Курсовая с практикой Педагогика/Психология Теория и методика развития речи

Курсовая с практикой на тему Нестандартные приемы развития мелкой моторики детей раннего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО (РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО) ВОЗРАСТА 5
1. 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА 5
1. 2 РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 7
1.3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАННЕМ И МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 11
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ОБЗОР НЕСТАНДАРТНЫХ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ 17
2. 1 ОБЗОР НЕСТАНДАРТНЫХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ 17
2. 2 МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ДИНАМИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

 

  

Введение:

 

Выбор темы. Великий ученный и педагог В.А.Сухомлинский заявлял, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».
И ведь правда, движения рук играют наиболее важную роль на протяжении всех этапов жизни ребенка. Интеллектуальные и творческие способности ребенка развиваются в основном от 3 до 9 лет – это самый благоприятный период, когда кора больших полушарий головного мозга до конца не сформировалась. Поэтому, формировать у ребенка восприятие, внимание, память, мышление, необходимо именно в этом возрасте.
Давно подтвержден тот факт, что для общего развития малыша и, в частности, для развития речи, стимулирующей является тренировка тонких движений пальцев рук. Мудрости и уникальности наших предков можно только удивляться. Они веками, из поколения в поколение, передавали народные потешки, песенки, заговорки. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
Исходя из выше изложенного, была определена тема курсовой работы: «Нестандартные приемы развития мелкой моторики детей раннего возраста».
Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по формированию мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционных приемов способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
При определении темы была выявлена проблема исследования: как использовать нетрадиционные приемы для формирования мелкой моторики рук детей раннего возраста?
Объектом проведения исследования является: процесс формирования мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Предмет исследования определяет сформированность развития мелкой моторики рук детей раннего возраста при помощи нетрадиционных приемов формирования мелкой моторики.
Цель исследования: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных приемов в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Гипотеза: нетрадиционные приемы развития мелкой моторики рук оказывают существенное влияние на своевременность и качество сформированности этих навыков.
Задачи исследования:
— рассмотреть теоретические аспекты формирования мелкой моторики у детей раннего возраста;
— провести обзор нестандартных приемов для развития мелкой моторики у детей раннего возраста;
— посредством мониторинга выявить уровень развития сформированности мелкой моторики у детей раннего возраста;
— провести экспериментальное исследование для определения роли нестандартных приемов для формирования мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Методы исследования.
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, классификация.
Практические: наблюдение, беседа, анализ документов, отработка результатов.
База исследования: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 60», группа раннего развития.
Схема работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ребенок дошкольного возраста – это способный общаться с окружающими старшими через первые привязанности, с поддержкой родных открывает для себя мир объектов и обучается грамотно обращаться с ними, переживает собственное свое Я, раздельное от Я иных людей, начинает понимать речь и совершает начальные попытки говорить, становится все наиболее независимым и настойчивым. В начале 1-го года жизни малыш начинает ходить, требует от старших права обследовать мир.
Особенности ребенка раннего дошкольного возраста сопряжены с тем, что в данном возрасте закладываются основные принципы познаний, требуемых ребятам в школе. Дошкольный возраст промежуток времени формирования детей с 3 вплоть до 6-7 лет, когда совершаются дальнейшее физическое формирование и усовершенствование умственных способностей детей. По этой причине, в этом возрасте необходимо совершенствовать и развивать в ребятах любознательность, заинтересованность к труду, приучить детей без помощи других одеваться, умываться, прибирать за собою постель и игровое место, слушать и выделять звуки в словах, занимаясь с ним математикой, необходимо познакомить детей с определением «число».
Мелкая моторика, сенсорика, координирование движений – основные определения для этапа раннего дошкольного возраста.
Степень формирования мелкой моторики — одна из характеристик умственного развития дошкольника. Как правило, дошкольник, обладающий высоким уровнем сформированности мелкой моторики, может логически рассуждать, у него в достаточной мере сформированы память и внимание, связная речь. Преподаватели подмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в 1-ый класс, зачастую испытывают значительные проблемы в овладении умением письма.
Основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что сможет помочь ребятам изучать объекты, играть с ними, ощущать. Формирование мелкой моторики пальцев полезно и есть прямая взаимозависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, формируется речь, воздействие на весь организм в целом.
Особенностями формирования мелкой моторики у ребенка младшего дошкольного возраста состоит в том, что ребята весьма восприимчивы к этому типу деятельности, что дает возможность им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любознательными. Упражнения с участием рук и пальцев у ребенка дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, оказывают благоприятное влияние на работу мозга, элементарные движения рук помогают убрать умственное утомление, совершенствуют артикуляцию произношения многочисленных звуков, формируют речь детей, ум детей находится на кончике пальцев.
В первые годы жизни дошкольник осваивает большое число движений. Сперва, его действия неуклюжи, неумелы, негармоничны. Моторные способности формируются со временем, и у любого из детей развитие проходит собственным темпом. Для того чтобы посодействовать малышу лучше овладеть собственными движениями, немаловажно сформировать активную подготовительную среду, порекомендовать различные игры и упражнения, способствующие формированию координации и совершенствованию моторных способностей.
Успех применения нестандартных приемов развития мелкой моторики заключался еще и в том, что выполняемые задания вызывали у детей яркие незабываемые ощущения при непосредственном взаимодействии с природным, бытовым материалом в нестандартном применении, а также от логоритмических игр и упражнений.
При знакомстве с нетрадиционными методами развития моторики, необходимо учитывать то, что для малышей – это, в первую очередь, игра. Именно поэтому очень важно стараться не ограничивать детскую свободу.
Необходимо предоставлять ребятам возможность экспериментировать, придумать самим то или иное движение, словесное сопровождение.
При использовании в детской деятельности нетрадиционных приемов развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, техник индивидуального и дифференцированного подхода была выявлена динамика развития моторики рук у детей раннего возраста.
Таким образом, на занятиях с использованием нетрадиционных приемов развития мелкой моторики, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы.
Таким образом, нестандартные методы и приемы развития мелкой моторики рук, способствуют более быстрому и легкому повышению уровня сформированности мелкой моторики и служат более эффективным средством коррекции сформированности мелкой моторики у воспитанников группы раннего развития.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО (РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО) ВОЗРАСТА

1. 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Под формулированием «мелкая моторика» подразумевается мобильность и гибкость мелких мышц в кистях рук, совершаемая под визуальным контролированием человека. Чем правильнее сформирована данная моторика, тем лучше будет у ребенка память, логика, речь и мышление.
Развитие мелкой моторики рук наступает с самого раннего возраста детей, если отец с матерью ориентируют малютку, снабжая ненасытный до энергии и активности мозг, имеющий необходимость во впечатлениях. Значимы и ценны не только лишь первые годы существования, но ранняя практика и ранние впечатления на самом деле подставляют основные принципы формирования личности.
Всевозможные повседневные действия и непростые задачи, с какими родители могут помочь справиться маленькому человечку, непосредственным образом оказывают большое влияние на то, сбережет ли он собственную естественную любознательность, сумеет ли совершенствовать умственные возможности, станет ли уверенно ощущать себя в новых ситуациях. Первые несколько лет жизни – это шанс помочь становиться малышу тем, кем он способен быть. Психологи заявляют, что мозг детей формирует каждое внимание к нему. Интерес вынуждает мозг подвергать обработке информацию, а следовательно совершенствоваться.
Мария Монтессори обнаружила связь между формированием тонких движений руки и речью детей, что если с речью не все в порядке, в этом, безусловно, повинна мелкая моторика. Биологами было определено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся очень близко. Специалисты по психологии и детские педагоги упорно рекомендуют родителям чаще играть в развивающие игры.
К примеру, игры со шнурком, перебор крупы, складывание посуды, мелкого материала. Формирование мелкой моторики рук — это значимая стадия формирования будущих способностей.
В.А.Сухомлинский заявлял, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Все это — позитивное влияние на внутренние органы, тонизирующий, заряд положительных эмоций, иммуностимулирующий эффект, активизация мыслительных функций и речи. Развитие мелкой моторики пальцев целесообразно не только лишь само по себе.
В.М.Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
На сегодняшний день много говорят о связи между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Согласованная и опытная работа пальцев может помочь формироваться речи и интеллекту, оказывает полезное воздействие на весь организм в целом.
Таким образом, речью заведует центральная нервная система. Особые речевые центры в мозге отличают речь от иных звуков, разграничивают фонемы, побуждает речевые органы к воссозданию звуков, осваивают и применяют законы создания слов, сочетаний слов и предложений, применения грамматических форм и многое иное. Поразительная работа по изучению речи протекает в лабораториях мозга. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при увеличении их умелости и ловкости непосредственно активируются речевые функции — парная польза.
Факт в том, что в головном мозге человека центры, ответственные за речь и движения пальцев рук находятся совсем недалеко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя этим наиболее соответствующие отделы мозга, активизируются и окружающие области, ответственные за речь.
Цель преподавателей и детских психологов — сообщить до родителей роль игр в формирование мелкой моторики, для того чтобы вызвать интерес детей и посодействовать ему освоить новую информацию, необходимо сделать обучение игрой, не отступать, когда задания представятся тяжелыми, не забывать хвалить детей.

1. 2 РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Педагоги и психологи, специализирующиеся на проблемах формирования дошкольников единогласно сходятся в суждении о том, что мелкая моторика весьма значима, так как посредством ее формируются подобные высшие качества сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, внимательность, зрительная и моторная память, речь. Формирование мелкой моторики немаловажно ещё и потому, что в жизни, когда вырастут, ребятам потребуются четкие координированные движения, для того чтобы писать, одеваться, а кроме того осуществлять разнообразные бытовые и другие действия.
Еще в середине минувшего столетия существовало определение, что степень формирования речи ребенка непосредственно находится в зависимости от сформированности движений мелкой моторики рук. В случае если формирование движений пальцев отстает, то останавливается и речевое развитие, правда общая моторика при этом может являться выше нормы. Множественными разработками педагогов подтверждено, что движения пальцев рук активизируют формирование основной нервной системы и стимулируют формирование речи ребенка. Подобным способом, формируя мелкую моторику у детей, и этим наиболее стимулируя соответствующие отделы мозга, а конкретнее его центры, ответственные за движения пальцев рук и речь, каковые находятся совсем рядом друг к другу, воспитатель стимулирует и соседние отделы, ответственные за речь.
В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», отданной вопросам нейропсихологии, рассматриваются функции разных зон головного мозга в их взаимосвязи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их близкой связи.
Если у детей хорошо сформирована мелкая моторика руки, в таком случае и речь формируется верно, а активное формирование речи в раннем возрасте, согласно суждению Д. Б. Эльконина, необходимо расценивать не как функцию, а как особенный объект, каким дошкольник завладевает так же, как он завладевает иными орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своего рода «веточка» в формировании независимой предметной деятельности.
Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко продемонстрировали, что речь обладает весьма значительной ролью для формирования восприятия. В предметной деятельности совершается формирование восприятия. Практически никакое формирование предметных действий невозможно в отсутствии ориентации на единичные признаки Л. С. Выготский заявлял о раннем возрасте как о возрасте активного формирования восприятия.
Таким образом, можно создать последующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Разрешено пояснить это высказывание соответствующими примерами: в случае если ребятам продемонстрировать кактус, предоставить право дотронуться до него рукою, а далее обратиться с просьбой, изобразить, то дошкольник, как правило, станет представлять его с очень неестественными колючками. В случае если же в ином опыте сопоставить то, что создает дошкольник, зрительно анализирующий либо активно ощупывающий решетку, с её дальнейшим графическим изображением, в таком случае, можно отметить, что она представляется или «дырявой», то есть состоящей из кругов, или «угловатой», состоящей из линий, схожих с железнодорожными рельсами. В первом случае дошкольник ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки данной решетки, во 2-ом случае — он более увлекался пересечением перекладин. То есть, сначала дошкольник применяет собственные пальцы с целью ощупывания объекта, чем правильнее сформирована мелкая моторика, тем большее представление о объекте дошкольник приобретет, тем совершеннее сумеет изобразить его словесно. Далее, применяя опять-таки мелкомоторные умения, дошкольник показывает объект на бумаге, изображает его. Это способствует наиболее полному восприятию объекта, вычленение его из строя иных, аргументация его характерных признаков, запоминание их, то есть совершается развитие ещё и мышления, и памяти детей. Доказательство этого тезиса можно отыскать в трудах ученых-психологов. К примеру, согласно текстам Л. С. Выготского, все без исключения психические функции в данном возрасте формируются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». В таком случае это и мышление, и память и мышление. Об удивительных свойствах мелкой моторики ведали ещё наши мудрые предки. Из поколения в поколение переходят занятные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и прочие пальчиковые игры.
Ручные умения с успехом применяла в работе с ребятами итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно популярной методики Мария Монтессори. Согласно её суждению, в раннем дошкольном детстве огромной ролью обладает сенсорное развитие. Изучение находящегося вокруг мира малышом наступает с «живого созерцания», с сенсорных действий — ощущения, восприятия, представления. Формирование их у ребят формирует требуемые посылы для появления наиболее сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитие множества возможностей (к примеру, музыкальных, изобразительных), кроме того сопряжено с формированием чувств, восприятий. А сенсорное формирование непосредственно сопряжено с мелкой моторикой руки, вследствие того что осязание – одно из 5 эмоций человека, при поддержке коего ребята в раннем возрасте приобретают колоссальное число данных о находящемся вокруг мире. Правильное развитие мелкомоторных функций тем более немаловажно ещё и вследствие того, что в дошкольном раннем возрасте воспринимающие движения формируются особенно стремительно.
Мария Монтессори заявляла, что любое движение ребят — это еще одна складка в коре больших полушарий. Упражнения в ежедневной жизни весьма значимы для маленького ребенка. Тренировка пальцев рук считается сильным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Правильное формирование мелкой моторики устанавливает кроме того развитие у детей сенсомоторной координации — скоординированного воздействия рук и глаз. С помощью зрения дошкольник исследует находящуюся вокруг реальность, осуществляет контроль над собственными движениями, вследствие чего они станут наиболее совершенными и четкими. Глаза как бы «обучают» руку, а с поддержкой ручных движений в объектах, какими манипулирует дошкольник, раскрывается больше новой информации. Глаза и движения рук делаются главной основой постижения ребятами находящейся вокруг реальности. Исследуя различные объекты, касаясь и ощупывая их ручками, дошкольник приходит к осмыслению причинных связей. Чем старше становится дошкольник, тем проворнее он применяет руки и пальцы, для того чтобы повторить увиденное, либо реализовать запланированное. Он сооружает здания, башни и мосты, изображает животных и людей, буквы и числа, и в окончательном результате обучается писать. При исполнении абсолютно всех данных действий газа помогают рукам.
По суждению Монтессори, с поддержкой упражнений, развивающих мелкую моторику, дошкольник обучается следить за собою и собственными вещами, обучается правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать башмаки. В этом случае мелкая моторика рук сопряжена ещё и с развитием самостоятельности детей, а значит формирование мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, способность привести выбранную работу до конца, извлечь удовлетворение от совершенного, весьма немаловажно и для развития личности ребенка в целом.

1.3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАННЕМ И МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Младший дошкольный возраст характеризуется значительной насыщенностью физического и психического формирования. Увеличивается энергичность детей, увеличивается её целенаправленность; наиболее разнообразными и координированными станут движения, в этом числе и мелкая моторика рук.
Этот возрастной период характеризуется рядом новообразований, учет каковых значим с целью последующего формирования детей. Таким образом, начиная с 2–4 лет происходят значительные перемены в характере и содержании деятельности детей, в взаимоотношениях с окружающими ребенка людьми: старшими и ровесниками. Главный вид деятельности в данном возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Максимально существенное достижение данного возраста заключается в том, что действия детей обретают направленный характер.
Резко увеличивается любознательность ребенка. В этом возрасте совершаются значительные перемены в формировании речи: существенно возрастает запас слов, возникают простые виды суждений о находящемся вокруг, каковые проявляются в довольно развернутых высказываниях.
Трехлетний дошкольник горазд уже не только лишь принимать во внимание качества объектов, но и осваивать определенные общепринятые понятия о разновидностях данных качеств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся примерами, мерками, с какими сопоставляются характерные особенности воспринимаемых объектов.
Главенствующей формой мышления делается наглядно-образное. Дошкольник оказывается способным не только лишь группировать объекты согласно внешнему однообразию (форма, цвет, величина), но и осваивать общепринятые понятия о группах объектов (одежда, посуда, мебель).
В этот же возрастной период совершается последующее усовершенствование мелкомоторных функций рук детей, с коими непосредственно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточная степень сформированности мелкой моторики считается значимым показателем готовности детей к школьному обучению. Способность осуществлять четкие движения кистью и пальцами рук просто необходимо для освоения навыком письма.
Обычно дошкольник, обладающий высокой степенью сформированности мелкой моторики, имеет навык логического рассуждения, у него в достаточной мере сформированы память, внимание, связная речь. По этой причине деятельность по формированию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в среднее учебное заведение. Приступать к этой работе необходимо как можно раньше. Уже в младенческом возрасте, можно выполнять массирование пальцев, влияя этим на наиболее действующие точки, сопряженные с корой головного мозга.
Степень сформированности мелкой моторики у детей устанавливает наиболее значимые для его будущего качества: речевые возможности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, ответственные за данные возможности, напрямую соединены с пальцами и их нервными окончаниями. По этой причине упражнения и занятия, в каковых принимают участие маленькие пальчики детей, крайне значимы для его интеллектуального и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координирование движений – основные определения для этапа раннего дошкольного возраста.
Нормальное формирование речи детей теснейшим способом сопряжено с формированием движений пальцев рук. Эксперты обосновывают то, что с анатомической точки зрения, приблизительно тридцать процентов всей площади моторной проекции коры головного мозга захватывает проекция кисти руки, размещенная невероятно близко от речевой области. Непосредственно размер проекции кисти руки и её близость к моторной области предоставляют основание расценивать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Во взаимосвязи с этими данными, существовало мнение о значимом воздействии тонких движений пальцев на развитие и формирование вербальной функции детей.
Поэтому, для того чтобы обучить ребенка говорить, следует не только лишь упражнять его артикуляционный аппарат, но и совершенствовать движения пальцев рук. Преподаватели и психологи советуют приступать к активным тренировкам пальцев детей уже с десятимесячного возраста. Регулярные упражнения по тренировке пальцев рук считаются и орудием увеличения трудоспособности коры головного мозга.
В воспитании детей имеются периоды, когда их организм в особенности чувствителен к, некоторого рода, влияниям находящейся вокруг среды, если ребенок особенно восприимчив к освоению какой-либо информации. С целью формирования речи данный промежуток — возраст с 1 вплоть до 3-х лет. Непосредственно в это время дошкольник овладевает главными орудиями языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основные принципы речевого поведения, создается особенное ощущение языка. Обоснованно, что только к 3 годам жизни движения пальцев детей станут схожи с движениями пальцев рук старшего человека.
В первые годы жизни дошкольник осваивает большое число движений. Сперва, его действия неуклюжи, неумелы, негармоничны. Моторные способности формируются со временем, и у любого из детей развитие проходит собственным темпом. Для того чтобы посодействовать малышу лучше овладеть собственными движениями, немаловажно сформировать активную подготовительную среду, порекомендовать различные игры и упражнения, способствующие формированию координации и совершенствованию моторных способностей.
От рождения вплоть до 2-ух лет дошкольник постепенно обучается сидеть, вставать и совершать первые шаги. Он принимается стремительно изучать находящееся вокруг общество, брать в ручки разнообразные предметы, осуществлять элементарные действия. К примеру, в данный промежуток времени дошкольник обучается брать маленькие легкие предметы и класть их в коробку, изображать мелком каракули, брать ручками твердую еду и класть её в рот, снимать с себя носочки либо головной убор.
В анализируемый нами в данном труде возраст, с 2-ух вплоть до 4 лет, способности, полученные ребенком в предыдущем периоде, со временем улучшаются. Ребята в данном возрасте со временем обучаются класть объект в конкретное место. Если в прошлом периоде дошкольник в большей степени захватывал и удерживал предмет ладошкой, то сейчас он начинает проворно применять пальцы. В данный период он обучается изображать линии, круги, разрезать снимать и надевать свободную одежду, бумагу ножницами.
То есть, формирование мелкой моторики у детей происходит со временем и поэтапно: сперва он обучается дотягиваться до объекта и хватать его, а затем манипулировать им. Немаловажную значимость в данном процессе представляет координирование движений глаз и руки, а кроме того действий двух рук.
Овладение сравнительно тонкими действиями рук совершается в ходе формирования кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, то есть, в ходе развития зрительно-тактильно-кинестетических взаимосвязей. Уже после сформирования данных взаимосвязей движения руки приступают в большей степени осуществляться под контролированием зрения, сейчас уже вид объекта — это побуждение движений рук по направлению к нему.
Из числа иных моторных функций движения пальцев рук обладают особенной значимостью, так как проявляют колоссальное воздействие в формировании высшей нервной деятельности ребят. Но прежде чем кисть детей принимается в своих действиях напоминать руку взрослого лица, протекает достаточно существенное количество времени.
По мнению преподавателей и психологов, можно отметить последующие нормативные требования по формированию мелкой моторики у дошкольников с 1 года вплоть до 6-11 лет: стучит одним предметом о другой, берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами, рисует и чёркает на листе бумаги, вытаскивает крошку из прозрачной банки, строит (копирует) мостик из 3-х кубиков, строит башню из 2-х кубиков, строит башню из 4-х кубиков, перерисовывает крестик, рисует вертикальную линию (ошибка до 30 градусов), перерисовывает квадрат, перерисовывает круг, строит (копирует) мостик из 5-х кубиков, строит башню из 8-х кубиков, рисует человечка(3 элемента), рисует человечка(6 элементов).
Если значительная доля способностей им усвоена, вы сможете делать вывод о том, что формирование мышления и моторных возможностей рук вашего ребёнка протекает в соответствии с нормой. В случае если задержка (либо опережение) совершается частично и только лишь по 1 либо 2 признакам, в таком случае, можно сделать вывод о негармоничном формировании у ребят функций мышления и мелкой моторики. В случае если же значительная доля нормативных способностей ребятами еще не постигнута, то может идти речь о совокупном отставании в формировании мышления и мелкой моторики в той, либо другой степени.
Над правильным развитием мелкой моторики у ребенка следует трудиться и родителям и преподавателям. Весьма значимой составляющей считаются «пальчиковые игры». Эти игры, весьма эмоциональные, возможно проводить как в детском саду, так и в домашней обстановке. Они занимательны и способствуют формированию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы показывают действительность находящегося вокруг мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В процессе «пальчиковых игр» ребята, повторяя движения старших, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, способность регулировать собственными движениями, сосредоточивать интерес на одном варианте работы.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка тот или иной рифмованной истории, сказки при поддержке пальцев. Многие игры призывают участвовать обе руки, что предоставляет возможность ребятам ориентироваться в понятиях «на право», «налево», «наверх», «вниз» и т.д.
Трехлетние дети осваивают игры, которые проводятся 2-мя ручками, к примеру, одна кисть показывает дом, а другая — кошку, вбегающую в этот дом.
Четырехлетние дошкольники могут играть в данные игры, используя ряд событий, сменяющих друг друга. Более старшим ребятам можно порекомендовать оформить игры различным реквизитом — небольшими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Пальчиковые игры — это упражнения с целью усовершенствования физической активности пальцев, формирование их силы и гибкости и, как результат, усовершенствование почерка; сокращение физического утомления и морального напряжения в период урока; массирование «активных точек» на пальцах и ладошках. В неё введены упражнения на составление при помощи пальцев и тренировочных объектов (карандашей, ручек, линеек) абсолютно всех чисел, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму данные процедуры могут помочь ребёнку не только лишь сделать пальцы подвижнее, но и усвоить, как пишется эта либо другая буква и цифра.
Очень хорошо себя показала и различная предметная деятельность, гармонирующая в том числе с умениями самообслуживания, что кроме того способствует формированию мелкой моторики: всевозможные шнуровки; застёгивание и расстегивание пуговиц; нанизывание колец на тесьму; сортировка мозаики по ячейкам; игры с мозаикой; перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха); игры с конструктором; различные упражнения по лепке, изобразительной деятельности, игры с бумагой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы