Специальная педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания детей с умственной отсталостью 5

1.1. Понятие умственной отсталости ее формы и причины 5

1.2. Особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у детей в старшем дошкольном возрасте 9

Глава 2. Практические аспекты нравственного воспитания детей с умственной отсталостью 19

2.1. Особенности нравственного воспитания детей с умственной отсталостью 19

2.2 Потенциал игровой деятельности для формирования нравственности 24

Заключение 29

Список использованной литературы 33

  

Введение:

 

Проблема нравственного развития подрастающего поколения стоит сегодня в российском государстве и обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовно-нравственного возрождения нации недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.

Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования. Поэтому задача духовно-нравственного раз-вития школьников приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение.

Следовательно, проблема духовно-нравственного развития подрас-тающего поколения занимает все более приоритетное место в деятельности всех образовательных организаций, в том числе и общеобразовательных школ, осуществляющих подготовку детей с нарушением интеллекта, зада-чами которых являются не только обучение, но и воспитание личности ре-бенка с нарушением интеллекта, подготовка его к самостоятельной и пол-ноценной жизни в современном обществе.

С проблемой нравственного развития личности связано множество работ российских ученых, раскрывающих различные аспекты нравствен-ности подрастающего поколения. Значительный вклад в осмысление сущ-ности нравственного развития, разработку его теоретических основ и ме-тодической системы внесли Т.Г. Аверина, Н.И. Болдырев, Т.В. Грицай, И.М. Денисенко и другие.

Большой вклад в разработку некоторых проблем духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта внесли отечественные исследователи П.Д. Вильшанская, Г.Ф. Ксенофонто-ва, В.М. Махова, И.Ф. Харламов и другие [2]. Однако специальных иссле-дований теоретического и прикладного характера, посвященных вопросу изучения особенностей духовно-нравственного развития младших школь-ников с нарушением интеллекта явно недостаточно, что и обуславливает его актуальность.

Целью исследования было выявление особенностей нравственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью.

Объект исследования — дошкольники с умственной отсталостью.

Предмет исследования – особенности нравственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие умственной отсталости, особенности формирова-ния нравственных ценностных ориентаций у детей в старшем дошкольном возрасте

2. Проанализировать особенности формирования нравственных цен-ностных ориентаций у детей в старшем дошкольном возрасте

3. Провести диагностику нравственного воспитания детей с умствен-ной отсталостью

4. Предложить рекомендации по формированию нравственности.

Теоретической основой исследования явились положения деятель-ностного подхода в психологии А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, А. Л. Венгера и теории Л. С. Выготского о системно-семантической структуре сознания.

Практическая значимость работы заключается в теоретических по-ложениях и выводах, научно-методическом обосновании необходимости развития памяти дошкольников с умственной отсталостью.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по про-блеме исследования, анализ, синтез, обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и спис-ка использованной литературы. В введении обозначены: актуальность, цель, методы, теоретическая основа исследования, задачи, практическая значимость исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Важнейшей задачей олигофренопсихологии и олигофренопедагогики на сегодняшний день является изучение закономерностей и особенностей психологического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее изучение психологических про-блем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влияни-ем коррекционной подготовки и воспитания.

Эмоциональная реакция близкого ребенку взрослого с присущим ей оценочным характером является первым источником информации для ре-бенка. Посредством интериоризации эмоциональной оценки близких взрослых в сознании ребенка складываются представления об основных нравственных понятиях, таких как: «хорошо», «плохо», «стыдно» и др., и, соответственно, формируются определенные способы поведения. Поэтому в формировании нравственных ценностных ориентаций очень важна роль семьи, характер общения ребенка в семье, близкие доверительные отноше-ния ребенка с взрослыми в семье.

Нравственные потребности проявляются в эмпатии, в желании (мо-тиве) помогать животным и людям. В развитии эмпатии у ребенка, начиная с раннего возраста, ведущая роль принадлежит примерам эмоциональ-ных реакций близких взрослых на различные ситуации, их образцам мо-рального и альтруистического поведения, обеспечивающим эмоциональ-ное заражение и соответствующую реакцию у ребенка. Ученые считают, что в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций про-исходит развитие мотивационной сферы ребенка, нравственных мотивов поведения, определяющих отношение ребенка к окружающему миру (при-роде, сверстникам, взрослым). Нравственные мотивы поведения развива-ются у дошкольников в тесной взаимосвязи с усвоением моральных норм, правил поведения, понимания значении своих действий и поступков для других.

В основе направленности поведения дошкольников находится иерархия мотивов (В.С. Мухина), к старшему дошкольному возрасту у де-тей складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы для ребенка становятся более важными (ведущими), чем другие.

Старшие дошкольники в состоянии подчинить свои желания и вы-строить линию поведения, руководствуясь моральными нормами, или тре-бования взрослого. Постепенно, в процессе удовлетворения требований взрослых выстраивать свое поведение в соответствии с принятыми в об-ществе нормами и правилами, у ребенка происходит осознание их содер-жания, и создаются предпосылки интериоризации внешних требований во внутренние требования самого ребенка.

В соответствии с этим можно выделить в структуре нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников следующие компоненты:

— когнитивный компонент включает знания ребенка о содержании базовых этических понятий, нравственных ценностях и нормах поведения, понимание их общественно-значимого смысла, представление о нравствен-ных качествах личности, их сущности, осознание необходимости регули-ровать свое поведение в соответствии с нравственными нормами и руко-водствоваться ими в процессе общения и взаимодействия с другими людь-ми;

— эмоционально-мотивационный компонент заключается в созна-тельном и эмоционально переживаемом усвоении ребенком нравственных ценностей, проявляется в эмпатии, радостном предвосхищении результа-тов своих поступков, если таковые соответствуют усвоенным нравствен-ным нормам и ценностям, желании ребенка овладеть нравственными каче-ствами и проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми;

— деятельностный компонент проявляется в способности ребенка регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нравственными ценностями и моральными нормами;

— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвое-ние нравственных правил и норм как собственных эталонов поведения, пе-ренос их в самостоятельную деятельность, проявляется в способности ре-бенка адекватно оценивать свои нравственные качества, собственные дей-ствия и поступки, сопоставляя их с нравственными нормами как эталонами регуляции поведения.

Все четыре компонента нравственных ценностных ориентаций взаи-мосвязаны и формируются в единстве. Так, более глубокое знание и пони-мание ребенком нравственных норм, их ценностного смысла, сущности нравственных качеств человека (когнитивный компонент) стимулирует развитие адекватного эмоционального отношения к ним, мотивации к овладению нравственными качествами, стремление ребенка проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми (эмоционально-мотивационный компонент). В процессе формирования нравственных цен-ностных ориентаций сильные эмоции, сопровождающие восприятие ребен-ком моральной нормы и образа человека, реализующего эти нормы в сво-их поступках, и являющегося носителем нравственных качеств, способ-ствуют приданию моральной норме статуса личностной значимости для ребенка, и, следовательно, обеспечивают ее лучшее осознание и освоение. Взрослым необходимо создавать условия, в которых нравственные цен-ностные ориентации становятся регуляторами поведения ребенка, его вза-имоотношений с другими людьми, его действий и поступков (деятельност-ный компонент). Таким способом устанавливается взаимосвязь между нравственными ценностными ориентациями и нравственными действиями, нравственным поведением ребенка. Нравственные ценности и представле-ния о них становятся мотивом поведения ребенка и выполняют побужда-ющую смыслообразующую функцию. Рефлексивный компонент предпола-гает наличие у ребенка нравственной самооценки, включающей осознание и осмысление собственных действий и поступков с позиции норм морали, способствует формированию «Я концепции».

Таким образом, можно заключить, что нравственные ценностные ориентации представляют собой интегральное личностное образование, структуру которого образуют единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов.

Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников осуществляется в различных видах деятельности под руко-водством взрослого, среди которых особое место принадлежит игровой деятельности.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и представляет собой естественное состояние, потребность дошкольников, способ коммуникации и взаимодействия детей. В игре дошкольники вос-производят окружающие, доступные для их восприятия социальные явле-ния, взаимоотношения между людьми, что способствует расширению их жизненного опыта и является важным условием формирования нравствен-ных представлений. Особая роль в формировании нравственных пред-ставлений принадлежит сюжетно-ролевой игре, в процессе которой на практической основе дети под руководством взрослого, насыщающим иг-ру нравственным смыслом, получают возможность многократно воспро-изводить нравственные действия и поступки, тем самым происходит за-крепление и уточнение содержания нравственных норм и понятий, форми-руются нравственные привычки поведения.

Народные подвижные игры содержат потенциал для формирования ценностных ориентаций у детей (дружба, честь, достоинство, лидерство и др.) поскольку в них отражен воспитательный опыт и культура народа, со-здавшего эти игры. Народные подвижные игры включают игровые обра-зы, неожиданные ситуации, игровой фольклор (считалочки, приговорки, жеребьевки, прибаутки, рифмы, поговорки и др.). Педагогу следует уде-лять особое внимание выбору подвижных игр с целью формирования у детей нравственных ценностных ориентаций.

Таким образом, игровая деятельность содержит высокий педагоги-ческий потенциал для формирования нравственных ценностных ориента-ций у старших дошкольников.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания детей с умственной отсталостью

1.1. Понятие умственной отсталости, особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у детей в старшем дошкольном возрасте

Важнейшей задачей олигофренопсихологии и олигофренопедагогики на сегодняшний день является изучение закономерностей и особенностей психологического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее изучение психологических про-блем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влияни-ем коррекционной подготовки и воспитания.

Как известно, в клинике с нарушениями умственного развития при умственной отсталости понимают стойкие необратимые нарушения когни-тивной деятельности, возникающие в результате органических поражений головного мозга.

Причины умственной отсталости разнообразны. К ним относятся наследственное заболевание (микроцефалия, фенилкетонурия, наслед-ственное заболевание соединительной ткани, наследственное дегенератив-ное заболевание центральной нервной системы и т.д.), нарушения в струк-туре и количестве хромосом (синдром Дауна, умственная отсталость с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Щерешевского-Тернера и др.).

Причиной умственной отсталости могут быть различные виды пато-генных (вредных) факторов, влияющих на плод в утробе матери.

В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хро-нический токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др., вирус — краснуха, эпидемический паротит, корь, ветряная оспа, грипп и т.д. На поздних стадиях беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него энцефалита или менингоэнцефалита.

Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают неко-торые хронические заболевания матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени.

Применение препаратов, которые противопоказаны к применению во время беременности, может вызвать интоксикацию плода (некоторые антибиотики, некоторые антипсихотические и противосудорожные препа-раты, гормоны, плодоизгоняющие средства).

Оказывают вредное влияние на развитие плода: курение, алкого-лизм, наркомания родителей, плохое питание матери, физические и психи-ческие травмы, возникающие при беременности, работающие женщины на опасных работах до беременности и во время беременности, неблагопри-ятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в об-ласти, где есть беременная женщина.

Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемоли-тической болезни новорожденных, также может быть причиной умствен-ной отсталости. [11]

При родах действуют патогенные факторы рождения, черепно-мозговые травмы.

В период после рождения умственная отсталость может быть вызва-на пейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, энцефалит, параин-фекция). Редко причиной может быть черепно-мозговая травма, интокси-кация (отравление).

Степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия пато-генного фактора. Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности краснухой может стать причиной умственной от-сталости еще не родившегося ребенка, когда заболевание на более позднем этапе нарушения будет менее выраженным и может привести к задержке умственного, речевого развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы