Курсовая с практикой на тему Неуспевающие школьники: причины и пути коррекции.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы оказания педагогической поддержки неуспевающим младшим школьникам 5
1.1 Психологические особенности школьников с трудностями в обучении 5
1.2 Понятие «школьная неуспеваемость», ее причины, виды 9
1.3 Сущность и условия оказания поддержки неуспевающим младшими школьниками в процессе обучения 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование причин школьной неуспеваемости младших школьников 21
2.1. Выявление детей, испытывающих трудности в обучении в начальной школе 21
2.2. Анализ программ коррекционной работы с неуспевающими младшими школьниками 34
2.3. Разработка программы коррекционной работы с неуспевающими младшими школьниками 35
2.4. Оценка результатов коррекционной программы 41
Выводы по II главе 43
Заключение 45
Список использованных источников 46
Введение:
Проблема возникновения трудностей в обучении, безусловно, беспокоит ученых, педагогов и родителей. Она является одной из центральных проблем в педагогике и психологии, постоянно находится под вниманием, поэтому всегда остается актуальной.
Успеваемость школьников с каждым годом падает все больше. В книге «Диагностика школьной дезадаптации» говорится, что от 15 до 40% учащихся начальных классов испытывают затруднения в обучении по тем или иным причинам. Трудности в обучении, по мнению Н.И. Мурачковского, может привести к серьезным психологическим проблемам у ребенка. В этот период у школьника могут сформироваться такие качества личности как агрессивность, неуверенности в себе, замкнутость и даже лживость. Неуспешность младшего школьника может стать причиной стремительного снижения учебной мотивации, отсюда – ухудшение поведения, а иногда даже и криминального поведения.
Из младших школьников вырастают граждане страны, элементы общества от которых зависит наше будущее, поэтому трудности, связанные с обучением, с освоением школьных навыков – это не только внутрисемейная, внутришкольная проблема, но и общественная.
Существует множество теоретических разработок в этой области, которые отражают отсутствие единого взгляда на данную проблему. Теоретическим исследованием данного вопроса занимаются такие ученые, как П.П. Блонский, И.В. Дубровина, М. А. Данилов, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков и многие другие. Большой вклад в изучение практического аспекта данной проблемы внесли М.В. Матюхина, А.М. Гельмонт и другие. Как мы уже отметили успех или неуспех в обучении младшего школьника имеет большое значение в развитии личности ребенка. От того как протекает процесс обучения зависит внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение. Такие характеристики личности как самооценка, учебная мотивация, показатели тревожности, несомненно, связаны с уровнем успеваемости младшего школьника.
В связи с этим проблемой исследования стала педагогическая поддержка младших школьников, испытывающих трудности в обучении.
Цель исследования — выявить особенности педагогической поддержки младших школьников, испытывающих трудности в обучении.
Объект исследования – трудности в обучении как психолого-педагогическая проблема.
Предмет исследования – особенности педагогической поддержки младших школьников, испытывающих трудности в обучении.
Гипотеза исследования — разработанная система работы для устранения учебных трудностей младших школьников эффективна при соблюдении следующих условий:
— учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка;
— опора при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций в системе специальных занятий;
— совместная работа и единая тактика работы школы и семьи при организации помощи ребенку, имеющему трудности в обучении.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2. Выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
3. Определение направления и содержание коррекционной работы по оказанию помощи ребенку, испытывающему трудности в обучении;
4. Изучение трудностей, возникающих у младших школьников, и оказание им помощи.
Для решения поставленных задач исследовательской работы использовались теоретические методы: классификация, теоретический анализ; практические методы: наблюдение, диагностика, анкетирование, количественный и качественный анализ данных.
Заключение:
На основе проведенного теоретического анализа по выдвинутой проблеме профилактики трудностей в обучении детей младшего школьного возраста нами были решены задачи исследования и сделаны следующие выводы.
Понятие «трудности в обучении», мы определили, как низкий уровень освоенного учебного материала, что напрямую связано с отсутствием способностей у обучающегося.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами был выявлен ряд внутренних и внешних причины трудностей в обучении младших школьников.
Выявленные способы предупреждения школьной неуспеваемости детей младшего школьного возраста опираются на такие подходы как личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный и гуманистический.
В результате диагностирования школьной неуспеваемости в начальной школе, были выявлены обучающиеся, входящие в «группу риска», это дети имеющие трудности в восприятии и усвоении учебного материала.
Мы пришли к выводу, что профилактика школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте будет эффективна, если при организации образовательного пространства использовать такие организационно-педагогические условия, как:
— обучение с ранним прогнозированием неуспеваемости;
— согласованность действий семьи и школы при ведущей роли учителя.
Разработанный комплекс упражнений носит рекомендательный характер. Предполагается, что при успешной реализации организационно-педагогических условий, будет создана образовательная среда, предупреждающая неуспеваемость обучающихся, что в следствии ведет к нормализации неуспеваемости в целом
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы оказания педагогической поддержки неуспевающим младшим школьникам
1.1 Психологические особенности школьников с трудностями в обучении
В современной школе вопрос о школьной мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении, среди которых не менее 20% составляют дети, испытывающие трудности в обучении.
В научных работах авторов (Белопольская Н.Л., Кузнецова Л.В., Кулагина И.Ю., Ульенкова У.В. и др.) отмечается, что в первый год обучения в школе у многих детей появляется комплекс неполноценности по отношению к учению, который исключает положительную мотивацию учебного успеха, вызывает неприязнь к предмету, к школе, к учителю [8]. Это обусловливается тем, что для значительной части школьников с испытывающие трудности в обучении уровень требований, предъявляемый школой, оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных особенностей, так и ввиду слабой сформированности мотивов учения.
Предполагается, что на весь период обучения первоклассника сохраняется та «стартовая» мотивация, которая определяет готовность ребенка к обучению в первом классе. Как показывает наш опыт, процесс «демотивирования» учебной деятельности с особой остротой у многих детей появляется именно в первом классе, причем у некоторых из них с определенной периодичностью.
Изучение показывает, что среди множества психофизических особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности: эмоционально-волевая незрелость, трудности в произвольной регуляция деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности, ослабленность мотивационной сферы и т.д.
Мотивация учебной деятельности напрямую связана с возрастными особенностями учеников. Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя [7].