История русской литературы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Новаторство в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования новаторства в творчестве А. Грибоедова 5
1.1. Исследование новаторства А. С. Грибоедова в драме «Горе от ума» 5
1.2. Оценка исследователями процесса создания комедии А. С. Грибоедова 8
Выводы по первой главе 11
Глава 2. Специфика новаторства произведения «Горе от ума» 12
2.1. Особенности жанра комедии 12
2.2. Новаторство в области сюжета 16
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список литературы 30

 

  

Введение:

 

«Горе от ума» считается комедией. Это связано с тем, что число сцен полностью оправдывает этот подход.
Но в этой великой пьесе есть много горького смеха над страной и его людьми – того, что отмечало великие русские драматические произведения. Классическая драматургия показывает свою глубокую любовь к людям и стране, порождая так называемый смех сквозь слезы — характерное выражение множества русских произведений искусства.
Эта комедия явила собой пример новаторского подхода. Создавшись в момент спора западников и славянофилов, когда русская литература и русский язык только начали формироваться, данное произведение воплотило в себе и черты формирующегося романтизма и остатки классицистической комедии.
В первые несколько лет пьеса вызвала дебаты между консервативными критиками и писателями-романтиками о его изображении московского общества. Прогрессивные критики середины и конца девятнадцатого века, такие как Виссарион Белинский и Николай Добролюбов оценили работу как одну из первых отрезвляющих описаний русской реальности, традиции, которой, по их мнению, были продолжены Пушкиным и Гоголем .
Главная особенность драмы — это смешивание трагического и комедийного, или, скорее, ее статус трагической комедии — этому показателю уделяется слишком мало внимания. В самом общем виде следует рассматривать «Горе от ума» как трагикомедию, котрая обнаруживает сопутствующее авторское дистанцирование, домино эффект неразделенной любви, постоянного недопонимания и разобщенности всех персонажей и включение элементов комедии dell’arte .
Новаторство комедии наблюдается почти во всех областях, начиная от сюжета и заканчивая отношениями между персонажами. Именно поэтому она вызвала столь противоречивые мнения современников, от полного восторга до полного неприятия. Вместе с тем, несмотря на то, что комедия достаточно популярна и широко исследована, в настоящее время не реализуется ни одной работы, которая бы обобщала информацию о новаторстве комедии.
Актуальность работы обуславливается, с одной стороны, актуальностью произведения в наше время, неиссякающим интересом к комедии среди ученых. С другой же стороны речь идет о необходимости обобщить данные о новаторстве автора.
Цель данной работы – обратиться к новаторству пьесы «Горе от ума». В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Дать общую характеристику новаторству драмы А. С. Грибоедова
2. Проанализировать, каким образом было оценено новаторство современниками
3. Выявить специфику новаторства в области образов персонажей
4. Подвергнуть анализу новаторство в области сюжета.
Объект работы: комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Предмет работы: Анализ новаторства комедии «Горе от ума»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Таким образом, драма А. С. Грибоедова явила собой не революционный прорыв, но качественное расширение содержания классической комедии, что продвинуло русскую литературу на принципиально иной уровень. Новаторство драмы наблюдается на всех уровнях произведения, начиная от системы персонажей и заканчивая особенностями триединства действия, образов и времени.
Несмотря на замечание Грибоедова о его отвращении к карикатурам, мы можем наверняка найти изрядное количество сатирических персонажей в пьесе. Лиза это классический образ наперстницы, нахальная горничная, которая создает динамику заговора, привлекая мужчин.
Фамусова можно рассматривать как фигуру Веккио, то есть богатого старика с красивой, замужней дочерью, который стремится к молодым и красивым женщинам, не обращая внимания на его возраст. Скалозуб — вариант Il Capitano , карикатура на консерватора, военного человека, который не заботится ни о чем, кроме армейской жизни и, например, считает, что книги не должны использоваться в школах.
Любовный треугольник между Молчалиным, Софьей и Чацкий могут рассматриваться как версия коммедиа. Молчалин, физически слабый и покорный, является пародией на Пьеро. В комедийном сценарии Чацкого можно рассматривать как проваленного Арлекина, убежденность которого в том, что Коломбина непременно будет его, была сорвана.
Включение в игру персонажей комедии и комическое облегчение от импровизаций, напоминающих лацци, но не может перевести в действие. Эти предопределенные театральные роли хорошо подходят для реальной жизни Грибоедова. Его комедия была инновационной еще и потому, что она изображала не условные реалии, а привычный московский быт, который большинством специалистов достаточно просто угадывался.
Удушливая условность этого общества породила в реальности противоположную тенденцию, «вспышки свободы и отказ от традиционных идей», воплощенные фигурами денди и измученного романтика. Такие фигуры, как известно, «публично называют вещи своими именами», делают шум в обществе, так как именно в этом призвании они увидели освобождение человека. Таким образом, даже самый эксцентричный и индивидуалистический персонаж в пьесе, Чацкий, можно рассматривать как разыгрывающий другую театральную роль, роль денди.
Для того, чтобы создать сатиру на привычное ему общество, А. С. Грибоедов вынужден был прийти к нарушению единства времени, когда перед нами, несмотря на то, что действие осуществляется в одно время, через воспоминания создается целый пласт времен, места – дом Фамусовых, но введенный в контекст Москвы, и действия. Последнее, на первый взгляд, тесно связано с любовным треугольником, но та сатира, которая возникает в повествовании, не традиционна для классической комедии.

 

Заключение:

 

«Горе от ума» считается комедией. Это связано с тем, что число сцен полностью оправдывает этот подход.
Но в этой великой пьесе есть много горького смеха над страной и его людьми – того, что отмечало великие русские драматические произведения. Классическая драматургия показывает свою глубокую любовь к людям и стране, порождая так называемый смех сквозь слезы — характерное выражение множества русских произведений искусства.
Эта комедия явила собой пример новаторского подхода. Создавшись в момент спора западников и славянофилов, когда русская литература и русский язык только начали формироваться, данное произведение воплотило в себе и черты формирующегося романтизма и остатки классицистической комедии.
В первые несколько лет пьеса вызвала дебаты между консервативными критиками и писателями-романтиками о его изображении московского общества. Прогрессивные критики середины и конца девятнадцатого века, такие как Виссарион Белинский и Николай Добролюбов оценили работу как одну из первых отрезвляющих описаний русской реальности, традиции, которой, по их мнению, были продолжены Пушкиным и Гоголем .
Главная особенность драмы — это смешивание трагического и комедийного, или, скорее, ее статус трагической комедии — этому показателю уделяется слишком мало внимания. В самом общем виде следует рассматривать «Горе от ума» как трагикомедию, котрая обнаруживает сопутствующее авторское дистанцирование, домино эффект неразделенной любви, постоянного недопонимания и разобщенности всех персонажей и включение элементов комедии dell’arte .
Новаторство комедии наблюдается почти во всех областях, начиная от сюжета и заканчивая отношениями между персонажами. Именно поэтому она вызвала столь противоречивые мнения современников, от полного восторга до полного неприятия. Вместе с тем, несмотря на то, что комедия достаточно популярна и широко исследована, в настоящее время не реализуется ни одной работы, которая бы обобщала информацию о новаторстве комедии.
Актуальность работы обуславливается, с одной стороны, актуальностью произведения в наше время, неиссякающим интересом к комедии среди ученых. С другой же стороны речь идет о необходимости обобщить данные о новаторстве автора.
Цель данной работы – обратиться к новаторству пьесы «Горе от ума». В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Дать общую характеристику новаторству драмы А. С. Грибоедова
2. Проанализировать, каким образом было оценено новаторство современниками
3. Выявить специфику новаторства в области образов персонажей
4. Подвергнуть анализу новаторство в области сюжета.
Объект работы: комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Предмет работы: Анализ новаторства комедии «Горе от ума»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования новаторства в творчестве А. Грибоедова

1.1. Исследование новаторства А. С. Грибоедова в драме «Горе от ума»

В своей статье, посвященной комедии «Горе от ума», В.Г. Белинский сказал, что первая половина 1820-х годов – это «последний период французского классицизма в русской литературе». Безусловно, нельзя считать это определение критика полностью характеризующим литературную жизнь России этого периода. Дело в том, что проза, а особенно поэзия, к двадцатым годам уже решительно преодолела догматы классицизма, и господствующим направлением в искусстве стал романтизм.
Комедия А. С. Грибоедова вызвала самые разноречивые толки у современников и породила полемику в литературных кругах. Наиболее интересными были отзывы П. А. Катенина, декабристов и А. С. Пушкина. В начале 1825 г. Катенин прислал Грибоедову письмо с критикой «Горя от ума». Письмо Катенина до нас не дошло. Но дошел ответ Грибоедова с опровержением всех пунктов своего оппонента, которые Грибоедов в письме повторил. Это позволяет судить о характере спора. Катенин усматривал «главную погрешность» комедии — в плане. Грибоедов возражал: «…мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению». В доказательство драматург раскрывал общую мысль комедии, расстановку действующих лиц, постепенный ход интриги и значение характера Чацкого .
«…В моей комедии,- писал Грибоедов,- 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Грибоедов указывал: суть комедии — в столкновении Чацкого с обществом; Софья — в фамусовском лагере (три реплики из четырех, направленных против Чацкого, принадлежат ей); никто в сумасшествие Чацкого не верит, но все повторяют распространившийся слух; и, наконец, победителем выходит Чацкий.
По Грибоедову, Чацкий в доме Фамусова с самого начала играет две роли: как молодой человек, влюбленный в Софью, которая предпочла ему другого, и как умный среди двадцати пяти глупцов, которые не могут ему простить его превосходства над ними. Обе интриги под конец пьесы сливаются вместе: «…он ей и всем наплевал в глаза и был таков» .
Таким образом, Грибоедов выступает против односторонней трактовки смысла комедии. Катенин считает его ошибкой отход от рационалистической и аллегорической «всеобщности» многих героев Мольера и схем классицизма вообще. «Да! — говорит Грибоедов.- И я, коли не имею таланта Мольера, то по крайней мере чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому…»
По мнению Грибоедова, портретность героев нисколько не мешает их типичности. В реализме портретность становится непременным условием типического. «Карикатур ненавижу,- продолжает Грибоедов,- в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика (…) Я как живу, так и пишу: свободно и свободно» .
В печати с нападками на «Горе от ума» выступил реакционный «Вестник Европы» (статьи М. Дмитриева и А. Писарева). Грибоедова обвинили в надуманности главной интриги, в подражании мольеровскому «Мизантропу». Именно эта ошибочная версия была впоследствии положена Ал. Н. Веселовским в основу его работы «Альцест и Чацкий» (1881) и долго пользовалась признанием в буржуазном литературоведении.
Декабристская критика подчеркивала столкновение в пьесе двух противоположных общественных сил. Противники старались это всячески затушевать. Друзьям писателя пришлось доказывать характерность сюжета «Горя от ума», его мастерское построение. Пушкин свое суждение о комедии произнес с позиций того реализма, который сложился в его собственном творчестве.
Поэт прочел «Горе от ума» вместе с И. И. Пущиным в Михайловском в январе 1825 г. Свое мнение о комедии он вскоре изложил в письме Бестужеву. Можно предположить, что это письмо Пушкина повлияло на отзыв Бестужева о «Горе от ума» .
Автор «Бориса Годунова» признает право драматического писателя самому избирать правила для своего творчества, по которым его и следует судить. С этой мыслью можно сейчас спорить, ибо и сами правила подвержены суду. Но в момент рождения реализма важнее всего было провозгласить свободу творчества.
В отличие от Катенина, Пушкин не осуждает «ни плана, ни завязки, ни приличий комедии». Пушкин сам ломал старые традиции и устанавливал свои. Понял Пушкин и главную цель Грибоедова, определив ее так: «характеры и резкая картина нравов».
Пушкин, работая над «Евгением Онегиным», решал в этот момент такую же задачу. Он оценил по достоинству и необыкновенную выразительность языка «Горя от ума» . Советские критики позже канонизируют это чтение Горе от ума в двадцатом веке. Политическое прочтение действительно было преобладающим — многие критики смотрели на работу как манифест декабриста, а герой Чацкий рассматривался как наиболее четко сформулированный представитель этого движения . Даже формалист Юрий Тынянов сосредоточился на исторических прототипах персонажей пьесы, а не ее формальных аспектах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы