Курсовая с практикой на тему Нестандартные типы уроков иностранного языка в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы использования нестандартных уроков в учебном процессе 6
1.1. Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных форм обучения 6
1.2. Возможности интеграции нетрадиционных форм обучения 11
Выводы к главе 1 15
Глава 2. Практическое применения нестандартного подхода при проектировании урока английского языка 16
2.1. Особенности использования учебной нестандартности на уроках английского языка 16
2.2. Проектирование урока в 5 классе на основе УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»)
26
Выводы к главе 2 33
Заключение 35
Список использованной литературы 34
Приложения 40
Введение:
Глобализационные и интеграционные процессы, происходящие сегодня в РФ и мире, побуждают сферу учебной подготовки будущих специалистов в системе среднего образования к адекватной реакции с целью обеспечения выпускникам школ возможности полноценной реализации во взрослой жизни. Проекция культуры на современные модели образования выявляет противоречия между необходимостью глобально ориентированного мира в личности, способной осуществлять профессиональную деятельность на международном уровне, и их наличием. Нехватка на современном рынке труда РФ специалистов, способных эффективно работать в глобализированном мире, в котором Россия стремится занять достойное место во всех отраслях человеческой деятельности, определяет основные тенденции развития современного образовательного пространства.
В государственных документах РФ (Федеральный государственный стандарт среднего образования) [Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования 2011] актуализируются принципы межкультурности, ставятся задания фундаментальной подготовки специалистов международного класса, которые должны, прежде всего, получить достойное образование, активно овладеть иностранным языком, что даст возможность успешно реализоваться в мультикультурном пространстве. В принятой Советом Европы Концепции ключевых компетентностей из пяти групп компетенций необходимыми для жизнедеятельности в мультикультурном обществе названы именно межкультурные компетенции.
Различным аспектам компетентностного подхода посвящены работы исследователей, к примеру, Е. П. Верещагина [Верещагин 1976], Ю. Е. Петрович [Петрович 2007], И. Л. Плужник [Плужник 2003], В. П. Фурмановой [Фурманова 2003], М. С. Лукьянчиковой [Лукьянчикова 2000]. Вопросами аудирования иноязычного текста занимались Н. Н. Пруссаков [Пруссаков 1981], Н. Ф. Бориско [Бориско 2001], В. Г. Брызгалова, Г. И. Драчова, Т. Н. Осколкова [Брызгалова 1992]. Специфику работы с аутентичным материалом исследовали А. С. Пелишенко [Пелишенко 1995], Г. С. Синькевич [Синькевич 2002], Л. П. Смелякова [Смелякова 1995], Е. Н. Соловова [Соловова 2003].
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время учебная нестандартность привлекает к себе активное внимание педагогов-практиков и является эффективным приемом проектирования учебного процесса в средней школе.
Цель исследования – на основе теоретического обоснования проблемы исследования определить педагогические условия проектирования нестандартных уроков английского языка в соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом.
Цель исследования определила следующие его задачи:
1. На основе анализа научной литературы выяснить состояние разработанности исследуемой проблемы и уточнить содержание понятий «нестандартность», «нестандартный урок».
2. Обосновать содержание и структурные компоненты интеграции стандартных и нестандартных средств обучения.
3. Определить критерии и показатели проектирования нестандартных уроков английского языка в соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом.
4. Обосновать педагогические условия проектирования нестандартных уроков английского языка в соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом.
Объектом исследования являются нестандартные типы уроков иностранного языка в средней школе.
Предмет исследования – педагогические условия проектирования нестандартных уроков английского языка в соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом.
Методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, научных трудов отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблеме формирования монологической компетентности средствами аутентичных текстов; логико-системный, сравнительный анализ; классификация.
Практическое значение полученных результатов состоит в возможности их использования в практической работе учителя иностранного языка в школе.
Структура работы отвечает целям и задачам исследования. В ее состав входят введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Заключение:
В ходе работы нами были решены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы было выяснено состояние разработанности исследуемой проблемы и уточнено содержание понятий «нестандартность», «нестандартный урок». Отмечено, что одним из ведущих направлений методического обновления уроков в средней школе является введение в учебный процесс нетрадиционных форм организации обучения, которые позволяют разнообразить формы и методы работы с учащимися, отходить от шаблонов, способствуют воспитанию творческой личности школьника, расширению функций учителя, дают возможность учитывать специфику учебного материала и индивидуальные особенности учащихся.
2. Обосновано содержание и структурные компоненты интеграции стандартных и нестандартных средств обучения. Отмечено, что интегрированный урок решает не большое количество отдельных задач, а их совокупность. Поэтому наиболее ответственным этапом подготовки к интегрированному уроку считается определение его задач. Учитывая это, справедливым будет выделение учебной, развивающей и воспитательной цели отдельно к каждому из интегрированных предметов. Необходимо также отметить, что возможности для интеграции обучения в основном зависят от желания и умения учителя синтезировать соответствующее содержание различных дисциплин, которые действительно органично связаны между собой.
3. Определены критерии и показатели проектирования нестандартных уроков английского языка в соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом. Указано, что на уроке английского языка формирование у учащихся значимых качеств определяются его универсальным характером: коммуникативные навыки применимы во всех областях жизнедеятельности человека. Его специфика (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) способствует развитию рефлексии на уровне привычного внутреннего действия, крайне необходимого для специалиста любого профиля, и является показателем зрелой личности с высоким уровнем сознания и профессионального самосознания. В таком контексте коммуникативный компонент является важным элементом общей образовательной компетенции, представляющей собой единство теоретической и практической готовности и способности учащихся к осуществлению образовательной деятельности, готовности и способности учиться всю жизнь.
4. Обоснованы педагогические условия проектирования нестандартных уроков английского языка в соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом. Отмечено, что использование учебной нестандартности в обучении английскому языку является эффективным средством развития у учащихся умений монологической, диалогической речи, аудирования, потому что, во-первых, она содержит новую дополнительную образовательную информацию (а не такую, что есть в учебнике) во-вторых, направлена на развитие языковых навыков и речевых умений; в-третьих, предусматривает творчество и самостоятельность выполнения заданий как индивидуально, так и в группах, учитывая интересы участников проекта, их запросы. Разнообразие упражнений и видов презентации активизирует их работу, создает атмосферу доверия, желание общаться на английском языке, вызывает интерес, повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных форм обучения
Одним из ведущих направлений методического обновления уроков в средней школе является введение в учебный процесс нетрадиционных форм организации обучения, которые позволяют разнообразить формы и методы работы с учащимися, отходить от шаблонов, способствуют воспитанию творческой личности школьника, расширению функций учителя, дают возможность учитывать специфику учебного материала и индивидуальные особенности учащихся.
Взгляды педагогов в отношении нетрадиционных форм организации обучения расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг к демократизации школы, другие – нарушение педагогических принципов, вынужденный уход учителя под напряжением ленивых учеников, которые не хотят и не умеют серьезно работать. В то же время большинство педагогов-практиков все же склоняются к мнению, что снижение уровня знаний в значительной степени объясняется качеством урока: стандартом, шаблоном, формализмом. Поэтому для повышения эффективности урока, привлечения учащихся к активной и плодотворной работе необходимо внедрять инновационные методы и приемы обучения, искать альтернативные формы обучения [Бабайлова 2005: 5].
Итак, нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Л.Лухтай называет нестандартным такой урок, который не укладывается (полностью или частично) в рамки утверждённого дидактикой, на котором учитель не придерживается четких этапов учебного процесса, методов, традиционных видов деятельности [Цит. по: Ларина 2009]. На этом основании можно утверждать, что нетрадиционный урок – это развитие, движение структуры традиционного урока. Итак, если хотя бы один элемент традиционного урока будет реализован нетрадиционным способом, то уже такой урок в определенной степени можно назвать нетрадиционным, или традиционным с нетрадиционным исполнением одного из элементов. Дело в том, что реализация хотя бы одного элемента урока нетрадиционным путем связана с изменением продолжительности других элементов урока, а это значит, что автоматически меняется и структура урока, а, следовательно, урок становится нетрадиционным.
Нестандартный урок, по мнению Л. В. Николаевой, появляется благодаря нестандартной теории, вдумчивому самоанализу деятельности учителя, предвидению хода тех процессов, которые происходят на уроке, а главное – благодаря отсутствию штампов в педагогической технологии [Николаева 2008]. Следовательно, можно утверждать, что нестандартные уроки рождены самой педагогической практикой. Этим урокам присущи свои особенности – оригинальность замысла, сюжета, что позволяет говорить о таких шагах как о «нетрадиционных», творческих, авторских. Такие уроки способствуют развитию мышления и речи школьников, их памяти, инициативы, трудолюбия и многих других положительных качеств.
Структура нестандартных уроков также отличается от традиционной. Элементы традиционного урока – организация учащихся к работе на уроке, проверка домашнего задания, мотивация, актуализация опорных знаний, организация изучения нового материала, закрепление и осмысление материала, обобщение и применение — присутствуют и на нестандартных уроках, но в необычных формах.
Этот урок характерен еще и тем, что если в подготовке традиционного урока основная тяжесть ложится на плечи учителя, то в ходе нетрадиционного урока происходит концентрация волевых, интеллектуальных, эмоциональных усилий учеников, как во время урока, так и при его проведении. В связи с этим можно выделить значительную познавательно-организационную и творческую активность учащихся.