исследование уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников;
5. разработать методические рекомендации по повышению уровня нравственного развития детей дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составляют:
— фундаментальные положения по вопросам формирования нравственного сознания (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др);
— теоретические положения о системном подходе (Л.И.Анцыферова, Э.А.Голубева, Б.Ф.Ломов, Н.И.Рейнвальд, В.Д.Шадриков и др.);
— положения о деятельностном подходе и его основополагающем принципе связи сознания и деятельности (А.В.Брушлинский, Б.С.Гершунский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.И.Новикова, В.В.Столин и др.);
— концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода к организации педагогической деятельности (В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревская, П.ПБлонский, А.Н.Лурия, М.И. Шилова, И.С.Якиманская и др.).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование предложенных нами методических рекомендаций педагогами ДОУ будет способствовать повышению уровня морально-нравственной культуры личности у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы: анализ научной литературы по проблемам исследования; методическая разработка процедур психологической диагностики; обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования.
Работа включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся темы нашего исследования, заключение и список литературы.
Заключение:
Таким образом, мы выяснили, что нравственное воспитание детей начинается с раннего возраста. Нравственность предполагает такие черты, как: уважение к окружающим, помощь ближним, человеколюбие и бескорыстность и др.
Нравственность имеет большое значение для развития и жизни ребенка, она предполагает такие черты, как: уважение к окружающим, помощь ближним, человеколюбие и бескорыстность и др.
Мы выяснили, что нравственное воспитание детей начинается с раннего возраста.
С самого детства ребенку следует закладывать такие качества, как радость, любовь, добро, любовь и уважение к своей стране, городу, уважение традиций страны, обычаев и норм.
Так же узнали, что задачей родителей является сохранение и приумножение данных качеств по мере взросления ребенка. Именно родители являются примером для своих детей.
Когда ребенок идет в дошкольное учреждение, часть задач переходит для решения педагогам. В дошкольном возрасте эти вопросы становятся очень важными, так как от их решения зависит образ жизни ребенка в дальнейшем.
Именно нравственные качества формируют полноценную личность ребенка, задавая акцент в последующем развитии ребенка.
Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у дошкольников ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами.
Восприятие основных моральных установок ребенком и сопоставление с ними собственных и чужих действий и поступков – это именно те моменты, которые должны постоянно отслеживаться и контролироваться педагогами. Именно в этом и заключаются особенности морально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Для воспитания нравственных чувств у детей дошкольного возраста следует использовать различные методы и способы, которые должны применяться при определенных условиях.
Согласно ФГОС семья является активным участником учебно-образовательного процесса. В связи с этим главная роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала старших дошкольников во взаимодействии семьи и ДОУ.
Детский сад в работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Во второй главе нашей работы мы провели исследование уровня развития нравственности у детей дошкольного возраста.
Анализ показал, что следует проводить работу по повышению нравственности детей. Так как некоторые дети имеют недостаточно развитый уровень нравственности и морали.
Исходя из этого, мы предложили методические рекомендации по повышению уровня воспитанности дошкольников.
Данные рекомендации следует использовать воспитателям в педагогической работе с детьми дошкольного возраста или студентам в ходе прохождения практики в ДОУ.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы формирования морально-нравственной культуры современных дошкольников
1.1 Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание детей – как раз та отрасль огромной системы правил, которую можно определить как воспитание в целом, где главная роль отводится прививанию определенных поведенческих норм, базовых суждений о банальных истинах жизни: что хорошо, а что плохо, как правильно, а как не очень, что выбрать, как жить [3, c. 129].
Главным вектором в нравственном воспитании детей является ориентировка на общество, социум, поведение окружающих людей. Дети подражательны, да и без того все мы учимся друг у друга, выбирая себе те или иные формы и степень подражания, выбирая те стороны каждой личности, качества, черты характера, привычки, которые нам импонируют.
Поэтому роль морально-нравственного воспитания детей крайне важна, что позже определяет личность человека, степень его самосознания, способностей, социального потенциала.
Сегодня перед современными родителями, педагогами и обществом необычайно актуальной является проблема нравственного воспитания детей. На ребенка с момента рождения оказывает влияние большое количество информации, которая не всегда способствует правильному нравственному воспитанию ребенка, а наоборот размывает четкие границы норм его поведения и правила взаимодействия с окружающим миром.
В связи с этим многие родители задумываются над тем, как эффективно осуществлять морально-нравственное воспитание собственного ребенка в активном современном мире.
Квалифицированные специалисты утверждают, что нравственность личности основывается на трех уровнях.
Рассмотрим их более детально [4, c. 78]:
Мотивационно-побудительный уровень. Данная ступень нравственности содержит определенные мотивы поступков, систему убеждений и потребности.
Данный уровень очень важен для малыша, так как он способствует формированию его поведения и правильного отношения к окружающему миру.
Родителям необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок проявлял самостоятельность и активность в собственном морально-нравственном развитии.
Эмоционально-чувствительный уровень. Данный уровень основывается на разнообразных эмоциях и чувствах, которые необходимо развивать и воспитывать.
Такие важные состояния человека как: жалость, сочувствие, отзывчивость и сопереживание прямо связаны с эмоциями ребенка.
Развитие и воспитание данных чувств должны осуществляться со стороны родителей и не только словом, но и личным примером. При этом нужно помнить, что лучше всего использовать искренность и ласку, а не запрет и отчуждение.