Курсовая с практикой на тему Нестандартные уроки литературы в старших классах: формы и особенности проведения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ 6
1.1. Сравнительная характеристика традиционных и нестандартных уроков 6
1.2. Формы проведения нестандартных уроков 12
ГЛАВА ІІ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ 26
2.1. Разработка нестандартных форм проведения уроков литературы в старшей школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ 33
Введение:
Изучение литературы наряду с другими предметами стало основным фактором как индивидуального, так и национального развития в целом. Для углубления коммуникативных навыков учащихся необходимо применять или ввести инновационные методы обучения, чтобы сделать процесс усвоения нового интересным и увлекательным как для учащихся, так и для учителей. Творчество и креативность в современном обществе являются теми ценными качествами, которые помогают в развитии аналитического мышления, логики, умения отличать правду от вымысла, а также влияют на кругозор в целом. Одним из инструментов достижения вышеуказанных целей являются нестандартные уроки. Существует немало разновидностей форм проведения нестандартных уроков, каждый из которых решает свои образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
В условиях реализации компетентностного подхода одной из основных задач современной школы является формирование активной интеллектуальной личности, которая имеет достаточный уровень культуры, обладает знанием основ наук, способна креативно мыслить, проявлять инициативу, творчески решать жизненные и профессиональные задачи. Большой вклад в формирование такой личности обеспечивает использование в учебном процессе нестандартных форм организации обучения, которые создают условия для активной учебной деятельности школьников. Эти формы осуществляют эмоциональное воздействие на детей, поддерживают интерес к учебе, обеспечивают интеллектуальное развитие, побуждают к инициативе, формируют навыки взаимодействия с другими участниками учебного процесса.
Использование нестандартных организационных форм требует разумного их дозирования и учета специфики учебного предмета и возрастных особенностей школьников. Такие занятия невозможно применять систематически, при изучении любой темы. Они используются время от времени, чтобы разнообразить учебный процесс, повысить мотивацию изучения предмета, осуществить эмоциональное воздействие на учащихся.
В своих трудах теоретико-классификационных проблем определения нестандартных уроков касались немало дидактиков XX и XXI веков, среди которых следует отметить такие имена, как П.А. Жильцова, В.М. Величкиной, А.Е. Кондратенкова, А.И. Сембаева, К.К. Кунантаевой, Г.М. Храпченкова, Г.З. Алдамжарова, Л.Г. Денисовой, А.Е. Кондратенкова, А. Шарипова и др. Решением дидактических проблем в школе за счет разработки методов, сценариев нестандартных уроков занимались такие ученые, как, например, С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина, С. С. Пальчевский и тому подобное.
Актуальность работы обосновывается необходимостью всестороннего и комплексного анализа понятия нестандартного урока и подходов к его классификации, что будет способствовать углублению понимания этого аспекта дидактической науки, а также станет толчком для дальнейшего ее развития и усовершенствований после анализа уже разработанных подходов. В свете современных тенденций к воспитанию эрудированного человека разработка новых подходов для освоения информации является необходимым, поскольку старые методики не всегда можно приспособить к объемам полученных данных для изучения.
Цель исследования заключается в нахождении путей преодоления стереотипности традиционных подходов к преподаванию литературы, поскольку они больше не предоставляют предыдущей эффективности и не могут правильно мотивировать учеников для дальнейшего овладения литературой как в изучении ее на базе школы, так и в самостоятельном изучении.
Решению поставленной цели будет способствовать решение соответствующих задач:
⎯ определить особенности понятия урок для проведения сопоставительного анализа на выявление общих и отличительных черт между традиционными и нестандартными уроками;
⎯ проанализировать разработанные в дидактической науке классификации форм проведения нестандартных уроков;
⎯ разработка собственных подходов к определению приемов проведения нестандартных форм проведения уроков в рамках средней и старшей школы.
Объектом исследования стала такая форма уроков, имеющихся в педагогической науке, как нестандартный урок.
Предметом работы стали приемы и инструменты, необходимые для проведения нестандартных уроков учитывая их классификационные особенности.
Работа состоит из введения, двух глав с подразделениями в каждом, заключения, списка литературы.
Заключение:
Задача современной дидактики — создание соответствующего учебной (образовательной) среды, способной обеспечить условия получения образования, предоставление возможности каждой личности реализовать свои наклонности, потребности и способности; формирование творческой, образованной, всесторонне развитой личности, конкурентоспособной в новых экономических условиях.
Творческие педагоги постоянно совершенствуют методику проведения классического урока, в результате чего в учебный процесс внедряются нестандартные уроки. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Названия уроков дают некоторое представление о целях, задачах и методике проведения таких занятий. Самые распространенные среди них — уроки-конференции, уроки-аукционы, уроки-деловые игры, уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки-консультации, компьютерные уроки, уроки-консилиумы, уроки-произведения, уроки-изобретения, уроки-зачеты, театрализованные уроки, уроки взаимного обучения учащихся, уроки творчества, уроки-семинары, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии и тому подобное.
Нестандартные уроки направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, потому что они глубоко затрагивают эмоционально-мотивационную сферу, формируют дух состязательности, возбуждают творческие силы, развивают творческое мышление, формируют мотивацию учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности. Поэтому такие уроки больше нравятся ученикам, вызывают у них творческий интерес.
Итак, форма организации обучения является важной дидактической проблемой, которая непосредственно влияет на результативный компонент учебного процесса. Она тесно связана с методами и средствами обучения, потому что конечный результат определяется комплексом дидактических условий, среди которых важное место занимают организационные формы обучения. Проблема организационных форм обучения является весьма актуальной сегодня. Основными направлениями совершенствования организационных форм обучения считается модернизация содержания обучения, разработки и внедрение элементов индивидуализации и т. п.
Несмотря на отсутствие унифицированного подхода к определению нетрадиционного урока, поскольку каждый дидактик выделяет какие-то отдельные черты, важные для воплощения определенных образовательных целей, в данном аспекте он не является глобальной проблемой, поскольку открывает учителям пространство для формирования собственного творческого и креативного подхода. Нетрадиционные уроки позволяют даже имеющийся инструментарий для проведения традиционных уроков применить с большей эффективностью в нестандартных ситуациях в классе и помогают повысить производительность работы на уроке и во внеурочное время, посвященное подготовке к занятиям. Нетрадиционные уроки привносят элемент импровизации, хотя и довольно сложным в плане подготовки явлением, однако способствуют формированию дружеских отношений между учителями и их учениками. Также они помогают открытию новых очертаний в методиках развития умений и навыков учащихся, делая процесс усвоения огромных объемов информации, что вызвано потребностями современного общества, более легким, интересным и восприимчивым как для учеников, так и их учителей.
Учитель должен принимать от учеников любые идеи для проведения уроков без предубеждений и отсылок на невозможность их проведения или недоступности соответствующих для этого условий: всегда можно найти альтернативные решения поставленных проблем и задач. Таким образом нестандартные уроки будут восприниматься учащимися не просто как должное, просто подготовленное учителем занятие, а результат их хлопотной работы, к которой больше внимания и уважения.
Фрагмент текста работы:
Глава І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
1.1. Сравнительная характеристика традиционных и нестандартных уроков
В современном обществе изучения литературы все больше становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки школьников и студентов. Эксперты различных сфер деятельности заинтересованы в высоком уровне подготовки специалистов, поскольку это влияет на успешное решение поставленных задач и способствует успешному карьерному развитию.
Школы обеспечивают детей базовым багажом знаний по литературе, который в будущем поможет углубить их изучения в высших учебных заведениях или понадобится для самостоятельного совершенствования умений и навыков. В настоящее время существует множество программных материалов для людей с различными уровнями знаний.
Многое зависит не только от учащейся и студенческой самоорганизации и правильности, но и от учительских методов преподавания информации, ведь если материал представлен небрежно или просто не в соответствии с потенциалом или уровнем знаний школьников, то и результат будет неудовлетворительным ожидаемому.
В построении учебного процесса в различных типах образовательных учреждений используют следующие основные методологические подходы: системный, синергетический, деятельностный, праксеологический, гуманистический, культурологический, аксиологический, субъектный, акмеологический, компетентностный и другие. Однако в каждом из случаев основным инструментом учителей, где возможны изменения и эксперименты, является урок.
Урок — это целостный, логически завершенный, ограниченный во времени, регламентированный объемом учебного материала основной элемент педагогического процесса, который обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста и уровня подготовки, направленную на решение определенных задач [4].
Все элементы учебно-воспитательного процесса наглядно представлены в этом определении: цель, содержание, средства, методы, организация и руководство, а также все дидактические элементы. Таким образом, целостность процесса обучения требует постоянного коллективно-индивидуального взаимодействия между учениками и учителями.
По определению М. И. Махмутова, урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, которая включает в себя содержание, формы, методы и средства обучения, и, систематически используется (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения [9].
Также необходимо отметить, что урок как целостная система и организационная форма обучения реализует образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, характеризует его как многогранный и многоплановый инструмент в руках учителя [13].
Существует несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых берет за основу отдельный признак, важный при учебном процессе. Уроки классифицируют на основе:
а) дидактической цели (И. Огородников, И. Казанцев, В. Онищук);
б) цели организации занятий проведения урока (М. Махмутов);
в) основных этапов учебного процесса (С. Иванов);
г) дидактических задач, решаемых на уроке (Н. Яковлев, А. Сохора);
д) методов обучения (И. Борисов);
е) способов организации учебной деятельности учащихся (Ф. Кирюшка) [15].
Здесь представлен не полный список вариаций подходов к систематизации уроков, поэтому логично сделать вывод, что универсальной классификации урока на данный момент времени в педагогической науке пока нет. На практике же учителя выбирают целесообразный по их планам и образовательными целями тип урока, подстраивая его определенным образом под свой темп и методику преподавания [15].
Согласно принципам отечественной педагогической науки, удобной классификации типов уроков следует считать ту, в основу которой положены дидактическая цель и место урока в общей системе уроков. Так, например, В. Онищук, выделяет следующие типы уроков:
⎯ урок усвоения новых знаний;
⎯ урок формирования умений и навыков;
⎯ урок применения знаний, умений и навыков;
⎯ урок обобщения и систематизации знаний;
⎯ урок проверки знаний, умений и навыков;
⎯ комбинированный урок[4].
По мнению М. Махмутова, уроки следует классифицировать, учитывая цель организации, определенные дидактические задачи, содержательную направленность учебного материала и уровень знаний. Поэтому он выделил такие пять типов уроков:
⎯ уроки усвоения нового материала;
⎯ уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
⎯ уроки обобщения и систематизации;
⎯ комбинированные уроки;
⎯ уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков [9].
Все из выше указанных уроков можно отнести к классу традиционных уроков.
По мнению отечественных специалистов, традиционность урока прежде всего определяет характерная структура. Так, например, в большинстве