Курсовая с практикой на тему Независимость судей в Российской Федерации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ НЕЗАВИСИМОСТЬ 5
1.1 Судебная власть в структуре государственной власти 5
1.2 Принцип независимости судей: сущность и значение 10
ГЛАВА 2. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ 18
2.1 Система гарантий принципа независимости судей 18
2.2 Виды гарантий независимости судей 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЯ 31
Введение:
Актуальность темы исследования связана с тем, что в Российской Федерации конституционно-правовые основы института независимости судей закреплены в Конституции РФ. Принцип независимости судей является базовым по отношению к иным конституционным принципам, определяющим правовой статус судей в России, гарантируется и декларируется в целом ряде положений Конституции РФ.
Носителями судебной власти в Российской Федерации являются судьи, наделенные полномочиями осуществления правосудия. Статус судей обеспечивается целым рядом правовых гарантий: процессуальными гарантиями судьи (запрет под угрозой ответственности вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, организационно-правовыми гарантиями судьи, определяющими порядок отбора на эту должность, социально-правовыми гарантиями судьи и членов его семьи, неприкосновенность судьи, право на материальное и социальное обеспечение и др.).
Цель работы – это комплексный научный анализ теоретических и практических вопросов, касающихся реализации гарантий независимости судей.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
— определение исходных теоретических положений, раскрывающих понятие и правовую природу принципа независимости судей;
— выявление принципиальных особенностей правового института независимости судебной власти;
— изучение гарантий независимости судей в российском законодательстве.
Объектом исследования являются общие вопросы теоретического и практического применения принципа независимости судей.
Предмет исследования – это правовые нормы, обеспечивающие гарантии независимости судей.
Методологическая основа работы: общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов; исторический подход; частно-научные методы — логический, технико- юридический, исторический и др.
Нормативная и информационная база исследования — это Конституция Российской Федерации, действующее российское законодательство, монографическая и иная научная литература. В частности были исследованы публикации Баранова В.А. «Судебная власть», «правосудие», «судопроизводство» как базовые категории теории судебной власти», Вилковой Т. «Процессуальные гарантии независимости судей судопроизводстве», Газетдинова Н.И. «Самостоятельность и независимость судебной власти», Кабышева В.Т. «Конституционная система судебной власти в современной России», Лафитского В.И. «Принцип независимости судебной власти: общие проблемы реализации», Матякина Е.Е. «Понятие судебной власти» и др., а также учебная литература Прокуроновой С. С., Темнова Е. И. и др.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Первая глава работы раскрывает сущность судебной власти и ее независимости. Во второй главе работы дана характеристика системы гарантий независимости судей.
Заключение:
Независимость судей – это, по сути, следование только нормам Конституции и ФЗ. При осуществлении немало своей деятельности далеко судьи неподотчетны осуществлении никому. Независимость понимать судей следует которой понимать как судей исключение любого еще влияния на будет них со говорить стороны иных по лиц и организаций в бы ходе рассмотрения таких конкретных дел.
любого Принцип независимости простым судей и подчинение еще их только процесс закону предполагает ходе формирование таких них условий для должностные выполнения ими это своих функций, условий при которых разбирательства они были иных бы в состоянии своей принимать свои простым решения согласно Такая Конституции и федерального формирование законодательства (ФЗ), руководствуясь решения при этом со внутренними убеждениями. В предполагает ходе разбирательства со их мнение самостоятельности не связано с закону точкой зрения которых участников процесса. этот Независимость судей неподотчетны обеспечивается ограждением стороны от какого-либо таких влияния, давления задействованы со стороны. законодательства При соблюдении закону этих условий формирование можно говорить о неподотчетны реальной самостоятельности всей ветви власти, в которой задействованы эти должностные лица.
Основой правосудия является независимость судей, и каждый вправе рассчитывать, что его дело будет рассмотрено объективно и справедливо. Порядочность, непредвзятость, отсутствие корысти и личной заинтересованности вершителей дел и споров не должна вызывать нареканий.
Согласно Конституции РФ, при реализации правосудия все судьи независимы и могут подчиняться только Конституции РФ и законодательству РФ. При этом никому не подотчетны. Гарантиям независимости в в законодательстве РФ уделяется значительное внимание.
Независимость судей основывается на следующих принципах:
судья самостоятельно выносит решение исходя из представленных доказательств по гражданскому делу, на основе всестороннего их исследования и оценки, в том числе доводов сторон, иных полученных сведений при реализации прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. Никто не может воздействовать на судью;
из всех государственных служащих судья — единственный, который не обязан кому-либо отчитываться или подчиняться. Даже непосредственный руководитель — председатель суда не вправе вмешиваться в решение исхода дела;
не допускается вмешательство в его деятельность, а любое вмешательство предусматривает ответственность, включая уголовную;
при рассмотрении дела коллегией (состав суда) — все судьи равны;
принимая решение, суд руководствуется федеральным законодательством, совестью и своими убеждениями;
неприкосновенность судьи;
установленный порядок прекращения (приостановления) полномочий судьи;
право на отставку;
защита судьи и его имущества;
материальное и социальное обеспечение за государственный счет.
Кроме этого, независимость зависит от их моральных и профессиональных качеств. Исходя из этого, одной из гарантий независимости является определенный законом порядок отбора граждан на должность судьи, формирующий независимый и справедливый судейский корпус. При сомнениях в его объективности, стороны могут заявить об отводе судьи. Независимость гарантируется бессменностью суда, то есть не допускается перевод на другое рабочее место без его согласия.
Политическая независимость судей заключается:
в разделении властей, которое заключается в самостоятельности судебной власти, отделении ее от власти законодательной и исполнительной;
в свободе средств массовой информации;
в демократическом общественном и государственном устройстве;
в законодательном запрете судьям вступать в партии и движения, быть депутатами и заниматься любой политической деятельностью.
Материальная независимость заключается в создании необходимых условий для судебной деятельности, ее организационному и кадровому обеспечению, осуществляемому органами судебной системы РФ, а в частности аппаратом Верховного Суда РФ, Конституционным Судом РФ и тому подобное.
Федеральное законодательство определяет материальные гарантии независимости относительно конкретного судьи отдельно.
Правовая независимость заключается в возможности привлечения судьи к ответственности.
Привлечение к административной ответственности осуществляется установленной законом коллегией судей, по представлению Генерального прокурора РФ.
Уголовное производство — возбуждается исключительно Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии судей о присутствии в действиях судьи признаков преступления. При этом необходимо согласие соответствующей квалификационной комиссии судей.
Следственно-процессуальные действия, касающиеся судьи, в отношении которого не возбуждалось уголовное дело, возможны исключительно на основании решения вышестоящего суда.
Судебная коллегия такого суда принимает решение об избрании меры пресечения в отношении судьи. Составы коллегий судей, уполномоченных принимать такие решения, каждый год утверждаются квалификационной коллегией судей субъекта РФ либо Высшей коллегией судей РФ.
Независимость судей и предоставление гарантий со стороны государства имеют целью исключить материальную заинтересованность судьи в разрешении дела, а возможность сторон заявить отвод, пройти стадии апелляционного и кассационного обжалования, подать надзорную жалобу, принести частную жалобу способствуют объективному рассмотрению дела.
Фрагмент текста работы:
Независимая и самостоятельная ветвь власти государства, которая действует на основе существующего в стране права, рассматривая юридические споры и конфликты, затем разрешая их по существу, — судебная власть. Функции её целиком и полностью определены действующим в государстве законом. Это пишет Газетдинов Н.И. «…важнейший атрибут демократии страны наряду с исполнительной и законодательной государственной властью. В системе построения и разделения ветвей власти в стране самостоятельное место занимает судебная власть» .
Судебная власть не является придатком исполнительной власти или законодательной, её позиция должна быть абсолютно независимой, согласно Конституции РФ (часть 2, статья 1). Но абсолютного характера эта независимость не несёт, поскольку действует власть от имени государства, осуществляя свою главную функцию — правосудие.
Это говорит только о том, что суд опирается на действующее в стране законодательство, рассматривая на заседаниях споры и конфликты, чтобы разрешить каждый из них по существу.
Более никто не имеет права вершить правосудие и вмешиваться в деятельность, которую ведёт судебная власть. Функции её определены. Это властный акт, и решения суда должны всеми исполняться неукоснительно. Они не могут быть отменены ни одним органом — ни законодательным, ни исполнительным, ни даже президентом страны. Напротив, подчеркивает Баранов В.А. «…судебная власть, функции которой достаточно обширны, служит сдерживающим фактором и ограничивает исполнительную и законодательную власть, поскольку осуществляет правовой контроль над всей деятельностью, происходящей в стране» .
С другой стороны, именно законодательная власть принимает законы, которые воздействуют на функции судебной ветви власти. Она определяет и статус судей, и компетенцию судов, и принципы их деятельности, и порядок формирования корпуса судейства. Также делает акцент Винников А.А. «…именно законодательная власть финансирует деятельность судебной власти. Законодательством определены и основные функции судебной власти. Исполнительная же власть готовит судейские кадры и обеспечивает материально-техническое оснащение судов, а также решает множество вопросов, связанных с отправлением правосудия» .
Поскольку это самостоятельная ветвь государственной власти, суды обладают всеми признаками, присущими другим ветвям. Все решения, которые принимают органы, осуществляющие функции судебной власти, для всех граждан, должностных лиц и других органов государственной власти обязательны. Суды применяют самые разные виды принуждения, точно так же как исполнительная и законодательная власть, поскольку им придана функция правового регулирования всех общественных отношений во всех соответствующих сферах. Есть у судебной власти и собственные, специфические признаки. Прежде всего, это исключительность власти, выражающаяся в том, что только суд может осуществить правосудие, и эту функцию ни одна другая ветвь государственной власти взять на себя не имеет права, согласно Конституции РФ. Также это касается и процессуальной формы — особой процедуры осуществления правосудия, регламентированной специфическими правовыми актами. Нарушение формы совершения правосудия чревато отменой судебного решения.
Должностные лица судебной ветви государственной власти, осуществляющие правосудие, — судьи, имеющие особый статус. Прежде всего, это обязательно граждане государства, а во-вторых, они должны отвечать целому ряду требований, куда входят и возрастной ценз, и образовательный, и стаж профессиональной практики в юридической области. Всё это оговорено в Конституции РФ (статья 119): граждане РФ не моложе двадцати пяти лет с высшим юридическим образованием и стажем работы не менее пяти лет.