Курсовая с практикой Гуманитарные науки История

Курсовая с практикой на тему Новая экономическая политика и ее роль в подъёме экономики СССР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Предпосылки изменения экономического курса
1.1 Политика военного коммунизма, ее сущ-ность…………………………. 11
1.2Кризис конца 1920-1921 гг и необходимость изменения экономи-ческой полити-ки…………………………………………………………………
14
Глава 2 Деятельность НЭПа
2.1 Сущность и содержание НЭПа…………………………………………… 19
2.2 Противоречия НЭПа……………………………………………………… 25
Глава 3. Завершение периода НЭПа
3.1 Причины свертывания НЭПа……………………………………………. 31
3.2 Итоги проведения НЭПа и ее роль в подъеме экономики стра-ны…….. 33
Заключе-ние……………………………………………………………………. 35
Список литературы и источни-ков…………………………………………… 36

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования новой экономической политики и ее роли в подъеме экономики СССР связана с тем, исторический период в жизни нашей страны, общепринято называемый Новой экономической политикой, несмот-ря на внешнюю исследованность, по-прежнему вызывает много вопросов. Основные споры разворачиваются, главным образом, вокруг вопросов о протяженности этого периода и возможности его продолжения в определен-ной исторической перспективе. Живущим в двадцать первом веке и пере-жившим не одну экономическую революцию, это мероприятие знакомо на собственном опыте − это есть так называемая «шоковая терапия». Это, разу-меется, рискованное и болезненное для общества предприятие, но, тем не ме-нее, необходимое, ибо только благодаря ему деньги, наконец перестают быть ничего не значащими «совзнаками» и становятся реальными деньгами. Эта мера стала решающей и быстро привела к видимым положительным резуль-татам: в городах появилось достаточно сельхозпродукции, расцвела «чел-ночная» торговля с деревней, открылись частные магазины, рестораны, ма-стерские. Однако улучшение было чисто внешним, так как цены скакнули вверх и продолжали увеличиваться. Новая экономическая политика доказала свою эффективность как антикризисная программа, как инструмент запуска экономической жизни страны. Но с другой стороны, дальнейшее следование ей требовало принятия дальнейших экономических мер, в том числе и усту-пок частному сектору и, в первую очередь, крестьянству. Колебания рынка сдерживали поступательно развитие и требовали сложного экономического управления .
Целью работы стал анализ новой экономической политики и ее роли в подъеме экономики СССР.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать сущность и кризис политики «военного коммунизма».
2. Проанализировать необходимость изменения экономической поли-тики.
3. Изучить сущность и содержание НЭПа.
4. Описать социальные противоречия НЭПа.
5. Объяснить причины свертывания НЭПа.
6. Охарактеризовать итоги проведения новой экономической политики и ее роли в экономике страны.
Объектом исследования является НЭП. В качестве предмета исследова-ния выступает анализ новой экономической политики и ее роли в подъеме экономики СССР.
Теоретической базой для написания работы стали труды отечественных ученых.
Так, например, И. Б. Берхин в книге «История СССР» кратко излагает систематический курс истории СССР, уделяя внимание, в том числе новой экономической политики . Новое прочтение советской истории в целом и НЭПа в частности представлено в книге А. Н. Боханова «История России» . Интересным представляется анализ истории страны с точки зрения француз-ского историка, сына русского эмигранта Н. Верта, в книге «История совет-ского государства в 1900-1991 гг.» тема новой экономической политики прошла красной нитью на протяжении нескольких глав. НЭП в истории страны с точки зрения английского историка представлена в книге Эдварда Карра «История советской России» .
Отдельно в ряду историографии НЭПа можно представить труды Б. Д. Бруцкуса, который был в числе тех, кого называют российскими мыслителя-ми и деятелями серебряного века, он входил в научную аграрно-экономическую элиту России, в ее мозговой центр; являлся прямым наслед-ником и продолжателем традиций историко-экономической школы, ярким представителем новаторских и успешно развивавшихся на российской почве научных направлений − организационно-производственного и либерально-го. Свой взгляд на новую экономическую политику Б. Д. Бруцкус изложил в статье «Народное хозяйство советской России, его природа и его судьбы» .
Влияние денежной реформы 1924 года на динамику цен и ценообразо-вания в период НЭПа рассмотрел видный экономист А. Л. Вайнштейн (1892-1970) в своей книге «Цены и ценообразование в СССР в восстановительный период» . Теоретическая часть обогащена редкими статистическими данны-ми, представленными в виде приложений.
В произведениях В. И. Ленина дана подробнейшая характеристика но-вой экономической политики — единственно правильной политики диктату-ры пролетариата в переходный от капитализма к социализму период. Здесь рассматривается практическое применение принципов нэпа в первые — са-мые трудные — годы восстановительного периода, раскрывается идеологи-ческая борьба партии с реставраторами капитализмами .
Всеобъемлющим является труд П. И. Лященко «История народного хозяйства СССР». В предисловии, к переизданию данной книги сказало, что этот труд, наряду с работой Ф.Броделя, служил для него образцом. Акаде-мик Струмилин в предисловии к первому тому работы Лященко бросил прямой вызов будущим историкам: «Мы не сомневаемся к тому же, что и в том виде, в каком ныне переиздаётся этот капитальный труд, он весьма надолго — до тех пор, пока кем-либо не будет предложен лучший, − оста-нется важнейшим из наличных на данную тему и незаменимых пособий по изучению истории народного хозяйства СССР». Таким образом, книга Ля-щенко — это своего рода образец, с которым каждый желающий осветить экономическую историю СССР должен сравнивать свои потуги .
Также интересным представляет осуществить историографический об-зор тематических научных публикаций, освещающих роль новой экономиче-ской политики в различных отраслях жизнедеятельности страны.
Так, например, особенности и специфика развития и модернизации си-стемы образования в период НЭПа на территории Сибири. Авторы публи-кации делают вывод, что период НЭПа стал временем кардинальной пере-стройки системы образования, включающей изменение структуры общеоб-разовательной школы, полную модернизацию содержания и методики обу-чения .

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Начало 20-х годов XX века характеризовалось как национальный кри-зис всего государства России.
Введенные меры по стабилизации экономики и обеспечение людей про-довольствие, не дали положительного результата. Напротив продразверстка стало одной из причин дальнейшего экономического и политического кризи-са. Разработка и введение новой экономической политики была необходима по регулированию и налаживанию производительность.
Данная программа восстановило и стабилизировало темпы производи-тельности, продналог стал более эффективным, однако данная система не была эффективна на долгосрочную работу.
Возобновление рыночных отношений противоречило идейно-политическому аспекту государству. Следует отметить, что НЭП не являлся форпостом для построения социализма из-за расхождения в целях.
Многие исследователи отмечали, что новая экономическая политика была самым лучшим времени в истории советского союза.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Предпосылки изменения экономического курса
1.1 Политика военного коммунизма, ее сущность
На период начала 1921 года, в России характеризовалось временем окончании гражданской войны, в результате чего советская власть смогла укрепить положение в государстве. При этом, результат проведения проекта «Военного коммунизма» не решила ключевые моменты экономики страны, положение России оставалось трагичным. Политика «Военного коммунизма» не нашла одобрения ни в обществе, ни у сторонников поддерживающе пар-тию большевиков.
План «Военного коммунизма» был целенаправлен на построение эко-номической системы за счет перераспределения продовольственных товаров. Грубо говоря, забирали лишние продовольствия с одного двора, что бы от-дать, нуждающимся . Однако, распределенного количества не хватало, что бы пройти времена голода. Положение в государстве усугублялось.
Создание декретом СНК от 28 июня 1918 года обуславливало про-мышленные предприятия к переходу под контроль государства. К концу 1918 года из 9 тысяч предприятий европейской России было национализи-ровано 3,5 тысячи, к лету 1919 — 4 тысячи, а еще через год уже порядка 7 ты-сяч предприятий, на которых трудилось 2 миллиона человек
Специфика введение новой политики, введение продразверстки, харак-теризующая изъятие так называемых излишков, способствовало нарастанию недовольства. Основная масса людей проживало в деревнях, поэтому данная мера вводилась в основном на деревенских жителей, отбирая «лишний» хлеб. Крестьяне были не довольны данной процедурой.
Для данных целей и урегулирование этого процесса, были созданы ко-митеты бедноты, целью которых являлось изъятие «лишнего» хлеба . Вве-дение данной организации свидетельствовало о незнание менталитета дере-венских жителей большевиками.
Статистические советские данные на период 1918 года, приводят дан-ные крестьянских бунтов, их количество достигало до 245 происшествий, крестьяне были не довольны советской властью. К началу 1919 года под контроль «недовольных» переходят целые районы, образовывая самостоя-тельные отряды. Характерно что, эти самостоятельные отряды вели бои то с красными (в Поволжье), то с белыми (в Сибири и на Урале). Один из пред-водителей крестьянских восстаний Махно отвечал: «Мы за большевиков, но против коммунистов». Это обуславливалось тем, что крестьяне поддержива-ют большевиков, которые принимают меры по захвату земель крестьянами, но против коммунистов, которые в свою очередь используют продналог, насаждавших колхозов и забиравших свою власть в свои руки, при этом прикрываясь Советами .
Таким образом, введение такой формы уравнивания социального по-ложения и экономического баланса, не нашла должного успеха, цели были не достигнуты. Однако, данная политика использовалась на протяжении не-скольких лет.
Декрет «О разверстке хлеба и фуража» от 11 января 1919 года, обу-словил меры предполагаемой сдачи зерна и фуража, это изъятие обознача-лось определенной мерой, в зависимости от количества посевных площадей у крестьянина. Данная мера была не воспринятой ни у деревенских жителей, ни у городских. Этот период характеризуется нехваткой продовольствие, грабеж, и голод .
На ряду, с этим, вводится ряд повинностей, усугубляя положение лю-дей. На этой почве в стране появляется «Черный рынок». Государство при-нимало разные меры по предотвращению торговли тайком. Нехватка средств и продуктов питания, порождали отход рабочего человека в дерев-ню. В результате, что бы удержать рабочего, правительство водят трудовые книжки и введение трудовой повинности, сопутствующее трудовому кодексу.
Еще одной особенностью «военного коммунизма», являлось полное уничтожение рыночных и товарно-денежных отношений. Декрет «О спеку-ляции» принятый 22 июля 1918 года, юридически подтверждал борьбу гос-ударства с негосударственным рынком. В 1918 года создается Народный банк, и национализируется частная торговля, или запрещается вообще .
Таким образом, национализация и урегулирование существование предприятий и деревень, выведено в тотальный контроль, и сдерживание людей на земле.
Под эгидой гражданской войны для построения социализма, была необходима мера введения «Военного коммунизма». Экономический кризис, а так же затраты на первую мировую войну послужило возможностью три-умфа революционеров, это обуславливалось тем, что противостоять револю-ционерам могла лишь малая часть пережитков феодализма и неразвитый ка-питализм. Однако, при этом, именно это и обусловило дальнейшее развитие и создание систему экономического уклада страны. Создание социалистиче-ского общества на равенстве и централизации экономического сектора, без проявления демократизации и капитализма. Отсутствие любых проявлений демократии и капитализма являлось главным условием. Такие условия и требования являлось оплотом трансформирующей теории Маркса, вопло-щающие руководство партии большевиков.
Европейский исследователь Карр Э, описывая события России в начале XX века отмечал, что «Военный коммунизм» в России, как проект не мог в данный период «прижиться», это обусловлено тем, что Россия переходила из эпохи императорской монархии, потерпела революцию, трансформировав-шись в гражданскую войну, переживая крестьянство. «Военный коммунизм», создавался как быстро действенный метод, не имевший достаточно солидной социальной и экономической базы, чтобы обеспечить свое полное выживание (даже если что-то из его наследия и могло остаться) после того, как эти чрез-вычайные обстоятельства перестали иметь место .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы