Курсовая с практикой на тему Новая тема: «система образов в произведении Лермонтова «герой нашего времени»Начинаем с истории создания, потом работаем над анализом Печорина, потом переходим к описанию оттенков раскрытия характера Печорина во взаимодействии с др. персонажами. (Опираемся на учебное пособие Т.Н. Марковой, потом уже на других исследователей).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения произведения романа «Герой нашего времени» Лермонтова М.Ю. 6
1.1. История создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова 6
1.2. Образ Печорина в «Герое нашего времени» 7
Глава 2. Анализ системы образов в произведении Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени» 13
2.1. Система персонажей произведения 13
2.2. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 20
Заключение 25
Список используемой литературы 28
Введение:
Актуальность работы. Лермонтовский «Герой нашего времени» наряду с «Евгением Онегиным» А.С.Пушкина, «Мертвыми душами» Н.В.Гоголя, находится у истоков русского романа.
Как всякое подлинное классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании все новых и новых поколений.
О подобных произведениях Белинский говорил, что они принадлежат « к вечно живущим движущимся явлениям.
Каждая эпоха произносит о них свои суждения. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего».
Говоря же непосредственно о «Герое нашего времени» великий критик утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живой водой поэзии».
Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в гармоничное целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в тоже время глубок и непостижимо загадочен.
«Герой нашего времени» – это поистине художественный айсберг, одна восьмая которого находится на поверхности, а семь восьмых уходит в «подтекстовую» толщу многообразных социально-исторических, литературно-эстетических нравственно-духоных процессов.
Явившись закономерным итогом русского и мирового литературного движения на определенном этапе «Герой нашего времени», как новое слово в поступательной художественном развитии человечества, оказал воздействие на развитие всей отечественной словесности.
В основе композиции «Героя нашего времени» лежит принцип зеркальности.
Вся система образов этого произведения, как и вся художественная структура романа, построена таким образом, чтобы с разных сторон и под разным углом зрения осветить центрального героя.
Однако и второстепенные лица имеют вполне самостоятельное художественное значение, что соответствует реалистическим принципам изображения.
Тем не менее, в некоторых из них реализм уживается с более или менее ярко выраженными элементами и традициями романтизма.
Главный герой — Григорий Печорин — молодой человек с непростым характером. Он утверждает, что у него есть только одна половина души, а вторая давно мертва.
В романе описана смерть оставшейся половины. Григорий не по годам умный человек, он хороший психолог, поэтому видит других героев насквозь и управляет их душами.
Он уважаем в обществе, но при этом он ненавидит общество со всеми его пороками, поэтому он так и не смог прижиться в этом мире. Печорин все время испытывал себя на прочность и играл со смертью.
Итак, каждый персонаж был введен для того, чтобы проявить ту или иную черту характера главного героя. И не все эти черты оказались плохими. Печорин был склонен к самоуничтожению, но он был искренен и умел любить, как никто другой.
Объект исследования – процесс изучения системы образов в произведении М.Ю. Лермонтова
Предмет исследования – произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Цель исследования – изучить систему образов в произведении Лермонтова «Герой нашего времени».
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. изучить историю создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова
2. рассмотреть образ Печорина в «Герое нашего времени»
3. проанализировать систему персонажей произведения;
4. проанализировать женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, значение Лермонтова, и, прежде всего его «главной книги» – романа «Герой нашего времени», в развитии последующей русской литературы трудно переоценить. Вряд ли можно назвать более или менее крупного писателя второй половины позапрошлого столетия, включая таких гигантов, как Достоевский и Толстой, кто бы не испытывал на себе стимулирующего воздействия Лермонтова. –
В «Герое нашего времени» Лермонтов впервые в «истории души человеческой» вскрыл такие глубинные пласты, которые не только уравнивали ее с «историей народа», но и показывали ее приобщенность к духовной истории человечества через ее личностно-родовую значимость.
Главным героем Лермонтова является Печорин.
Таких людей, как Печорин, во дворянском обществе николаевской России встречалось немного. И, тем не менее, в этом своеобразном, исключительно одаренном человеке Лермонтов показал типично дворянского героя 1830-х годов, того трагического периода русской общественной жизни, который наступил после подавления восстания декабристов.
Печорин не только не имеет ничего общего, но и глубоко враждебен обывательскому, обыденному отношению к действительности, которое господствует в дворянском «водяном обществе».
Критический взгляд умного и наблюдательного Печорина на социальную действительность во многом совпадает со мнением самого Лермонтова. Это совпадение оценки окружающей жизни ввело в заблуждение некоторых читателей и критиков, воспринявших Печорина, как образ автобиографический.
Данное произведение по праву считается одним из лучших творений Лермонтова. Оно весьма многолико и многогранно. Читатель имеет возможность четко представить себе всех героев, селения и города, которые описывает автор. Каждый из образов имеет точную задачу, помогающую донести авторскую мысль. Нет здесь таких героев, которые были бы здесь для количества. Все они каким-то образом касаются главного героя – Григория Печорина. Общаясь с каждым из героев, Григория показывает свои положительные и отрицательные черты характера, те, которые зарыты далеко внутри. В романе имеются такие герои, которые противоположны Печорину (это Грушницкий), а есть и те, с которым у него имеется много чего общего (тот же Вернер).
Пересекается Печорин с каждым из них и все переиначивает. В действиях главного героя заложены какие-то духи, демоны-разрушители. К примеру, влюбившись в Бэлу, он в итоге доводит дело до ее гибели, манипулирует Азаматом, обижает своим поведением и безразличным отношением Максима Максимыча, портит жизнь таманским контрабандистам…
Необычно, что на самом деле не существует необходимости у Печорина ломать кому-то бытие. Для чего он забрал Бэлу? Ведь герой сам понимал, что никогда не любил девушку эту, а она его искренне, преданно любила и ценила. Может, он просто хотел немного отдохнуть от таких привычных ему светских женщин и заменить всех их на кавказскую Бэлу. Имел ли он намерения обидеть Максима Максимыча? Конечно же, что нет. Он видел себя совершенно привычно для своего круга. Он даже и не подумал, что такое отношение сделает больно старому человеку. А испортил всю малину контрабандистам он тоже не специально, а только проявил любопытство и интерес.
Но лучше всего характер главного героя раскрыт в главе «Княжна Мэри». Здесь есть и другие герои. В их числе находятся Мэри, Вера, Грушницкий, Вернер. Здесь Григорий показан даже человеком, способным на искренние любовные чувства на примере отношений с Верой.
Грушницкий и Вернер тоже присутствуют в романе для того, чтобы оттеняться в сравнении с главным героем. Грушницкий создан для того, чтобы Печорин не выглядел смешно. А в Вернере найден друг и собеседник, товарищ по духу.
В отношениях с Мэри проявляется противоречивость характера Печорина. С одной стороны он уже давно не живет сердцем, а с другой стороны, несколько раз почувствовал себя увлеченным. Но в целом, все у него продумано, все он взвешивает. Им управляет расчет и любопытный разум. Он уже давно ни для кого не открывается и быстро разочаровывается в спутницах. Этого разочарования он боялся и в случае отношений с княжной Мэри. Здесь герой предстает перед нами холодным и эгоистичным человеком, для которого увлечение Мэри является не более, чем игрой. Как по мне, то Печорин попросту боится обыденности, вот и отвергает женские чувства, напуская на себя холодность и равнодушие.
В отношениях с Мэри проявляется противоречивость характера Печорина. С одной стороны он уже давно не живет сердцем, а с другой стороны, несколько раз почувствовал себя увлеченным. Но в целом, все у него продумано, все он взвешивает. Им управляет расчет и любопытный разум. Он уже давно ни для кого не открывается и быстро разочаровывается в спутницах. Этого разочарования он боялся и в случае отношений с княжной Мэри. Здесь герой предстает перед нами холодным и эгоистичным человеком, для которого увлечение Мэри является не более, чем игрой. Как по мне, то Печорин попросту боится обыденности, вот и отвергает женские чувства, напуская на себя холодность и равнодушие.
В действительности Лермонтов относится критически и к Печорину, подчеркивая, что он не столько герой, сколько жертва своего времени. Печорину свойственны и типичные противоречия передовых людей его поколения: жажда деятельности и вынужденная бездеятельность, потребность в любви, участие и эгоистическая замкнутость, недоверие к людям, сильный и волевой характер и скептическая рефлексия.
Образ Печорина, передового русского человека 1830-х годов явился закономерным результатом всего творчества Лермонтова.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения произведения романа «Герой нашего времени» Лермонтова М.Ю.
1.1. История создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова
Данное произведение являет собой социально-психологический портрет целой эпохи, представленной в лице главного героя, личности трагичной и незаурядной. События, происходящие в романе, затрагивают 30-ые годы XIX века. История создания романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова делится на несколько основных периодов, которые четко прослеживаются в очерках известных литературоведов.
1 этап. Начало работы над романом.
В 1836 году Лермонтов, вдохновившись романом Пушкина «Евгений Онегин», задумал написать будущее произведение, где в полной красе была бы показана жизнь его современника в свете столичных событий . Главный герой по замыслу должен отражать в душе дух противоречия того времени. Даже фамилию ему он старался подобрать созвучную с Онегиным, взяв за основу названия двух рек, Онега и Печора. Так и получился Печорин.
1837 год стал эпохальным в жизни Михаила Юрьевича. На дуэли погибает его друг Пушкин А.С. Потрясенный смертью, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта» за что был впоследствии сослан в ссылку на Кавказ. За рукопись он возьмется несколько позже.
2 этап. Основа сюжета. Определение круга остальных героев романа
Путешествуя по Кавказу, Лермонтов попадает в водоворот событий, носящих приключенческий характер. Новые люди, эмоции, впечатления вдохновили его вновь взяться за написание романа. Так помимо Печорина появилась княжна Мэри, Бэла, контрабандисты, горцы с их дикими обычаями и традициями, светское общество той поры.
Лермонтов стремился, чтобы персонажи романа были максимально похожи на обычных людей со свойственными им пороками, желаниями, чувствами. Чтобы каждый читатель мог увидеть в них себя. Примерить понравившийся образ и представить себя на его месте. Ему это удалось.
3 этап. Завершающий
О последовательности написания частей романа до сих пор ходят споры. Известно, что писатель работал над ним с 1838-1841гг. Предположительно первой частью стала «Тамань». После возник «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Сначала планировалась серия записок, вроде путевых заметок. Потом замысел автора поменялся. Он решил слить отдельные истории в одну.
Первой была издана «Бэла» (1839г). В этом же году был опубликован «Фаталист». «Тамань» была опубликована в 1840г. В этой части романа Лермонтов описал события, происходившие лично с ним. Последней частью романа стал «Максим Максимыч». Его завершающий штрих. Теперь роман стал целостным произведением, понятным и доступным для читателя .
На протяжении всего романа образ Печорина раскрывается постепенно, обнажая его истинную сущность.