Курсовая с практикой на тему Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие нетрадиционных форм физкультурных занятий в педагогической и методической литературе 6
1.2. Особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста 14
1.3. Виды нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ 29
2.1. Методика проведения нетрадиционных форм физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста 29
2.2. Апробирование комплекса нетрадиционных форм физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста 36
2.3. Анализ результатов исследования. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Введение:
Детство — уникальный период в жизни человека, в течение которого закладывается фундамент здоровья: созревание и совершенствование жиз-ненно важных систем и функций организма, развитие его адаптационных возможностей, повышение устойчивости к внешним воздействиям, форми-рование осанки, приобретение физических качеств, привычек, развитие волевых черт характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Все, что приобретается ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. По-этому внедрение инновационных технологий и оздоровительных меропри-ятий в учебно-воспитательный процесс, подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе нетрадиционных форм занятий физической куль-турой является приоритетным направлением в деятельности учреждения.
ФГОС определяет в качестве одной из важнейших задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, включая их эмо-циональное благополучие. Концепция дошкольного образования преду-сматривает не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Соответственно, поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптималь-ных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка приобретает особую актуальность.
Основной целью физического воспитания в дошкольном образова-тельном учреждении является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
Условия жизни заставляют многих работников ДОУ искать иные подходы к обучению детей, в том числе и к проведению физкультурных занятий. Практика показывает, что существующая методика не всегда при-водит к успеху. За последние годы проведены исследования, установившие эффективность использования методов соревнования и творческих заданий в подвижных играх детей дошкольного возраста (Л. М. Коровина), целе-сообразность обучения детей основным движениям через игровые момен-ты (Н. В. Потехина, Е. А. Коровина) и формирование ориентировки в про-странстве через игры (Э. Я. Степаненкова)
Занятия по физической культуре являются одной из основных форм систематического обучения, воспитания и физического развития детей. В детском саду могут использоваться как традиционные, так и нетрадицион-ные формы занятий по физическому воспитанию.
Нетрадиционная означает отход от классической структуры занятия путем использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму по-строения занятий, оставляя при этом неизменным главное: на каждом за-нятии по физическому воспитанию должны реализовываться задачи обу-чения, воспитания и развития ребенка. Обучение основным движениям должно осуществляться в три этапа: разучивание, закрепление, совершен-ствование. Содержание и методика урока должны способствовать дости-жению тренировочного эффекта, достаточной моторной плотности и раз-витию физических качеств.
Проблема исследования заключается в том, что новые условия жизни требуют поиска формы занятий, которые будут способствовать лучшему развитию детей дошкольного возраста. Однако, в современных условиях, еще недостаточно развито данное направление работы в физкультурном развитии детей.
Объект исследования: нетрадиционные формы физкультурных заня-тий детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация физкультурных занятий с деть-ми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить и апробировать нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного воз-раста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие нетрадиционных форм физкультурных занятий в педагогической и методической литературе;
2. Определить особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
3. Исследовать виды нетрадиционных форм проведения физкультур-ных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
4. Определить методику проведения нетрадиционных форм физкуль-турных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
5. Апробировать комплекс нетрадиционных форм физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
6. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проведение физкуль-турных занятий в нетрадиционной форме будут способствовать развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к занятиям физкультурой и улучшению уровня физической подготовки детей.
Методы исследования: общенаучный, индуктивный методы, форми-рование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №7 «Семицветик» г. Гурь-евска
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Дошкольный возраст – это время активного формирования организ-ма ребенка. В этот период закладывается фундамент таких двигательных качеств, как сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость, совершен-ствуются функциональные возможности организма.
В этом немаловажную роль играет физическая культура как часть системы физкультурно-оздоровительной работы, а основная ее форма – физкультурные занятия.
Однако постоянное использование только классической структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетра-диционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать под-ход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уро-вень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.
Поэтому в дошкольных учреждениях появилась необходимость ис-пользовать альтернативные физкультурные занятия. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
В ходе исследования мы решали поставленные нами задачи. Так мы охарактеризовали понятие нетрадиционных форм физкультурных занятий в педагогической и методической литературе. К таким относятся занятия, в которых ребенок не только развивается физически, но и получает знания об окружающем мире.
Определили особенности проведения физкультурных занятий с деть-ми старшего дошкольного возраста. К физической культуре мы приобща-ем ребёнка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На занятиях развивается природная потребность ребёнка в движении, не подавляя её. Ребёнку нужна опти-мальная двигательная активность, недостаток её неблагоприятен: ослабля-ется сердечная деятельность, нарушается обмен веществ, сдерживается фи-зическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается общее состояние ре-бёнка. Всё должно быть в меру. Дошкольникам полезны: ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические часы, также должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражне-ний, развлечений. Для этого необходимо проводить занятия в различных вариантах, в нетрадиционной форме: олимпиады, походы, дни здоровья, путешествия, нужно давать детям возможность импровизировать на заня-тиях. Используя эти приёмы, занятия получаются интересными, дают большую эмоциональную нагрузку, дарят детям радость.
Исследовали виды нетрадиционных форм проведения физкультур-ных занятий с детьми старшего дошкольного возраста. К ним относятся множество занятий: занятия походы, круговая тренировка, степ-аэробика и другие
Определили методику проведения нетрадиционных форм физкуль-турных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Апробировали комплекс нетрадиционных форм физкультурных за-нятий с детьми старшего дошкольного возраста и проанализировали ре-зультаты исследования. Занятия привели к тому, что дети заинтересова-лись физической культурой, начали проявлять желание ее посещать. Од-нако об изменении уровня физической подготовки не идет речь, поскольку ее развитие должно продолжаться в течении длительного времени.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие нетрадиционных форм физкультурных занятий в педагогической и методической литературе
Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, ко-торые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и со-вершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невоз-можен здоровый образ жизни.
Надо признать, что здоровье населения, его жизнеспособность зави-сят от здоровья каждого, а здоровье человека закладывается в дошколь-ном возрасте. Бурный рост и развитие детского организма, высокая пла-стичность и ранимость психики ребёнка требуют бережного к нему отно-шения и щадящих нагрузок. Вместе с тем, излишний комфорт, тепличные условия сдерживают накопление жизненных сил ребёнка, изнеживают, тормозят развитие.
Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интел-лектуальных способностей человека. Ребёнок познаёт мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений, это у него заложено с дошкольного возраста [2].
На сегодняшний день актуальность проблемы альтернативных заня-тий по физическому воспитанию нетрадиционной направленности стоит особенно остро. Это подтверждается тенденцией ухудшения здоровья, снижения уровня двигательной активности дошкольников. Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить формиро-вание у дошкольников устойчивого интереса, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, ценности мотивации к здоровому образу жизни.
Вопросам физического воспитания детей уделяли огромное внимание такие видные учёные как П.Ф.Лесгафт, Е.А.Аркин, В.В.Гориневский, А.И.Быкова, И.А.Метлов, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, Т.И.Осокина, Г.П.Юрко и др. [28]
Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-ного образования трактует физическое развитие современного дошколь-ника следующим образом: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих пра-вильному формированию опорно-двигательной системы организма, раз-витию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, вы-полнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целена-правленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценно-стей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формиро-вании полезных привычек и др.)» [8].
Физическое воспитание входит в систему физкультурно-оздоровительной работы, а уроки физкультуры являются ее основной формой [8]. Но монотонность уроков физкультуры часто приводит к сни-жению интереса ребенка к этому виду двигательной активности и, как следствие, к снижению результатов. Выходом из этой ситуации является использование альтернативных уроков физической культуры.
Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий дают возможность сохранить и поддержать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, учесть особенности мотивов и потребностей дошкольников, разумно распределить нагрузку с учетом двигательной ак-тивности и поло-ролевого принципа подбора движений. Оздоровительный эффект, достигаемый нетрадиционными формами, тесно связан с положи-тельными ощущениями ребенка, благотворно влияющими на его психику [23].
В отличие от традиционного подхода (где основной функцией педа-гога является непосредственная организация деятельности детей, передача их опыта взрослым), в нетрадиционных формах применяются новейшие методы и приемы организации детей, нестандартное оборудование, вно-сятся некоторые изменения в традиционную форму.
К формам нетрадиционных физкультурных занятий в работе с деть-ми в дошкольных учреждениях многие авторы (Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г., С.Б. Шарманова, А.И. Фёдоров) относят [30]:
Игровые занятия, основанные на играх и эстафетах;
Учебные или тренерские занятия;
Занятие, основанное на одном движении;
Круговая тренировка;
Игровые занятия, основанные на сюжете;
Занятия на спортивных комплексах и тренажерах;
Занятия, основанные на танцевальном материале, музыкально-ритмических движениях;
Занятия фитнес-аэробикой, занятия по физической культуре с эле-ментами аутотренинга, самомассажа;
С использованием нестандартного физкультурного оборудования (мешочек-перчатка, цветные варежки, косички), которое вызывает у детей положительное эмоциональное отношение к занятию, повышает его эффек-тивность и может быть использовано в разных видах детской деятельности — коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной.
Для родителей организуется «Мастерская» по изготовлению обору-дования совместно с педагогами. Совместная деятельность активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогами [16].
Трещева О.Л. рекомендует включать фольклор в занятия по физиче-ской культуре, чтобы разнообразить процесс физического воспитания, находя новые формы развития двигательно-творческих инициатив детей. Она предлагает следующие виды фольклорных занятий по физической культуре: двигательно-творческие, сюжетные, театрализованные, музы-кально-ритмические, игровые, познавательные и интегрированные.
Трещева О.Л. использует элементы фольклора в физкультурно-оздоровительной работе с детьми: утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором; ритмическая гимнастика в русском народном стиле; физкультурные минутки на основе фольклора; русские народные подвижные игры, игры — забавы, игры — аттракционы.
В качестве активного отдыха использует: спортивные фольклорные праздники.
Родители привлекаются к просмотру физкультурно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором [21].
Тарасенко Н.В. создала свою методическую разработку «Использо-вание степ-аэробики при проведении занятий по физическому воспитанию детей дошкольного возраста». Были представлены комплексы общеразви-вающих упражнений и подвижных игр с использованием степ — платформы на занятиях по физической культуре. Такие занятия повышали уровень физического и музыкального развития детей, способствовали выработке красивой осанки, красивых, выразительных и точных движений, форми-ровали устойчивое равновесие детей при занятиях на уменьшенной пло-щади опоры [20].