Курсовая с практикой Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая с практикой на тему Нормативно-правовые акты как источник права их достоинства и виды

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика нормативно-правового акта как источника права 5
1.1 Сущность понятия нормативно-правового акта 5
1.2 Юридическая сила и достоинства нормативно-правовых актов 10
2 Особенности отдельных видов нормативно-правовых актов 15
2.1 Сущность, виды и формы законов 15
2.2 Юридическая природа подзаконных нормативно-правовых актов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

  

Введение:

 

Правовое сознание как одна из форм общественного сознания (правовое мышление — самое практическое мышление) отражает многообразные ценностные аспекты общественного бытия. Нечто материальное или духовное в системе общественных отношений приобретает определенные ценностные черты тогда, когда тем или иным субъектом этих отношений (отдельной личностью, социальной группой, обществом в целом) осознается объективная необходимость, жизненная значимость, социальная благостность.
Формальными носителями правовых ценностей выступают нормативные правовые акты, имеющие свою институциональную иерархию и репрезентирующие определенным семиотическим образом нормативно-правовую мысль законодателя в соответствующем модальном измерении, цементирующем цельное правовое пространство данного общества, государства. Развитие правовой системы российского государства определило особое место нормативных правовых актов в системе регулирования общественных отношений. Отмечается, что именно с их помощью осуществляется политика государства, реализуются функции его органов, проявляется само существо права; они выступают наиболее распространенной разновидностью юридических инструментов, устанавливающих правовые режимы деятельности различных субъектов. Этим во многом обусловлено широкое распространение термина «нормативный правовой акт» среди применяемых в правовой науке понятий.
Актуальность темы данной работы обусловлена непрерывными спорами о вопросах источников права и их значимости, структуры нормативно-правовых актов, их признаков и пр.
Нормативно-правовой акт оказывает влияние на все стороны жизни каждого социума. Благодаря данному акту регламентируется множество общественно-экономических, семейных, трудовых, политических и других правоотношений.
Целью данной курсовой работы является характеристика нормативно-правового акта в качестве основного источника права романо-германской семьи.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— охарактеризовать сущность понятия нормативно-правового акта;
— изучить понятие юридической силы и достоинства нормативно-правовых актов;
— рассмотреть особенности отдельных видов нормативно-правовых актов;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Объектом исследования выступает нормативно-правовой акт, в качестве источника права. Предметом исследования в этой работе является признаки и сущность этого источника права, его виды — подзаконные акты и законы, их характеристика.
Методы исследования, используемые в работе — методы анализа и синтеза, абстрагирования, дедукции и индукции, методы теоретического исследования (восхождение к конкретному от абстрактного и др.).
Вместе с тем на стадии исследования научных работ по теме данной работы применялся метод сравнения, дающий возможность установить различие и сходство явлений и предметов реальности. Вследствие сравнения определяется то общее, что свойственно двум или ряду объектов, а выявление общего, которое повторяется в явлениях, как известно, является ступенью в направлении познания законов и закономерностей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нормативно-правовой акт является самым важным источником права в романо-германской правовой семье. В рассматриваемые акты включены нормы поведения общего характера, которые обладают государственной обязательностью. Этим данные акты отличны от индивидуальных юридических актов, не являющихся источниками права.
Характеристикой нормативно-правового акта выступает его иерархичность, в результате чего нижестоящие источники права подчиняются вышестоящим и не могут противоречить им. Помимо этого, нормативно-правовые акты конкретизируются по предмету правового регламентирования, субъектам реализации и исполнения права.
Нормативные правовые акты дифференцированы, так как механизм государства обладает разветвленной структурой учреждений с правотворческими функциями, реализуемыми посредством издания юридических актов. Отличают законы (нормативно-правовые акты, которые приняты законодательным учреждением власти государства) и подзаконные акты (нормативные правовые акты, которые изданы учреждениями исполнительной власти государства).
В теории права выделяются такие виды закона: конституция в качестве Основного закона, другие виды — конституционные законы, федеральные законы, обычные законы и законы субъектов федерации.
Система законов составляет законодательство. В узком смысле слова законодательство понимается как совокупность законов, а в широком — как систему нормативно-правовых актов всех видов, либо даже в качестве синонима права.
Нормативно-правовой акт, в котором выражается и закрепляется закон, может иметь разнообразные формы. Вместе с самой распространенной формой — изложением закона в обособленном, отдельном письменном акте — теорией права выделяются и нормативно-правовые акты в форме кодексов. Это сборники, которые объединяют по общему предмету правового регламентирования и по методу правового регламентирования систему правовых норм. Своеобразными видами нормативно-правовых актов являются собрания законодательства, своды законов.
Другие виды нормативно-правовых актов необходимо для предписаний административных распоряжений правительства, других учреждений исполнительной власти. В частности, правительство в данной форме издает распоряжения и постановления, значительную часть нормативных правовых актов составляют акты ведомств и министерств, местных учреждений власти. Эти виды актов являются подзаконными актами, соответствующими закону. Это связано с различной юридической силой законов и подзаконных актов. Она проявляется в обязательном соответствии нижестоящих нормативных актов вышестоящим актам.
Нормативно-правовой акт всегда обладает внешней структурой: соответствующими реквизитами, которые дают возможность его относить, к определенному виду, к примеру, различать закон и постановление, а вместе с тем определять, когда он принимался, когда вступал в действие, кем был принят, подписан, утвержден и т.д.
Значимой характеристикой нормативного правового акта выступают пределы его действия — субъектные, пространственные и временные. Нормативно-правовой акт обретает силу со времени его публикации, если другое не оговаривается собственно в нормативном акте, а теряет юридическую силу со времени отмены этого акта и принятия нового. Пространственное действие нормативного правового акта связано с их распространением на территории страны. Территориальные рамки действия нормативных правовых актов выражаются в юрисдикции государства.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Общая характеристика нормативно-правового акта как источника права
1.1 Сущность понятия нормативно-правового акта
Если исследовать историю и опыт определения понятия и признаков нормативно-правового акта в отечественной юридической науке, то, в первую очередь, необходимо отметить письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № GB-G9/3G7, которое включает разъяснения относительно применения Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, разработанные согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. № 305.
В п. 3.1 данного акта было сказано, что направлены на государственную регистрацию должны быть лишь акты, включающие нормы права, т.е. правила поведения, рассчитываемые на неопределенный круг лиц и многократное использование, и что притом нормы могут являться постоянно действующими, т.е. устанавливаемыми без ограничения сроков; временными, т.е. включающими указание на действие в продолжение обозначаемого временными рамками периода или на действие до наступления соответствующего условия; принимаемыми в порядке эксперимента (если не указывается срок их действия).
Затем, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 5 от 27 апреля 1993 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов, противоречащими закону» в п. 2 указал на то, что под нормативно-правовым актом необходимо понимать издаваемый в определенном порядке акт управомоченного на то учреждения власти государства, органа местного самоуправления либо должностного лица, устанавливающий нормы права (правила поведения), являющиеся обязательными для неопределенного круга лиц, рассчитываемые на многократное применение, действующие вне зависимости от того, возникли либо прекратились конкретные правовые отношения, предусматриваемые актом.
29 ноября 2007 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в п. 9 сформулировал наиболее важные признаки, которые характеризуют нормативно-правовой акт.
Значимыми признаками, которые характеризуют нормативно-правовой акт, выступают: опубликование его в определенном порядке управомоченным учреждением власти государства, органом местного самоуправления либо должностным лицом, присутствие в нем норм права (правил поведения), являющихся обязательными для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное применение, ориентированных на регламентирование социальных отношений или на прекращение либо изменения существующих правовых отношений.
Для характеристики сущности этого определения необходимо сослаться на Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», устанавливающий организационные и правовые основы антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов указанных актов.
Но какие именно нормативные правовые акты должны проходить экспертизу, в законодательстве не указывается.
Как мы видим, основанием недостаточной практической проработки выступает отсутствие законодательной характеристики понятия нормативного правового акта, хотя в настоящее время существует острая потребность в нем.
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России долгий период времени занимается формулировкой проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации».
Институт многократно предлагал юридическому сообществу разные версии Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», последняя была предложена в 2012 г. и считается инициативным проектом.
Важнейшие положения многократно обсуждались на Ученом совете Института и на публичных слушаниях и были отражены в различных статьях и монографиях работников Института. Важнейшие идеи концепции и собственно проект был многократно освещен на страницах «Журнала российского права». Интересным является тот факт, что основой проекта является следующее:
1. Проект объединяет все разновидности нормативно-правовых актов, в том числе и муниципальные.
2. Регулирует все стадии возникновения и действия данных актов в процессе правоприменения и правотворчества.
3. Сопоставляются международно-правовые акты и национальные правовые акты в условиях интеграционного процесса.
4. Определяются способы использования новых информационных технологий. Собственно данными идеями и отличается настоящий проект. Также формулируются определения правовых актов и нормативно-правовых актов, аргументируется их иерархическая система: федеральная и федеральных субъектов. Структурно проект Федерального закона содержит в себе преамбулу, 17 глав, 113 статей.
В первой главе проекта Федерального закона планировалось закрепить такое определение понятия «нормативно-правовой акт» — официальный письменный документ, принятый в определенной форме субъектом правотворчества и направленный на установление, изменение, введение в действие либо признание утратившими силу норм права в качестве общеобязательных правил временного или постоянного характера, адресуемых неопределенному кругу лиц и рассчитываемых на неоднократное применение.
26 декабря 2014 г. Минюстом России подготовлен законодательный проект о нормативно-правовых актах в России, располагающийся на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными учреждениями исполнительной власти проектов нормативно-правовых актов и итогов их публичного обсуждения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы