Курсовая с практикой на тему «Нормативно-правовое обеспечение академической мобильности студентов в США»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Сущность и специфика академической мобильности студенчества, как специальной категории социальной мобильности 7
1.1. Феномен академической мобильности в социально-гуманитарном дискурсе 7
1.2. Академическая мобильность студентов в контексте Болонского процесса 8
Глава 2. Правовое поле процесса академической мобильности в США 13
2.1. Основные субъекты международной академической мобильности студенчества в США 13
2.2. Правовое поле процесса академической мобильности в США 23
Заключение 30
Список литературы 32
Введение:
За последние десятилетия мировое сообщество стало свидетелем драматического развития студенческой мобильности. Прогрессирующий характер глобализационных процессов, стирание государственных границ, развитие информационных технологий, легкость путешествия, открытость мирового рынка труда и как результат — острая необходимость приобретения интеркультурных компетенций, поощряли молодежь до пересечения границы с целью удовлетворенность академических потребностей и приобретение навыков общения в поликультурном окружении.
Академическая мобильность как наиболее развитая форма интернационализации образования способствует интеграции индивида в международную академическую общественность в рамках глобального образовательного пространства. Она обеспечивает доступ к образовательным достижениям ведущих стран мира, способствует развитию интеркультурных компетенций и увеличивает шансы на профессиональную самореализацию.
Россияне еще не имеют многолетнего опыта работы в качестве мировой научной элиты и не питают безосновательных амбиций относительно быстрого завоевания статуса государства-провайдера образовательных услуг мирового образца. Мы делаем первые шаги на арене создания международной образовательной политики, координируем собственные приоритетные направления развития и разрабатываем стратегии достижения задекларированных целей. К сожалению, среди научных трудов отечественных ученых не хватает тематических исследований на предмет развития академической мобильности как одной из стратегий наращивания человеческого капитала. Положительная практика внедрения программ студенческих обменов и государственной поддержки индивидуальной мобильности, что накопленная в ряде стран, свидетельствует большой потенциал такого подхода в содействии экономическому росту, политической стабильности и социальной сбалансированности общества. Актуальность обусловлена необходимостью более детального изучения исследуемого процесса, а именно: определение исторических предпосылок становления академической мобильности, анализа практики других стран мира и определения субъектов национального и наднационального уровне ее организации.
Анализ научно-педагогической литературы и информационно-аналитических докладов международных организаций показал, что исследования сущности процесса академической мобильности стало предметом изучения широкого поля зарубежных ученых. Так, Ф. Альтбах, Х. де Вит, Г. Лаурейс, Х. Риддер- Симоенс в своих научных трудах исследуют проблему типологизации и периодизации академической мобильности; М. ван дер Венде, Л. Вербеек, Б. Вехтер, В. Ласановски, С. Маргинсон, Дж. Найт, Б. Ривза, Я. Садлак, В. Тайхлер изучают тенденции и перспективы развития академической мобильности в различных регионах мира; Б. Вехтер, М. Кело, В. Тайхлер анализируют уровень достоверности источников статистических данных по количеству мобильной молодежи в странах-импортерах и в странах-экспортерах образовательных услуг; Б. Вехтер, С. Винсент-Ланкрин, Ф. Мюхе, Ф. Майнворм определяют мотивацию субъектов организации студенческой мобильности и изучают стратегии рекрутирования иностранных студентов в вузы другой страны.
Объектом является академическая мобильность студентов.
Предметом — особенности нормативно-правового обеспечения академической мобильности студентов в США.
Цель работы заключается в исследовании нормативно-правового обеспечения академической мобильности студентов в США.
Согласно цели, возникают следующие задачи:
1. Определить сущность и специфику академической мобильности студенчества, как специальной категории социальной мобильности, определив основные этапы ее институционализации в системе высшего образования.
2. Проанализировать особенности академической мобильности в контексте становления Болонского процесса и его импликаций в России.
3. Исследовать правовое поле процесса академической мобильности в России.
4. Определить основные субъекты международной академической мобильности студенчества в России и исследовать основные возможности академической мобильности студенческой молодежи.
Образование рассматривается сегодня как одна из важнейших составляющих общественной структуры. За время своего развития, в образовании утверждались демократические ценности, что привело к новому пониманию образования как системы, которая должна обеспечивать каждому человеку возможность не просто получать и пополнять знания, но для развития и самореализации в течение всей жизни. Также на развитие системы образования особое влияние оказывают процессы глобализации, становления единого информационного пространства. Сегодня растет спрос на выпускников, способных работать в мультикультурной среде и транснациональных корпорациях, а целью высшей образование становится подготовка специалистов отдельных сфер. В связи с этим особое место в системе образования занимает феномен академической мобильности, который активно распространяется.
Методологическая основа исследования. В работе использованы методы: диалектический, обобщения и аналогии, анализа и синтеза, единства исторического и логического, научной идентификации и сопоставимо-сравнительного анализа — при обработке литературных источников; абстрактно-логический — для теоретического обобщения, определения сущности академической мобильности и ее роли в рамках системы высшего образования и формирования выводов.
Научная новизна заключается в комплексном исследовании и обобщении результатов мирового опыта в исследовании феномена академической мобильности в системе высшего образования. Таким образом, совершенное системное исследование современной интерпретации понятия «академическая мобильность студенчества». Анализ законодательной базы США по вопросу академической мобильности позволил синтезировать новое видение состояния развития и представления данного феномена в системе высшего образования в США.
Теоретическая ценность работы состоит в том, что в логике развития современной системы высшего образования проведен сравнительный анализ понятия «академическая мобильность» в современных исследованиях, что позволило расширить представление о данное понятие. Так же в рамках магистерской диссертации проведен анализ процесса импликации Болонского процесса в России (в частности, что касается процессов академической мобильности), что формирует основу для дальнейших научных поисков путей развития системы высшего образования в США.
Структура работы. Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
По результатам, полученным в процессе выполнения магистерской диссертации, можно сделать выводы, что академическая мобильность представляет собой специфический вид социальной мобильности. Совет Европы рассматривает академическую мобильность как передвижение людей: студентов, преподавателей, исследователей для обучения, преподавания и проведения исследований. Обучение / работа в зарубежном университете нередко оценивается внутренне как «временный», в некотором отношении нереальный состояние.
Академическая мобильность на национальном уровне не регулируется отдельным специальным актом, но она регулируется рядом документов, отличных по своему статусу и субъектом. Диапазон этого ряда большой и включает законы, правительственные акты, национальные стратегии в двусторонних соглашениях и программах сотрудничества в области образования между странами.
Мы отмечаем наличие внутренней противоречивости правовых норм и неполноту правового регулирования нормативно-правовых основ академической мобильности. В результате это препятствует укреплению экспортного потенциала системы образования России. Так, среди основных проблем можно отметить устаревшую доктрину международного сотрудничества и отсутствие системного подхода на уровне стратегических документов
К сожалению, до сих пор существенная часть несоответствий российского законодательства международным принципам академической мобильности остаются без внимания, что препятствует развитию образовательной сферы в России в едином темпе с мировым развитием. Прежде всего, правовое регулирование развития международного сотрудничества в сфере высшего образования в США требует дальнейшего совершенствования. Необходимыми шагами на этом пути являются: разработка Стратегии интернационализации высшего образования России; совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей международное сотрудничество в сфере высшего образования, для обеспечения полноправного и эффективного участия отечественных вузов на международном рынке образовательных услуг; совершенствование механизма взаимодействия органов государственной власти, деятельность которых связана с международным сотрудничеством; осуществление ряда мероприятий с целью распространения в информационном пространстве иностранных государств сведений о преимуществах получения высшего образования в России.
Различают национальные и наднациональные субъекты академической мобильности студенчества.
В США существует развитая сеть международных образовательных фондов, которые предлагают дополнительное финансирование для реализации самых разнообразных образовательных и научных потребностей — как индивидуальных, так и общих. Дополнительные источники финансирования используются для получения образования или прохождения стажировки студентами различных образовательных уровней, подготовки аспирантов, получение рубежом образовательных или научных степеней — бакалавра, специалиста, магистра, кандидата или доктора наук, стажировки представителей профессорско-преподавательского состава, проведения научных исследований.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Сущность и специфика академической мобильности студенчества, как специальной категории социальной мобильности
1.1. Феномен академической мобильности в социально-гуманитарном дискурсе
За последние десятилетия широкое распространение приобретает феномен академической мобильности. Это обусловлено глобализационными процессами, процессами интеграции и унификации образовательных систем, логичным ответом на которые стало появление ряда образовательных программ для межкультурного обмена знаниями и опытом. Также для создания единого образовательного пространства был основан Болонский процесс, стало важным элементом раз распространения академической мобильности.
Академическая мобильность представляет собой специфический вид социальной мобильности, поэтому логично сначала рассмотреть сущность понятия социальной мобильности.
«Большой социологический словарь» определяет социальную мобильность (social mobility) как перемещение индивидуумов (иногда групп) в обществе между различными позициями в иерархии (ях) социальной стратификации. Классовое положение в рамках структуры занятости в современных обществах обычно пользуется первостепенной вниманием в исследованиях социальной мобильности [24].
Например, сравнивая сущность понимания отдельных профессий в разных странах, мы наблюдаем разное сущностное наполнение связанного социального статуса: восприятие и отношение к сантехников в США и России является кардинально разным.
Совет Европы рассматривает академическую мобильность как передвижение людей: студентов, преподавателей, исследователей для обучения, преподавания и проведения исследований. Согласно ЮНЕСКО, под академической мобильностью подразумевается период обучения, преподавания или проведения исследований в другой стране (не страны проживания студента, преподавателя или исследователя). Период пребывания в другой стране ограничен, и по окончанию обучения / исследований, студент, преподаватель или исследователь возвращается в свою страну [16].
Студенческая академическая мобильность — это процесс получения студентом знаний и навыков в вузах страны, в которой он не имеет статуса гражданина. Студенческая академическая мобильность предполагает непосредственный пересечение границы физическим лицом, с учетом предварительно полученного образования и с присвоением квалификации или ученой степени по окончании срока обучения. По способу организации существуют два варианта академической мобильности: организованная (осуществляется в рамках экономического, политического или межуниверситетского академического партнерства) и индивидуальная (по собственной инициативе студента). В целях различают горизонтальную мобильность (обучение в другом вузе с целью получения определенного академического или ученой степени) и вертикальную (с целью получения следующего академического или ученой степени) [11].