Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Нравственное развитие детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 5
1.2 Сущность понятий «нравственное сознание», «нравственное поведение», «нравственное развитие» 13
1.3 Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 23
2.1 Организация эксперимента 23
2.2 Формирующий и контрольный этапы исследования 26
2.3 Практические рекомендации по нравственному развитию дошкольников 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

  

Введение:

 

Система образования в настоящее время ориентирована на подход к каждому ребенку как к развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Как указывается в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, основными приоритетами государственной политики в области воспитания являются: формирование у детей и подростков высокого уровня духовно-нравственного развития, формирование устойчивой системы морально-нравственных и смысловых личностных установок. В связи с этим образовательная и воспитательная работа с подрастающим поколением ориентирована на обеспечение условий, которые открывают каждому ребенку возможность для его дальнейшей социальной адаптации в окружающем мире, с учетом усвоенных нравственно-этических норм и правил, а также с опорой на сформированные нравственные компетенции, обеспечивающие применение этих правил в повседневной жизни.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Разработанность темы исследования в научной литературе: Исследования проблематики формирования и развития нравственного поведения представляются одной из ведущих в научных работах многих педагогов и психологов. В психолого-педагогических исследованиях довольно широко отражены вопросы нравственного сознания и нравственного поведения (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский). Исследованием морально-нравственных норм и нравственно-этических качеств детей занимались Л.И. Божович, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин. Развитию и совершенствованию нравственных понятий уделялось существенное внимание в работах Ж. Пиаже, А.В. Запорожца, Е.В. Субботского.
Теоретико-методологическая база настоящей работы представлена положением о системном единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), о значении сознания в нормативной регуляции поведения и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); культурно-исторической концепцией формирования и развития психики (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); концепцией о становлении социального поведения на базе превращения морально-нравственных представлений ребенка во внутренние поведенческие мотивы (А.В. Запорожец).
Объект исследования – нравственное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования нравственного поведения дошкольников.
Цель исследования: определить основные особенности формирования нравственного развития детей дошкольного возраста.
Поставленная цель обусловила формулирование и конкретизацию следующих задач исследования:
1. Проанализировать основные характеристики дошкольного возрастного периода.
2. Охарактеризовать основные особенности нравственного развития детей дошкольного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование по изучению нравственного развития дошкольников и разработать рекомендации по совершенствованию данной системы работы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что была изучена научная литература по проблематике исследования, обобщены основные сведения по данной теме, произведен обзор исследований, которые посвящены изучению нравственного поведения детей дошкольного возраста. Практическая значимость настоящего исследования состоит в прикладной разработке и апробации психолого-педагогических условий формирования нравственного поведения у дошкольников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В условиях современной реальности неуклонно повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых теоретиков, так и практических работников образования. Повышение интереса к опыту нравственного воспитания представляет собой следствие трех взаимосвязанных причин.
Во-первых, в самой системе образования наблюдается смена ведущих концепций воспитания и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция происходит на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее компонентов.
Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым морально-нравственным ценностям, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося социума.
В-третьих, субъекты образовательных систем — педагоги, родители, воспитанники, а также весь социум как потребитель результатов педагогической деятельности – начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного опыта нравственного воспитания и культуры.
Развитие и воспитание в общем аспекте понимания и анализа представляет собой системный процесс целенаправленного формирования и совершенствования личности. Это специально организованное, управляемое регулярно контролируемое оптимальное взаимодействие и сотрудничество педагогов и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной современному социуму.
Настоящее исследование показало, что само по себе понятие нравственного развития довольно всеобъемлюще; оно пронизывает практически все аспекты жизнедеятельности человека. Именно по этой причине вполне можно заключить, что основа полноценной личности – это морально-нравственное воспитание, развитие и совершенствование.
В данной работе было показано, что нравственное воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение дошкольников с целью формирования у них морально-нравственных качеств, соответствующих требованиям общечеловеческой нравственности и морали. Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания представляется категория нравственного чувства как постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий в современном социуме с окружающими людьми.
В исследовании было определено, что основными задачами нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста являются следующие:
1) формирование и постоянное совершенствование нравственного сознания;
2) воспитание и развитие нравственных и художественных чувств;
3) практическая выработка (и по необходимости, своевременная коррекция) умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание включает в себя развитие и формирование у дошкольника сознания тесной связи с обществом, определенной зависимости от него, практической постоянной необходимости согласовывать собственное поведение с интересами социума и групп, в которые включен индивид как субъект социального взаимодействия и сотрудничества; ознакомление с художественно-нравственными идеалами, требованиями социальных структур и систем, доказательство их правомерности и разумности; постепенная трансформация нравственных знаний в стабильные нравственные убеждения, создание целостной системы данных убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из ведущих проявлений уважения человека к людям; формирование устойчивых нравственных привычек и императивов высоко-нравственного поведения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психолого-педагогическая характеристика
детей дошкольного возраста

В рамках рассматриваемого вопроса о нравственном развитии детей дошкольного возраста считается целесообразным рассмотреть общую психолого-педагогическую характеристику детей данной возрастной категории.
Итак, дошкольное детство представляет собой довольно короткий этап в жизни человека, но именно он имеет огромное значение, т.к. именно в данный период человеческое развитие происходит как никогда бурно и стремительно. Из абсолютно беспомощного и ничего не умеющего существа ребенок превращается в относительно самостоятельную и активную личность. Получают определенное развитие абсолютно все стороны психики малыша, и тем самым формируется стойкий фундамент для его дальнейшего роста и развития в социально-психологическом аспекте.
Ведущей формой психики в данном периоде является представление, которое довольно интенсивно развивается в самых различных видах игровой и продуктивной деятельности ребенка, какими являются такие виды деятельности как рисование, лепка, конструирование, ролевые и сюжетные игры и т.д.
Обращает внимание на себя тот факт, что именно представления накладывают существенный отпечаток на весь процесс социально-психического развития ребенка. Определенные формы психического развития ребенка развиваются и совершенствуются успешно лишь в том случае, когда они имеют связь с так называемыми вторичными образами, т.е. с представлениями [5, с.21].
По данной причине довольно быстро развиваются в дошкольном возрасте такие формы психики как психические процессы воображения, наглядно-образной памяти, а также процессы наглядно-образного мышления. Многие и зарубежные, и отечественные исследователи отмечают в этой связи, что развитие данных компонентов представляется существенным аспектом в процессе психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Многоаспектный процесс познания ребенком разнообразных свойств и причинно-следственных связей окружающего мира формируется в ходе оперирования образами вещей из окружающего внешнего мира. Причем здесь стоит обращать внимание на то, что не только определенные психические функции, но и речь ребенка, ее становление и развитие в данный период имеют связь в основном именно с представлениями как фундаментально важными категориями развития. Процесс понимание речи ребенком в существенной степени зависит от содержания тех представлений, которые возникают в процессе ее восприятия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы